Автор: Корункова Наталия Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ центр "РОСТОК", МБДОУ №139 "Яблонька"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с ОНР посредством формирования диалогической формы речи
Раздел: дошкольное образование
«
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного
возраста с ОНР
посредством формирования диалогической формы речи»
Корункова Н.И.
Учитель – логопед МБДОУ №139 «Яблонька», г. Ульяновск
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста с ОНР. Отмечаются особенности развития
диалогической формы речи у детей с общим недоразвитием речи, выделяются основные
направления коррекционной работы. Рассматриваются формы и методы формирования
коммуникативных
навыков.
Представлен
комплекс
игр
по
формированию
коммуникативных способностей у детей с ОНР.
Ключевые
слова:
социально
–
коммуникативное
развитие,
коммуникативные
компетенции, диалогическая форма речи, речевое взаимодействие, коммуникативные
способности, дидактические игры, культура речевого общения.
В настоящее время в коррекционно – развивающем процессе детей с
ОВЗ
можно
выделить
следующие
направления
социально
–
коммуникативного развития:
- формирование умений принимать и уважать позицию другого человека,
воспитание толерантности (терпимости) у детей;
- развитие ценностной ориентации и правильного отношения к общественно
принятым нормам поведения;
- развитие способов коммуникации, формирование умения откровенно и
понятно для других выражать свои мысли, чувства, взгляды.
В связи с этим ставится такая задача, как становление и развитие
личности ребёнка с ОВЗ, как субъекта межличностных отношений.
Продуктивным способом решения этой задачи является работа по
формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста, в том числе
и по развитию у детей умения вести диалог.
Диалогическая форма общения, наиболее естественная и привычная, не
дана человеку с рождения. Её осваивают так же, как и другой вид
деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнёром –
носителем
коммуникативной
культуры.
Многи
специалисты
считают:
умению вести диалог нужно учить (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и
др.). В развитых формах диалог не просто бытовой ситуативный разговор;
это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического
взаимодействия, содержательное общение.
В раннем возрасте ребёнка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к
малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно
откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е.И. Исенина),
интерпретируя,
«развёртывая»,
распространяя
неполные
ситуативные
высказывания маленького собеседника, достраивает их до полной формы.
Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои
взаимоотношения со сверстниками, которые на первых порах являются по
преимуществу неречевым практическим взаимодействием с преобладанием
мимики,
жестов,
контакта
глаз,
разнообразных
вокализаций
(смех,
междометия,
звукоподражания).
Диалогу
предшествует
«коллективный
монолог» (Ж.Пиаже) – речевое общение, когда каждый партнёр активно
высказывается в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не
замечая реакции с его стороны на собственные высказывания. Каждый
говорит о своём и думает, что его слышат и понимают («коллективный
монолог»).
Собственно, диалог как речевое взаимодействие со сверстником, в ходе
которого партнёры поочерёдно высказываются на одну тему, характерен для
старших дошкольников.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически
выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети
дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством
взрослых.
Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти,
внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Ребёнок 2-го и 3-го года жизни легко отвлекается от содержания
разговора. В возрасте 3-5 лет у детей закладывается основа диалогической
формы общения, предпосылки, т. е. ко времени, когда у ребёнка есть
возможность
овладения
родным
языком,
фразовой
речью,
когда
он
приобретает опыт практического взаимодействия со сверстниками. Ребёнок
постепенно
переходит
от
отрывочных
высказываний
к
более
последовательным, развёрнутым, начинает задавать вопросы.
Особое значение в речевом развитии дошкольника имеет диалог
сверстников. Именно здесь дети чувствуют себя равными, свободными,
раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В
диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один
из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со
сверстником приходится ориентироваться на особенности партнера и
произвольно строить свое высказывание. Диалогу со сверстником нужно
учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству.
Речь-это важнейшая психическая функция человека, область проявления
способности к познанию,
Самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего
внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные
составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания
педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника с
ОВЗ.
В работе с детьми с ОНР можно выделить следующие направления.
