Напоминание

Современные средства для развития вокального мастерства учащихся


Автор: Махноногова Галина Владимировна
Должность: Преподаватель по классу сольного пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Современные средства для развития вокального мастерства учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Мы всю жизнь учимся. Сначала в учебном заведении, потом, уже

приступив к работе, продолжаем совершенствовать свои знания, навыки...

Педагог учится всю жизнь, чтобы обучать других. Наука стремительно

развивается во всех областях. В мире музыки не так быстро происходят

изменения, но современные роботы уже умеют писать музыку в стиле

известных композиторов или в определенном жанре. А звуковая палитра

злектронных инструментов столь разнообразна, что иногда трудно подобрать

слова для описания.

И все же современные методы музыкального воспитания, в том числе

и вокального мастерства, уходят своими корнями в историю развития и

формирования

всей

музыкальной

культуры,

опираются

на

традиции

классической

итальянской

вокальной

школы,

а

также

используют

методический арсенал отечественных мэтров - М. Глинки, Е. Образцовой, С.

Риггса, В. Емельянова и др. Ведь вокалист должен не только обладать

хорошим голосом, но и хорошим вкусом, уметь держаться на сцене, быть

артистичным. Всему этому учат в детских музыкальных школах и школах

искусств. В нашей стране созданы условия для всестороннего развития всех

детей. Т. Черниговская в своих лекциях подчеркивала значение занятий

музыкой

для

улучшения

работы

головного

мозга

человека.

Дети,

занимающиеся музыкой, более эмоциональны, отзывчивы, восприимчивы и

общительны.

Обучение эстрадному пению вошло в программы сравнительно недавно.

Благодаря

стремительному

развитию

компьютерных

технологий,

появляются новые возможности разнообразить приемы и методы работы с

учащимися. Появляются школы эстрадного пения такие, как Академия Игоря

Крутого, Ларисы Долиной.

Современные средства для развития вокального мастерства учащихся.

1. Роль педагога в воспитании и формировании ученика, как личности.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в

процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к музыке,

обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-

сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления

звуковысотных отношений», - пишет в своих трудах доктор педагогических

наук, теоретик дошкольного музыкального образования Наталья Ветлугина.

Следуя данной общепринятой педагогической концепции, учебные

программы

детских

музыкальных

школ

по

сольному

пению

имеют

определенные цели, задачи, принципы. Все они сводятся к тому, что нужно

развивать у ребенка слух, ритм, интонацию, а также способствовать

формированию гармоничного развития личности ребенка, его творческого

потенциала. Преподавателю сольного пения предъявляются следующие

требования и ставятся задачи:

-развитие общей и музыкальной культуры учеников;

-воспитание художественного вкуса;

-развитие вокальных данных;

-охрана детского голоса;

-правильный

подбор

репертуара,

учитывая

диапазон

и

возможности

голосового аппарата ученика;

-овладение учащимися приемами исполнительского мастерства.

Чтобы дать возможность ребенку проявить себя, раскрыть свои природные

способности.

Создание образовательно-воспитательной среды – главное условие,

обеспечивающее гармоничное развитие личности ученика. Важно установить

доверительный контакт, подобрать ключик, чтобы ребенок мог раскрыться в

полной мере.

Как указывала в своей работе Г.П. Стулова, «пение оказывает глубокое

воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка,

совершенствует его основные психические функции. Таким образом,

обучение пению детей является мощным средством их воспитания и

развития».

Педагогу необходимо повышение собственной грамотности в области

информационно-коммуникативных технологий; знание хотя бы простейших

компьютерных программ и использование на их основе современных

педагогических технологий. На сегодня компьютерные технологии –

динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её

преимущества? В возможности получения различного рода материалов через

сеть Интернет; в интегрировании обычного учебного занятия с ИКТ,

позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным,

разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим и удовлетворяющим

потребности современных детей.

Игровые технологии направлены для активизации и интенсификации

деятельности

обучающихся,

они

выступают

как

метод

обучения

и

воспитания.

Участие

обучающихся

в

играх

способствует

их

самоутверждению,

развивает

настойчивость,

стремление

к

успеху

и

различным

мотивационным

качествам,

развивают

двигательные

способности, воображение и творчество.

Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма

и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности

ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изучаемого материала,

делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный

настрой, сохраняя при этом контингент. Игровая форма занятий создается на

занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций, попевок с

ассоциативным набором животных и явлений природы. В игровой форме

успешно формируется эмоциональное становление маленьких исполнителей,

например,

попросить

спеть

попевку

в

миноре

и

мажоре,

добавив

соответствующее выражение лица.

