Автор: Парфилова Галина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лесно-Конобеевская СШ"
Населённый пункт: с. Лесное Конобеево
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка в 6 классе
Тема: "Функциональные разновидности языка"
Раздел: среднее образование
Функциональны
е разновидности
языка
Урок в 6 классе
Учитель: Парфилова Г. В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
•
Цель:
•
сформировать умение читать и понимать текст разных
стилей и анализировать его.
•
Задачи:
•
расширить и систематизировать знания о стилях речи и их
признаках;
•
развить способности к полноценному восприятию
текстов;
•
развить образное мышление и выразительную устную,
письменную речь.
Стиль
Слово стиль происходит от
греческого «стилос» – это палочка с
заострённым концом для письма на
дощечке, покрытой воском. На
другом конце палочки была
лопаточка, которой разглаживали
воск, если нужно было стереть
написанное.
Древнеримский поэт Гораций
советовал «почаще перевёртывать
стиль», то есть стирать написанное,
чтобы написать ещё лучше.
Стиль — это исторически сложившаяся система
языковых средств и способов их организации,
которая используется в определённой сфере
человеческого общения (общественной жизни):
сфере науки, официально-деловых отношений,
агитационно-массовой деятельности, словесно-
художественного творчества, сфере бытового
общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
— сферой применения;
— основными функциями;
— ведущими стилевыми признаками;
— языковыми особенностями;
— специфическими формами (жанрами).
Чтобы определить стиль, нужно
ответить на 3 вопроса:
С кем?
Где? Говорим
Зачем?
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи – это
разновидности единого литературного языка,
которые создаются в зависимости от целей и
задач общения и соответственно различаются
отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных
стилей
•
научный
•
официально – деловой
•
публицистический
•
разговорный
•
художественный
Официально-деловой стиль
Жанры
Функция
Языковые черты
Официальны
е документы,
законы,
устав,
распоряжени
е, приказ,
соглашение
сторон, отчёт
и др.
Передача
информаци
и
•
Точность
выражения мысли
•
Недопустимость
эмоциональной,
разговорной
лексики.
Научный стиль
Жанры
Функция
Языковые черты
Доклад,
учебник,
реферат,
аннотация,
лекция и др.
Передача
информации
и
доказательст
во её
истинности
•
Точность выражения
мысли
•
Недопустимость
экспрессивных
средств
•
Использование
терминов
Публицистический стиль
Жанры
Функция
Языковые черты
газетные и
журнальные
статьи, статьи
из интернета,
материалы
радио- и
тележурналис
тики, речи
выступающих
на митингах,
съездах и др.
Информирова-
ние об
актуальных
событиях
•
социальная
оценочность
•
отбор фактов
•
использование
экспрессивных
языковых средств
Разговорный стиль
Жанры
Функция
Языковые черты
•
неформальное
общение
•
современный
Интернет
общение
(коммуникати
вная)
•
естественность
•
раскованность
•
эмоциональность
•
своя
специфическая
лексика
•
подстраивание
под получателя
информации.
Жанры
Функция
Языковые черты
•
стихотворе-
ние
•
поэма
•
очерк
•
рассказ
•
роман и
др.
эмоционал
ьное
воздействи
е на
читателя с
помощью
образа
•
использование средств
других стилей и
нелитературных элементов
(диалектизмов,
просторечий,
жаргонизмов);
•
широкое использование
изобразительно-
выразительных средств
(эпитетов, метафор,
олицетворений,
поэтического синтаксиса);
•
стиль писателя.
Научный – научная статья, доклад, …
Официально-деловой – справка, заявление, …
Публицистический – очерк, интервью, …
Художественный – стихотворение, роман, …
Разговорный – «просто болтовня», «выяснение
отношений», …
Задание 2.
Определите стили речи данных текстов.
1.
Аллергия - это изменённая реактивность
организмакоторая проявляется в нарушении обычного
течения общих или местных реакций чаще при
повторном поступлении в организм веществ,
называемых аллергенами.
2.
Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры
дирекция в настоящее время не имеет возможности
удовлетворить заявку вашего предприятия.
3.
В навигацию день год кормит. Время, когда караваны
судов могут доставить северянам всё необходимое для
жизни – коротко. Между тем в этом году навигация под
угрозой провала.
4. -
А сколько ей лет-то?
- Девятнадцать. Вот щас в феврале будет девятнадцать.
- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому
что…знаешь, разные люди бывают. А она смеётся в трубку и
мне токо всё «даºдаªнетº.
5. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту,
утвердить, создать её. Красота - это радость нашей
жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в
твоём сердце расцветёт благородство.
6. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без
сохранения содержания.
7.
Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное
ионизирующим излучением, называется радиационно-
индуцированным эффектом.