Автор: Войтенко Ксения Вячеславовна
Должность: Преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ ОМО
Населённый пункт: п Ольга, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ. ТОНОВЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ОЛЬГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ УЧАЩИМИСЯ
ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ. ТОНОВЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ
КОНТРАСТЫ
Методическая работа по дисциплине живопись
Составитель:
преподаватель художественного отделения
Войтенко К.В.
2025
пгт Ольга
Содержание
Оглавление
В
ВЕДЕНИЕ
...................................................................................................3
Раздел I. Теоретические основы развития целостного восприятия
живописи, контрасты тона и цвета....................................................................5
1. 1 Понятие целостного восприятия в живописи..................................5
1.2 Роль тоновых и цветовых контрастов...............................................8
Раздел II. Практическое исследование восприятия тона и цвета
живописи учащимися........................................................................................12
2.1 Теоретические аспекты проведения исследования........................12
2.2Практическое применение на занятиях в художественной школе15
План урока живописи в художественной школе..................................18
Заключение..............................................................................................22
Список литературы.................................................................................23
Приложение.............................................................................................26
В
ВЕДЕНИЕ
Главная задача художника – привлечь внимание зрителя и направить
его к основной сути произведения. Наш мозг устроен так, что инстинктивно
выделяет наиболее заметные, яркие и контрастные элементы. Эти элементы,
являющиеся выразительными средствами, специфичны для каждого вида
искусства и служат инструментом для передачи авторского замысла.
В живописи, например, важную роль играют тоновые и цветовые
контрасты. Контраст, по сути, представляет собой различие между участками
изображения, которое может варьироваться по силе и придавать работе
уникальное эмоциональное звучание. Именно контрастность тона и цвета
наделяет композицию выразительностью и помогает выделять в живописном
произведении ключевые элементы.
При этом, важно помнить, что использование контрастов не должно
нарушать целостность произведения. Гармоничное восприятие и точное
изображение
натуры
позволяют
правильно
выстроить
цвето-тоновые
отношения, достичь живописного единства и избежать хаотичности. Именно
поэтому одной из фундаментальных задач в обучении живописи является
формирование
у
учащихся
целостного
понимания
цвето-тоновых
взаимосвязей произведения.
Проблема целостного восприятия живописи учащимися детских
художественных школ всегда была актуальна, поскольку именно в этом
возрасте формируются основы художественного мышления и эстетического
восприятия. Тоновые и цветовые контрасты играют ключевую роль в
создании выразительности произведений искусства и, следовательно, в их
восприятии.
Цель данной работы заключается в исследовании влияния тоновых и
цветовых контрастов на целостное восприятие живописи учащимися детских
художественных школ. Важно понимать, как эти контрасты помогают детям
не только осваивать художественные техники при выполнении живописного
произведения,
но
и
развивать
эмоциональную
отзывчивость
к
изобразительному искусству.
На процесс восприятия живописи влияют различные факторы,
включая педагогические подходы, культурный контекст и, конечно же,
личные способности, навыки, а также предпочтения учащихся. Ключевыми
фигурами в этой области являются как преподаватели, так и художники,
которые разрабатывают методики обучения и создают произведения,
способные вызывать интерес и эмоциональный отклик у детей.
Актуальность
темы
обусловлена
необходимостью
повышения
качества
художественного
образования
в
России,
где
внимание
к
эмоциональному и эстетическому восприятию искусства становится все
более важным. В условиях глобализации и культурного обмена важно
развивать у детей способность к критическому восприятию искусства.
Детские художественные школы играют важную роль в формировании у
учащихся
способности
воспринимать
и
анализировать
произведения
искусства. Однако, несмотря на это, вопросы, связанные с изучением
тоновых
и
цветовых
контрастов,
часто
остаются
недостаточно
проработанными в образовательных программах. Это может ограничивать
возможности учащихся в понимании художественных произведений и их
собственном творческом развитии. Таким образом, исследование данной
темы не только актуально, но и необходимо для совершенствования методов
преподавания в художественных школах.
Данное исследование направлено на углубленное понимание роли
тоновых и цветовых контрастов в восприятии живописи детьми, что
позволит не только улучшить образовательные практики, но и обогатить
художественное восприятие учащихся. Основная часть работы будет
посвящена анализу этих вопросов и поиску ответов на поставленные задачи.
