Напоминание

Развитие творческой активности и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности


Автор: Скоропад Кристина Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ Черноморская СШ №3 им. Пудовкина Ф.Ф.
Населённый пункт: КРЫМ РЕСПУБЛИКА, ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН, ЧЕРНОМОРСКОЕ
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Развитие творческой активности и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческой активности и

воображения детей старшего

дошкольного возраста в процессе

музыкально-ритмической

деятельности

Скоропад Кристина Валерьевна

Музыкальный руководитель

МДОУ Черноморская СШ №3

им. Пудовкина Ф.Ф.

(дошкольное отделение)

2025

План

Введение

I Теоретическая часть

1. Творчество в дошкольном возрасте

2. Условия развития воображения и его особенности в дошкольном

возрасте

3. Развитие воображение и творческой активности дошкольником

через музыкально-ритмическую деятельность

II Практическая часть

Описание личного практического опыта работы над развитием

воображения и творческой активности дошкольником в процессе

музыкально-ритмической деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

2

Введение

На сегодняшний день для всех очевидно, что современных детей надо

воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное

изменение окружающего нас мира. Сегодня обществу нужна личность с

активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением,

способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески

подходить к решению любых задач. Путь становления творческой личности

сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости,

причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления,

радость открытия, радость творчества. Развивать творческие способности

детей - значит развивать их воображение. Воображение является важнейшей

стороной нашей жизни. А развивается оно особенно интенсивно в возрасте

от 3 до 10 лет. Важное место в развитии творческих способностей детей

занимают

музыкально-ритмические

движения.

Это

объясняется

«двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский) и

доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах.

Кроме того, в музыкально-ритмических движениях у детей возникают

наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые

являются важнейшим условием формирования творчества.

В связи с этим

темой

нашей работы мы определили развитие

творческой активности и воображения детей старшего дошкольного возраста

в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что до сих пор

проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и

недостаточно

представлена

в

практике

воспитания

детей. В

истории

дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из

актуальных. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью

механизмов творчества.

Проблемой мы обозначили поиск наиболее эффективных методов и

актуальных старшему дошкольному возрасту детей приемов развития

творческой активности и воображения в процессе музыкально-ритмической

деятельности.

Целью работы является изучение механизмов развития воображения и

творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить понятие творчество в дошкольном возрасте;

- проанализировать особенности воображения у детей старшего

дошкольного возраста;

- выявить условия развития и механизм творческого воображения в

дошкольном возрасте;

-

изучить

влияние

музыкально-ритмической

деятельности

на

формирование творческой активности и воображения детей старшего

дошкольного возраста;

3

- описать эффективные методы и приемы развития творческой

активности

и

воображения

в

процессе

музыкально-ритмической

деятельности;

- разработать свои и обобщить уже существующие упражнения, игры,

задания, направленные на развитие творческой активности и воображения

детей старшего дошкольного возраста.

.

4

I Теоретическая часть

1. Творчество в дошкольном возрасте

Во всех определениях отмечается, что творчество - это деятельность, в

результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий

общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ

деятельности, произведение искусства и т. п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной

новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки,

поделки

детей

-

это

не

произведения

искусства,

они

не

имеют

художественной

ценности.

На

этом

основании

существовало

целое

направление

в

психологии

и

педагогике,

отрицающее

возможность

творчества в дошкольном детстве.

Однако

многие

ученые

придерживались

других

взглядов.

Они

утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок,

наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития

(биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные

периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным

воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности

взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни

было воздействия на деятельность детей, т. е. полностью отрицали роль

взрослого в развитии творчества малышей. Большинством была принята

следующая

позиция:

признание

субъективности

детского

творчества.

Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает

открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка

правомерно

использовать

термин

"творчество",

ограничивая

его словом "детское".

Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок

одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к

детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке

детского

творчества

акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс

деятельности. Именно поэтому Н. П. Сакулина формирование таких качеств

личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в

процессе

деятельности,

рассматривает

как

непременные

составные

творчества.

Одним

из

основных

условий

развития

творческой

личности

дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество:

стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и

деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного,

художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии,

в играх и т. п. нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в

жизнь ребенка.

