Автор: Абсалямова Флюра Зиннуровна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Азнакаевская детская школа искусств" Азнакаевского муниципального района
Населённый пункт: г. Азнакаево Республика Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Музицирование, как одна из форм развития творческих навыков учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Азнакаевская детская школа искусств»
Азнакаевского муниципального района РТ.
Методическое сообщение на тему:
«Музицирование, как одна из форм развития
творческих навыков у учащихся ДШИ.»
Выполнила: преподаватель по классу баяна
высшей квалификационной категории
Абсалямова Флюра Зиннуровна.
Азнакаево, 2024 г.
Название – Методическая разработка для преподавателей ДШИ народного
отделения в классе баяна и аккордеона
Номинация – Дополнительное образование детей и школьников
Тема – Музицирование, как одна из форм развития творческих навыков у
учащихся ДШИ
Цели:
1)
Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды
музицирования;
2)
Расширение кругозора учащихся;
3)
Подготовка учащихся ДШИ к самостоятельному творческому
мышлению;
4)
Заинтересованность детей в учебном процессе, активизация их
музыкально – эстетического сознания;
5)
Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с
классической, народной и современной музыкой;
Задачи:
образовательная – обучение навыкам подбору по слуху,
транспонированию и чтению с листа;
развивающая – обогащение музыкально – слухового и исполнительного
опыта, развитие познавательного интереса учащихся;
воспитательная – привитие любви к различным по стилю, жанрам
музыке; к своему инструменту;
Используемые методы: словесный, практический, наглядно –
демонстрационный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке.
2
Оборудование к уроку, техническое обеспечение:
музыкальный инструмент – баян или аккордеон, пульт, нотная
литература, наглядные пособия;
«живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;
компьютер ( ноутбук);
видеозаписи и аудиозаписи;
Музицирование предполагает умение подбирать по слуху,
транспонировать, легко читать ноты с листа. Развитие этих навыков делают
более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают
интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают
ученикам самостоятельность. Общеизвестным является тот факт, что за годы
учебы у некоторых детей пропадает интерес к обучению, а через 2-3 года
после окончания музыкальной школы они не могут сыграть ни одной пьесы,
так как выученный материал забыт, а навыки подбора по слуху не
выработаны, хотя они являются самыми востребованными в быту. Домашнее
музицирование с его навыками легко читать с листа, аккомпанировать,
обладать музыкальным вкусом и самостоятельно разучивать произведения
являются не менее важными в воспитании учащегося- музыканта.
Пианист и композитор И. Гофман писал: «Лучший способ научиться
быстро читать – это как можно больше читать.» Сто лет назад чтение с листа
являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным
времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки
обладали высоким уровнем знаний в области искусства, они же составляли
основу интеллигенции.
Польза занятий по чтению нот с листа, подбору пьес по слуху,
транспонированию давно доказана, но между тем анализ работы
музыкальных школ показывает, что в классах баяна недостаточно внимания
3
уделяется этому направлению. С первых же занятий педагог ориентирует
учащихся на усвоение нотных знаков, клавиатуры, постановку рук и пальцев,
аппликатуру и звукоизвлечение. Такая форма занятий не способствует
развитию творческой активности и самостоятельности ребенка, более того
подавляет их. Учащийся, хотя и овладевает предусмотренной программой, но
оказывается не способным к деятельности требуемой слуховой и умственной
активности. Практика показывает, если у учащегося имеются устойчивые и
ясные слуховые представления мелодии, то он, несмотря на отсутствие
игровых навыков, при желании обязательно подберет ее на инструменте.
Поэтому первая задача педагога всячески содействовать развитию и
укреплению в учащемся слуховых представлений, стремиться к тому, чтобы
учащийся накапливал их.
Целесообразнее начинать обучение игре на баяне с подбора по слуху и
транспонированию по слуху, т.к. при этом учащиеся накапливают первичные
слуховые образы, необходимые для последующего слухового восприятия.
При этом педагог должен учитывать индивидуальные способности
учащегося: одаренность, память, ритм и т. п., и здесь необходим
дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся
навыки, умения и способствовать их дальнейшему развитию.