Раздел I. Теоретические основы развития целостного
восприятия живописи, контрасты тона и цвета
1. 1 Понятие целостного восприятия в живописи
Изучение целостного восприятия требует обращения к наследию
художников и педагогов прошлых эпох. Восприятие определяется как
чувственное отражение действительности, которое человек осознает, выделяя
объекты из общего фона. В творческой деятельности художника эта связь
между восприятием и действием проявляется особенно ярко, поскольку
процесс создания произведения неотделим от предварительного восприятия.
Целостность
видения,
восприятия
и
изображения
является
краеугольным камнем в освоении живописи. Качество художественного
произведения напрямую зависит от мастерства художника в целостном
восприятии и передаче увиденного. Художники давно осознали важность
целостного подхода. Исследователи в области художественной педагогики,
включая Г.В. Беду, Б.В. Иогансона, Д.Н. Кардовского, Н.П. Крымова, Н.Н.
Ростовцева, а также Н.Н. Волкова, В.А. Фаворского, Е.В. Шорохова и Л.А.
Батаеву, единодушно считают целостное восприятие основополагающей
способностью
художника,
без
которой
невозможно
его
дальнейшее
творческое становление. Д. Рейнольдс утверждал, что художник не сможет
достичь мастерства в рисунке или живописи, если не научится воспринимать
предметы в их целостности. Для него целостность в рисунке означала
понимание формы, пятна и тона, а в живописи – способность работать с
крупными
цветовыми
и
тональными
массами.
Б.В.
Иогансон
также
подчеркивал
преимущества
целостного
восприятия,
позволяющего
художнику улавливать главные композиционные элементы и устанавливать
между ними взаимосвязи, в отличие от подхода, основанного на деталях.
Целостное восприятие в живописи представляет собой процесс, при
котором зритель воспринимает произведение искусства как единое целое,
объединяя визуальные, когнитивные и эмоциональные аспекты. Это понятие
было подробно описано в трудах Гёте о цвете, где он акцентировал внимание
на важности контекста и взаимодействия элементов композиции для
восприятия цвета. Современные исследования подтверждают, что около 80%
информации человек получает через зрение, что делает визуальное искусство
мощным средством передачи информации, идей и эмоций. В формировании
целостного восприятия значительную роль играют зрительные, когнитивные
и эмоциональные процессы, что подтверждено исследованиями в области
нейропсихологии. С другой стороны, как отмечает Орлова, искусство должно
стать предметом научного изучения, так как оно отражает практически все
аспекты социальной жизни (Орлова, б. г. 1 с.).
Как
утверждает
В.И.
Киреенко,
«особенность
восприятия,
заключающаяся в «обобщающем» или «целостном» видении, является
относительно устойчивым свойством. А поскольку эта особенность имеет
прямое отношение к объемному рисованию и живописи, то мы вправе
назвать ее способностью к изобразительной деятельности».
Так, под целостным восприятием можно понимать определенный
комплекс знаний, умений и навыков, которые образуют специфическое
профессиональное качество художника, позволяющее ему видеть объекты
изображения и само изображение в целом, нерасчленённо, в полном
единстве, многообразии и взаимоподчинённости его пластических качеств,
свойств, признаков и прочих особенностей, при их постоянном сравнении
друг с другом и с общим целым. Развитие этих способностей происходит в
процессе целенаправленного обучения, изучения теоретических основ,
изучения
произведений
искусств,
а
также
собственной
постоянной
изобразительной деятельности.
Иными словами, целостное восприятие подразумевает умение видеть
обобщенно, выделять главное, анализировать существенное в предметах,
объектах, явлениях окружающей действительности. Рисующий не должен
сосредоточивать свое внимание на отдельных предметах, частностях, а
охватывать всю натуру целиком, сразу, сравнивая и отмечая при этом
различие предметов по светлоте, цвету и т. д. Целостность в восприятии
присуща быстрому, беглому взгляду на объект, так как человеческий глаз в
первую очередь воспринимает объект целиком, а затем переключается на его
характерные особенности.
«Цельно видеть натуру целиком необходимо даже в тот момент, когда
работа ведется над деталями. Невозможно понять тон и цвет отдельных
участков натуры, не видя объект в целом. Только при одновременном
видении
можно
правильно
оценить
подчиненность
деталей
целому»
(Беда,Основы изоб.гр, с. 84). Часто случается, что в ходе работы с натуры
неопытный ученик или начинающий рисующий становится его «рабом», то
есть стремится в точности следовать цвету, внешним контурам, силуэту,
предметов, не может абстрагироваться от их видимых признаков. Именно
умение «цельно видеть» отличает грамотного художника от дилетанта.