5

Чем

больше

взрослых

людей

работает

с

детьми,

тем

большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае,

когда

педагоги

объединены

единым

видением

проблемы,

возможно

воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив

развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших

условий развития детского творчества.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет

индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и

характер, и особенности некоторых психических процессов (например,

доминирующий вид воображения), и настроение ребенка.

Непременным

условием

организованной

взрослыми

творческой

деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду

стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда "разбужены" их

чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он

чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если на

занятии

или

в

самостоятельной

художественной

деятельности

царит

атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в

силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим

условием

развития

творчества

является

комплексное

и

системное использование методов и приемов.

Условием развития детского творчества является также обучение, в

процессе которого формируются знания, способы действия, способности,

позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими,

вариативными, навыки — обобщенными, то есть применимыми в разных

условиях.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания

были приняты ребенком.

Создание изложенных выше условий развития творчества у детей

вполне по силам любому педагогу.

6

2. Условия развития воображения и его особенности в дошкольном

возрасте

Всякая деятельность человека, результатом которой является не

воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание

новых

образов

или

действий;

будет

принадлежать

к

творческой

деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий

наш прежний опыт,

он есть также орган комбинирующий, творчески

перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта

новые положения и новое поведение.

Творческую

деятельность,

основанную

на

комбинирующей

способности

нашего

мозга,

психология

называет

воображением.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково

проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая

возможным художественное, научное и техническое творчество.

Воображение

не

действительность,

но

оно

не

может

без

действительности, так как именно элементы действительности являются для

него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас

определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к

окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным

формам своей деятельности. Воображение порождает «образ» того, что

лишь будет создано в процессе творческой работы.

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из

которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков

воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное

воображение с его непроизвольными формами (грезы,

сновидения) и

активное, практически деятельное воображение. При активном воображении

образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В

зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения

бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для

данного человека, опирающееся на словесное описание или условное

изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид

воображения

широко

используется

в

разных

видах

деятельности

человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы

памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе

коммуникации и усвоении социального опыта. Творческое воображение – это

создание новых образов без опоры на готовое описание или условное

изображение.

Творческое воображение заключается в самостоятельном

создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является

результатом творческого воображения людей.

Творческое

воображение

зависит

от

многих

факторов:

возраста,

умственного развития и особенностей развития, индивидуальных

особенностей личности и, что очень важно, от разработанности процесса

7

обучения и воспитания. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он

отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими

традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у

ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и

поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у

взрослого. Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у

взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка

воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать

все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в

реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее,

наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности,

тонкости

и

многообразия,

которые

отмечают

поведение

взрослого

человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу

воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех

областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей

фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития

воображения в трех стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого

рассудка»;

- зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее,

чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же

этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических

процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит

становление

словесных форм воображения.

Здесь

воображение

становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план

предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые

образы

выступают

в

различных

ситуациях,

характеризуясь

содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие

определенных условий:

эмоциональное общение

со

взрослыми;

предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов

деятельности.

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в

тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем

мышления

и

умственным

развитием.

Продуктивное

воображение,

составляющее

основу

творческой

деятельности,

рассматривается

как

8

центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л. С.

Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к

обучению в школе.

Познавательный интерес, воображение и творческую активность

ребенка необходимо поддерживать и развивать. Для того чтобы углублять

представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к

рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения

жизни необходимо дополнять художественными образами.

В дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение

становятся

важным

источником

творчества.

От

того,

насколько

эмоционально

воспримут

дети

эти

литературные,

музыкальные,

художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их

замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Наиболее

оптимальным

периодом

для

развития

творческой

активности и воображения на наш взгляд является старший дошкольный

возраст, так как дети старшего дошкольного возраста отличаются большими

физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми,

сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и

содержательнее.

Совершенствуются

умственные

способности

детей,

появляется

способность

анализировать

и

обобщать.

Их

деятельность

характеризуется большей активностью и самостоятельностью.

