Автор: Дергунова Екатерина Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Что? Где? Когда?" - применение игровых технологий в курсе сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока по сольфеджио «Что? Где? Когда?»
педагог дополнительного образования — Дергунова Екатерина Евгеньевна
направление — музыкально-педагогическое;
возраст участников занятия — 9-14 лет.
Тема занятия: «Что? Где? Когда?» - применение игровых технологий в курсе сольфеджио.
Тип занятия: контрольный урок.
Технология занятия: игровая.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, командная.
Цели:
- развитие и организация ритмического и мелодического слуха;
- проверка усвоенных ранее знаний и навыков;
- формирование умения работать в команде;
- повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у обу-
чающихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить пройденный за полугодие материал;
2. Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
Развивающие:
1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей;
2. Стимулировать развитие музыкальных способностей учащихся: чувства ритма, ме-
лодического слуха, музыкальной памяти;
3. Формирование психологической раскрепощенности и коммуникабельности;
4. Поддержание интереса к предмету «Сольфеджио».
Воспитательные:
1. Воспитание в детях любви к музыкальной культуре в целом;
2. Формирование коммуникативных качеств и умения работать в команде.
Основные понятия взяты из курса Сольфеджио за 1 год обучения.
Оборудование: раздаточный материал для команд, таймер, классная доска, пианино.
Этапы занятия:
1. Подготовительный. Заранее заготавливается раздаточный материал для проведе-
ния игрового урока, продумываются вопросы в соответствии с пройденной программой,
подготавливается кабинет: расстановка столов квадратом «по два» (для двух команд), сту-
льев вокруг + один стол между командами (для конвертов с заданиями); расчерчивается дос-
ка для фиксации результатов команд (см. Приложение 1).
2. Организационный этап. Задачи: создание благоприятной атмосферы для проведе-
ния занятия; настройка детей на учебно-игровую деятельность; организационные моменты.
Включает в себя приветствие, деление на команды, выбор капитанов и названий команд, обо-
значение общих правил игры. 3-5 минут.
В соответствии с выбранной нами игровой тематикой, класс делится на две команды. Выби-
раются капитаны, каждый из которых по очереди будет вытягивать конверт с темой задания
для обеих групп (раунд). На обсуждение заданий уходит от 1 до 5 минут (в зависимости от
сложности). Каждый верный ответ - одно очко, неправильный - очко команде противников.
3. Основной этап делится на два периода (тайма), между которыми - так называемая
«Музыкальная пауза». Общие задачи для обоих периодов: закрепление и применение на
практике ранее полученных знаний; определение пробелов в пройденном материале и их
ликвидация на месте; развитие коммуникативных навыков: умения участвовать в диалоге и
грамотно изъясняться, работать в команде, своевременно отстаивать свою точку зрения, си-
стематизировать и выбирать верную информацию.
Каждый из периодов состоит из нескольких «раундов», последовательность которых
решают капитаны путем выбора конверта с темой задания.
Раунд 1: «Найди ошибки». Каждой команде выдается по карточке, где необходимо
найти и отметить примеры неправильного написания штилей и пауз (Приложение 2). Время
коллективного обсуждения - 3 минуты, время проверки - 2 минуты; итого - 5 минут. Каждая
верно угаданная ошибка - плюс 1 балл, не угаданная или же неверная - балл команде против-
ника.
Раунд 2: «Ни дня без ритма». Каждой команде дается ритмическая заготовка (на каж-
дого участника по 2 такта) в размере 2/4 (Приложение 3). Задание: под счет капитана каждый
должен «озвучить» свой отрывок. Условные обозначения длительностей: восьмая - хлопок в
ладоши, четверть - стук по парте, половинка - один притоп. Время подготовки - 2-3 минуты,
озвучивание обеих команд - 5-7 минут, итого - не более 10 минут. Данный раунд не только
позволяет применить ранее полученные навыки и знания (длительности и их счет, размер,
понятие такта и его наполнение), но и развивает чувство ритма (несмотря на озвучивание
капитаном ритмической сетки вслух, каждый из участников вынужден проговаривать ее про
себя, чтобы вступить вовремя), а также чувство ответственности как каждого участника пе-
ред командой за результат, так и капитана в частности (ведь именно он выбирает темп вос-
произведения всей заготовки, держит игроков своей команды в ритмической сетке устным
счетом, а также начинает цепочку). Каждый отрывок оценивается отдельно по следующим
критериям: точность исполнения длительностей, попадание в ритмическую сетку, свое-
временность вступления. За каждый отрывок можно получить от 1 до 3 очков (соответствен-
но, очки, недобранные за ошибки, идут в «копилку» противника).
«Музыкальная пауза», она же - «Примирительная пауза команд».
«Ребята, предлагаю вам на минуту прервать наше состязание умов и немножко
размяться. Давайте подойдем к пианино и все вместе споем примирительную гамму - До ма-
жор». Исполняется гамма До мажор вверх и вниз (с учетом перехода и возврата на свои ме-
ста - не более 5 минут).
Раунд 3: «Ребусы». Каждая команда получает карточки с двумя типом заданий: за-
шифрованными в словах нотами - их необходимо найти и написать на нотоносце, и зашифро-
ванными при помощи нот словами - необходимо вписать недостающий слог, обозначенный
буквой (см. Приложение 4). При повторении ноты, ее нужно написать в другой октаве. На
коллективное решение отводится 5 минут. Каждый разгаданный ребус - 1 балл, неразгадан-
ный - балл достается команде противника.
Раунд 4: «Блиц-опрос». Каждой команде задается по 5 вопросов, затрагивающих
материал тем, пройденных за полугодие. На обсуждение с командой каждого вопроса от-
водится ровно 1 минута, отвечает командир. При желании ответить без обсуждения, минута
сохраняется и может быть использована при обсуждении другого вопроса данного раунда.
Каждый верный ответ дает преимущество в 1 балл, каждый неверный - дарит 1 балл команде
противника. На опрос отводится не более 10 минут.
Список вопросов команде №1:
1. В каком направлении пишется штиль у ноты соль второй октавы?
2. У какой длительности самый длинный счет?
3. Что означает верхнее число в размере?
4. Какие длительности закрашиваются при написании?
5. С какой линейки свисает при написании целая пауза?
Список вопросов команде №2:
1. В каком направлении пишется штиль у ноты соль первой октавы?
2. У какой длительности самый короткий счет?
3. Что означает нижнее число в размере?
4. Какие длительности не закрашиваются при написании?
5. На какой линейке лежит при написании половинная пауза?
4. Заключительный этап (финал). Проводится предварительный подсчет баллов.
При возникновении ничьей или незначительном отрыве, предлагается сыграть в супер-игру.
Командам задается одна и та же загадка, кто правильно ответит на нее первым - тот принесет
своей команде 5 очков; неверный ответ отнимет 5 очков у команды.
«Он - король всего нотного стана, верный соратник каждой из нот. Но к одной ноте он
наиболее всего привязан. Кто он и о какой ноте идет речь?» (скрипичный ключ, соль)
После проведения финального подсчета, объявляется команда-победитель. Препода-
ватель позравляет всех участников с достойной демонстрацией своих умений и навыков. Ре-
бята оценивают свои результаты, обсуждают ошибки, делают выводы (развитие навыков
самоконтроля и самооценки). Занятие заканчивается, все прощаются.
Приложение 1
План доски
№ раунда
Команда №1 (название)
Команда №2 (название)
Раунд 1
Раунд 2
Раунд 3
Раунд 4
Финал
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4