Напоминание

"Формирование навыков пересказа детей 1 класса с тяжелыми нарушениями речи на уроках обучение грамоте"


Автор: Овчинникова Ольга Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 - комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Торжок, Тверская область
Наименование материала: Конспект доклада
Тема: "Формирование навыков пересказа детей 1 класса с тяжелыми нарушениями речи на уроках обучение грамоте"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Педагогический институт

_____________________________________________________________

Кафедра психологии

Практика учебная:

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков

научно-исследовательской работы)

отчёт

по направлению подготовки

44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

профиль - Логопедия

Руководитель

__________/ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

“___”________________20__ г.

студент гр. ________________

__________/ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

“___”________________20__ г.

2025

Содержание

1 Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы......................................3

2 Список литературы по проблеме научного исследования...............................4

3 Конспект научного доклада.................................................................................8

Приложения (сертификаты)

1

Анализ ключевых понятий по теме КР

1.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного

развития психики, характеризующееся нарушением способностей,

обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, когнитивные,

речевые, моторные и социальные способности [23, с.39].

2.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – представляет собой группу сложных

речевых расстройств, при которых у детей нарушены компоненты

речевой системы (фонематический, лексический, грамматический), при

сохраненном слухе и интеллекте [25, с.31].

3.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – совокупность стойких

специфических отклонений в развитии речевой функции, возникающих

при сохранении слуха и интеллекта [13, с.45].

4.

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи,

обусловленное поражением нервной системы, приводящее к затруднению

артикуляции, фонации и голосообразования [6, с.54].

5.

Алалия моторная – нарушение, при котором ребенок понимает речь

окружающих, но испытывает значительные трудности в собственной

активной речи из-за поражений корковых зон мозга [18, с.102].

6.

Алалия сенсорная – патологическое состояние, при котором ребенок

плохо воспринимает и понимает речь других людей, хотя сохраняет

способность говорить самому [18, с.105].

7.

Афазия – патология, проявляемая утратой сформированных речевых

функций вследствие повреждений мозговых центров, управляющих

речью [19, с.123].

8.

Заикание – расстройства темпа и ритма речи, сопровождающиеся

повторением звуков, слогов, целыми словами или остановками в процессе

говорения [14, с.156].

9.

Ринолалия – патологический тип нарушения звукопроизношения,

связанный с анатомическими аномалиями строения ротовой полости,

приводящими к носовому оттенку речи [13, с.48].

10.

Связная речь – структурированная форма речевого поведения, в которой

отдельные элементы объединены семантическими и грамматическими

связями в единое целое [17, с.205].

2 Список литературы по проблеме научного исследования

1

Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И.

Яшина. – М.: Академия, 2014. -400 с.

2

Александрова Т.Г. Психология игровой деятельности дошкольников :

учеб.-метод. пособие / Т.Г. Александрова. – СПб.: Речь, 2012. – 192 с.

3

Аргунова

Г.В.

Воспитание

детей

раннего

возраста

:

учебно-

методическое пособие / Г.В. Аргунова. – М.: Просвещение, 2013. – 160

с.

4

Барановская Т.А. Подготовка педагогов к работе с одарёнными

детьми : монография / Т.А. Барановская. – Саратов: Колледж

гуманитарных наук, 2016. – 156 с.

5

Белошистая А.В. Игры и занятия по развитию мелкой моторики рук у

детей : учеб.-метод. пособие / А.В. Белошистая. – Ростов н/Д: Феникс,

2015. – 256 с.

6

Бережковская Е.Л. Здоровьеформирующая педагогика в дошкольном

образовании : учеб.-метод. пособие / Е.Л. Бережковская. – М.:

Московский городской педагогический университет, 2012. – 160 с.

7

Богданова Н.Н. Игра как средство социализации дошкольников : учеб.-

метод. пособие / Н.Н. Богданова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 128 с.

8

Бондаренко

А.К.

Оздоровительная

работа

в

ДОУ

:

учебно-

методическое пособие / А.К. Бондаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144

с.

9

Борисова М.М. Организация образовательного пространства в ДОУ :

учеб.-метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 176

с.

10 Быстрова Е.А. Коммуникативные игры в детском саду : учеб.-метод.

пособие / Е.А. Быстрова. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 160

с.

