Напоминание

Приемы педагогической поддержки студентов с низкой учебной мотивацией на уроках анатомии и физиологии человека, генетики человека с основами медицинской генетики


Автор: Мухаметова Русалина Радиковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Салаватский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы педагогической поддержки студентов с низкой учебной мотивацией на уроках анатомии и физиологии человека, генетики человека с основами медицинской генетики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Приемы педагогической поддержки студентов с низкой учебной мотивацией

на уроках анатомии и физиологии человека, генетики человека с основами

медицинской генетики

Мухаметова Р.Р.

Аннотация: В статье рассматриваются практические приемы и

стратегии педагогической поддержки для повышения учебной мотивации у

студентов, изучающих сложные медико-биологические дисциплины. Особое

внимание уделяется созданию ситуаций успеха, связи теории с практикой и

использованию интерактивных технологий.

Введение:

В

чем

особенность

низкой

мотивации

в

изучении

медицинских дисциплин?

Дисциплины «Анатомия и физиология человека» и «Генетика

человека с основами медицинской генетики» являются фундаментальными

для многих специальностей. Однако их изучение сопряжено с рядом

трудностей: обилием терминологии, сложными абстрактными процессами

(например,

клеточное

дыхание

или

механизмы

наследования)

и

необходимостью запоминания большого объема информации.

Студент

с

низкой

учебной

мотивацией

видит

в

этом

не

интеллектуальный вызов, а непреодолимый барьер. Его ключевые установки:

«Это слишком сложно», «Мне это в жизни не пригодится», «Я все равно это

не запомню». Задача педагога — не просто передать знания, а разрушить эти

установки, показав предмет как увлекательный и личностно значимый.

1.

От

абстракции

к

реальности:

принцип

клинической

и

бытовой

соотнесенности.

Самый мощный мотиватор — понимание, «зачем мне это нужно».

· Клинические кейсы (от симптома к системе): Вместо сухого перечисления

функций органа, начните с симптома.

· Пример на анатомии: «Почему при повреждении определенного отдела

спинного мозга человек теряет чувствительность в ногах, но может двигать

руками? Давайте разберемся в проводящих путях».

· Пример на генетике: «В семье родился ребенок с фенилкетонурией. Что

это за болезнь? Какой путь метаболизма нарушен? И что нужно изменить в

его питании, чтобы он рос здоровым?». Это превращает теорию в решение

жизненной задачи.

· Связь с повседневной жизнью:

· На физиологии: Объясните, почему после плотного обеда клонит в сон

(отток крови к органам пищеварения), или что происходит с организмом во

время стресса (роль адреналина).

· На генетике: Обсудите, почему люди по-разному чувствуют вкус горького

(гены TAS2R), или как наследуются группы крови и что это значит для

переливания.

2. Визуализация и интерактив: «оживление» сложных понятий.

Там, где не хватает слов, должны работать образы и действия.

· 3D-модели и интерактивные анатомические атласы: Использование

приложений

(например,

Complete

Anatomy,

Visible

Body)

позволяет

«покрутить» скелет, «разобрать» сердце по слоям, увидеть ход сосудов. Это

гораздо эффективнее плоского рисунка в учебнике.

· Создание моделей своими руками:

·

Из

пластилина,

проволоки,

бисера

можно

собрать

модель

ДНК,

схематичное изображение нейрона или фазы мейоза.

· Использование конструктора «Лего» для моделирования процессов

(например, сборка белковой цепи из аминокислот разных «цветов»).

· Элементы геймификации:

· Дидактические игры: «Анатомическое лото», «Собери скелет на время»,

викторины в формате «Своя игра» по темам «Генетические болезни».

· Ролевые игры: «Прием у врача-генетика», где один ученик — врач, другой

— пациент с семейным анамнезом. Это требует от студентов активного

применения терминов и логики.

3. Дифференциация заданий и создание ситуации успеха.

Нельзя требовать от всех одинаково высоких результатов в освоении

сложного

материала.

Важно

дать

каждому

почувствовать

себя

компетентным.

· «Лестница сложности»: Предлагайте задания на выбор.

· Базовый уровень: Соотнести термин и определение, найти часть органа на

схеме.

· Средний уровень: Объяснить процесс (например, нервный импульс)

своими словами.

· Продвинутый уровень: Решить ситуационную задачу, проанализировать

родословную и определить тип наследования заболевания.

· Опора на сильные стороны: Если ученик плохо запоминает, но хорошо

рисует — предложите ему сделать схематический конспект-комикс по теме.

Если он не уверен в устных ответах, но хорошо работает с информацией —

дайте задание подготовить небольшой обзор по конкретному вопросу.

4. Формирование субъектной позиции: от объекта обучения к активному

участнику.

Когда ученик чувствует ответственность за процесс, его вовлеченность

растет.

· Метод проектов: Небольшие исследовательские или творческие проекты,

выполняемые в парах или мини-группах.

· Темы для проектов: «Генетика в спорте: природа или воспитание?», «Как

работает мой мозг, когда я учусь?», «Разработка памятки по профилактике

заболеваний опорно-двигательного аппарата для школьников».

· Свобода выбора: Позволяйте студентам выбирать тему для доклада, форму

презентации результата (постер, презентация, видео-ролик).

5. Атмосфера психологической безопасности.

Никакие приемы не сработают в атмосфере страха и насмешек.

· Культура ошибки: Подчеркивайте, что ошибка — это не провал, а

ступенька к пониманию. Анализ ошибок при решении генетических задач —

лучший способ понять логику предмета.

· Поддерживающая обратная связь: Вместо «Ты не прав» используйте фразы:

«Интересная мысль, давай посмотрим на этот процесс под другим углом...»,

«Ты правильно выделил два из трех факторов, какой еще может быть?».

· Акцентирование на прогрессе: Отмечайте не только абсолютные успехи, но

и улучшение результатов по сравнению с прошлыми работами. «В прошлый

раз ты решил 1 задачу из 3, а сегодня — 2! Это отличный прогресс».

Заключение

Повышение учебной мотивации в таких сложных дисциплинах, как

анатомия, физиология и генетика, — это не разовая акция, а непрерывный

творческий процесс. Комбинируя приемы клинической соотнесенности,

визуализации, дифференциации и создания психологически безопасной

среды,

педагог

может

превратить

урок

из

скучной

обязанности

в

увлекательное путешествие вглубь человеческого организма. Главный

результат такой работы — не просто усвоенные темы, а зажженная искра

интереса к науке о жизни и уверенность студента в своих силах.



В раздел образования