Авторы: Бакулина Марина Юрьевна, Колкотина Светлана Юрьевна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 268"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Использование игровой технологии «МегаПоезд» в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс:
«Использование игровой технологии
«МегаПоезд» в совместной работе учителя-
логопеда и педагога-психолога с детьми,
имеющими ОВЗ»
Авторы:
педагог-психолог: Колкотина С.Ю.
учитель-логопед: Бакулина М.Ю.
МАДОУ «ЦРР – детский сад № 268» г. Перми
Особенности детей с ОВЗ:
Низкий уровень развития восприятия;
Недостаточно сформированы пространственные
представления;
Внимание неустойчивое;
Снижена познавательная деятельность;
Мышление – отставание в развитии наглядного-образного
мышления;
Все компоненты языковой системы не сформированы;
Низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости.
Принципы взаимодействия специалистов:
Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным,
поэтому нельзя развивать только одну функцию.
Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной
функции определяет и дополняет развитие других функций.
Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с
ребенком должна строиться на основании его возрастных и
личностных особенностей.
Правильный подход к нагрузкам и требованиям.
Актуальность дидактических игр:
Дидактические игры способствуют вовлечению детей с ОВЗ
в общий образовательный процесс, что влияет на их
социализацию и адаптацию;
Игры позволяют развивать разнообразные навыки — от
речевых до когнитивных и социальных, предоставляя
возможность учиться в увлекательной форме;
Игровая форма обучения повышает мотивацию и интерес к
учебному процессу;
Дидактические игры могут быть адаптированы под
потребности каждого ребенка, что делает их
универсальным инструментом;
Игры создают комфортную и безопасную среду.
Цель игры:
активизация речи детей и познавательных
процессов через игровую технологию.
Задачи:
Развивать познавательные процессы: память, внимание,
воображение;
Стимулировать развитие образного мышления;
Развивать способность к нестандартному мышлению;
Закреплять навыки звукового анализа слов;
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя
количество и последовательность слогов в слове;
Формировать навыки связной речи.
Мотивации для игры:
Тематика путешествий: обсудить с детьми, как интересно
путешествовать на поезде, рассказать о разных странах и
городах. Можно использовать карты и фотографии, чтобы
разжечь их интерес;
Целевые задания: собрать "билеты" за выполнение заданий,
что будет стимулировать детей активно участвовать в игре;
Интерактивные элементы: использовать музыкальные звуки
поездов.
«Собери вагон»
Перед детьми кладутся 10 карточек «рубашками» вниз. Поезд
поедет в том случае, если соединить вагоны по определенному
одному признаку. Дети по очереди берут по одной карточке и
ставят в вагончик. Прежде чем вагоны соединятся, нужно назвать
один общий признак для двух карточек и т.д. и получить билет.
«Собери вагон»
«Поездка в сказку»
Детям даются картинки из разных сказок. Дети придумывают
новую сказку со старыми героями.
«Поездка в сказку»
«Чепуха»
Перед детьми в вагончиках стоят картинки. Дети придумывают
рассказ, небылицу, соединяя эти картинки необычным сюжетом.
Задача детей, запомнить все 10 картинок с помощью
юмористического рассказа.
«Чепуха»
«Место звука в слове»
Дети получают карточки со схемами расположения звука в
словах. Если заданный звук слышится в начале слова, нужно
поставить схему с первой клеточкой, если в середине — со
второй, если в конце — с третьей.
Разместить пассажиров по вагонам. Условие - в вагоне занимают
места только пассажиры, в названии которых есть заданный
звук.
«Место звука в слове»
«Посчитай слоги»
Перед детьми в вагончиках стоят картинки. Детям предлагается
определить количество слогов в слове. Под каждым вагоном
положить цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
«Посчитай слоги»
«Составь рассказ»
Детям предлагается составить рассказ, опираясь на картинки
в вагонах. Картинки служат своеобразным планом рассказа,
позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По
каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и
вместе они соединяются в связный рассказ.
«Составь рассказ»
Пример:
Однажды мне привезли на поезде много новых игрушек:
красивую лошадку, я катаюсь на ней верхом. Дом, который
интересно строить. Яркую пирамидку, считая каждый этаж
настоящим домом. Быструю юлу, привлекающую своим
звуком. Нарядную куклу со светлыми волосами, маленький
звонкий колокольчик. Смешного резинового утёнка, которому
нравится плавать. Удобный пенал с разноцветными
карандашами и деревянную расписную матрешку. Эти игрушки
дарят радость и веселье каждый день. Играю и бережно храню
их в своей комнате.
«Вопрос-ответ»
Детям дается кубик, на котором
написаны вопросы. Необходимо
выбрать вагон с картинкой,
бросить кубик, ответить на вопрос,
который выпадет на кубике.
«Вопрос-ответ»