Напоминание

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников


Автор: Ушакова Светлана Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "ОЦ "НЬЮТОН" г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская и проектная деятельность младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Ушакова Светлана Васильевна

МАОУ «Лицей «35 г. Челябинска»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Введение

Современная образовательная парадигма, ориентированная на реализацию

Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), кардинальным

образом меняет подход к определению результатов обучения. На смену модели простой

трансляции знаний приходит концепция развития универсальных учебных действий

(УУД), ключевым компонентом которых является критическое мышление. В этом

контексте начальная школа, являясь фундаментом всего образовательного процесса,

приобретает особую значимость. Именно в младшем школьном возрасте закладываются

не только базовые предметные компетенции, но и основы способов познавательной

деятельности, отношения к миру и к себе как к его активному исследователю. Наиболее

эффективными педагогическими технологиями, адекватными этим задачам, выступают

исследовательская и проектная деятельность. Данная статья направлена на комплексный

анализ потенциала исследовательской и проектной деятельности как интегрированного

метода познания и целенаправленного развития критического мышления у учащихся

младших классов, а также на выявление их специфики, взаимосвязи и практической

реализации в образовательном процессе.

Психолого-педагогические

основы

исследовательской

и

проектной

деятельности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст (6,5–11 лет) характеризуется рядом особенностей,

которые делают его восприимчивым

для внедрения исследовательских и проектных

практик. Согласно теории Л.С. Выготского, это период интенсивного развития высших

психических

функций,

где

ведущей

деятельностью

является

учебная.

Однако

традиционная репродуктивная модель обучения зачастую не в полной мере удовлетворяет

познавательные потребности ученика, его природную любознательность и стремление к

самостоятельности. Исследовательское поведение рассматривается в психологии как

врожденная, базовая потребность, и его подавление ведет к пассивности, снижению

мотивации и формальному усвоению знаний.

Исследовательская и проектная деятельность, опираясь на принципы

проблемности, деятельностного подхода и личностной ориентации, создает оптимальные

условия для познавательного и личностного развития. Они позволяют трансформировать

стихийную

любознательность

учащегося

в

целенаправленную,

культурно

опосредованную познавательную деятельность. В рамках данных технологий ученик

выступает не как объект обучения, пассивно воспринимающий информацию, а как

субъект, активно конструирующий собственное знание. Это напрямую способствует

формированию субъектной позиции, когда ученик начинает осознавать себя причиной

своих действий и их результатов, что является краеугольным камнем для развития

ответственности и самостоятельности.

Ключевым психологическим механизмом здесь является внутренняя

мотивация, порождаемая интересом к проблеме и желанием достичь самостоятельно

поставленной цели. Преодоление трудностей, возникающих в процессе исследования или

проектирования, приводит к переживанию успеха, который, в отличие от успеха в

традиционном опросе, является глубоко личностным и значимым, что укрепляет

самооценку и формирует позитивное отношение к познавательной деятельности в целом.

Сущность

и

дифференциация

исследовательской

и

проектной

деятельности: терминологический аспект

В педагогической практике понятия «исследовательская деятельность» и

«проектная деятельность» часто используются как синонимы, однако между ними

существуют

содержательные

различия,

понимание

которых

необходимо

для

их

эффективной организации.

Исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на

получение новых, субъективно значимых знаний о объектах и явлениях окружающего

мира. Ее стержнем является постановка и решение познавательной проблемы. Логика

исследования выстраивается по классическому научному пути: проблема -> гипотеза ->

проверка

гипотезы

через

сбор

и

анализ

данных

->

формулировка

выводов,

подтверждающих или опровергающих гипотезу. Результатом исследования является

новое для ученика

знание, которое может не иметь конкретного материального

воплощения. Пример: исследование «Почему листья желтеют осенью?», «Какие условия

нужны для прорастания фасоли?». Ценность заключается в самом процессе познания, в

открытии, пусть и известного науке, но личностно значимого факта.

