Автор: Ковалёва Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Международная лингвистическая школа
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: презентация
Тема: "Урок литературы – элемент системы эстетического воспитания школьников"
Раздел: среднее образование
Урок литературы – элемент
системы эстетического
воспитания школьников
Ковалева Валентина Николаевна,
Учитель литературы Международной лингвистической школы,
г. Владивосток, Россия
2017
«Красота спасет мир»
Ф.М.Достоевский
Актуальность проблемы эстетического воспитания:
- умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам
красоты – необходимость в современном мире;
- интенсификация информационных процессов и расширение
информационного поля снижает восприятие произведений
эстетической направленности.
Эстетическое воспитание в Российской Федерации
•
Играет важную роль в системе школьного образования
•
Способствует всестороннему развитию личности и раскрытию ее
творческого потенциала
•
Формирует способность воспринимать и оценивать прекрасное в
природе и обществе с позиций эстетического идеала
Цели преподавания литературы:
•
развитие творческих возможностей школьников;
•
художественно- эстетическое образование;
•
воспитание будущего читателя, слушателя, зрителя.
Художественная литература – это искусство слова
•
Художественный текст – объект изучения школьного предмета
«Литература»
•
Приобщение учеников к искусству слова
•
Обучение вдумчивому чтению
•
Развитие эстетического восприятия текста
•
Формирование навыков грамотной устной и письменной речи
Методическая система
•
Фиксация эмоционального впечатления от первого прочтения
художественного текста
•
Комментированное чтение с элементами литературно-
художественного анализа текста
•
Выразительное чтение текста
•
Создание собственных текстов на основе изученного материала
•
Выявление общих тенденций художественной литературы и
других видов искусства
Формы работы:
•
выразительное чтение ( в том числе, наизусть) стихотворений,
отрывков прозы
•
устный и письменный художественный пересказ текста
•
дискуссии по проблемным вопросам , связанным с эстетикой
текста
•
письменные творческие работы
•
театрализация произведения
•
подбор музыкального материала
•
изображения в рисунках
Проектная работа эстетической направленности
•
«Литературная гостиная»
•
«Поэтические чтения» ( конкурсы выразительного чтения
наизусть стихотворений»
•
«Играем классику» (спектакли по произведениям писателей –
классиков)
•
Литературно – музыкальные салоны
•
«Литературные турниры» – конкурсы литературных эрудитов
Результаты эстетической деятельности
•
Повышение творческой активности учащихся
•
Мотивация к самостоятельному чтению произведений
художественной литературы
•
Повышение грамотности устной и письменной речи
•
Развитие эстетического вкуса
Спасибо за внимание!