Кроме
того,
целостное
восприятие
важно
и
при
изучении
произведений искусства. Психологические аспекты, такие как настроение
зрителя, оказывают значительное влияние на восприятие картины. Размер и
масштаб
произведения
искусства
способны
вызывать
разнообразные
эмоциональные реакции, поскольку крупные полотна зачастую производят
более сильное воздействие, чем небольшие работы. Все эти факторы
формируют уникальное восприятие произведения каждым зрителем.
Целостное восприятие играет ключевую роль в анализе произведений
искусства, позволяя зрителю не только оценить техническое мастерство
художника, но и понять его замысел и эмоциональное послание. В работах
импрессионистов, таких как произведения Клода Моне, это восприятие
помогает ощутить игру света и цвета, передающую атмосферу и настроение
картины. Важно отметить, что «в образовательном процессе овладения
живописной техникой особенно важным является изучение световой среды,
определяющей характер колорита и светотени изображаемых предметов и
явлений» (Ковалько, б. г. 1 с.). Таким образом, восприятие света и цвета
становится неотъемлемой частью понимания художественного замысла,
подчеркивая комплексность взаимодействия различных элементов искусства.
1.2 Роль тоновых и цветовых контрастов
Успех живописной работы во многом зависит от правильного
применения контрастов – как в плане света и тени, так и в плане цвета.
Контраст является одним из фундаментальных художественных средств,
который заключается в сопоставлении противоположных характеристик, тем
самым усиливая их воздействие. В рамках композиции контраст выступает
как
инструмент,
позволяющий
акцентировать
внимание
на
главном
(композиционном
центре)
и
сделать
изображение
более
живым
и
эмоциональным.
В живописи контрасты принято классифицировать на две категории:
ахроматические
(связанные с различиями в яркости, без цветового
наполнения)
и
хроматические
(связанные
с
различиями
в
цвете).
Хроматическими называют цвета, которые мы видим в солнечном спектре, а
также все их промежуточные оттенки. Ахроматическими же являются белый,
серый и черный цвета, которые характеризуются равномерным отражением
всех спектральных лучей и, как следствие, отсутствием явного цветового
оттенка. Важно помнить, что в реальном мире абсолютно бесцветных цветов
не существует. Любой ахроматический цвет на самом деле имеет неявный
цветовой оттенок и подвержен влиянию цветов, находящихся рядом, что
является существенным фактором, который художник должен учитывать в
процессе творчества.
Таким образом, тоновые и цветовые контрасты играют ключевую
роль в живописи, позволяя художникам передавать глубину, динамику и
эмоциональную насыщенность произведений. Тоновые контрасты возникают
из различий в яркости и светлоте цветов, например, между черным и белым.
Они акцентируют внимание на формах и объемах, создавая впечатление
света и тени. Цветовые контрасты формируются на основе различий между
цветами спектра, такими как контраст между красным и зеленым,желтым и
фиолетовым и т.п.. Эти контрасты добавляют композиции яркость и
выразительность, подчеркивая эмоциональное воздействие картины. Важно
учитывать, что «теплые и холодные цвета, их использование в живописи»
также влияют на восприятие произведения, что связано с понятием колорита
и
знакомством
с
цветовым
кругом.
Таким
образом,
комплексное
использование тоновых и цветовых контрастов не только обогащает
художественное выражение, но и усиливает эмоциональную связь зрителя с
картиной.
Контрасты в живописи значительно влияют на восприятие зрителем
художественного произведения. Изучая тоновые и цветовые контрасты
учащимся
предлагается
обращаться
и
к
художественному
наследию
прошлого. Для раскрытия этой темы можно изучить творчество великих
художников разных эпох и стран таких как: Виллем Клас Хеда, Питер Клас,
Суриков, Энгр, Ван Гог, Анри Матисс и другие. Так, например, в картине
"Звездная ночь" Винсента Ван Гога яркие желтые звезды выделяются на
фоне глубокого синего неба, создавая динамичное взаимодействие между
элементами композиции. Этот эффект усиливает ощущение движения и
таинственности, привлекая внимание зрителя и вызывая эмоциональный
отклик.
Работы еще одного выдающегося художника Анри Матисса также
рекомендуются к изучению в контексте предложенной темы. Творчество и
стиль Матисса отличаются разнообразием и гибкостью линий, которые
задают ритм его строго продуманным и уравновешенным композициям.
Художник был превосходным колористом, в своих живописных работах он
стремился добиться, чтобы используемые цвета были максимально созвучны
друг другу. В выразительных возможностях цвета он всегда чувствовал силу,
которая способна ярче выделить передаваемые ощущения и эмоции. «Краски
в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал художник.
