Напоминание

Музицирование, как одна из форм развития творческих навыков учащихся ДШИ


Автор: Абсалямова Флюра Зиннуровна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Азнакаевская детская школа искусств" Азнакаевского муниципального района
Населённый пункт: г. Азнакаево Республика Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Музицирование, как одна из форм развития творческих навыков учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Азнакаевская детская школа искусств»

Азнакаевского муниципального района РТ.

Методическое сообщение на тему:

«Музицирование, как одна из форм развития

творческих навыков у учащихся ДШИ.»

Выполнила: преподаватель по классу баяна

высшей квалификационной категории

Абсалямова Флюра Зиннуровна.

Азнакаево, 2024 г.

Название – Методическая разработка для преподавателей ДШИ народного

отделения в классе баяна и аккордеона

Номинация – Дополнительное образование детей и школьников

Тема – Музицирование, как одна из форм развития творческих навыков у

учащихся ДШИ

Цели:

1)

Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды

музицирования;

2)

Расширение кругозора учащихся;

3)

Подготовка учащихся ДШИ к самостоятельному творческому

мышлению;

4)

Заинтересованность детей в учебном процессе, активизация их

музыкально – эстетического сознания;

5)

Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с

классической, народной и современной музыкой;

Задачи:

образовательная – обучение навыкам подбору по слуху,

транспонированию и чтению с листа;

развивающая – обогащение музыкально – слухового и исполнительного

опыта, развитие познавательного интереса учащихся;

воспитательная – привитие любви к различным по стилю, жанрам

музыке; к своему инструменту;

Используемые методы: словесный, практический, наглядно –

демонстрационный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке.

2

Оборудование к уроку, техническое обеспечение:

музыкальный инструмент – баян или аккордеон, пульт, нотная

литература, наглядные пособия;

«живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;

компьютер ( ноутбук);

видеозаписи и аудиозаписи;

Музицирование предполагает умение подбирать по слуху,

транспонировать, легко читать ноты с листа. Развитие этих навыков делают

более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают

интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают

ученикам самостоятельность. Общеизвестным является тот факт, что за годы

учебы у некоторых детей пропадает интерес к обучению, а через 2-3 года

после окончания музыкальной школы они не могут сыграть ни одной пьесы,

так как выученный материал забыт, а навыки подбора по слуху не

выработаны, хотя они являются самыми востребованными в быту. Домашнее

музицирование с его навыками легко читать с листа, аккомпанировать,

обладать музыкальным вкусом и самостоятельно разучивать произведения

являются не менее важными в воспитании учащегося- музыканта.

Пианист и композитор И. Гофман писал: «Лучший способ научиться

быстро читать – это как можно больше читать.» Сто лет назад чтение с листа

являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным

времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки

обладали высоким уровнем знаний в области искусства, они же составляли

основу интеллигенции.

Польза занятий по чтению нот с листа, подбору пьес по слуху,

транспонированию давно доказана, но между тем анализ работы

музыкальных школ показывает, что в классах баяна недостаточно внимания

3

уделяется этому направлению. С первых же занятий педагог ориентирует

учащихся на усвоение нотных знаков, клавиатуры, постановку рук и пальцев,

аппликатуру и звукоизвлечение. Такая форма занятий не способствует

развитию творческой активности и самостоятельности ребенка, более того

подавляет их. Учащийся, хотя и овладевает предусмотренной программой, но

оказывается не способным к деятельности требуемой слуховой и умственной

активности. Практика показывает, если у учащегося имеются устойчивые и

ясные слуховые представления мелодии, то он, несмотря на отсутствие

игровых навыков, при желании обязательно подберет ее на инструменте.

Поэтому первая задача педагога всячески содействовать развитию и

укреплению в учащемся слуховых представлений, стремиться к тому, чтобы

учащийся накапливал их.

Целесообразнее начинать обучение игре на баяне с подбора по слуху и

транспонированию по слуху, т.к. при этом учащиеся накапливают первичные

слуховые образы, необходимые для последующего слухового восприятия.

При этом педагог должен учитывать индивидуальные способности

учащегося: одаренность, память, ритм и т. п., и здесь необходим

дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся

навыки, умения и способствовать их дальнейшему развитию.