- развитие у детей уверенности в себе, своих силах;
- развитие способов коммуникации, формирование умения откровенно и
понятно для других выражать свои чувства и желания, взгляды, суть
проблемы, конфликта, возможных путей его разрешения;
-
развитие понимания взаимозависимости и необходимости людей друг для
друга; принимать и уважать позицию другого человека, быть терпеливым
к
различиям
в
предпочтениях,
вкусах,
потребностях;
воспитание
открытости для чувств, переживаний, мнений других людей;
-
развитие
ценностной
ориентации
и
правильного
отношения
к
общественно принятым нормам поведения, чувства ответственности.
Основная задача воспитания: становление и развитие личности ребёнка,
как субъекта осуществления межличностных отношений.
Одним из средств развития коммуникативного развития детей с ОНР
является организация диалогического общения со сверстниками.
Психологи определяют коммуникативные способности как
индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие
эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1)
желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!);
2)
умение организовать общение (Я умею.), включающее умение слушать
собеседника,
умение
эмоционально
сопереживать.
Умение
решать
конфликтные ситуации;
3)
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (Я знаю!)
Общение ребёнка – это не только способность вступать в контакт и
вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать,
использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих
мыслей, а также осознание своих особенностей и других людей и учёт их в
ходе общения.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и чем раньше
обращается внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у
него будет в будущей жизни.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-
за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим,
чувствует себя отвергнутым, уязвлённым. Это может привести к резкому
понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Дошкольный возраст – это важнейший период социализации ребёнка,
усвоение им социокультурных норм.
Владение основными формами речи: монологом и диалогом, является
залогом успешной социализации ребёнка в школе, а затем и в жизни.
Данные исследований показывают, что дети дошкольного возраста с
ОНР испытывают значительные трудности в усвоении родного языка – его
звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Трудности
эти
не
всегда
удаётся
до
конца
преодолеть,
если
не
проводить
систематическую работу по развитию речи. Ведь ребёнок, полноценно не
владея родным языком, не сумеет освоить навыки диалогического общения.
Диалог,
как
вид
общения,
предполагает
знание
языка,
умение
им
пользоваться при построении связного высказывания и налаживания
речевого взаимодействия с партнёром.
Старшие дошкольники с ОНР испытывают трудности в построении
диалогической формы речи, развёрнутых связных высказываний. Они
овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет
навыков рассуждения, нет аргументаций. Дети затрудняются длительно
поддерживать диалог, недостаточно инициативны: каждый ребёнок говорит о
своём и не слышит партнёра, не отвечает на его высказывания.
Основная задача по формированию диалогической формы речи у детей
дошкольного возраста с ОНР, заключается в том, чтобы помочь детям
устранить недостатки,
наблюдающиеся в их речи, приблизить уровень
практического владения ими языком к норме, т. е. научить детей
пользоваться речью, как средством общения и сообщения.
Обучать и воспитывать, развивать и корректировать речь и поведение,
уважая свободную личность ребёнка, внимательно и чутко выявляя,
поддерживая, развивая способности и склонности. Всё это реализуется в
процессе игровой деятельности, как ведущей деятельности дошкольного
возраста.
Дидактические игры могут проводиться парами или небольшими
подгруппами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать
очерёдность игровых и речевых действий; слушать партнёра; сказанного не
повторять, дополнять высказывание партнёра, задавать вопросы, вежливо
высказывать
предположение,
пожелание,
несогласие;
рассуждать,
обосновывать свои суждения.
Разработанная система работы по формированию диалогической
формы речи для дошкольников с ОНР решает следующие задачи: освоения
языка
как
средства
общения
и
формирования
языковой
культуры;
установления детьми социальных контактов друг с другом с использованием
всех речевых и неречевых средств; овладения средствами и способами
построения развернутого высказывания в условиях продуктивной творческой
речи; установления интерактивного взаимодействия (умение слушать и
слышать
собеседника,
инициативно
высказываться,
задавать
вопросы,
активно отвечать).
Непосредственная образовательная деятельность решает задачу
установления эмоциональных личностных контактов между детьми с ОНР.
Ведущей в образовательном процессе является диалогическая форма
общения взрослого с детьми, которая способствует развитию у ребёнка с
ОНР активности, инициативности, чувства собственного достоинства и
самоуважения, формирует уважение и доверие к взрослому. Систематическая
работа по формированию у детей навыков диалогической речи развивает
коммуникативные
способности
ребёнка
с
ОНР,
что
важно
для
их
социализации.
