Автор: Хасанова Ильсия Муфаззаловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Творческая деятельность как основа формирования способностей у
детей дошкольного возраста
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский.
Творческая деятельность и развитие художественных способностей
тесно взаимосвязаны. Художественные способности проявляются в
способности к творческому самовыражению в различных областях искусства.
При оценке этих способностей мы учитываем, как идейную составляющую
(как идея воплощается в работе), так и техническую сторону (как ребенок
выбирает подходящие средства выразительности).
Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста
играет важную роль. Для этого необходимо создать среду, которая
стимулирует разнообразную творческую активность. Важно предоставить
ребенку свободу выбора в деятельности, что поможет избежать усталости и
сохранить интерес к творчеству.
Взрослый играет ключевую роль в творческом процессе, оказывая
помощь и поддержку, но не нарушая его естественность. Для успешного
развития творческих способностей важна комфортная и доброжелательная
атмосфера, а также умение понимать и принимать нестандартные идеи
ребенка.
По мнению Рубинштейна, Лернера и Кузина, творческая деятельность
детей, соответствующая их потребностям, вызывает у них разнообразные
эмоции. Это способствует продуктивному занятию творчеством, отражению
впечатлений, познанию мира и освоению новых навыков.
Результатом творческого процесса являются не только созданные
произведения, но и эмоции, которые они вызывают у автора и зрителей. В
процессе творчества дети переживают широкий спектр эмоций, которые
отражаются в их работах.
Символы играют важную роль в выражении эмоций детей. Например, в
картине «Портрет мамы» плохое эмоциональное состояние матери было
передано через слезы на лице и символические изображения на заднем плане.
В работе с дошкольниками важно учитывать уровень подготовки
воспитателей и создавать оптимальные условия для творческих занятий.
Воспитатели должны понимать специфику работы с различными
изобразительными материалами и уметь использовать их для выражения
эмоций детей.
Развитие техники изображения, особенно в арт-терапии, основывается
на связи свойств материалов с внутренними ощущениями человека. Каждый
материал имеет свои особенности, которые педагог должен учитывать.
Процессы восприятия (зрительное, слуховое, осязательное,
кинестетическое, тактильное) формируют субъективную картину мира у
ребенка. Ребенок учится воспринимать окружающий мир постепенно, и
творческая деятельность помогает ему в этом процессе.
В младшем дошкольном возрасте образы предметов воспринимаются
нечетко из-за ограниченного сенсорного опыта ребенка. С накоплением
опыта формируется умение воспринимать и узнавать объекты, выделять их
свойства и художественные детали.
Наглядно-образное мышление играет важную роль в творческой
деятельности ребенка. Изобразительная деятельность и конструирование
способствуют развитию этого вида мышления. Ребенок учится сочетать
цвета, формы и создавать гармоничные образы.
Творческое мышление начинается с проблемной ситуации, в которой
ребенок предвосхищает конец и связывает известные элементы с условиями
задачи. Творческое мышление рассматривается как непрерывный процесс
развития.
Воображение играет ключевую роль в творчестве, позволяя ребенку
создавать новые образы на основе прошлого опыта. Для развития
воображения необходимо обогащать сенсорный опыт ребенка через создание
развивающей среды и игры-эксперименты.
Виды искусства представляют собой исторически сложившиеся формы
творческой деятельности, различающиеся по способам материального
воплощения. Изобразительное искусство включает виды творчества,
воспроизводящие действительность.
Пластилинография — это новый вид декоративно-прикладного
искусства, сочетающий элементы рисования и лепки. Она позволяет детям
осваивать передачу строения предметов и создавать гармоничные эскизы.
Интеграция видов художественной деятельности с воспитательно-
образовательной работой способствует всестороннему развитию ребенка. В
детском рисунке интегрируются различные элементы, такие как форма, цвет,
композиция и ритм.
Формирование художественных способностей ребенка — сложный
процесс, исследуемый в педагогике, психологии и других науках.
Способности ребенка зависят от наследственности, окружающей среды,
индивидуальных психических характеристик и условий воспитания.
Творческая деятельность играет важную роль в развитии
художественных способностей, обеспечивая эмоциональную насыщенность,
развитие восприятия, мышления и воображения. Однако для успешного
развития способностей необходима поддержка семьи, педагогов и
социальной среды.