В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики

творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой

активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в

коем случае нельзя, впрочем, также как нельзя не дооценивать эти

творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и

заключаются в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность

видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением

знаний, навыков, способов постижения действительности.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность,

устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при

условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно

обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем

мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.

3. Развитие воображение и творческой активности

дошкольником через музыкальную деятельность как одна из задач

музыкального воспитания.

Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и

творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Музыкальное воображение имеет важное значение для развития

личности ребенка. Ребенок становится свободным от стереотипов, он

9

способен находить разные способы решения одной задачи (например, при

«рисовании»

картинки

при

помощи

звуков

использовать

различные

музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то

момента или действия). Он учится по-разному реагировать не только на

разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при

каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться

эмоционально более развитым, отзывчивым.

Принцип

проведения

музыкального

занятия

как

занятия,

пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан,

прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы

дошкольника.

Занятия

ритмикой

помогают

усвоить

основные

музыкально-

теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство

ритма,

активизируют

восприятие

музыки.

В

процессе

работы

над

движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус

детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе

с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания.

Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть

своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу

органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические упражнения имеют также педагогическое

значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку

требует

единых

усилий,

сознательности

и

активности,

творческого

отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств

личности.

Занятия

ритмикой

повышает

настроение

учащихся.

Положительные

эмоции

вызывают

стремление

выполнять

движения

энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует

повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Главное на что должен быть нацелен педагог — приобщение к

движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и

неловких,

заторможенных,

которым

нужно

помочь

обрести

чувство

уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует

мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку

являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности,

игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить

на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в

которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети

учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на

10

ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти

движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством

выразительной

передачи

музыкальных

образов,

персонажей

(зайчики,

лошадки, петрушки).

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного.

Этот

тип

упражнений

по

сравнению

с

предыдущими

имеет

более

законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных

образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики - танцы, пляски, хороводы.

Обычно

их

делят

на

две

группы: зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию

движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются

пляски

разного

жанра:

с

элементами

народного,

бального

танцев,

хороводных построений. Особое место в этой группе занимает характерный

танец - плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных

персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки,

пингвины и др.).

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые

придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.

Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше

подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой.

Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки

взрослого создают «свою» пляску.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой

деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития.

Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир

сказочных персонажей, знакомите народными традициями — все это

углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает

сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку

(сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В

сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в

несюжетных - выполнить задание, связанное с общим настроением музыки,

ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм,

форма произведения).

Музыкально-игровое творчество дает возможность детям творчески

проявлять

себя

в

песенных,

танцевальных,

инструментальных

импровизациях.

11

Передача образов отдельных персонажей: хитрая лиса, резвая

белочка, быстрый зайка, неуклюжий медвежонок…

Изменение образа в соответствии со сменой характера музыки (люди

работают, отдыхают, веселятся).

Участие в играх с развернутым театральным действом: этюды,

инсценировки, спектакли.

Танцевальное творчество - это умение детей комбинировать из

знакомых элементов танца новые композиции.

Пляски по показу педагога, пляски с зафиксированными движениями,

переплясы.

Импровизация отдельных движений с воображаемыми предметами.

Придумывание танцевальных композиций в заданном жанре.

Слушание музыки - активный творческий процесс. Так как слышать,

воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за

развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для

успешного

развития

исполнительских

и

творческих

способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через

восприятие музыки.

Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то

по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой,

станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком

невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он

не скован почти никакими ограничениями.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно

просто

искренне

пережить

то

чувство,

которое

владело

автором,

недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо

еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)

В развитие творческих способностей в физическом воспитании

ребёнка

нужно

включение

двигательного

воображения,

подражание

животным, сказочным героям. Подражая животным, дети очень любят

перевоплощаться в знакомые образы.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между

ведущим

и

остальными

игроками

помогают

застенчивому

ребенку

раскрыться, перебороть свой страх и наоборот шумные, гиперактивные дети,

изображая зайцев, учатся приемам самообладания. Использование сюжетных

занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в

сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным

персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие

двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор

детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос»,

«попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем

более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок может не только представлять, но и

эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно,

12

влияет на развитие воображения ребёнка. Эстетические переживания

помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые

он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и

других средств выразительности.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в

ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из

сюжета и ролей. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок

отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его

имени.