Ребёнка важно научить, не только отвечать на вопросы взрослого, но и
самому
их
задавать,
инициативно
высказываться,
налаживать
взаимодействие, совместную деятельность со сверстниками, устанавливать с
окружающими доверительные, личностные контакты, вежливо вести спор,
поддерживать
содержательный
разговор,
беседу.
Это
та
сторона
коммуникации, в которой пересекаются мысль и слово, чувство, отношение и
взаимодействие, деятельность и сознание, личность и социум. Это тот
момент, который зависит не от одного человека, а по меньшей мере от двоих,
от их взаимопонимания, взаимодействия, готовности к сотворчеству.
Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры
речевого общения, культуры диалога.
Проведение данного комплекса игр позволит:
- повысить уровень сформированности диалогической формы речи у детей
дошкольного возраста с ОНР;
- обогатить содержание речевого материала;
- выражать собственные чувства, договариваться между собой, активно
рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- повысить уровень речевой инициативы;
- сформировать навыки построения разных моделей вопросительных
предложений;
- обучить вопросительным высказываниям в различных ситуациях общения;
- обучить адекватному употреблению невербальных средств оформления
вопросительных высказываний;
- активизировать познавательную деятельность;
- создать благоприятные условия для формирования диалогической формы
речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Комплекс игр по формированию
коммуникативных компетенций у детей дошкольного с ОНР
Технологические карты
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое правило
Содержание
«Внимательны
е ушки»
1.Упражнять
детей
в
выполнении
простой
инструкции;
2.Ориентироваться
на
высказывания
партнера. Уточнять
информацию.
3.Обсуждать
причины
непонимания
с
партнером.
См. игру
«Веселые
буквы»
ИД.
Нанизывать
на
шнурок узор
из
форм по словесной
инструкции
партнера, который
должен
давать
команды
в
соответствии
с
заданной схемой.
ИП.
В
случае
затруднения
задавать
уточняющие
вопросы,
добиваясь ясности.
Дети
садятся
с
противоположных
сторон
стола
напротив
друг
друга. Между ними
пергородка.
Один
ребенок
смотрит на схему и
диктует
по
ней
задание
другому
ребенку.
После
выполнения задания
проверяют
его
правильность
–
сопоставляют
порядок
расположения
на
схеме
и
на
шнурочке.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое правило
Содержание
«Веселые
буквы»
1.Упражнять
детей
в
выполнении
простой
инструкции;
2.Использовать
в
речи высказывания-
побуждения
и
отвечать
на
них
соответствующими
действиями.
3.Обосновывать
несогласие
с
действиями
партнера.
Коробочка
для
букв,
буквы.
(2вариант-
цифры,
3вариант-
предметные
картинки)
ИД.
Совместно
с
товарищем
нанизать
на
шнурок формы в
соответствии
со
схемой.
ИП.
Действовать
по
очереди.
Один
нанизывает,
другой проверяет.
Затем поменяться
ролями.
Педагог
рассматривает
вместе
с
детьми
схему,
все
вместе
нанизывают
на
шнурок:
-Надо нанизать так,
как
показано
на
схеме.
Дети
по
одному нанизыв., а
другие соглашаются
или
не
соглашаются. Ответ
аргументируют.
В
конце
игры
проверяется
правильность
выполнения
задания.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Внимательны
е ушки»
1.Упражнять
детей
в
выполнении
простой
инструкции;
2.Ориентироватьс
я
на
высказывания
партнера.
Уточнять
информацию.
3.Обсуждать
причины
непонимания
с
партнером.
См. игру
«Веселые
буквы»
ИД.
Нанизывать
на
шнурок
узор из форм
по
словесной
инструкции
партнера,
который
должен давать
команды
в
соответствии
с
заданной
схемой.
ИП.
В
случае
затруднения
задавать
уточняющие
вопросы,
добиваясь
ясности.
Дети
садятся
напротив
друг
друга. Между ними
пергородка.
Один
ребенок
смотрит на схему и
диктует
по
ней
задание
другому
ребенку.
После
выполнения задания
проверяют
его
правильность
–
сопоставляют
порядок
расположения
на
схеме
и
на
шнурочке.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Бывает- не
бывает»
1.Поддерживать
диалог
при
составлении
коллективного
рассказа.
2.Рассуждать.
Обосновывать
свое согласие или
несогласие
с
высказываниями
партнера.