Проектная деятельность – это деятельность, направленная на создание заранее

планируемого и осознаваемого конкретного продукта, обладающего определенными

свойствами и предназначенного для решения практической задачи. Логика проекта иная:

замысел (идея продукта) -> планирование этапов его создания - > реализация плана ->

создание продукта -> презентация. Результат проекта всегда овеществлен и практико-

ориентирован. Пример: проект «Создание макета солнечной системы», «Организация в

классе «Красной книги» нашего региона», «Настольная игра по правилам дорожного

движения». Взаимосвязь этих двух видов деятельности очевидна: проект часто включает в

себя исследовательский этап (например, прежде чем создать макет солнечной системы,

нужно исследовать, какие планеты в нее входят, их размеры и расположение), а

исследование может перерасти в проект (исследование свойств бумаги может привести к

проекту по созданию собственной бумаги и изделий из нее). Таким образом, они не

противопоставляются, а взаимодополняют друг друга, формируя у младшего школьника

целостный

арсенал

способов

взаимодействия

с

миром:

от

его

познания

до

целенаправленного преобразования.

Критическое мышление как метапредметный результат: структура и

процесс развития

Критическое мышление в современной дидактике понимается не как

негативная критика, а как система суждений, которая направлена на анализ и оценку

информации, аргументов и точек зрения. Это рефлексивное, аргументированное и

самостоятельное мышление, принимающее решения на основе анализа фактов и

логических умозаключений. Его структура применительно к младшему школьному

возрасту включает в себя формирование следующих ключевых компетенций:

1.

Умение ставить вопросы и идентифицировать проблему. Это базовый навык, с

которого начинается любой познавательный процесс. Ученик учится переводить

свое удивление или непонимание в форму конкретного вопроса: «Почему?»,

«Как?», «Зачем?», «Что будет, если?».

2.

Умение наблюдать и собирать информацию. Учащийся осваивает различные

методы получения данных: наблюдение, эксперимент, работа с литературой, опрос.

3.

Умение анализировать и синтезировать. На этом этапе происходит обработка

информации: выделение главного и второстепенного, сравнение, классификация,

установление причинно-следственных связей.

4.

Умение формулировать и проверять гипотезы. Это ядро исследовательского

подхода.

Ученик

выдвигает предположение о том, как можно ответить на

поставленный вопрос, и затем планирует и осуществляет действия по его проверке.

5.

Умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. На основе

полученных данных учащийся формулирует обобщение, которое подтверждается

фактами, а не эмоциями.

6.

Умение представлять и защищать результаты. Этот навык включает в себя

структурирование информации, выбор адекватной формы презентации и ответы на

вопросы аудитории.

Исследовательская и проектная деятельность являются тем педагогическим

инструментом, который позволяет целенаправленно и системно формировать каждую из

этих компетенций, переводя их из области теоретического описания в плоскость реальной

практики.

Механизмы

развития

критического

мышления

в

процессе

исследования и проектирования

Развитие критического мышления в рамках исследовательской и проектной

деятельности происходит не спонтанно, а благодаря прохождению учащимися через

определенные

этапы,

каждый

из

которых

вносит

свой

вклад

в

становление

познавательных навыков.

На этапе постановки проблемы или определения замысла проекта у детей

формируется умение видеть противоречия, задавать вопросы, вычленять из общего потока

информации ту, которая требует осмысления. Педагог не сообщает готовую тему, а

создает

проблемную

ситуацию,

которая

побуждает

детей

к

самостоятельной

формулировке цели. Например, после прочтения сказки о животных педагог может

спросить: «А как животные общаются на самом деле? Все ли сказочные представления

верны?» Это запускает процесс критического осмысления известных фактов.

На этапе планирования развиваются прогностические способности.

Учащиеся должны представить себе конечный результат (знание или продукт) и наметить

последовательность шагов для его достижения. Это требует анализа имеющихся ресурсов,

времени, возможных трудностей. Коллективное обсуждение плана учит детей выдвигать

альтернативные

варианты,

подвергать

сомнению

неэффективные

предложения

и

приходить к консенсусу.

На этапе реализации (поиска информации, проведения опытов, создания

продукта) наиболее интенсивно развиваются навыки, связанные с анализом и синтезом. В

процессе исследования дети сталкиваются с необходимостью отбирать достоверные

источники информации (что особенно актуально в эпоху цифровых технологий), отличать

факты от мнений, интерпретировать результаты наблюдений и экспериментов. Например,

если в ходе опыта по проращиванию семян в двух стаканчиках результаты различаются,

ученик вынужден не просто констатировать факт, а искать причину: разная почва, разное

освещение, разный полив. Это формирует понимание многопричинности явлений и

необходимости контроля переменных.