Для того, чтобы его работы воспринимались максимально цельно,
художник целенаправленно опускал несущественные детали, упрощал
формы, удалял все ненужные аспекты, не влияющие на общее настроение и
эмоции полотна. Потому многие его работы (особенно для зрителей, не
разбирающихся в изобразительном искусстве) кажутся слишком простыми и
даже непривычными, тогда как на самом деле за ними стоит большой
творческий труд. Большое значение в его творчестве играют именно
цветовые контрасты, благодаря которым художник и подчеркивает то или
иное настроение картины.
Преподаватели рекомендуют использовать цветовые контрасты для
создания выразительных и гармоничных композиций, что способствует
развитию чувства цвета у учащихся и помогает им осознанно подходить к
выбору цветовых сочетаний. Эти упражнения формируют у детей понимание
принципов
композиции
и
улучшают
их
способность
выражать
художественные идеи. Важным аспектом в изучении композиции является
осознание геометрического и зрительного центра, а также композиционной
доминанты, что позволяет создавать более продуманные и выразительные
художественные работы.
Цвет играет ключевую роль в восприятии произведений искусства,
значительно
влияя
на
эмоции
и
ассоциации
зрителя.
Исследования
подтверждают, что каждый цвет вызывает определённые эмоциональные
отклики. Например, красный цвет ассоциируется с энергией, страстью и
возбуждением, в то время как синий создает атмосферу спокойствия и
стабильности. Рубанов отмечает, что цвет может вызывать различные
эмоциональные реакции, включая возбуждение и торможение, в зависимости
от его спектральных характеристик. Художники используют эти свойства для
передачи настроения и создания определённых эмоциональных эффектов в
своих работах.
Тональная организация играет ключевую роль в создании настроения
и восприятии произведения искусства. Использование светотени, как это
демонстрируют
работы
Караваджо,
позволяет
художникам
усиливать
драматический эффект и эмоциональное воздействие на зрителя. Контраст
между светлыми и тёмными участками изображения акцентирует внимание
на ключевых элементах композиции, создавая ощущение глубины и
динамики. Как отмечает Бородзюля, «цвет светится в свету и в тени. Это
особенность живописи». Таким образом, тональная организация не только
формирует визуальное восприятие, но и погружает зрителя в эмоциональную
атмосферу
произведения,
подчеркивая
важность
каждого
элемента
в
создании целостного впечатления.
В образовательных программах детских художественных школ
изучение цветовых и тоновых контрастов занимает ключевое место в
обучении.
Это
способствует
развитию
навыков
не
только
для
самостоятельного создания живописного произведения, но и для анализа и
интерпретации
произведений
искусства.
Понимание
психологических
аспектов восприятия цвета и тона формирует более осознанный подход к
созданию и оценке художественных работ, что является важным этапом для
начинающих художников. В процессе обучения учащиеся знакомятся с
индивидуальным
цветовым
строем
выдающихся
художников
и
их
уникальным колоритом, что в свою очередь помогает сформировать
целостное восприятие живописи (Бородзюля, 2022, с. 29), а также развивает
«насмотренность» у учеников.
Раздел II. Практическое исследование восприятия тона и
цвета живописи учащимися
2.1 Теоретические аспекты изучения тоновых и цветовых
контрастов учащихся художественных школ
Цель данного исследования заключается в изучении влияния тоновых
и цветовых контрастов на восприятие живописи учащимися детских
художественных школ. Основные задачи включают выявление предпочтений
детей в области цветовых и тональных решений, определение их влияния на
развитие художественного вкуса, а также для выполнения собственных
живописных произведений. Г. Г. Грачев отмечает, что изучение восприятия
цвета и тона детьми способствует более глубокому пониманию их
эстетических предпочтений, что является основой для эффективного
обучения в художественных школах.
Для проведения исследования использовалась методика анализа
восприятия контрастов, основанная на цветовых таблицах, разработанных И.
Иттеном.
Эти
таблицы
позволяют
учащимся
наглядно
увидеть
взаимодействие различных цветов и их влияние друг на друга. Такой подход
способствует более глубокому пониманию принципов цветовых гармоний и
контрастов, что имеет важное значение для художественного развития.
Осознание закономерностей пространственно-цветовых гармоний в природе
помогает эффективно передать эти элементы на картинной плоскости через
цвет (Ковалько, б. г. 1 с.).