3.Соблюдать
очередность
речевых
действийю.
картинки
ИД.
Внимательно
слушать,
замечать
небылицы
и
исправлять
их.
ИП.
Соблюдать
очередность
игровых
и
речевых
действий.
Педагог
объясняет
содержание и правила
игры.
-Внимательно
слушайте, что я скажу.
Если
заметите
небылицу, скажите, что
так
не
бывает.
Действовать
надо
по
очереди. Сначала Аня
отвечает, а затем Оля.
-Кот
Васька
стащил
сметану. Так бывает?
Почему?
-Услышал Ваську пес
Барбос и замяукал. Так
бывает?
Кот Васька залез на
сосну и ловит в дупле
рыбу. Рыбки сидят в
гнездышке и пищат:
Названи
е
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Собери
картинку
»
1.Формировать
пространственные
отношения у детей;
2. Обучать детей ДО:
ориентироваться
на
партнера
по
игре,
обращаться к нему по
имени,
доброжелательно.
Картинки
с
изображением
разнообразных
предметов,
разрезанных
на
части.
ИД.
Вместе
с
товарищем
сложить
все
разрезные
картинки.
ИП.
Попытаться
собрать
картинки.
По
ходу
обращаться
к
партнеру
с
просьбой
дать
ему
недостающую
деталь. Так же
вежливо
делиться
с
товарищем,
отвечая на его
просьбу.
Педагог
поровну делит
между
играющими
материал,
объясняет
содержание
и
правила игры.
Дети
играют
самостоятель
но.
Педагог
напоминает
детям,
что
надо
обращаться
друг к другу
вежливо,
называть
партнера
по
имени,
употреблять
вежливые
слова.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Что
попало
к
нам
в
роток, что
попало на
зубок»
1.Развивать
вкусовые
ощущения;
2.Ориентироваться на
партнера. Обращаться
к
нему
с
высказываниями-
побуждениями,
вопросами. 3.Вежливо
выражать несогласие.
Поддерживать
короткий диалог.
Тарелка.
Блюдо
с
овощами и
фруктами.
Вилка,
салфетка.
ИД.
Определять
фрукт
(овощ)
на
вкус.
Обратиться
к
партнеру с просьбой:
«Открой рот, закрой
глаза». Положить в
рот
ломтик
еды.
Спросить,
что
это-
овош
или
фрукт?
Подтвердить
правильность
отгадки.Вежливо
выражать несогласие.
ИП.
Соблюдать
последовательность
игровых и речевых
действий.
Действовать
поочередно.
Педагог
рассматривает с
детьми
плоды.
По
мере
рассматривания
отрезаются
небольшие
ломтики,
которые
выкладывают на
тарелке. Дети с
закрытыми
глазами на вкус
определяют
овощи.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Хитр
ая
лиса»
1. Упражнять детей в
образовании
формы
множественноно числа
существ.;
2.
Научиться
аргументировано
высказываться,
ориентироваться
на
действия
партнера.
3.Вежливо
выражать
несогласие.
Картинки:соб
ака,
заяц,
лиса; сопоги,
колеса,
стулья,
листья,
кусты, сливы.
6 картинок со
звуком
«з»:
зонт,
ваза,
роза,
береза,
козы,
звездочка,
одна
группа
картинок
с
предметами в
единственном
числе
и
другая группа
картинок
во
множественн
ом числе.
ИД.
Группировать
предметы по разным
основаниям:
один-
много;
в
названии
есть звук «с» или «з».
ИП.
Отвечать по очереди.
Несогласие выражать
вежливо.
Педагог:
Решили
подружиться
собака и заяц.У
нас, говорят, все
будет вместе, все
поровну.
А
хитрая лиса не
верит: «Вот вам
картинки,
разделите
их
поровну».
Собака говорит:
«Будем
делать
так:
что
одно-
тебе,
а
что
много-мне.»
У
собаки
оказывается
больше
картинок:
«Простите меня,
давай делить по
другому.
Я-
собака,
мне
картинки
со
звуком «с», а ты
заяц-тебе
со
звуком «з».
Поровну
получилось,
теперь
лиса
поверит
в
дружбу.
Назв
ание
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Чего
не
стало
?»
1. Упражнять детей в
образовании
формы
множественного
числа
существ
2.Ориентироваться
на
партнера.