Ребенок

соответствующим

образом

использует

те

или

иные

предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими.

Придумывание сказки, рассказа, небылицы – этот метод развивает

воображение и творческую речь.

Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-

то

магическим,

утешающим

и

успокаивающим.

Насколько

ребёнку

понравиться эта деятельность зависит во многом от исполнения взрослого.

Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, имеет

большое значение выразительная мимика и речь взрослого и тогда

творческая деятельность становится интереснее и результативнее.

Поощряем

детей

за

высказывание

всех

мыслей

и

идей,

воздерживаемся от критики и оценки.

II Практическая часть

1.

Описание

личного

практического

опыта

в

развитии

воображение и творческой активности дошкольником в

процессе музыкально-ритмической деятельности.

13

Так как проблемой современного дошкольного образования является

формирование детского творчества, а наиболее доступной и интересной

формой

развития

творческих

способностей

является

музыкально-

ритмическая деятельность, то целью практической работы я определила

создание условий для проявления и формирования у детей творческих

способностей

в

процессе

музыкально-ритмической

(творческой)

деятельности.

В соответствии с целью сформировала задачи:

1.

Разработать комплекс мероприятий, включающий оригинально-

образные упражнения, творческие задания, танцевальные композиции,

направленные на развитие творческих способностей у детей старшего

дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях.

2.

Подобрать музыкальный материал соответственно возрасту и

интересам детей.

3.

Осуществить

управление

музыкально-ритмической

деятельностью музыкальным руководителем и педагогами для развития

творческих способностей.

Свою работу построила на основе программы по ритмической

пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, основной образовательной

программы дошкольного образования МДОУ Черноморской СШ №3

им.Пудовкина Ф.Ф., учитывая требования ФОП ДО. Также использовала

методические рекомендации.

На

начальном

этапе

работы,

после

изучения

методической

литературы, провела анкетирование родителей для выявления степени

заинтересованности в развитии творческих проявлений ребенка (Приложение

№1), организовала консультирование для родителей и педагогов: «Учимся

пластике у растений и животных», «Движение + фантазия» - нацелив на

сотрудничество и поддержку.

Учитывая

рекомендации

программы,

возрастные

особенности,

требования ФОП ДО, разработала цикл занятий, подобрала соответствующие

движения,

игровые

и

творческие

задания,

музыкальный

репертуар.

Использовала задания, которые позволяют решить обучающую задачу, а

также направлены на развитие творческих способностей. Работу над

материалом построила от простого к сложному.

Выявила знания и представления детей о разных видах танца. С этой

целью были разработаны экспериментальные задания, цель которых –

выявление

у

детей

безошибочного

и

самостоятельного

определения

характера танцевального жанра и умение называть вид танца, элементы

движений к нему (народный танец, полька, вальс), самостоятельное

использование знакомых танцевальных движений, комбинирование их,

создание собственных.

Затем были выявлены способы самостоятельных действий в танце,

умения различать выразительные особенности танцевальной музыки.

14

Провела

диагностику

показателей

качества

освоения

детьми

подготовительной к школе группы музыкально-ритмической деятельности

по методике Э.П. Костиной (Приложение №2).

Задачи обучения детей на музыкальных занятиях включали:

- ознакомление детей с основными видами танца, воспитание интереса

к ним;

- накопление впечатлений и представлений о танцевальном искусстве;

- обогащение музыкального словаря путем усвоения специальных

терминов танцевального искусства;

- овладение детьми элементарными движениями в разных видах танца;

- применение в обучении серии творческих задач с целью развития у

детей

воображения

и

творческой

активности

в

музыкально-

ритмической деятельности;

- подбор танцевального репертуара для разных видов танца.

Самой эффективной организационной формой для осуществления

выше перечисленных задач определила музыкальное занятие. Основное

внимание уделялось усвоению элементов движений разных видов танца с

учетом возрастных особенностей детей.