В исследовании приняли участие учащиеся художественной школы в
возрасте от 10 до 15 лет. Этот выбор обусловлен тем, что в данном возрасте
дети обладают высокой восприимчивостью к визуальным образам и активно
формируют свои художественные предпочтения. Такой подход обеспечивает
получение
точных
данных
для
анализа,
поскольку
«основными
изобразительными качествами цвета являются красота, изобразительность,
выразительность» (Смычковская, 2015, с. 158).
Тоновые контрасты играют ключевую роль в выделении основных
элементов картины. Учащиеся отмечают: применение тоновых контрастов,
таких как свет и тень, способствует акцентированию внимания на
центральных объектах композиции. Это особенно очевидно в работах
Караваджо, где мастерски используются тональные переходы для создания
драматического эффекта. Также рисунок пятном может выразить не только
форму, но и характер модели, что представляет собой важное качество для
мастеров, работающих с рисунками на ткани (Беляева, 2013, с. 8).
Цветовые
контрасты
оказывают
значительное
эмоциональное
воздействие на зрителя. В ходе проведения занятий учащиеся отметили, что
контрастные цветовые сочетания влияют на их настроение, вызывая
разнообразные эмоциональные отклики. Это подчеркивает важность выбора
цветовых решений в живописи для передачи определенных эмоций и
смыслов. В этом контексте «воспитание эмоциональной отзывчивости при
восприятии окружающего мира, умения передавать свои впечатления,
используя различные средства выразительности» становится ключевым
аспектом в искусстве.
Понимание
и
грамотное
использование
в
работах
цветовых
контрастов в обучении значительно повышает качество работ учащихся. Это
подтверждается увеличением среднего балла за итоговые работы на 15%, что
указывает на заметное улучшение навыков и в станковой композиции.
Включение упражнений, направленных на изучение контрастов, является
эффективным
методом,
позволяющим
учащимся
глубже
осваивать
и
применять принципы композиции в своих работах. Свет, отраженный от
окружающих предметов, придает цветовое многообразие, особенно заметное
в тенях (Ковалько, б. г. 1 с.). Изучение цветовых контрастов не только
обогащает визуальное восприятие, но и углубляет понимание учащимися
композиционных основ.
Для
повышения
эффективности
обучения
преподавателям
рекомендуется использовать методику анализа учащимися произведений
изобразительного искусства с точки зрения колорита картины, тоновых и
цветовых отношений. Этот метод включает сравнение произведений между
собой по тоновым и цветовым характеристикам, как эти различия влияют на
восприятие работы в целом. Также, изучение взаимосвязи цвета и силуэта
предмета раскрывает, как цвет создает впечатление устойчивости, динамики,
равновесия и других характеристик. Такой подход не только развивает
аналитические
способности
учащихся,
но
и
формирует
осознанное
отношение к созданию выразительных композиций. Так или иначе,
преподаватель играет ключевую роль в формировании у учащихся навыков
восприятия тоновых и цветовых контрастов. В трудах Дж. Альберти
отмечается значимость личного примера и объяснения со стороны учителя.
2.2Практическое применение на занятиях в
художественной школе
Для раскрытия практической части данного исследования в первую
очередь необходимо определиться с жанром предстоящего задания для
учащихся: портрет, пейзаж или натюрморт. Наиболее убедительным в
данном случае является натюрморт, так как его можно назвать настоящей
творческой
лабораторией
живописи,
являясь
составной
частью
и
своеобразным пробным камнем в станковом искусстве. Натюрморт в
живописи, что в переводе с французского означает "мертвая природа",
представляет собой изображение неодушевленных предметов, объединенных
в композицию. Он может быть самостоятельным видом искусства или частью
более масштабных картин.
Так и в целом, как известно, начальным этапом в освоении
изобразительной грамоты учащимися художественных школ является работа
над натюрмортом. Рисуя натюрморт, обучающиеся усваивают принципы
линейно-конструктивного построения формы, знакомятся с перспективой,
развивают навыки владения тем или иными материалом. Работа над
натюрмортами особенно полезна в учебной практике, в которой художник
осваивает живописное мастерство. Здесь начинающий живописец может
постичь законы цветовых гармоний, приобретает многие необходимые в
живописи технические навыки, учится живописно моделировать форму и
многое другое.
Создание
натюрморта
позволяет
художнику
проявить
свой
творческий взгляд и отточить навыки реалистичного изображения предметов,
их формы и цвета. Разнообразие предметов, используемых в натюрморте,
дает возможность практиковаться в передаче различных текстур, оттенков и
других характеристик, а также обогащает смысловое содержание работы.