Обращаться к нему с
высказываниями-
побуждениями
вопросами.
3.Поддерживать
короткий диалог.
Картинки
с
группами
предметов:
тапочки,
сапоги,
ботинки, кони,
лоси,
гуси,
олени.
ИД.
Запомнить
картинки, назвать
чего не стало.
ИП.
Соблюдать в игре
последователь-
ность игровых и
речевых действ.:
запомнить карт. к
закрыть
глаза;
партнеру
спрятать
некоторые
из
картинок; игроку
открыть глаза и
сказать, чего не
стало.
Поменяться
ролями
с
партнером.
Педагог
предлагает
поиграть в игру «Чего
не стало?»
Раскладывает
картинки
.вместе
их
называют.
-Запомните
картинки.
Закройте глаза. Чего не
стало?
-Теперь играйте сами,
по очереди.
По ходу игры в случае
необходимости
воспитатель
подсказыва-ет
очередность
действий,
правильную
грамматическую форму
слова.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Три
медведя»
(рассматрив
а-
ние
сказки)
1.Развивать
связную
речь у детей;
2.Обучать ДО:
Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
соблюдать
очередность
в
рассказывании,
3.доброжелательно
обращаться
к
товарищу.
Набор
открыток
по
сказке
Л.Н.Толсто
го
ИД.Рассказать
сказку
по
набору
открыток
совместно
с
товарищем.
ИП.
Рассказывать
по
очереди:
сначала
один
по
одной
открытке,
потом
другой
по следующей.
Если к какому
либо
эпизоду
нет
картинки,
то
можно
рассказывать
по памяти.
Педагог
знакомит
с содержанием и
правилами
игры.
Спрашивает,
кто
начнет
рассказывать.
Передает
ход
партнеру.
Затем
предлагает
детям
рассказать
сказку
самостоятель
но. Важно, чтобы
дети
в
процессе
расскзывания
самостоятельно
регулировали
очередность
высказываний,
вносили
коррективы.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Репка»
(рассматрива-
ние сказки по
картинкам)
1.Развивать
связную
речь
у
детей;
2.Обучать ДО:
Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
соблюдать
очередность
в
рассказывании,
3.доброжелательн
о
обращаться
к
товарищу.
Набор
открыток
по
сказке
ИД.Рассказать
сказку
по
набору
открыток
совместно
с
товарищем.
ИП.
Рассказывать
по
очереди:
сначала
один
по
одной
открытке,
потом
другой
по следующей.
Если к какому
либо
эпизоду
нет
картинки,
то
можно
рассказывать
по памяти.
Педагог
знакомит
с
содержанием и
правилами
игры.
Спрашивает,
кто
начнет
рассказывать.
Передает
ход
партнеру. Затем
предлагает
детям
рассказать
сказку
самостоятель
но.
Важно,
чтобы
дети
в
процессе
расскзывания
самостоятельно
регулировали
очередность
высказываний,
вносили
коррективы.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Колосок»
(рассматрива-
ние сказки по
картинкам)
1.Развивать
связную
речь
у
детей;
2.Обучать ДО:
Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
соблюдать
очередность
в
рассказывании,
3.доброжелательн
о
обращаться
к
товарищу.
Набор
картинок
по
сказке
ИД.Рассказать
сказку
по
набору
открыток
совместно
с
товарищем.
ИП.
Рассказывать
по
очереди:
сначала
один
по
одной
открытке,
потом
другой
по следующей.
Если к какому
либо
эпизоду
нет
картинки,
Педагог
знакомит
с
содержанием и
правилами
игры.
Спрашивает,
кто
начнет
рассказывать.
Передает
ход
партнеру. Затем
предлагает
детям
рассказать
сказку
самостоятель
но.
Важно,
чтобы
дети
в
то
можно
рассказывать
по памяти.
процессе
расскзывания
самостоятельно
регулировали
очередность
высказываний,
вносили
коррективы.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Осенняя
история»
(рассматрива-
ние
набора
предметных
картинок)
1.Развивать
связную
речь
у
детей;
2.Обучать ДО:
Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
соблюдать
очередность
в
рассказывании,
3.доброжелательн
о
обращаться
к
товарищу.
Набор
картинок
ИД.составить
рассказ
по
набору
картинок
совместно
с
товарищем.
ИП.
Рассказывать
по
очереди:
сначала
один
по
одной
картинке,
потом
другой
по следующей.