На начальном этапе обучения невозможно ничем заменить народную

песню.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве

практически невозможно восполнить в последующие годы, ведь музыкальное

развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на формирование

эмоциональной сферы, развития мышления, воспитание чувства прекрасного

и чуткость к красоте в искусстве и жизни. Музыкальный фольклор даёт

уникальную возможность овладевать родной речью, одновременно впитывая

и родной музыкальный язык. Творческая природа фольклора велика: для

каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его

развитию. Изучение небольших попевок развивает чувство лада, знакомит с

разнообразием жанров. При помощи современных компьютерных программ

можно

синтезировать

аккомпанементы,

тембрально

приближенные

к

звучанию народных инструментов, что значительно украшает и разнообразит

выступление учащихся.

2. Место эстрадного вокала в современной культуре.

Эстрадное пение вызывает наибольший интерес у детей и подростков.

Песни звучат на телевизионных концертах, на многочисленных телешоу и

конкурсах («Синяя птица», «Голос. Дети», «Все вместе»). Участники этих

проектов демонстрируют самые разные уровни подготовки в овладении

вокальным мастерством. Как правило, мы видим итог длительного процесса

подготовки и освоения вокальных навыков, объединенных с природным

талантом. Участники этих проектов становятся кумирами для подражания

для современных детей, стремящихся к новым достижениям и вершинам.

Любимые песни и композиции звучат у подростков в наушниках в

пути, повседневной жизни. Также наушники можно использовать при

разучивании новых песен. Важно выбрать произведения, которые нравятся

ученику, «лягут» на его голос, учитывая диапазон, тембр и силу голоса,

уровень подготовки. В этом

поможет интернет. Можно прослушать и

обсудить записи нескольких исполнителей, ведь каждый вносит что-то

индивидуальное, в своей манере и стиле.

На первоначальном этапе обучения учащиеся часто подражают

любимым исполнителям. Тут важно помочь сформировать музыкальный

вкус, чтобы был сделан правильный выбор. Ни для кого не секрет, что часто

ученики работают над произведением под готовый «плюс». Но при этом

есть огромные минусы, прежде всего, слепое подражание не всегда самому

качественному исполнению, так как певческие умения и навыки только

формируются.

Благодаря интернету стало возможным дистанционное обучение. Это

помогло

не

прерывать

учебный

процесс

во

время

пандемии

и

неблагоприятных погодных условиях, и в районах боевых действий. Но есть

и минусы, это тембральное искажение звучания голоса, зависание при

соединении, иногда несовпадение звука с артикуляцией и т.д.

Представления

о

правильном

певческом

звучании

чаще

всего

осуществляются

на

основе

звукового

показа,

словесного

описания

правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом. Однако

оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как

звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается. С помощью

современных гаджетов можно неоднократно записывать, просматривать и

обсуждать исполняемое произведение. И главное, ученик оценивает свое

звучание со стороны, что дает возможность повысить качество исполнения.

При

первоначальном

знакомстве

с

новым

произведением

можно

использовать выступления лучших певцов в записи, это способствует

воспитанию музыкального вкуса и общему культурному развитию ученика.

Здесь можно воспользоваться программой By Click Downloader для быстрого

скачивания аудио и видео файлов с YouTube.

При помощи программы Walk

Band

можно записать распевки с

различными тембрами и отправить их ученикам. Использовать Voice Training

для домашней работы.

С большим интересом учащиеся начинают работать с микрофоном,

знакомятся с работой звукорежиссера. С микрофоном в руках чувствуют себя

настоящими артистами, стремятся к более качественному исполнению своей

программы.

В настоящее время существует достаточно много компьютерных

программ для вокалистов. Можно транспонировать в удобную тональность,

изменить темп, сократить запись по времени звучания, записывать и

использовать готовые фонограммы, что значительно помогает в подборе

репертуара и повышает интерес к занятиям. В этом помогают программы:

Sibelius, Remove vocal, Transcribe и другие.

Интересная форма - создание из видеозаписи выступления ученика -

музыкальной открытки для поздравления близких и друзей или для участия в

видео концерте в своей школе. В этом поможет программа Movavi Editor.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что средства и методы развития

вокального мастерства постоянно совершенствуются. Ведь ребенок поет

ради удовольствия. А это является стимулом для его дальнейшего развития и

саморазвития.

Радость

собственного

преодоления

и

успеха

в

учебе

способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах,

воспитывает творческую личность. Главное в деятельности преподавателя

детской музыкальной школы – развиваться вместе с учениками, быть

постоянно в творческом поиске.

Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную

школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу

обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце

обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные

знания,

овладел

навыками

музицирования,

научился

мыслить

самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного.

Логическим итогом репетиционной работы и всего обучения является

успешное выступление на конкурсах, концертах. Это и есть цель, которой

руководствуется преподаватель вокала ДМШ. Это и есть смысл его

творческого труда. Дж. Лаури Вольпи сказал: «Пение - самый высокий союз

мира физического и духовного».



В раздел образования