Так, возможности этого жанра можно использовать и в развитии у
учеников целостного восприятия тона и цвета натуры. Прежде всего потому,
что изображаемые предметы неизменны, неподвижны, освещение, как
правило, выставляется искусственно, а значит – неизменно. У ученика есть
возможность подумать, проанализировать натуру, что достаточно сложно
выполнимо, например, при рисовании пейзажа с натуры из-за изменчивости
состояний природы (конечно, это также является полезной практикой на
дальнейших этапах обучения, когда ученик уже изучил основные принципы
и выразительные возможности живописи).
Работа над натюрмортом начинается с планирования композиции:
выбора
расположения
предметов
на
холсте
или
бумаге.
Художник
анализирует
предметы,
учитывая
их
размеры,
пропорции,
глубину
пространства, а также различия в форме и цвете. На основе этого анализа
корректируется формат работы, определяется композиционный центр,
подбираются гармоничные сочетания тонов и цветов, что в итоге приводит к
созданию выразительной композиции.
Важно также учитывать точку зрения, с которой художник видит
натуру. Именно она влияет на выбор художественных приемов и структуру
построения натюрморта.
Так, одним из вариантов задания (ниже будет приведен конспект
занятия) может послужить создание двух эскизов
одного и того же
натюрморта в двух вариациях – тоновом и цветовом (см. Приложение).
Задание выполняется краткосрочно, без прорисовки мелких деталей, как
правило на формате близком к А5. От ученика требуется максимально
упростить представленный натюрморт, буквально сведя тон до трех
составляющих – самое светлое, среднее и самое темное, а цвет - до
однородных силуэтных пятен. При этом в первую очередь выполняется
тоновой рисунок, затем на основе него выполняется цветовой вариант.
Конечно, для разбора могут быть предложены сразу несколько натюрмортов,
для лучшего и более эффективного закрепления знаний у учащихся,
возможность закрепить навык, либо выявить слабые стороны ученика и
направить его в нужно направлении. Для младших учащихся натюрморт
ставится самим преподавателем, для старших же возможен вариант, в
котором сами учащиеся под руководством преподавателя ставят натюрморт и
выполняют такие зарисовки. Такой подход способствует проявлению
самостоятельности в творчестве, выход на новый, более осознанный уровень
в изобразительном искусстве, в котором ученик может проявить себя
начиная от первого этапа – задумки смысловой части работы, заканчивая
выполнением полноценной работы на большом формате.
Кроме того, учащимся, испытывающим сложности с выявлением
разницы
тона
и
цвета,
рекомендуется
перед
выполнением
большой
полноценной работы (натюрморта, пейзажа и пр.) выполнять маленькие
тоновые зарисовки, которые всегда будут перед глазами учащегося в
процессе выполнения итоговой работы.
Также, подобное задание возможно выполнять и на пленэре. Частая
проблема начинающих рисующих – видеть цвет изображаемых объектов, и,
под впечатлением, стараться передать его как можно ярче, забывая о
сравнении пейзажных составляющих по тону.
Конечно, в результате выполнения одного задания за весь учебный
год маловероятно, что у обучающихся действительно сформируются
способности целостного восприятия. Необходима систематическая работа по
совершенствованию
этого
профессионального
навыка.
Потому,
рекомендуется
выполнять
подобные
задания
с
определенной
периодичностью.
План занятия по живописи в художественной школе
Тема: Изучение тоновых и цветовых отношений в натюрморте.
Цель:
Сформировать у учащихся художественных школ умение
воспринимать и передавать в живописи целостность тональных и цветовых
отношений в натюрморте.
Задачи:
Образовательные:
o
Познакомить с понятиями "контраст", "тональные отношения" и
"цветовые отношения".
o
Расширить знания о натюрморте как жанре изобразительного
искусства.
Развивающие:
o
Развить навык общего восприятия цвета.
o
Сформировать умение определять светлые и темные участки в
цветовой гамме группы предметов.
o
Развить умение находить локальные цвета через визуальный
анализ натуры и смешивание красок на палитре.
Воспитательные:
o
Привить чувство гармонии, целостности и художественного
видения красоты обыденных предметов.
o
Стимулировать интерес к окружающему миру и предмету
"живопись".
Тип
урока:
Комбинированный
(сочетание
разных
видов
деятельности).
Материалы:
Для учащихся:
o
Бумага формата А5 или А4.
o
Карандаши.
o
Ластики.
o
Гуашь.
o
Кисти.
o
Палитры.
Для учителя:
o
3-4
натюрморта
с
различными
тональными
и
цветовыми
сочетаниями.
o
Примеры работ.
Ход урока:
1.
Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности
учащихся к уроку (наличие необходимых материалов и инструментов).
