Напоминание

"Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников через настольные игры и упражнения"


Автор: Дернова Надежда Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 69 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников через настольные игры и упражнения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников через

настольные игры и упражнения

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста играет

ключевую роль в подготовке к школьному обучению. Грамматический строй

речи

служит

основой

для

последующего

освоения

родного

языка,

становления

письменной

речи

и

успешного

овладения

учебными

дисциплинами.

Важнейшей

задачей

педагога

становится

создание

благоприятных условий для всестороннего развития речи воспитанников.

Одним из современных подходов к решению проблемы качественного

овладения языком является внедрение игровой деятельности, в частности,

настольных игр и специально разработанных упражнений. Именно такая

форма занятий позволяет ребёнку естественным путём усваивать важные

лингвистические категории, улучшать произносительные навыки и осваивать

нормы русского языка.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения

качества

образовательного

процесса

в

детских

садах,

поиском

инновационных

методик,

направленных

на

улучшение

уровня

сформированности языковой компетенции будущих школьников. Цель

данной работы заключается в изучении особенностей влияния настольных

игр и упражнений на развитие грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи исследования включают:

Изучение теоретических основ формирования грамматического строя

речи у старших дошкольников;

Анализ существующих методов и приёмов развития грамматики в

игровой форме;

Выявление

эффективности

использования

настольных

игр

и

упражнений в формировании грамотной речи;

Подбор практических материалов и разработка системы занятий для

старшей возрастной группы;

Оценка результатов проведённых исследований.

Объект исследования — процесс развития грамматического строя речи

у старших дошкольников. Предмет исследования — влияние настольных игр

и упражнений на этот процесс.

Гипотеза исследования предполагает, что систематическое включение

настольных игр и специальных упражнений в повседневную деятельность

детей

способствует

значительному

улучшению

уровня

владения

грамматическими нормами, повышает качество устной речи и готовит детей

к дальнейшему овладению письменностью.

Методы исследования: наблюдение, экспериментальное исследование,

анкетирование родителей и педагогов, тестирование, методы статистической

обработки полученных данных.

Практическая значимость работы состоит в возможности внедрения

подобранных материалов и рекомендаций в работу дошкольных учреждений,

повышении квалификации педагогических кадров, улучшении общего

уровня подготовки детей к школе.

Современная наука рассматривает грамматический строй речи как

совокупность

закономерностей,

определяющих

взаимосвязь

морфологических категорий и синтаксических структур языка. Овладение

этими правилами начинается в раннем детстве и достигает зрелого уровня

лишь к концу школьного периода. Тем не менее, именно старший

дошкольный возраст считается критическим периодом, когда закладывается

основа будущего вербального поведения индивида.

Развитие грамматического строя речи осуществляется постепенно,

проходя ряд этапов. К старшим дошкольникам предъявляются повышенные

требования: дети должны уметь различать звуки, чётко формулировать

высказывания, владеть простейшими формами обобщения, составлять

правильные конструкции предложений. Без должного педагогического

сопровождения многие дети испытывают трудности в данном аспекте, что

впоследствии негативно сказывается на общем уровне успеваемости в

начальной школе.

Психологи отмечают важность этого этапа в плане когнитивного

развития.

Как

утверждает

Д.Б.

Эльконин,

способность

оперировать

абстрактными категориями формируется одновременно с освоением норм

грамматики.

Следовательно,

особое

внимание

должно

уделяться

специальным занятиям, направленным на углубленное изучение сложных

элементов языка.

Педагогически организованная среда детского сада должна создавать

условия для постепенного осознания ребёнком важности грамматики,

способствовать повышению мотивации к изучению родного языка и

активизации мыслительной активности.

Для эффективного развития грамматики специалисты рекомендуют

использование игровых методов, позволяющих детям активно вовлекаться в

процесс обучения, развивать внимание, память и мышление. Настольные

игры и специальные упражнения являются одними из эффективных

инструментов для достижения поставленных целей.

Особенности использования настольных игр и упражнений в развитии

грамматического строя речи

Настольные игры позволяют эффективно закрепить знания и умения,

полученные детьми ранее, а также помогают усвоить новые понятия и

правила грамматики. Такие занятия способствуют созданию позитивного

эмоционального фона, мотивируют интерес к обучению и развивают

познавательную

активность.

Среди

преимуществ

игрового

подхода

выделяют:

- Формирование интереса к освоению новых форм и конструкций речи,

- Возможность многократного повторения изучаемого материала,

- Создание ситуаций успеха, повышающих самооценку ребенка,

- Совершенствование способности понимать структуру предложений и

устанавливать связи между словами.

Среди популярных видов настольных игр выделяются лото, домино,

пазлы, карточки-задания и дидактические кубики. Каждая игра имеет свою

специфику и цели, направленные на отработку конкретных навыков.

Игра «Подбери слово»

Цель: закрепление согласования существительных и прилагательных.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать подходящие по смыслу и

форме прилагательные к предложенным словам («яблоко красное», «кошка

пушистая»).

Игра «Рассказчик»

Цель:

формирование

связной

речи

и

правильного

построения

предложений.

Ход игры: ведущий называет начало истории, остальные участники

продолжают её, соблюдая правильную последовательность действий и

правильное построение предложений.

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания и понимания структуры предложений.

Ход упражнения: перед ребенком выкладываются четыре предмета или

картинки, три из которых объединены общим признаком, ребенок должен

определить лишнее и объяснить выбор.

Эти и подобные виды игр и упражнений создают условия для

активного

взаимодействия,

пробуждают

инициативу

и

обеспечивают

положительную динамику развития речи.

При

проведении

занятий

важно

учитывать

индивидуальные

особенности каждого ребенка, выбирать оптимальные способы подачи

материала и стимулировать творческое выражение детей. Для успешного

результата рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

- Создавать доброжелательную атмосферу и поддерживать стремление

детей выражать свои мысли свободно и уверенно.

- Регулярно проводить тематические занятия, чередуя виды заданий и

предлагая разнообразные игровые ситуации.

-

Использовать

наглядные

пособия

и

развивающие

игрушки,

способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала.

- Обеспечивать обратную связь и поддержку каждому участнику

группы, отмечая успехи и поощряя самостоятельность.

Таким

образом,

применение

настольных

игр

и

специальных

упражнений позволяет значительно повысить уровень владения речью у

старших дошкольников, обеспечивая готовность к школьному обучению и

создавая прочную основу для дальнейшего развития личности ребенка.

Развитие речи является одной из важнейших составляющих психолого-

педагогического процесса подготовки ребёнка к школе. Грамотная речь

способствует формированию интеллектуальных способностей, развитию

коммуникативных навыков и обеспечивает успешное обучение в дальнейшем

образовательном процессе. Одним из ключевых аспектов формирования

правильной речи является работа над развитием грамматического строя,

включающего умение правильно строить предложения, согласовывать части

речи

и

грамотно

употреблять

падежи,

времена

глаголов

и

формы

прилагательных.

Список литературы

1. Флерина Е.А. Игры и занятия по развитию речи. Москва: Советский

педагог, 1965.

2. Леонтьев А.Н. Психология восприятия речи. Москва: Педагогика,

1974.

3.

Стародубова

Н.А.

Развивающие

игры

и

упражнения

для

дошкольников // Журнал «Детский сад: теория и практика». № 3. 2006.

4. Хабарова Т.В. Использование игровых технологий в развитии речи

детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. № 4. 2011.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методы исследования детской речи.

Москва: Владос, 2004.

6. Новоторцева Н.В. Обучение грамоте дошкольников. Ярославль:

Академия развития, 2005.



В раздел образования