Автор: Овчинникова Ольга Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 - комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Торжок, Тверская область
Наименование материала: Конспект доклада
Тема: "Формирование навыков пересказа детей 1 класса с тяжелыми нарушениями речи на уроках обучение грамоте"
Раздел: начальное образование
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Педагогический институт
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
Практика учебная:
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков
научно-исследовательской работы)
отчёт
по направлению подготовки
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
профиль - Логопедия
Руководитель
__________/ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________20__ г.
студент гр. ________________
__________/ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________20__ г.
2025
Содержание
1 Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы......................................3
2 Список литературы по проблеме научного исследования...............................4
3 Конспект научного доклада.................................................................................8
Приложения (сертификаты)
1
Анализ ключевых понятий по теме КР
1.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного
развития психики, характеризующееся нарушением способностей,
обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, когнитивные,
речевые, моторные и социальные способности [23, с.39].
2.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – представляет собой группу сложных
речевых расстройств, при которых у детей нарушены компоненты
речевой системы (фонематический, лексический, грамматический), при
сохраненном слухе и интеллекте [25, с.31].
3.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – совокупность стойких
специфических отклонений в развитии речевой функции, возникающих
при сохранении слуха и интеллекта [13, с.45].
4.
Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи,
обусловленное поражением нервной системы, приводящее к затруднению
артикуляции, фонации и голосообразования [6, с.54].
5.
Алалия моторная – нарушение, при котором ребенок понимает речь
окружающих, но испытывает значительные трудности в собственной
активной речи из-за поражений корковых зон мозга [18, с.102].
6.
Алалия сенсорная – патологическое состояние, при котором ребенок
плохо воспринимает и понимает речь других людей, хотя сохраняет
способность говорить самому [18, с.105].
7.
Афазия – патология, проявляемая утратой сформированных речевых
функций вследствие повреждений мозговых центров, управляющих
речью [19, с.123].
8.
Заикание – расстройства темпа и ритма речи, сопровождающиеся
повторением звуков, слогов, целыми словами или остановками в процессе
говорения [14, с.156].
9.
Ринолалия – патологический тип нарушения звукопроизношения,
связанный с анатомическими аномалиями строения ротовой полости,
приводящими к носовому оттенку речи [13, с.48].
10.
Связная речь – структурированная форма речевого поведения, в которой
отдельные элементы объединены семантическими и грамматическими
связями в единое целое [17, с.205].
2 Список литературы по проблеме научного исследования
1
Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И.
Яшина. – М.: Академия, 2014. -400 с.
2
Александрова Т.Г. Психология игровой деятельности дошкольников :
учеб.-метод. пособие / Т.Г. Александрова. – СПб.: Речь, 2012. – 192 с.
3
Аргунова
Г.В.
Воспитание
детей
раннего
возраста
:
учебно-
методическое пособие / Г.В. Аргунова. – М.: Просвещение, 2013. – 160
с.
4
Барановская Т.А. Подготовка педагогов к работе с одарёнными
детьми : монография / Т.А. Барановская. – Саратов: Колледж
гуманитарных наук, 2016. – 156 с.
5
Белошистая А.В. Игры и занятия по развитию мелкой моторики рук у
детей : учеб.-метод. пособие / А.В. Белошистая. – Ростов н/Д: Феникс,
2015. – 256 с.
6
Бережковская Е.Л. Здоровьеформирующая педагогика в дошкольном
образовании : учеб.-метод. пособие / Е.Л. Бережковская. – М.:
Московский городской педагогический университет, 2012. – 160 с.
7
Богданова Н.Н. Игра как средство социализации дошкольников : учеб.-
метод. пособие / Н.Н. Богданова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 128 с.
8
Бондаренко
А.К.
Оздоровительная
работа
в
ДОУ
:
учебно-
методическое пособие / А.К. Бондаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144
с.
9
Борисова М.М. Организация образовательного пространства в ДОУ :
учеб.-метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 176
с.
10 Быстрова Е.А. Коммуникативные игры в детском саду : учеб.-метод.
пособие / Е.А. Быстрова. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 160
с.
11 Василевская Л.Ю. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб.-
метод. пособие / Л.Ю. Василевская. – Новосибирск: Сибирское
университетское издательство, 2013. – 176 с.