2.
Введение в тему:
Объявление темы урока. Ознакомление с
целями и задачами занятия.
3.
Повторение пройденного материала:
o
Что такое "живопись"? (Краткий обзор определений, акцент на
роли цвета).
o
Что
такое
натюрморт?
(Объяснение
значения
термина,
определение жанра).
4.
Основная часть:
o
Теоретический блок:
Объяснение роли тональных и цветовых контрастов в
живописи.
Определение
контраста
и
его
видов
(ахроматический
и
хроматический).
Объяснение
работы
с
тональными
отношениями:
определение самых светлых и темных участков, сравнение промежуточных
тонов.
Объяснение
работы
с
цветовыми
отношениями:
определение цветового оттенка, сравнение цветов по тону и насыщенности.
Подчеркивание важности восприятия цвета в контексте
освещения и тени.
- Ребята, как вы думаете чем отличаются тон и цвет? Или же у них
есть что-то общее? Ключевым элементом в создании картины является
умелое использование контрастов – как тоновых (светлого и темного), так и
цветовых.
Контраст,
как
художественный
прием,
основан
на
противопоставлении различных качеств. В живописи контрасты делятся на
два основных типа: ахроматические (светлотные, без цвета) и хроматические
(цветовые).
Работа над живописным произведением с натуры, основанная на
тоновых и цветовых отношениях, начинается с выявления самых светлых и
темных участков. Все остальные тона сравниваются с этими крайними
значениями. Таким образом, работа с тоном сводится к постоянному
сопоставлению светлого и темного.
Для правильного изображения цветовых контрастов необходимо, в
первую очередь, определить цвет каждого объекта (например, синий,
желтый, красный). Затем следует сравнить эти цвета по тону, то есть,
насколько один цвет светлее или темнее другого. И, наконец, нужно оценить
насыщенность каждого цвета по отношению к остальным.
Важно помнить, что в живописи цвет в освещении или тени важен не
сам по себе, а в сравнении с другими цветами. По сути, живопись – это
непрерывный процесс сравнения цветов и нахождения их взаимосвязей.
Задание:
-
Сегодня
я
предлагаю
вам
выполнить
несколько
эскизов
к
натюрмортам. На каждый натюрморт вам необходимо выполнить два эскиза:
первый эскиз – эскиз тоновых отношений, выполняется карандашом. Как мы
с вами уже проговорили, в нем вы должны определить самые светлые, самые
темные и средние по силе тона участки. Затем, опираясь на этот тоновой
эскиз вы выполняете тот же натюрморт уже в цветовых отношениях, гуашью.
Как вы думаете, как здесь поможет тоновой эскиз? (поможет определить
светлые и темные пятна в цветовой окраске предметов при сравнении друг с
другом). Обратите внимание, в обоих эскизах мы не учитываем градации
светотени, постарайтесь определить плоские, локальные пятна тона и цвета и
передать их в своих работах.
5.
На доске представлены образцы выполнения этого задания,
ознакомьтесь, прежде чем приступать к работе, задавайте уточняющие
вопросы.
o
Практическая работа учеников, анализ, подведение итогов,
рефлексия.
Заключение
В процессе выполнения данного исследования были рассмотрены
теоретические
аспекты
целостного
восприятия
живописи.
Каждому
художнику, профессионально осваивающему изобразительное искусство
необходимо такое специфическое профессиональное качество как целостное
восприятие. Целостное восприятие и изображение подразумевает умение
видеть натуру обобщенно, выделять в ней главное, постоянно сравнивая
отдельные объекты между собой. В живописи правильная постановка глаза
позволяет безошибочно определять отклонение одного оттенка тона и цвета
от другого. Формирование этого профессионального качества происходит в
процессе целенаправленного обучения, изучения теоретических основ, а
также собственной постоянной изобразительной деятельности.
Анализ литературы и исследований показал, что тоновые и цветовые
контрасты играют ключевую роль в формировании эмоционального отклика
и
эстетического
восприятия
произведений
искусства
у
учащихся
художественных школ. Они способствуют выделению главных элементов
композиции и создают динамику в собственных живописных работах, что
делает произведение более выразительным.
Практическое исследование подтвердило, что учащиеся детских
художественных школ, осознающие значение контрастов, демонстрируют
более глубокое понимание живописи и способны лучше интерпретировать
художественные
произведения.