11 Василевская Л.Ю. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб.-

метод. пособие / Л.Ю. Василевская. – Новосибирск: Сибирское

университетское издательство, 2013. – 176 с.

12 Виноградова

Н.Ф.

Практикум

по

подготовке

педагогов

к

проектированию индивидуальной траектории развития воспитанников :

учеб.-метод. пособие / Н.Ф. Виноградова. – Самара: Самарский

государственный социально-педагогический университет, 2015. – 160

с.

13 Воскресенская

Н.А.

Интерактивные

технологии

в

дошкольном

образовании : учеб.-метод. пособие / Н.А. Воскресенская. – Челябинск:

Южно-Уральский институт управления и экономики, 2014. – 176 с.

14 Герасимова А.С. Художественное развитие дошкольников : учеб.-

метод. пособие / А.С. Герасимова. – Архангельск: Поморский

государственный университет, 2012. – 160 с.

15 Григорьева Т.Г. Сенсорное развитие дошкольников : учеб.-метод.

пособие / Т.Г. Григорьева. – Тюмень: Тюменский государственный

университет, 2014. – 144 с.

16 Гусарова О.В. Экологическое воспитание дошкольников : учеб.-метод.

пособие / О.В. Гусарова. – Краснодар: Кубанский государственный

университет физической культуры, спорта и туризма, 2013. – 160 с.

17 Давыдова О.И. Театральная деятельность в детском саду : учеб.-метод.

пособие / О.И. Давыдова. – Белгород: Белгородский государственный

технологический университет, 2015. – 144 с.

18 Данилова Т.И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : учеб.-

метод.

пособие

/

Т.И.

Данилова.

Екатеринбург:

Уральский

федеральный университет, 2013. – 176 с.

19 Дмитриев В.Я. Трудовое воспитание дошкольников : учеб.-метод.

пособие / В.Я. Дмитриев. – Красноярск: Сибирский федеральный

университет, 2014. – 160 с.

20 Егорова Т.В. Эстетическое воспитание дошкольников : учеб.-метод.

пособие / Т.В. Егорова. – Барнаул: Алтайский государственный

педагогический университет, 2012. – 176 с.

21 Ермолаева М.В. Развитие творческих способностей дошкольников :

учеб.-метод. пособие / М.В. Ермолаева. – Оренбург: Оренбургский

государственный педагогический университет, 2013. – 160 с.

22 Жесткова Н.А. Социально-нравственное воспитание дошкольников :

учеб.-метод. пособие / Н.А. Жесткова. – Курск: Юго-Западный

государственный университет, 2014. – 144 с.

23 Захарова

Н.А.

Междисциплинарный

подход

в

обучении

дошкольников : учеб.-метод. пособие / Н.А. Захарова. – Нижний

Новгород:

Нижегородский

государственный

педагогический

университет, 2015. – 160 с.

24 Иванова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей с

детьми старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Л.В.

Иванова.

Омск:

Омский

государственный

педагогический

университет, 2013. – 176 с.

25 Калашникова Л.И. Проектирование развивающей среды в ДОУ : учеб.-

метод.

пособие

/

Л.И.

Калашникова.

Уфа:

Башкирский

государственный педагогический университет, 2014. – 160 с.

26 Карпухина Н.А. Работа с родителями в условиях инклюзивного

образования : учеб.-метод. пособие / Н.А. Карпухина. – Владивосток:

Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2015. –

144 с.

27 Кирюшина Е.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ :

учеб.-метод. пособие / Е.В. Кирюшина. – Хабаровск: Дальневосточный

государственный гуманитарный университет, 2012. – 160 с.

28 Киселёва Т.Г. Семьеведение в дополнительном образовании : учеб.-

метод.

пособие

/

Т.Г.

Киселёва.

Воронеж:

Воронежский

государственный педагогический университет, 2013. – 176 с.

29 Ковалёва Т.М. Преемственность в образовании дошкольников и

младших школьников : учеб.-метод. пособие / Т.М. Ковалёва. –

Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. – 160

с.

30 Краснопёрова О.В. Изобразительная деятельность в детском саду :

учеб.-метод. пособие / О.В. Краснопёрова. – Иркутск: Байкальский

государственный университет экономики и права, 2015. – 144 с.

31 Кузнецова Н.В. Концепция экологического воспитания дошкольников :

учеб.-метод.

пособие

/

Н.В.

Кузнецова.