Если к какому
либо
эпизоду
нет
картинки,
то
можно
рассказывать
по памяти.
Педагог
знакомит
с
содержанием и
правилами
игры.
Спрашивает,
кто
начнет
рассказывать.
Передает
ход
партнеру. Затем
предлагает
детям
рассказать
рассказ
самостоятель
но.
Важно,
чтобы
дети
в
процессе
расскзывания
самостоятельно
регулировали
очередность
высказываний,
вносили
коррективы.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Кошка Муся»
(рассматрива-
ние
набора
предметных
картинок)
1.Развивать
связную
речь
у
детей;
2.Обучать ДО:
Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
соблюдать
очередность
в
рассказывании,
3.доброжелательн
о
обращаться
к
товарищу.
Набор
картинок
ИД.составить
рассказ
по
набору
картинок
совместно
с
товарищем.
ИП.
Рассказывать
по
очереди:
сначала
один
по
одной
картинке,
потом
другой
по следующей.
Если к какому
либо
эпизоду
нет
картинки,
то
можно
рассказывать
по памяти.
Педагог
знакомит
с
содержанием и
правилами
игры.
Спрашивает,
кто
начнет
рассказывать.
Передает
ход
партнеру. Затем
предлагает
детям
рассказать
рассказ
самостоятель
но.
Важно,
чтобы
дети
в
процессе
расскзывания
самостоятельно
регулировали
очередность
высказываний,
вносили
коррективы.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Хитр
ый
мышо
-нок»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок:
кот
гонится
за мышонком
прячется
в
драном
башмаке;
кот
ищет
мышонка
в
башмаке,
а
тот убегает.
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает кар. в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определить в какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказыв.
по
ходу
начало
фразы и очередность
рассказывания.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Заяц и
морков
ка»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок:
заяц
и
снеговик,
заяц
на
лестнице,
грустный
заяц,
заяц
грызет
морковку.
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определить в какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают
картинки,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказывает
по
ходу начало фразы и
очередность
рассказывания.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Рукод
ель
ница»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок:
папа подарил
мишку, Катя
взяла
ткань,
выкроила
рубашку
и
штанишки,
сшила
одежду,
нарядный
мишка.
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определить в какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают
картинки,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказыв.
по
ходу
начало
фразы и очередность
рассказывания.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Путан
ица»
«Сквор
еч
ник»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определитьв
какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают
картинки,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказыв.
по
ходу
начало
фразы и очередность
рассказывания.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Снего
вик»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определить в какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают
картинки,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказывает
по
ходу начало фразы и
очередность
рассказывания.
Назван
ие
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«Корму
шка»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определитьв
какой
последоват. должны
лежать картинки и
почему.
Дети
рассматривают
картинки,
высказыв.,расклад
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказывает
по
ходу начало фразы,
очерёдн..
Названи
е
игры
Цель
Материал
Игровое действие,
Игровое правило
Содержание
«»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
в
процессе
рассматривания
картинок.
3.Соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Рассуждать.
Серия
картинок
ИД.
Определить
последовательность
развития
сюжета,
составить
совместный рассказ.
ИП.
Обосновывать
порядок
расположения
картинок; соблюдать
очередность
в
рассказывании.
Педагог
раскладывает
картинки
в
смешанном порядке
и предлагает детям
разгадать
головоломку
определить в какой
последовательности
должны
лежать
картинки и почему.
Дети рассматривают
картинки,
высказываются,
раскладывают
картинки по порядку,
составляют
рассказ.
Педагог
подсказывает
по
ходу начало фразы и
очередность
рассказывания.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
игровое
правило
Содержание
«Найди
звук «с»
1.Закреплять
умение
подбирать слова
и картинки
на
звук «с»;
2.Обучать
диалогическому
общению:
ориентироваться
в
игре
на
партнера,
соблюдать
очередность при
выполнении
задания,
обосновать
согласие
или
несогласие
с
действиями
товарища
Картинки
с
изображе-
нием
действую-
щих
лиц
и
предметов,
в
названиях
которых
есть
звук
«с»
(собака,
снеговик везет
детей
на
санках, снегирь
сидит на ветке
и т.д)
ИД. рассмотреть
картинки вместе
с
товарищем,
выбрать
те,
в
названиях
которых
есть
звук «с».