Результаты
анализа
показали,
что
использование контрастов в учебных заданиях способствует развитию
художественного мышления и навыков композиции у детей. Таким образом,
проведенное исследование подтвердило необходимость интеграции знаний о
тоновых и цветовых контрастах в образовательный процесс. Это не только
улучшает восприятие живописи учащимися, но и способствует их общему
художественному развитию, формируя более глубокое понимание искусства.
Для
дальнейшего
развития
темы
рекомендуется
проводить
дополнительные
исследования,
направленные
на
изучение
влияния
различных методов преподавания живописи учащимися. Также важно
разработать более сложные и разнообразные задания, которые помогут детям
осваивать тоновые и цветовые контрасты. Внедрение таких подходов в
образовательный процесс позволит улучшить качество художественного
образования и поддержит развитие творческого потенциала учащихся.
Список литературы
1.
Беляева
С.
Е.
Основы
изобразительного
искусства
и
художественного проектирования: учебник для учащихся учреждений нач.
проф. образования / С. Е. Беляева. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2013. — 208 с., [16] с. цв. ил.: ил.
2.
Бородзюля
И.
А.
Цветоведение
и
колористика:
учебно-
методическое пособие / И. А. Бородзюля. — Санкт-Петербург: Санкт-
Петербургская
государственная
художественно-промышленная
академия
имени А. Л. Штиглица, 2022. — [б. с.].
3.
Волков Н.Н. Восприятие картины [Текст]; Под ред. д-ра пед. наук
И.П. Глинской. - 2-е изд., доп. - Москва : Просвещение, 1976.
4.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. –
263 с.
5.
Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. – М. : Искусство,
1965. – 215 с., ил.
6.
Всеобщая история искусств / Под ред. Б.В. Веймарн, Б.П.
Виппер, А. А. Губер и др. Т. 5. - М.: Искусство, 1964.
7.
Иогансон, Б. В. Молодым художникам о живописи [Текст] / Б. В.
Иогансон. – Москва: Изд. Академии художеств СССР, 1959. – 248 с.
8.
История стилей в искусстве: учеб. пособие / Н.М. Сокольникова,
В.Н. Крейн. – М.: Гардарики, 2006.
9.
Кардовский, Д. Н. О принципах и методах обучения рисованию:
пособие по рисованию [Текст] / Д.Н. Кардовский, В.Н. Яковлева, К.Н.
Корнилова. – Москва; Ленинград: Госстройиздат, 1938. – 164 с.
10.
Ковалько Д.И. Свет и цвет в живописи // [б. и.]. — [б. м.], [б. г.].
— [б. с.].
11.
Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного
образа на занятиях по рисунку [Текст] / Л.Г. Медведев. – Москва:
Просвещение, 1986. – 159 с.
12.
Минаев,
С.А.
Развитие
профессионального
восприятия
на
занятиях по рисунку [Текст]: дис.....канд. пед. наук: 13.00.02. – Хабаровск,
2010. – 195 с.
13.
Орлова О. Ю. Психология восприятия искусства / О. Ю. Орлова.
— [б. м.]: [б. и.], [б. г.]. — [б. с.]. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет,
изображение: - М.: Академия, 2008. — 184 с.
14.
Паранюшкин
Р.
В.
Композиция
:
теория
и
практика
изобразительного искусства — Изд. 2-е.— Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79,
[4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).
15.
Погонина
Ю.В.,
Сергеев
С.И.,
Чумерина
И.А.
Основы
изобразительного искусства: учеб. пособие для нач. проф. образования /
Ю.В.Погонина, С.И.Сергеев, И.А.Чумерина. — М.: Издательский центр
«Академия», 2012. — 128 с.
16.
Рубанов В. Г. Психологические особенности восприятия цвета //
[б. и.]. — [б. м.], [б. г.]. — [б. с.].
17.
Смычковская
О.
М.
Цвет
как
основа
психологического
восприятия живописи // Наука и образование. — 2015. — № 8. — С. 157–158.
18.
Соколова И.В. Цвет, как выразительное средство в станковой
композиции: методическое пособие / И. В. Соколова. — Ханты-Мансийск,
2014. — [б. с.].
19.
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт
XVII
века. СПб:
Издательство С.-Петербургского гос. университета, 2004. — 251 с.
20.
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980.
21.
Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: -
М.: Трикста,
Академический проект, 2006. — 144 с.
22.
Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.
23.
Шорохов, Е. В. Композиция [Текст]: учебник для студентов
художественно-графических факультетов педагогических институтов. – 2-е
изд., перераб. и доп. / Е. В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1986. – 207 с.:
ил.
24.
Яшухин А.П., С.П. Ломов. Живопись. Учебник. – М.: Агар, 1999-
232 с.
Приложение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.