Напоминание

Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»


Автор: Сергеева Татьяна Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №9
Населённый пункт: с. Урожайное Левокумского района Ставропольского края
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Наименование ОУ: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9» Левокумского муниципального

округа Ставропольского края

ФИО учителя: Сергеева Татьяна Михайловна

Должность: учитель физики

Предмет: физика

Время проведения урока: 3 марта 2022 г.

Класс: 8 б класс

Тема урока: Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и

вольтметра».

Цель урока: создать условия для развития умений измерять сопротивление проводника.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, практическая, фронтальная, работа в

группах и парах.

Методы обучения: наглядный, репродуктивный, исследовательский.

Задачи урока:

образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала:

независимость сопротивления проводника от силы тока и напряжения на концах участка; закон Ома для

участка цепи;

формировать у учащихся практические навыки работы с электрическими цепями;

развивающие: развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование

навыков и культуры проведения физического эксперимента; развитие интереса к предмету;

воспитательные: воспитание умений работать в группе, самостоятельности, самоуправления,

коммуникативных способностей.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение, навыки синтезировать и обобщать полученные знания на уроке

физики; развивать логическое мышление, инициативу, поиск, самостоятельность, устную речь

учащихся, измерять силу тока и напряжение, рассчитать сопротивление проводника.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и оценки своей

деятельности, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Личностные: формирование чувство товарищества, доброжелательности при решении задач путем

организации взаимопомощи и взаимоконтроля, положительное отношение к исследовательской

деятельности, интерес к новым способам познания.

Дидактические средства: учебник, бланки с тестами, с задачами, инструктивные карточки для

проведения лабораторной работы.

Оборудование: комплекты для лабораторной работы (источник питания на 4 В, соединительные

провода, амперметр, вольтметр, ключ, резистор, реостат) в количестве одного на группу, потолочное

электроснабжение, интерактивная доска, компьютер, проектор, цветные магниты.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Подготовка учащихся к уроку, установление личного контакта учителя с учащимися

На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого

необходимо быть настойчивыми и внимательными. Работа нам предстоит большая, но интересная. Я

надеюсь, что вы с ней справитесь. Учитель цитирует стих. А.С Пушкина: (слайд 1)

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

А.С.

Пушкин

Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности.

Любому открытию предшествует опыт.

Приветствует учащихся, коллег, гостей урока.

Просит открыть рабочие тетради и записать число.

Обращает внимание на оборудование на карточки на столах

Здороваются с учителем, гостями, приветствуют друг друга, занимают свои места

В рабочих тетрадях записывают число, «Классная работа».

Личностные: психологический настрой готовности учащихся к уроку.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Актулизация

знаний

(10 мин)

Актуализировать опорные знания, организовать и направить познавательную деятельность

Проверка знаний по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление»:

1. «Я знаю» - краткая характеристика физической величины по обобщенному плану (1 ученик заполняет

на доске маркером таблицу)

Таблица включает в себя: обозначение - силы тока, напряжения и сопротивления, единицы этих

физических величин, формулы для их расчета)

Делаем выводы, обобщаем таблицу все вместе: даем физический смысл каждой из величин (сила тока

«характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за одну

секунду», напряжение «характеризует работу электрического поля по перемещению положительного

единичного заряда», сопротивление «характеризует свойства проводника: род вещества, длину

проводника, площадь поперечного сечения»).

2. Решение задач на применение формул для расчета сопротивления, закона Ома для участка

цепи. (Приложение 1)

3. Тестирование по теме «Сила тока, напряжение и сопротивление» (Приложение 2)

4. Обсуждение ответов у доски, коррекция, оценивание ответов, остальные учащиеся проверяют ответы

по бланку ответов, вывешенному на доске, и ставят оценку за повторение (5 правильных ответов – 5 и

так далее). Таким образом, учащиеся получают первую оценку за знания.

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий

Дает ответы к тесту и критерии оценивания (в баллах)

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки.

Трое учащихся работают у доски: 1 ученик заполняет таблицу физических величин, характеризующих

электрический ток,

двое решают задачи на применение закона Ома

Остальные учащиеся выполняют тестовую самостоятельную работу по вариантам в тетрадях

Осуществляют контроль знаний в форме самопроверки. Выставляют себе оценку.