Анализ музыкальной литературы для детей дошкольного возраста

позволил подобрать музыкальные произведения, отвечающие основным

художественно-педагогическим принципам. Широко использовались разные

репертуарные

сборники,

которые

предназначены

специально

для

музыкально-ритмической

деятельности

детей

старшего

дошкольного

возраста.

При обучении использовала традиционные методы: наглядный,

словесный и практический.

В наглядном методе –

это, прежде всего,

постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов.

Исполнение

музыки

каждый

раз

сопровождалось

показом.

Иногда

обращалась за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным

действиям. Но порой всего этого оказывалось недостаточно, и тогда од-

новременно с показом звучало объяснение. Использовала и тактильно-

мышечную наглядность, то есть прикосновение к ребенку, чтобы уточнить

положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее

выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка…)

широко применяла в процессе обучения

как самостоятельно, так и в

сочетании с наглядным и практическим методами. К образно-сюжетному

рассказу

чаще

прибегала

при

разучивании

игры;

к

объяснению,

напоминанию — в упражнениях, танцах.

При использовании практического метода (многократное выполнение

конкретного

музыкально-ритмического

движения)

предварительно

«отрабатывала» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы

15

бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем

уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий

облегчало освоение навыка, и ребенок мог сосредоточить внимание на

образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях.

Помимо традиционных методов использовала в работе со старшими

дошкольниками и нетрадиционные методы.

Интересен метод индивидуальной импровизации, цель которого

овладения ребенком пространства. В рамках этого метода предлагала детям

двигаться с определенным настроением, так чтобы не касаться друг друга,

двигаться спиной, боком и тому подобное. Не менее интересным является

метод контактной хореографии, который ставит целью овладения ребенком

контакта с партнером, формирование доверия и понятия взаимозависимости.

При реализации этого метода, предлагала детям двигаться по залу в

свободном направлении, при этом крепко держаться за руки (плечом к плечу,

пятка к пятке и т.п.) или стать спиной друг к другу и двигаться так, чтобы

между спинами не было промежутка, или один ребенок идет вперед лицом,

другой в это время массирует ей плечи; или один делает воротца, а другой

пролезает, потом меняются местами и тому подобное. С удовольствием дети

выполняли задания коллективной импровизации, в состав которой входят

такие игры как «Зеркало», «Дирижер», «Волшебная страна», «Королевство

настроения».

На каждом занятии проводила работу по обучению и закреплению

технических навыков выполнения определенных танцевальных движений.

Это деятельность не всегда интересна детям, так как основана на

многократном повторении, подражании, прямом показе. В то же время она

необходима для накопления ребенком определенных технических навыков,

которые

в

будущем

лягут

в

основу

ее

импровизации.

Во

время

репетиционной работы я не ставла самоцель овладения навыками и

умениями,

так

предоставила

традиционным

приемам

характера

проблемности.

Например, каждый ребенок имел возможность испытать себя

в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под музыку его

движения. Дети по очереди показывали изобретенные ими движения,

соответствующие характеру музыки, а все остальные усваивали их,

повторяли. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным,

активным,

пытается

предложить

товарищам

интересные

движения,

найденные им, выполнить их красиво. Накапливая подобным образом

движения, дети имели возможность их творчески применять, коллективно

составлять танцы, импровизировать под музыку. Для того, чтобы дети лучше

понимали эстетические критерии движений, в содержание задач включала

игровые элементы («Покажите уши в большого слона, а теперь хобот»,

«Ползем как уж» и т.п.). Для закрепления двигательных умений использовала

карточки с изображением сказочных героев (Незнайка, Буратино, Золушки и

др.) Предлагала детям придумать движения, которые мог бы выполнить

указанный персонаж.

16

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер,

я

совмещала

практические

приемы,

основанные

на

подражании,

с

проблемными задачами.

Также большое внимание уделяла развитию чувства метрической

пульсации, которое даёт ребёнку возможность хорошо двигаться, ритмично

выполнять

движения,

музицировать

в

ансамбле

на

музыкальных

инструментах. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение

метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием

элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, при движении,

под звучание ритмичной музыки. Такие задания дети выполняют в течение

года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также детям предлагается

услышать и передать в хлопках «как бьется сердечко музыки» (метрическую

пульсацию). С детскими музыкальными инструментами даются такие

задания, как «Сыграем полечку для собачки, кошечки и т. д. », где нужно

уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах.