Этап оформления и презентации результатов направлен на развитие

структурированного, логичного и аргументированного мышления.

Учащийся

должен

отобрать наиболее существенные данные, выстроить их в логической последовательности,

подкрепить свои выводы доказательствами. Публичное представление и ответы на

вопросы

одноклассников

и

педагога

требуют

от

юного

исследователя

или

проектировщика глубокого понимания темы, умения быстро мыслить и защищать свою

позицию, что является высшей формой проявления критического мышления.

Практические аспекты организации и педагогического сопровождения

Организация эффективной исследовательской и проектной деятельности в

начальной школе требует от педагога соблюдения ряда принципов и владения

специфическими методами сопровождения.

Принцип доступности и посильности. Тематика исследований и проектов

должна быть тесно связана с жизненным опытом ученика, с содержанием учебных

предметов («Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение»). Задачи должны

быть достаточно сложными, чтобы требовать интеллектуального усилия, но не настолько,

чтобы вызвать отчаяние и потерю интереса. От простых наблюдений за погодой или роста

растения

на

подоконнике

педагог

постепенно

ведет

детей

к

более

сложным,

долгосрочным проектам.

Принцип субъектности. Педагог выступает в роли тьютора, организатора, но

не доминирующего руководителя. Его задача – задавать наводящие вопросы («Что ты

думаешь?», «Как это можно проверить?», «Какой источник информации будет самым

надежным?»), создавать ресурсную среду и мягко направлять деятельность, оставляя за

учеником право на ошибку и ее самостоятельное исправление.

Принцип интеграции. Наиболее эффективны темы, которые носят

межпредметный характер. Проект «История моей семьи» интегрирует знания по

окружающему миру (родословная), литературе (рассказы о родственниках), русскому

языку (оформление работы), технологии (создание генеалогического древа). Это

способствует формированию целостной картины мира.

Методы и формы работы:

Элементарные опыты и эксперименты (со свойствами воды, воздуха, магнита, света).

Наблюдения за природными явлениями, животными, собственным организмом.

Творческие и информационные проекты (создание газет, макетов, сборников задач,

спектаклей).

Социально-значимые проекты («Покормите птиц зимой», «Оформление классного

уголка»).

Использование методов развития критического мышления через чтение и письмо:

кластеры, инсерт, синквейны, которые помогают структурировать информацию на разных

этапах работы. Особое внимание следует уделять формированию навыков работы с

информацией:

обучению

детей

пользоваться

справочной

литературой,

детскими

энциклопедиями, безопасными интернет-ресурсами, а также критически оценивать

найденные данные.

Заключение

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность представляют собой

не просто модный педагогический тренд, а адекватный и высокоэффективный метод,

отвечающий вызовам современного образования. Они являются тем действенным

инструментом, который позволяет преобразовать процесс обучения из пассивного

усвоения информации в активный, увлекательный и осмысленный поиск, в котором

младший школьник выступает в роли творца и первооткрывателя.

Систематическое и грамотно организованное включение этих технологий в

образовательный процесс начальной школы позволяет достичь целого комплекса

метапредметных результатов. Во-первых, это глубокое и прочное усвоение предметных

знаний, пропущенных через личный опыт. Во-вторых, это формирование универсальных

учебных действий – познавательных, регулятивных, коммуникативных. И, что наиболее

важно, это целенаправленное развитие основ критического мышления – способности

самостоятельно мыслить, анализировать, сомневаться, искать доказательства и делать

обоснованные выводы.

Преодолевая путь от постановки собственного вопроса к нахождению на него

ответа или от замысла к созданию реального продукта, ученик не только познает мир, но и

познает себя как способного, компетентного и мыслящего человека. Этот личностный

ресурс уверенности в своих интеллектуальных силах является бесценным фундаментом

для всего последующего обучения и успешной адаптации в быстро меняющемся

обществе. Следовательно, инвестиции в развитие исследовательской и проектной

культуры в начальной школе являются стратегическими для формирования нового

поколения – не пассивных потребителей информации, а активных, критически мыслящих

и творческих граждан.



В раздел образования