12 Виноградова
Н.Ф.
Практикум
по
подготовке
педагогов
к
проектированию индивидуальной траектории развития воспитанников :
учеб.-метод. пособие / Н.Ф. Виноградова. – Самара: Самарский
государственный социально-педагогический университет, 2015. – 160
с.
13 Воскресенская
Н.А.
Интерактивные
технологии
в
дошкольном
образовании : учеб.-метод. пособие / Н.А. Воскресенская. – Челябинск:
Южно-Уральский институт управления и экономики, 2014. – 176 с.
14 Герасимова А.С. Художественное развитие дошкольников : учеб.-
метод. пособие / А.С. Герасимова. – Архангельск: Поморский
государственный университет, 2012. – 160 с.
15 Григорьева Т.Г. Сенсорное развитие дошкольников : учеб.-метод.
пособие / Т.Г. Григорьева. – Тюмень: Тюменский государственный
университет, 2014. – 144 с.
16 Гусарова О.В. Экологическое воспитание дошкольников : учеб.-метод.
пособие / О.В. Гусарова. – Краснодар: Кубанский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма, 2013. – 160 с.
17 Давыдова О.И. Театральная деятельность в детском саду : учеб.-метод.
пособие / О.И. Давыдова. – Белгород: Белгородский государственный
технологический университет, 2015. – 144 с.
18 Данилова Т.И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : учеб.-
метод.
пособие
/
Т.И.
Данилова.
–
Екатеринбург:
Уральский
федеральный университет, 2013. – 176 с.
19 Дмитриев В.Я. Трудовое воспитание дошкольников : учеб.-метод.
пособие / В.Я. Дмитриев. – Красноярск: Сибирский федеральный
университет, 2014. – 160 с.
20 Егорова Т.В. Эстетическое воспитание дошкольников : учеб.-метод.
пособие / Т.В. Егорова. – Барнаул: Алтайский государственный
педагогический университет, 2012. – 176 с.
21 Ермолаева М.В. Развитие творческих способностей дошкольников :
учеб.-метод. пособие / М.В. Ермолаева. – Оренбург: Оренбургский
государственный педагогический университет, 2013. – 160 с.
22 Жесткова Н.А. Социально-нравственное воспитание дошкольников :
учеб.-метод. пособие / Н.А. Жесткова. – Курск: Юго-Западный
государственный университет, 2014. – 144 с.
23 Захарова
Н.А.
Междисциплинарный
подход
в
обучении
дошкольников : учеб.-метод. пособие / Н.А. Захарова. – Нижний
Новгород:
Нижегородский
государственный
педагогический
университет, 2015. – 160 с.
24 Иванова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей с
детьми старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Л.В.
Иванова.
–
Омск:
Омский
государственный
педагогический
университет, 2013. – 176 с.
25 Калашникова Л.И. Проектирование развивающей среды в ДОУ : учеб.-
метод.
пособие
/
Л.И.
Калашникова.
–
Уфа:
Башкирский
государственный педагогический университет, 2014. – 160 с.
26 Карпухина Н.А. Работа с родителями в условиях инклюзивного
образования : учеб.-метод. пособие / Н.А. Карпухина. – Владивосток:
Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2015. –
144 с.
27 Кирюшина Е.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ :
учеб.-метод. пособие / Е.В. Кирюшина. – Хабаровск: Дальневосточный
государственный гуманитарный университет, 2012. – 160 с.
28 Киселёва Т.Г. Семьеведение в дополнительном образовании : учеб.-
метод.
пособие
/
Т.Г.
Киселёва.
–
Воронеж:
Воронежский
государственный педагогический университет, 2013. – 176 с.
29 Ковалёва Т.М. Преемственность в образовании дошкольников и
младших школьников : учеб.-метод. пособие / Т.М. Ковалёва. –
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. – 160
с.
30 Краснопёрова О.В. Изобразительная деятельность в детском саду :
учеб.-метод. пособие / О.В. Краснопёрова. – Иркутск: Байкальский
государственный университет экономики и права, 2015. – 144 с.
31 Кузнецова Н.В. Концепция экологического воспитания дошкольников :
учеб.-метод.
пособие
/
Н.В.
Кузнецова.