ИП. Действовать
в
следующем
порядке. Сначала
первый
играющий
рассматривает
первую открытку
и
определяет,
есть
ли
в
названии
предмета
звук
«с».
Второй
игрвющий
должен
согласиться
или
не согласиться и
объяснить
почему.
Педагог
объясняет
содержание игры и
игровые
правила.
Предлагает первому
ркбенку начать игру,
задает
ему
наводящие вопросы:
-Что изображено на
картине?
Есть
в
этом слове звук «с»?
Затем обращается к
другому ребенку:
-
Ты
согласен?
Проверь.
Теперь
твой ход. Что это?
Есть в этом слове
звук «с»?
- А теперь играйте
самостоятельно.
Важно, чтобы дети
менялись
ролями,
аргументировали
свое согласие.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Найдите
больше»
1.Закреплять
представление
о
многозначности
слова;
2.Ориентироваться
на
высказывания
партнера,
дополнять
новую
информацию
к
уже известной.
Фишки.
ИД.
Назвать как
можно
больше
предметов,
обладающих
определенным
признаком.
ИП.
Уже
сказанное
не повторять.
Педагог
показывает
детям фишки.
-За правильный ответ
получете
фишку.
Вспомните, у кого или
чего
есть
ручки(у
посуды,
у
мебели,
инструментов)
Вот
сколько
разных
ручек вы знаете.
-Укого или чего есть
ножки?
-А
какие
иголки
вы
знаете?
Если
ребенок
затрудняется,
ему
задаются
вопросы-
подсказки.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое
правило
Содержание
«Какая?
Какой?
Какое?»
1.Расширять
словарь
прилагательных;
2.Согласовывать
прилаг.
существит.;
3.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывания.
Картинки:
яблоко,
груша,
лиса,
белка,
ежик, фишки.
ИД.
Подобрать
к
слову как можно
больше
определений.
ИП.
Уже
сказанное
не повторять.
Поиграем со словами. Я
назову предмет, а вы
скажите, какой он.
-Яблоко(картинка).
Какое оно?
Дети
подбирают
определения.
За
ответ
получают фишку. Далее
педагог
демонстрирует
картики,
а
дети
подбирают определения.
Педагог
помогает
наводящими вопросами.
В конце игры педагог
объединяет вмесие все
фишки, хвалит детей:
-Вот
сколько
разных
слов вы знаете.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие,
Игровое правило
Содержание
«Где
обедал
воробей?»
1.Развивать
связную
речь;
2.Свободно
общаться
при
совместном
рассматривании
картинок,
испытывать
радостные
переживания
при
подборе рифм.
Набор
открыток,
иллюстраций
к
стихотворе
нию
С.Я.Маршака
«Где обедал
воробей?
ИД.
Рассматривать
картинки,
высказываться об
изображенном
Вместе
с
товарищем
подбирать
рифму
при
чтении
стихотворения
Педагог педлагает
рассмотреть
открытки,
Демонстри-рует их
по
одной
по
порядку.
Дети
рассматривают
картинки,
высказыва
-ются
по
ходу
просмотра. Педагог
задает
вопросы,
зачитывает
отдельные
строки.
После
рассматривания
картинок
стихотворение
читается вместе с
детьми-педагог
читает
начало
строчки,
а
дети
заканчивают.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие;
Игровое
правило
Содержание
«Скажи ласково»
1.Упражнять
в
образовании
уменьшит.-
ласкат.
формы
существительных;
2.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывания.
Предметные
картинки
ИД.
Подобрать
подходящее
по
форме слово;
ИП.
Уже
сказанное
не повторять
Поиграем
со
словами. Я назову
предмет,
а
вы
скажите ласково
Яблоко(картинка).
Скажите ласково
Дети подбирают
слово.
За
ответ
получают
фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики,
а
дети
подбирают
существительные.
Педагог
помогает
наводящими
вопросами.
В
конце
игры
педагог объединяет
вмесие все фишки,
хвалит детей:
-Вот сколько разных
слов вы знаете.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие;
Игровое
правило
Содержание
«Скажи
наоборот»
1.Упражнять
в
правильном
употреблении
слов-антонимов;
2.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывани
Предметные
Картинки
(существит,
прилагательн,
глаголы»)
ИД.