Игра «ритмическое эхо». Прохлопывала ритмы имён, слов, дети

дружно повторяли, хлопая в ладоши. Как вариант игры «Эхо» применяла

игру «Обезьянка», которая очень нравится детям и способствует не только

развитию ритма, а и координации, внимания и развивает реакцию детей.

Первоначально учила детей подбирать и прохлопывать слова, со-

стоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой

величины:

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов.

Проговаривала стихотворный текст (дразнилки, считалки, одновременно

сопровождая

его

хлопками,

передавая

ритмический

рисунок

дети

повторяли. Прорабатывала практически любые стишки, начиная с простого и

постепенно

усложняя

задания,

не

забывая

про

творчество

детей,

предоставляя им возможность активно проявлять себя в процессе обучения.

Развивая чувство ритма, активно использовала «Звучащие жесты» -

игру звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками,

цоканьем языка, как своеобразное сопровождение в речевых упражнениях, в

пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Для детей используем цветовое обозначение звучащих жестов:

Хлопки – жёлтый

Шлепки – красный

Притопы – зелёный

Упражнения

с

цветными

ритмическими

карточками

позволяли

сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание

17

звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствовали

тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Старалась

внедрять

в

работе

инновационные

педагогические

технологии, обеспечивающие творческое развитие личности каждого ребенка

в музыкальной деятельности. Так, например, эвритмическая гимнастика –

вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических

закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых

шагов и элементов аэробики.

На первых занятиях дети проявляли себя сдержанно, они запоминали

упражнения, их названия, как правило, я использовала образные знакомые

детям понятия (птичка, автобус, иголочка, кошечка и др.). Особенно это

распространено в партерной гимнастике. Происходило усвоение понятий

правильной осанки, запоминание своего места в музыкальном зале на

занятии, что важно для детей. И когда незнакомая обстановка становится

знакомой и привычной, дети раскрепощаются и на занятиях начинают

происходить «удивительные» вещи»!

Что же это за «удивительные» вещи – это проявление инициативы

детей в придумывании новых образов, названий для танцевальных движений

или гимнастических упражнений. У детей активно начинает работать

воображения,

они

начинают

фантазировать,

развивается

творческая

инициатива детей. В таких, казалось бы, простых и незначительных вещах

происходит становление личности ребенка не как объекта, а как субъекта

деятельности, раскрытие его личности, проявление его самобытности и

понимание того, что он понят и принят, к нему прислушиваются, им

дорожат.

Музыка и движения под музыку – это те тонкие каналы связи ребенка

и

окружающего

его

мира,

которые

мы

взрослые

должны

бережно

использовать для воспитания всесторонне развитой личности. Каналы эти

настолько чувственные и тонкие, что повредить их жестким замечанием или

неверным действием педагога очень легко, а вернуть прежнюю легкость и

доверие сложно. Как же быть? Быть внимательным, бережным и открытым

для детей и всего нового, что они могут нам взрослым дать. А это намного

больше, чем мы можем себе представить.

Пример фрагмента занятия, где представлено проявление детского

воображения и творческой активности.

Мы с детьми поприветствовали друг друга. Подготовили тело для

большого путешествия «Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-

хлоп» (Е. Железнова), сели в автобус «Автобус» (Е. Железнова) и поехали в

зоопарк « У жирафа пятна..»(Е. Железнова). Так как жирафа, слона, кошечку

и зебру мы видели в зоопарке уже много раз, то один мальчик предложил

посмотреть на динозавров, остальные дети очень живо поддержали эту идею.

Что же делать, пришлось нам с удовольствием пошуметь как большие

динозавры, потом как средние, и как совсем малышки. Некоторые ребята

даже вспомнили названия разных видов динозавров. Раз уж мы неожиданно

18

на занятии попали в эру динозавров, то возвращаться обратно в наш век

никому не хотелось.

«По малину в сад пойдем» (слова: Т. Волгиной, Музыка: А.