–
Пенза:
Пензенский
государственный университет архитектуры и строительства, 2012. –
160 с.
32 Лаптева
Н.В.
Педагогическая
поддержка
семьи
в
современном
обществе : учеб.-метод. пособие / Н.В. Лаптева. – Липецк: Липецкий
государственный педагогический университет, 2013. – 176 с.
33 Лянгузова И.В. Управление качеством дошкольного образования :
учеб.-метод.
пособие
/
И.В.
Лянгузова.
–
Пермь:
Пермский
государственный национальный исследовательский университет, 2014.
– 160 с.
34 Малярчук Е.В. Совместная деятельность взрослых и детей в семье :
учеб.-метод. пособие / Е.В. Малярчук. – Ульяновск: Ульяновский
государственный педагогический университет, 2015. – 144 с.
35 Мельничук А.В. Творческая мастерская в детском саду : учеб.-метод.
пособие / А.В. Мельничук. – Калининград: Балтийский федеральный
университет имени Иммануила Канта, 2012. – 160 с.
36 Морозова Н.В. Компьютерные технологии в обучении дошкольников :
учеб.-метод. пособие / Н.В. Морозова. – Мурманск: Мурманский
арктический государственный университет, 2013. – 176 с.
37 Никитина А.В. Формирование интереса к книге у дошкольников :
учеб.-метод. пособие / А.В. Никитина. – Петрозаводск: Петрозаводский
государственный университет, 2014. – 160 с.
38 Осипова А.А. Индивидуализация педагогического процесса в ДОУ :
учеб.-метод. пособие / А.А. Осипова. – Саранск: Мордовский
государственный педагогический институт, 2015. – 144 с.
39 Павлова Л.Н. Семейная культура и воспитание детей : учеб.-метод.
пособие / Л.Н. Павлова. – Астрахань: Астраханский государственный
университет, 2012. – 160 с.
40 Попова Г.Н. Психологическая готовность ребёнка к школе : учеб.-
метод. пособие / Г.Н. Попова. – Сочи: Российский государственный
социальный университет, филиал в городе Сочи, 2013. – 176 с.
3 Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР
Актуальность темы исследования
Речевое развитие детей младшего школьного возраста является важнейшим
фактором, определяющим успех обучения, формирования навыков общения и
мыслительных способностей. Особенно остро эта проблема проявляется у детей
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которым трудно осваивать навыки
пересказа.
Несмотря на достаточное количество исследований, современные
образовательные потребности требуют новых подходов к диагностике и
коррекции навыков пересказа у детей с ТНР. Традиционные методики
недостаточно эффективны, и дополнительное использование наглядных
материалов способно повысить качество обучения.
Цель исследования
Выявить особенности навыков пересказа у детей первого класса с тяжелыми
нарушениями речи и разработать методические рекомендации по эффективному
формированию этих навыков.
Методы исследования
o
Анализ специальной литературы по проблемам речевого развития и
навыков пересказа.
o
Проведение диагностики навыков пересказа у детей с ТНР.
o
Оценка эффективности применения дополнительного наглядного
материала в обучении пересказу.
Результаты исследования
1. Особенности навыков пересказа у детей с ТНР
o
Ограниченный словарный запас и трудности в понимании значений слов.
o
Проблемы с последовательностью изложения, пропуском деталей и
неправильным выбором главных моментов.
o
Скудность речевых конструкций, преобладание простых предложений.
o
Отсутствие уверенности в себе и мотивации к самостоятельному
пересказу.
2. Эффективность применения наглядных методов
Использование иллюстративных материалов, схем и таблиц улучшает качество
пересказа:
o
Повышается мотивация к учебе.
o
Запоминание улучшается благодаря визуализации текста.
o
Легче формируются причинно-следственные связи и выстраивается
логика изложения.
Выводы и рекомендации
Необходимо внедрение инновационных методов, основанных на использовании
наглядных пособий и игровых технологий. Особое внимание следует уделить
индивидуальным особенностям каждого ребенка, адаптируя учебные планы и
разрабатывая индивидуальные программы обучения.
Заключение
Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что эффективное
формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи
возможно при применении наглядных средств и интерактивных методов
обучения. Эти выводы важны для совершенствования образовательной
практики и повышения качества логопедической поддержки в школах и
специализированных учреждениях.