Под игрой по слуху понимают исполнение на инструменте музыкального
материала, усвоенного на основе музыкально- слуховых представлений без
помощи нот. Подбор по слуху имеет две формы: а) усвоение музыки в одной
первоначальной тональности б) усвоение музыки в другой новой
тональности, то есть в виде транспонирования. Педагог- баянист Ю.Акимов
рекомендует следующую последовательность в первоначальном обучении
игре по слуху.
1)
нахождение одного звука на правой клавиатуре
2)
нахождение звука вверх и вниз от заданного
3)
повторение простых ритмических фигур на одном звуке
4
4)
Ритмическая « игра» ( ритмоинтонация) на чередовании двух звуков
5)
На более позднем этапе – доигрывание учеником мелодии, начатой
педагогом
6)
Подбор простейших знакомых мелодий
7)
Подбор элементов аккомпанемента к изученным мелодиям
8)
Транспонирование по слуху
Первые одноголосные мелодии исполняемые правой рукой должны быть
написаны в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним знаком.
Они должны содержать в себе гаммообразную последовательность.
Постоянно ставьте перед учеником различные вопросы, например: « Какой
из звуков выше (тоньше)? Можно ли найти от исходного звука более низкий
звук? При пропевании мелодии звуки повышаются или понижаются?
Движение музыки постепенное или скачкообразное? и т.п.» При этом
пропевание и простукивание ритма необходимо. Вполне допустимо пение со
словами считалок, детских и народных песен.
На начальном этапе подбор по слуху осуществляется в пределах секунды,
затем терции до мажора, в объеме кварты. Когда ученик освоит эти задачи,
можно предложить сыграть мелодию от другой клавиши. Правила просты:
а) мелодия заканчивается на тонике б) субдоминанта не может за
доминантой. Необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на
примере попевок. Это активирует слух и мыслительную деятельность
ученика. Усложнение материала в дальнейшем должно происходить
постепенно. Появление минорного лада, тональностей с большим
количеством знаков, отклонения, модуляции, усложнение ритма.
Транспонирование тесным образом связано с подбором по слуху.
Транспонирование – это перевод мелодии из одной тональности в другую. С
самого начального этапа обучения музыке, даже не зная тональностей,
ученик уже способен подбирать мелодию по слуху от разных клавиш. Для
этого используются короткие мелодии, построенные на поступенном
5
движении вверх или вниз, небольших скачках на терцию или кварту.
Например: детские песенки Ручеек, Я гуляю, Качи, Прозвенел звонок.
Приветствуется транспонирование ранее знакомых мелодий, только затем
можно переходить к незнакомым пьесам. Транспонированию предшествует
детальный анализ:
1)
Анализ произведения
2)
Запись первоначальной и новой тональности, опорные звуки лада
3)
Определить звуки мелодии в новой тональности
4)
Определить позиции рук, аппликатуры
5)
Настраиваемся на новую тональность, гамма, трезвучия
6)
Исполняем с листа в новой тональности
Анализ произведения нужно проводить в двух планах: а) целостный
анализ формы, ладотональности, жанровых особенностей и других
выразительных средств б) анализ элементов музыкального языка –
интервалов, аккордов, ритмических групп.
Транспонирование по нотам требует от исполнителя прочных
теоретических и практических знаний тональностей и специфики
устройства клавиатуры баяна. Поэтому перед началом занятий учащемуся
необходимо твердо усвоить, что:
1)
при транспонировании изменяется тональность произведения, а каждой
тональности соответствуют конкретные ключевые знаки альтерации;
2)
при любом транспонировании лад остается неизменным, а изменяется
только его высотное положение;
3)
аппликатура левой руки на готовой клавиатуре баяна в любой
тональности остается неизменной; правой при транспонировании на
полтона, три и четыре тона сохраняется, при другом транспонировании –
изменяется.
6
Запомнить порядок ключевых знаков альтерации учащемуся поможет левая
готовая клавиатура, на которой басы ( как и ключевые знаки) располагаются
по квартово-квинтовому кругу; снизу вверх - фа, до, соль, ре, ля, ми, си ( так
при ключе выставляются диезы), сверху вниз- си, ми, ля, ре, соль, до, фа( так
при ключе выставляются бемоли). Учащиеся моментально запоминают этот
порядок, когда педагог предлагает им запомнить следующий стишок: фа, до,
соль, ре, ля, ми, си – кошка едет на такси. Си, ми, ля, ре, соль, до, фа – на
метро спешит дрофа.