Под игрой по слуху понимают исполнение на инструменте музыкального

материала, усвоенного на основе музыкально- слуховых представлений без

помощи нот. Подбор по слуху имеет две формы: а) усвоение музыки в одной

первоначальной тональности б) усвоение музыки в другой новой

тональности, то есть в виде транспонирования. Педагог- баянист Ю.Акимов

рекомендует следующую последовательность в первоначальном обучении

игре по слуху.

1)

нахождение одного звука на правой клавиатуре

2)

нахождение звука вверх и вниз от заданного

3)

повторение простых ритмических фигур на одном звуке

4

4)

Ритмическая « игра» ( ритмоинтонация) на чередовании двух звуков

5)

На более позднем этапе – доигрывание учеником мелодии, начатой

педагогом

6)

Подбор простейших знакомых мелодий

7)

Подбор элементов аккомпанемента к изученным мелодиям

8)

Транспонирование по слуху

Первые одноголосные мелодии исполняемые правой рукой должны быть

написаны в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним знаком.

Они должны содержать в себе гаммообразную последовательность.

Постоянно ставьте перед учеником различные вопросы, например: « Какой

из звуков выше (тоньше)? Можно ли найти от исходного звука более низкий

звук? При пропевании мелодии звуки повышаются или понижаются?

Движение музыки постепенное или скачкообразное? и т.п.» При этом

пропевание и простукивание ритма необходимо. Вполне допустимо пение со

словами считалок, детских и народных песен.

На начальном этапе подбор по слуху осуществляется в пределах секунды,

затем терции до мажора, в объеме кварты. Когда ученик освоит эти задачи,

можно предложить сыграть мелодию от другой клавиши. Правила просты:

а) мелодия заканчивается на тонике б) субдоминанта не может за

доминантой. Необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на

примере попевок. Это активирует слух и мыслительную деятельность

ученика. Усложнение материала в дальнейшем должно происходить

постепенно. Появление минорного лада, тональностей с большим

количеством знаков, отклонения, модуляции, усложнение ритма.

Транспонирование тесным образом связано с подбором по слуху.

Транспонирование – это перевод мелодии из одной тональности в другую. С

самого начального этапа обучения музыке, даже не зная тональностей,

ученик уже способен подбирать мелодию по слуху от разных клавиш. Для

этого используются короткие мелодии, построенные на поступенном

5

движении вверх или вниз, небольших скачках на терцию или кварту.

Например: детские песенки Ручеек, Я гуляю, Качи, Прозвенел звонок.

Приветствуется транспонирование ранее знакомых мелодий, только затем

можно переходить к незнакомым пьесам. Транспонированию предшествует

детальный анализ:

1)

Анализ произведения

2)

Запись первоначальной и новой тональности, опорные звуки лада

3)

Определить звуки мелодии в новой тональности

4)

Определить позиции рук, аппликатуры

5)

Настраиваемся на новую тональность, гамма, трезвучия

6)

Исполняем с листа в новой тональности

Анализ произведения нужно проводить в двух планах: а) целостный

анализ формы, ладотональности, жанровых особенностей и других

выразительных средств б) анализ элементов музыкального языка –

интервалов, аккордов, ритмических групп.

Транспонирование по нотам требует от исполнителя прочных

теоретических и практических знаний тональностей и специфики

устройства клавиатуры баяна. Поэтому перед началом занятий учащемуся

необходимо твердо усвоить, что:

1)

при транспонировании изменяется тональность произведения, а каждой

тональности соответствуют конкретные ключевые знаки альтерации;

2)

при любом транспонировании лад остается неизменным, а изменяется

только его высотное положение;

3)

аппликатура левой руки на готовой клавиатуре баяна в любой

тональности остается неизменной; правой при транспонировании на

полтона, три и четыре тона сохраняется, при другом транспонировании –

изменяется.

6

Запомнить порядок ключевых знаков альтерации учащемуся поможет левая

готовая клавиатура, на которой басы ( как и ключевые знаки) располагаются

по квартово-квинтовому кругу; снизу вверх - фа, до, соль, ре, ля, ми, си ( так

при ключе выставляются диезы), сверху вниз- си, ми, ля, ре, соль, до, фа( так

при ключе выставляются бемоли). Учащиеся моментально запоминают этот

порядок, когда педагог предлагает им запомнить следующий стишок: фа, до,

соль, ре, ля, ми, си – кошка едет на такси. Си, ми, ля, ре, соль, до, фа – на

метро спешит дрофа.