Делают выводы по таблице на доске, обобщают знания

Личностные: умение оценить усваиваемое содержание

Регулятивные: самооценка уровня усвоения материала

Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь

3. Постановка учебной задачи

(3 мин)

Мотивация учащихся

Мы живем в век электричества. Никто из нас не представляет свою жизнь без телевидения, компьютера,

и ни один из них не может работать без тока.

Рассмотрели 3 величины, которые относятся к электрическому току.

С помощью каких приборов измеряют эти физические величины?

Повторение правил подключения амперметра и вольтметра (применяем интерактивную доску).

Построение схемы электрической цепи.

А сопротивление проводника как можно измерить?

Таким образом, мы предположили, что сопротивление можно измерить с помощью амперметра и

вольтметра, выразив из закона Ома через силу тока и напряжение. (слайд 2)

Сформулируйте тему, цель лабораторной работы, которую нам сегодня предстоит выполнить.

Составим алгоритм ваших действий для расчета сопротивления проводника. Какими источниками и

оборудованием вы будете пользоваться?

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Предлагает учащимся вопросы.

Подводит итог

Отвечают на вопрос о приборах: Сила тока измеряется с помощью амперметра, напряжение -

вольтметром.

1 ученик строит схему электрической цепи на доске.

Предлагают свои варианты ответов, выдвигают предположения: через свойства проводника, в ходе

обсуждения устанавливают, что сопротивление можно измерить с помощью амперметра и вольтметра,

выразив из закона Ома через силу тока и напряжение.

Формулируют тему и цель лабораторной работы.

Записывают закон Ома в тетради и выводят из него формулу для сопротивления. Устно предлагают

источники и оборудование (учебники, раздаточный материал, амперметр, вольтметр)

Личностные: принимают активное участие в познавательной деятельности

Регулятивные: делают выводы

Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь

4. Выполнение лабораторной работы

(20 мин)

Формирование у учащихся практических навыков работы с электрическими цепями; умений

рассчитывать сопротивление резистора по своим полученным данным

Физкультминутка: упражнение для шеи, плеч и глаз.

Слайд 3

ТБ во время лабораторной работы (слайд 4).

Выполнение лабораторной работы в группах и заполнение инструктивных листов

Проводит физкультминутку

Проводит инструктаж по ТБ; выдает оборудование

Контролирует, координирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения

заданий

Выполняют стоя физкультминутку

Работают в группах, получают задание, оборудование, выполняют задания, готовят отчет, делают

выводы по результатам своей работы.

Личностные: формировать позитив в своих действиях.

Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если

это необходимо.

Коммуникативные: умение строить логические выводы, взаимоконтроль и взаимопомощь

5. Первичная проверка усвоения материала

(5 мин)

Установить осознанность выполнения лабораторной работы

Организуется фронтальная беседа по вопросам:

-какие величины входят в закон Ома?

-как сопротивление зависит от силы тока и напряжения?

- достигли ли вы цели нашей лабораторной работы?

Организует фронтальную беседу

представляют результаты работы, оценивают работу каждого члена группы, выставляют ее в тетради

отвечают на вопросы

Личностные: самоконтроль

Коммуникативные: умение строить логические выводы

6. Домашнее задание

(2 мин)

Сообщить о домашнем задании

Повторить п. 46, выполнить упр. 30 (3, 4)

Задаёт задание и инструктирует по его выполнению

Записывают д/з в дневник и задают вопросы

Личностные: самоопределение

Регулятивные: самостоятельность

7. Рефлексия

(3 мин)

Уметь обсуждать и анализировать результаты учебной деятельности своей и всего класса.

Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали.

Если человек своим трудолюбием и упорством достигает в чем- либо истины, то это и есть открытие.

А теперь пусть каждый из вас оценит урок.

На магнитной доске «заполнить» магнитиками колонки:

«Было легко и интересно»,

«Было трудно, но интересно»,

«Было трудно и не интересно».

(слайд 4)

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский поэт, 940-1030 гг.

До свидания. Спасибо за урок!

Подводит итог урока; организует рефлексию

Решите задачи (у доски)

1.

На реостат намотано 30 м никелиновой проволоки сечением 0,45 мм

2

. Какова сила тока,

проходящего через реостат, если напряжение на его зажимах равно 120 В?

2.

Определить напряжение на концах железного проводника длиной 150 см и сечением 0,024

мм

2

при силе тока в нем 0,36 А.



В раздел образования