Подобрать
подходящее
по
смыслу антоним;
ИП.
Уже сказанное не
повторять
Поиграем со словами.
Я назову слово, а вы
скажите наоборот
Дети подбирают
слово.За
ответ
получают
фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики,
а
дети
подбирают слово
Педагог
помогает
наводящими
вопросами.
В конце игры педагог
объединяет
вмесие
все
фишки,
хвалит
детей:
-Вот сколько разных
словнеродственников
вы знаете.
Название
Цель
Материал
Игровое
Содержание
игры
действие;
Игровое
правило
«Что делают?»
1.Упражнять
в
правильном
употреблении
глаголов
множественно
го числа;
2.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывани
Сюжетные
картинки
ИД.
Подобрать
подходящее
по
смыслу глагол;
ИП.
Уже сказанное не
повторять
Поиграем
со
словами. Я скажу
про
один
предмет,
а
вы
скажете
про
много предметов
Дети подбирают
слово.
За
ответ
получают фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики, а дети
подбирают слово
Педагог помогает
наводящими
вопросами.
В
конце
игры
педагог
объединяет
вмесие
все
фишки,
хвалит
детей:
-Вот
сколько
разных слов вы
знаете.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие;
Игровое
правило
Содержание
«Мой,Моя,Мое»
1.Упражнять
в
правильном
согласовании
местоимений
закреплять родовые
понятия;
2.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывани
предметные
картинки
ИД.
Подобрать
подходящее
по
смыслу
существит.
ИП.
Уже сказанное не
повторять
Поиграем
со
словами. Я скажу
«моя»,
А
вы
назовете
предмет,
окотором можно
сказать
«моя».
Дети подбирают
слова.
За
ответ
получают фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики, а дети
подбирают
местоимение.
Педагог помогает
наводящими
вопросами.
Название
Цель
Материал
Игровое
Содержание
игры
действие;
Игровое
правило
«Веселый
счет»
1.Упражнять
в
правильном
согласовании
числительных
с
существит.;
2.Поддерживать
короткий диалог.
3.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывания
предметные
картинки,
цифры
ИД.
Рассмотреть
картинки,
Подобрать
к
слову
числительное
ИП.Соблюдать
Очередность
речевых
и
игровых
действий.
Поиграем
со
словами. Я скажу
слово,
вы назовете
то
количество
предметов,
которое
указывает цифра.
Дети подбирают
слова.
За
ответ
получают фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики, а дети
подбирают
числительные;
Педагог помогает
наводящими
вопросами.
В
конце
игры
педагог
объединяет
вместе
все
фишки,
хвалит
детей:
-Вот как хорошо
вы считали.
Название
игры
Цель
Материал
Игровое
действие;
Игровое
правило
Содержание
«Составь
предложение»
1.Упражнять в
распространении
предложения
однородными
членами
(1 вар.
существит.
2вар.
прилагательн.,
3 вар.
глаголами)
2.Поддерживать
короткий диалог.
3.Слушать
партнера.
Дополнять
его
высказывания
Картин.,
схемы
ИД.
Рассмотреть
картинки,
Подобрать
к
слову
однородные.
ИП. Соблюдать
Очередность
в
речевых
и
игровых
действий.
Поиграем с
Предложением. Я
скажу
предложение,
а вы придумаете
новые
слова,
чтобы
предложение
стало длинным.
(выкладывает
схему).
Дети подбирают
слова.
За
ответ
получают фишку.
Далее
педагог
демонстрирует
картики, а дети
сост.предложение
Литература
1.
Арушанова А.Г. «Развитие диалогического общения» Москва, «Мозаика-
Синтез» 2008 г.
2.
Арушанова А.Г. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы»
ж. «Дошкольное воспитание» 1998г. №№6, 7, 8, 10, 11.
3.
Грибова Е. Н. «К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой
патологией» ж. «Дефектология» 1995, №6
4.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление задержки
речевого развития у дошкольников» Москва «Просвещение» 1973г.
5.
Левина
Р.
Е.
«Основы
теории
и
практики
логопедии»
Москва
«Просвещение» 1968г.
6.
Путкова Н.М. «Формирование вопросительных высказываний у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР» ж. «Логопед» 2005 г. №1
7.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Москва «Гном-Пресс» 1999г.
8. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б.
Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009.