Определить тональность по количеству ключевых знаков или, наоборот,

узнать количество знаков альтерации в той или иной тональности также

удобно по басам левой клавиатуры: в мажорных тональностях увеличивается

количество ключевых знаков по мере удаления от баса. До основного ряда, в

минорных – от баса Ля вверх увеличивается количество диезов, вниз -

бемолей.

Подбор по слуху и транспонирование могут успешно сочетаться с чтением

с листа. Развитое умение чтение нот с листа облегчает работу учащегося,

расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно

знакомиться с миром музыки. Под чтением с листа понимают сквозное

проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача

которого ознакомление с произведением в общих чертах. Развитие такого

навыка должно начинаться с первого года обучения и носить

систематический характер. В первую очередь следует научиться прочитывать

нотные знаки, точно так же, как читаешь книжки. Необходимо как в классе,

так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре

сразу в 2-х ключах, затем со знаками альтерации. Целесообразно начинать с

прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Начальные

пьесы для чтения с листа должны быть самыми легкими и простейшими,

включать в себя:

7

а) мажорный лад без знаков альтерации

б) гаммообразную последовательность

в) диапазон 3-5 звуков

г) длительности не меньше восьмых

д) медленный и умеренный темп

Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях

нужно постепенно, здесь же следить и приучать ребенка к необходимой

аппликатуре ( гаммы, арпеджио, аккорды, интервалы). Необходимо научить

детей определять характер движения мелодии ( плавное, постепенное,

скачки, вверх или вниз), лад, фразировку, штрихи, метроритм, уметь сыграть

группу нот или аккордов определив звуковысотное положение лишь первого

звука.

Нужно знать основы музыкальной теории ( интервалы, аккорды), развивать

навык: «смотреть вперед и думать наперед» ( играем 1 такт, смотрим на 2

такт и т.д.) Важнейший принцип – это во время «читки» не останавливаться,

не исправляться. Пусть будут ошибки, пусть они останутся

неисправленными. Но во время чтения с листа – только вперед.

Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения

нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения

(недосчитанность пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до

конца пьесу и т.п.) недопустима в игре. Стремиться приучить детей

охватывать зрением все большие группы нот с соответствующей

подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом.

Полезно развивать этот навык в ансамбле с преподавателем. Читая с листа с

педагогом, ребенок чувствует себя увереннее, собраннее. Когда возникают

проблемы у учащегося, преподаватель продолжает играть, и ребенок

8

вынужден продолжить игру, не останавливаться. На первоначальном этапе

чтения нот с листа для ансамблевой игры я использую сборники:

Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист».

Особенно нравятся мелодические упражнения, простейшие ансамбли. Игра в

ансамбле дисциплинирует ритмику, учит слушать партнера, учит

музыкальному мышлению.

Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа невозможно без

наличия у учащегося ясных и прочных музыкально – слуховых

представлений. Слушание музыки, ее восприятие, запоминание и

последующее воспроизведение голосом – наиболее доступные и действенные

формы развития слуховых представлений. Формирование музыкально –

слуховых представлений наиболее интенсивно осуществляются на ярком

музыкальном материале. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,

умение мыслить музыкальными образами – значит создавать прочный

фундамент для дальнейшего творческого развития.

В процессе педагогической работы приходишь к однозначному выводу:

всех детей можно и нужно учить творческому музицированию, т.к. без этого

невозможно воспитание разностороннего музыканта. Поэтому,

представляется правильным осваивать элементарные творческие навыки в

комплексе на уроках специальности. В дальнейшем же, для детей желающих

специализироваться в избранном виде творчества, целесообразно выделить

эти занятия в отдельный урок.

9

Список использованной литературы:

1.

Акимов Ю. Чтение с листа. В кн. Баян и баянисты. М., 1970.

2.

Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне М., 1970.

3.

Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. В кн. Баян

и баянисты. Вып. 5.М., 1981.

4.

Говорушко П. Основы игры на баяне. Л., 1983.

5.

Шахов Г. Теоретические основы преподавания транспонирования на

баяне. Москва. 1981.

6.

Шахов Г. Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование в

классе баяна. М., Музыка, 1987.

7.

Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., Сов. композитор. 1988.

10



В раздел образования