Филиппенко) под это произведение выполняется упражнения в кругу,

держась за руки, дети сначала ходят на полу пальцах, затем на пятках,

собираются в узкий круг притопами и ими же расходятся. И все повторяется

в другую сторону. Оказалось, наши динозавры очень любили танцевать под

русскую народную музыку и даже щипать листья с высоких деревьев,

поднимаясь высоко на полу пальцы, усиленно шагать на пятках, чтобы

листья хорошо улеглись в животах и притопами собираться к дереву, чтобы

почесать носики и животы. В итоге это упражнение приобрело настолько

яркую эмоциональную окраску, что с динозаврами мы теперь не расстаемся

ни на одном занятии. Мальчик, придумавший такой яркий образ, стал у нас

главным по динозаврикам, иногда он главный динозаврик, на каждом

занятии мы выбираем нового главного динозаврика. Детям очень нравится,

это их придумка и они имеют возможность воплотить свою идею и фантазию

в жизнь.

Еще хотелось бы привести пример фрагмента партерной гимнастики у

детей старшего дошкольного возраста.

Партерная гимнастика (игровой стретчинг) у нас начиналась с чтения

книг, ноги прямые прижаты к полу, руки вытянуты в потолок вверх,

заведены за уши, так мы изображали странички книги с ровными,

аккуратными листами. Дети по очереди называли любимые сказки или

рассказы и закрывали, прочитанную книгу, чтобы открыть уже другую для

чтения. Затем дети работали стопами, шили одежду тонкими прямыми

иголочками - своими ногами, изображали бабочку, самолет, лягушку и

ящерицу, выглядывающую из-под камня. Последнее упражнение мы решили

усложнить, раскрыв ноги в первую позицию, и дети молниеносно проявили

свое

воображение,

нарекли

его

хвостом

русалки,

соответственно

и

упражнение у нас из «Ящерицы» превратилось в «Русалочку». Через пару

занятий один ребенок предложил, что девочки останутся русалками, а

мальчики будут китами. Упражнение приобрело законченный образ и

название «Киты и русалки». Опять инициатива исходила от детей, была

поощрена и положительно оценена.

В процессе обучения детьми был освоен объемный репертуар,

исполняемый ими на мероприятиях и праздниках в дошкольном учреждении,

а так же на различных танцевальных конкурсах, в том числе ежегодном

фестивале «Хрустальная капель».

Праздник осени: «Непослушная тучка», «Осенний вальс», «Самовар»,

«Дождя не боимся», «Осень прыг-скок», «Цветик-семицветик» и др.

Праздник, посвященный встрече Нового года: «Снег и вьюга»,

«Потолок ледяной», «Новогодняя дискотека», «Новогодний хоровод»,

«Волшебные змеи Аладдина», «Мышинный новый год», «Новогодние

игрушки», «Клоунада», «Танец снежинок» и др.

19

Спортивные мероприятия, приуроченные к 23 февраля: «Ты не бойся

мама», «Хоп-хоп-хоп», «На границе», «Аэробика» и др.

Праздник 8 марта: «Красные сапожки», «Мы милашки», «Оладушки

для бабушки», «Мамочка моя», «Куклы», «Мир волшебных цветов», «Танец

джентльменов», «Танец с тростью», «Далеко от мамы» и др.

День Победы: «Смуглянка», «Синий платочек».

Выпускные

балы:

«Торжественный

вход

выпускников»,

«Прощальный вальс», «Школьный вальс», «Незнайка», «Мы маленькие

дети», «Вальс цветов», «Игрушки и дети», «Разбойники», «Рок-н-ролл»,

«Старая пластинка», «Хорошее настроение», «Паровоз Букашка» и др.

Заключение

Все методы и приемы, которые применялись на музыкальных

занятиях, оправдали себя, благодаря этому в значительной мере увеличился

объем знаний и представлений, умений и навыков у детей в музыкально-

ритмической деятельности.

20

Мониторинг показал, что работая над проблемой развития творческих

способностей

и

воображения

средствами

музыкально-ритмической

деятельности результативность улучшилась. Дети стали гораздо более

собранными, общительными, добрыми по отношению друг к другу. Педагоги

и родители заметили, что дети стали более активными, легко выполняют

танцевальные

композиции,

фантазируют,

придумывают

элементарные

танцевальные движения самостоятельно.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по

развитию музыкально-ритмических движений способствовала развитию

творческих способностей:

- дети овладели определенным репертуаром и готовы в любой момент

к выступлению;

- дети легко и свободно исполняют в импровизации разнообразные

движения, тонко передавая танцевальный образ.