Определить тональность по количеству ключевых знаков или, наоборот,
узнать количество знаков альтерации в той или иной тональности также
удобно по басам левой клавиатуры: в мажорных тональностях увеличивается
количество ключевых знаков по мере удаления от баса. До основного ряда, в
минорных – от баса Ля вверх увеличивается количество диезов, вниз -
бемолей.
Подбор по слуху и транспонирование могут успешно сочетаться с чтением
с листа. Развитое умение чтение нот с листа облегчает работу учащегося,
расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно
знакомиться с миром музыки. Под чтением с листа понимают сквозное
проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача
которого ознакомление с произведением в общих чертах. Развитие такого
навыка должно начинаться с первого года обучения и носить
систематический характер. В первую очередь следует научиться прочитывать
нотные знаки, точно так же, как читаешь книжки. Необходимо как в классе,
так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре
сразу в 2-х ключах, затем со знаками альтерации. Целесообразно начинать с
прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Начальные
пьесы для чтения с листа должны быть самыми легкими и простейшими,
включать в себя:
7
а) мажорный лад без знаков альтерации
б) гаммообразную последовательность
в) диапазон 3-5 звуков
г) длительности не меньше восьмых
д) медленный и умеренный темп
Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях
нужно постепенно, здесь же следить и приучать ребенка к необходимой
аппликатуре ( гаммы, арпеджио, аккорды, интервалы). Необходимо научить
детей определять характер движения мелодии ( плавное, постепенное,
скачки, вверх или вниз), лад, фразировку, штрихи, метроритм, уметь сыграть
группу нот или аккордов определив звуковысотное положение лишь первого
звука.
Нужно знать основы музыкальной теории ( интервалы, аккорды), развивать
навык: «смотреть вперед и думать наперед» ( играем 1 такт, смотрим на 2
такт и т.д.) Важнейший принцип – это во время «читки» не останавливаться,
не исправляться. Пусть будут ошибки, пусть они останутся
неисправленными. Но во время чтения с листа – только вперед.
Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения
нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения
(недосчитанность пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до
конца пьесу и т.п.) недопустима в игре. Стремиться приучить детей
охватывать зрением все большие группы нот с соответствующей
подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом.
Полезно развивать этот навык в ансамбле с преподавателем. Читая с листа с
педагогом, ребенок чувствует себя увереннее, собраннее. Когда возникают
проблемы у учащегося, преподаватель продолжает играть, и ребенок
8
вынужден продолжить игру, не останавливаться. На первоначальном этапе
чтения нот с листа для ансамблевой игры я использую сборники:
Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист».
Особенно нравятся мелодические упражнения, простейшие ансамбли. Игра в
ансамбле дисциплинирует ритмику, учит слушать партнера, учит
музыкальному мышлению.
Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа невозможно без
наличия у учащегося ясных и прочных музыкально – слуховых
представлений. Слушание музыки, ее восприятие, запоминание и
последующее воспроизведение голосом – наиболее доступные и действенные
формы развития слуховых представлений. Формирование музыкально –
слуховых представлений наиболее интенсивно осуществляются на ярком
музыкальном материале. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
умение мыслить музыкальными образами – значит создавать прочный
фундамент для дальнейшего творческого развития.
В процессе педагогической работы приходишь к однозначному выводу:
всех детей можно и нужно учить творческому музицированию, т.к. без этого
невозможно воспитание разностороннего музыканта. Поэтому,
представляется правильным осваивать элементарные творческие навыки в
комплексе на уроках специальности. В дальнейшем же, для детей желающих
специализироваться в избранном виде творчества, целесообразно выделить
эти занятия в отдельный урок.
9
Список использованной литературы:
1.
Акимов Ю. Чтение с листа. В кн. Баян и баянисты. М., 1970.
2.
Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне М., 1970.
3.
Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. В кн. Баян
и баянисты. Вып. 5.М., 1981.
4.
Говорушко П. Основы игры на баяне. Л., 1983.
5.
Шахов Г. Теоретические основы преподавания транспонирования на
баяне. Москва. 1981.
6.
Шахов Г. Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование в
классе баяна. М., Музыка, 1987.
7.
Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., Сов. композитор. 1988.
10