Напоминание

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Хасанова Ильсия Муфаззаловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческая деятельность как основа формирования способностей у

детей дошкольного возраста

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский.

Творческая деятельность и развитие художественных способностей

тесно взаимосвязаны. Художественные способности проявляются в

способности к творческому самовыражению в различных областях искусства.

При оценке этих способностей мы учитываем, как идейную составляющую

(как идея воплощается в работе), так и техническую сторону (как ребенок

выбирает подходящие средства выразительности).

Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста

играет важную роль. Для этого необходимо создать среду, которая

стимулирует разнообразную творческую активность. Важно предоставить

ребенку свободу выбора в деятельности, что поможет избежать усталости и

сохранить интерес к творчеству.

Взрослый играет ключевую роль в творческом процессе, оказывая

помощь и поддержку, но не нарушая его естественность. Для успешного

развития творческих способностей важна комфортная и доброжелательная

атмосфера, а также умение понимать и принимать нестандартные идеи

ребенка.

По мнению Рубинштейна, Лернера и Кузина, творческая деятельность

детей, соответствующая их потребностям, вызывает у них разнообразные

эмоции. Это способствует продуктивному занятию творчеством, отражению

впечатлений, познанию мира и освоению новых навыков.

Результатом творческого процесса являются не только созданные

произведения, но и эмоции, которые они вызывают у автора и зрителей. В

процессе творчества дети переживают широкий спектр эмоций, которые

отражаются в их работах.

Символы играют важную роль в выражении эмоций детей. Например, в

картине «Портрет мамы» плохое эмоциональное состояние матери было

передано через слезы на лице и символические изображения на заднем плане.

В работе с дошкольниками важно учитывать уровень подготовки

воспитателей и создавать оптимальные условия для творческих занятий.

Воспитатели должны понимать специфику работы с различными

изобразительными материалами и уметь использовать их для выражения

эмоций детей.

Развитие техники изображения, особенно в арт-терапии, основывается

на связи свойств материалов с внутренними ощущениями человека. Каждый

материал имеет свои особенности, которые педагог должен учитывать.

Процессы восприятия (зрительное, слуховое, осязательное,

кинестетическое, тактильное) формируют субъективную картину мира у

ребенка. Ребенок учится воспринимать окружающий мир постепенно, и

творческая деятельность помогает ему в этом процессе.

В младшем дошкольном возрасте образы предметов воспринимаются

нечетко из-за ограниченного сенсорного опыта ребенка. С накоплением

опыта формируется умение воспринимать и узнавать объекты, выделять их

свойства и художественные детали.

Наглядно-образное мышление играет важную роль в творческой

деятельности ребенка. Изобразительная деятельность и конструирование

способствуют развитию этого вида мышления. Ребенок учится сочетать

цвета, формы и создавать гармоничные образы.

Творческое мышление начинается с проблемной ситуации, в которой

ребенок предвосхищает конец и связывает известные элементы с условиями

задачи. Творческое мышление рассматривается как непрерывный процесс

развития.

Воображение играет ключевую роль в творчестве, позволяя ребенку

создавать новые образы на основе прошлого опыта. Для развития

воображения необходимо обогащать сенсорный опыт ребенка через создание

развивающей среды и игры-эксперименты.

Виды искусства представляют собой исторически сложившиеся формы

творческой деятельности, различающиеся по способам материального

воплощения. Изобразительное искусство включает виды творчества,

воспроизводящие действительность.

Пластилинография — это новый вид декоративно-прикладного

искусства, сочетающий элементы рисования и лепки. Она позволяет детям

осваивать передачу строения предметов и создавать гармоничные эскизы.

Интеграция видов художественной деятельности с воспитательно-

образовательной работой способствует всестороннему развитию ребенка. В

детском рисунке интегрируются различные элементы, такие как форма, цвет,

композиция и ритм.

Формирование художественных способностей ребенка — сложный

процесс, исследуемый в педагогике, психологии и других науках.

Способности ребенка зависят от наследственности, окружающей среды,

индивидуальных психических характеристик и условий воспитания.

Творческая деятельность играет важную роль в развитии

художественных способностей, обеспечивая эмоциональную насыщенность,

развитие восприятия, мышления и воображения. Однако для успешного

развития способностей необходима поддержка семьи, педагогов и

социальной среды.



В раздел образования