Результатом целенаправленного и систематического обучения на

музыкальных занятиях явилось повышение у детей уровня слуховой

чувствительности, ощущения равномерной пульсации танцевального ритма.

Дети научились воссоздавать движения, отражающие особенности их

восприятия музыки и содержащие элементы творческой переработки.

В целом можно отметить, что большинство детей приобрели

устойчивые навыки и умения в движении под музыку в различных видах

танца. Это подтвердило наше предположение о том, что специально

организованное обучение на музыкальных занятиях является одним из

необходимых условий для формирования творческих действий в движении у

детей, представлений и знаний в области танцевального искусства, что, в

свою очередь, является предпосылкой для творческих проявлений в танце у

детей дошкольников в других условиях.

Перспективность дальнейшего изучения данной проблемы в плане

использования музыкально-дидактических игр для развития музыкально-

ритмического

творчества

старшего

дошкольного

возраста,

в

плане

преемственности работы дошкольного образовательного учреждения и

школы, расширения и углубления на этой основе средств и методов

музыкально-эстетического воспитания.

Список использованной литературы

1.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СПб.: ЛОИРО, 2000.

21

2.

Бурлакина О.В.. Комплексы упражнений для формирования

правильного речевого дыхания.. Санкт-Петербург, Детство пресс, 2012

3.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. :

Просвещение, 1967.

4.

Галянт И.Г.. Орфей. Программа музыкального развития детей.

Методическое пособие для специалистов ДОО. Челябинск, Цицеро,

2014.

5.

Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б.. Обучение дошкольников

современным танцам. Методическое пособие. Москва, Центр

педагогического образования. 2014.

6.

Затямина Т.А., Степетова Л.В. Музыкальная ритмика. Учебно-

методическое пособие. Москва, Планета, 2013.

7.

Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей

старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора пед. наук., М.

1997.

8.

Каплунова И., Новоскольцева И.. Потонцуй со мной дружок.

Методическое пособие.Санкт-петербург, Невская нота, 2010.

9.

Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М.

1994.

10. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

М. 1982.

11. Мессерер А. Танец, мысль, время. М.: Искусство. 1990.

12. Михайлова М.А. , Воронина Н.В.. Танцы, игры, упражнения для

красивого движения. Ярославль, Академия развития, 2001.

13. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. –

М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.

14. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е издание/

под редакцией Дубровиной И.В. – СПб.: Питер, 2006.

15. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Сост.

Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. Учебное пособие для студентов

институтов. 1983.

16.Чистякова М.И. Психогимнастика., М.: Просвещение. 1990.

17.Шапарь В.Б. В лабиринтах психологии личности. Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2004.

18.Шарламова С., Федоров А., КалугинаГ. Формирование правильной

осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и

младшего школьного возраста. Челябинск, издательский проект

«Спортивная наука – детям». 1999.

22

19.Шарманова С. Любимые игрушки. Применение средств

художественной гимнастики в физическом воспитании детей

дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Челябинск.

Спортивная наука – детям, 2001

20.Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на

основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей

дошкольного возраста. Учебное пособие. Челябинск, 1996.

Приложение №2

Описание диагностики хореографических способностей

по методике Э.П. Костиной.

23

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во

время

занятий

наблюдается

выполнение

танцевальных

элементов,

музыкально-ритмических

упражнений, манера и характер исполнения

движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и

определяется уровень способности каждого ребенка.

Рекомендуемая

методика

предполагает

общую

систему

оценки

хореографических способностей по 3-балльной шкале.

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые

предложенные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания,

помощь взрослого не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей детей можно

считать средний балл от 2,3 до 3.

Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.

Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы

индивидуальные занятия по хореографии.

Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты

(высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения

ребенком музыкально-ритмической деятельности:

1.

Интерес и потребность к восприятию музыки и движений

2.

Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических

движений

3.

Наличие

творчества

в

исполнении

выразительности

фиксированных движений игр и плясок.

24



В раздел образования