Пенза:

Пензенский

государственный университет архитектуры и строительства, 2012. –

160 с.

32 Лаптева

Н.В.

Педагогическая

поддержка

семьи

в

современном

обществе : учеб.-метод. пособие / Н.В. Лаптева. – Липецк: Липецкий

государственный педагогический университет, 2013. – 176 с.

33 Лянгузова И.В. Управление качеством дошкольного образования :

учеб.-метод.

пособие

/

И.В.

Лянгузова.

Пермь:

Пермский

государственный национальный исследовательский университет, 2014.

– 160 с.

34 Малярчук Е.В. Совместная деятельность взрослых и детей в семье :

учеб.-метод. пособие / Е.В. Малярчук. – Ульяновск: Ульяновский

государственный педагогический университет, 2015. – 144 с.

35 Мельничук А.В. Творческая мастерская в детском саду : учеб.-метод.

пособие / А.В. Мельничук. – Калининград: Балтийский федеральный

университет имени Иммануила Канта, 2012. – 160 с.

36 Морозова Н.В. Компьютерные технологии в обучении дошкольников :

учеб.-метод. пособие / Н.В. Морозова. – Мурманск: Мурманский

арктический государственный университет, 2013. – 176 с.

37 Никитина А.В. Формирование интереса к книге у дошкольников :

учеб.-метод. пособие / А.В. Никитина. – Петрозаводск: Петрозаводский

государственный университет, 2014. – 160 с.

38 Осипова А.А. Индивидуализация педагогического процесса в ДОУ :

учеб.-метод. пособие / А.А. Осипова. – Саранск: Мордовский

государственный педагогический институт, 2015. – 144 с.

39 Павлова Л.Н. Семейная культура и воспитание детей : учеб.-метод.

пособие / Л.Н. Павлова. – Астрахань: Астраханский государственный

университет, 2012. – 160 с.

40 Попова Г.Н. Психологическая готовность ребёнка к школе : учеб.-

метод. пособие / Г.Н. Попова. – Сочи: Российский государственный

социальный университет, филиал в городе Сочи, 2013. – 176 с.

3 Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР

Актуальность темы исследования

Речевое развитие детей младшего школьного возраста является важнейшим

фактором, определяющим успех обучения, формирования навыков общения и

мыслительных способностей. Особенно остро эта проблема проявляется у детей

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которым трудно осваивать навыки

пересказа.

Несмотря на достаточное количество исследований, современные

образовательные потребности требуют новых подходов к диагностике и

коррекции навыков пересказа у детей с ТНР. Традиционные методики

недостаточно эффективны, и дополнительное использование наглядных

материалов способно повысить качество обучения.

Цель исследования

Выявить особенности навыков пересказа у детей первого класса с тяжелыми

нарушениями речи и разработать методические рекомендации по эффективному

формированию этих навыков.

Методы исследования

o

Анализ специальной литературы по проблемам речевого развития и

навыков пересказа.

o

Проведение диагностики навыков пересказа у детей с ТНР.

o

Оценка эффективности применения дополнительного наглядного

материала в обучении пересказу.

Результаты исследования

1. Особенности навыков пересказа у детей с ТНР

o

Ограниченный словарный запас и трудности в понимании значений слов.

o

Проблемы с последовательностью изложения, пропуском деталей и

неправильным выбором главных моментов.

o

Скудность речевых конструкций, преобладание простых предложений.

o

Отсутствие уверенности в себе и мотивации к самостоятельному

пересказу.

2. Эффективность применения наглядных методов

Использование иллюстративных материалов, схем и таблиц улучшает качество

пересказа:

o

Повышается мотивация к учебе.

o

Запоминание улучшается благодаря визуализации текста.

o

Легче формируются причинно-следственные связи и выстраивается

логика изложения.

Выводы и рекомендации

Необходимо внедрение инновационных методов, основанных на использовании

наглядных пособий и игровых технологий. Особое внимание следует уделить

индивидуальным особенностям каждого ребенка, адаптируя учебные планы и

разрабатывая индивидуальные программы обучения.

Заключение

Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что эффективное

формирование навыков пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи

возможно при применении наглядных средств и интерактивных методов

обучения. Эти выводы важны для совершенствования образовательной

практики и повышения качества логопедической поддержки в школах и

специализированных учреждениях.



В раздел образования