Авторы: Павлова Наталья Иннокентьевна, Пермякова Марианна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 70 "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: г.Якутск,с.Хатассы
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления работы по развитию речи детей
Раздел: дошкольное образование
.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Одной
из
ведущих
задач,
которую
решают
дошкольные
образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь
как
ведущее
средство
общения
сопровождает
все
виды
деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во
время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и
обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля
и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками,
авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам
дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое
развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и
навыков
речевого
общения
с
окружающими
на
основе
владения
литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не
только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под
методическими принципами понимаются общие исходные положения,
руководствуясь
которыми,
педагог
выбирает
средства
обучения.
Это
принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка
и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему
общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как
доступность,
наглядность,
систематичность,
последовательность,
сознательность
и
активность,
индивидуализация
обучения
и
др.
Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.
Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по
проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы
выделим следующие методические принципы развития речи и обучения
родному языку.
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
детей.
Он
базируется
на
понимании
речи
как
речемыслительной
деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием
окружающего
мира.
Речь
опирается
на
сенсорные
представления,
составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной
на развитие сенсорных и мыслительных процессов.
• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности,
заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из
цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства
общения и познания – и указывает на практическую направленность
процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет
стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает
развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения
(коммуникации), и в разных видах деятельности.
• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое
чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе
многократного
восприятия
речи
и
использования
в
собственных
высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне
формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не
только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение
явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого
поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать
новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование
навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать
новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно
формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Леонтьев
выделяет
три
способа
осознания,
которые
часто
смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В
дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем
происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем
степени сформированности речевых умений.
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа
состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение
всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива,
как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит
качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому
обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет
большое
значение.
В
повседневном
общении
мотивы
определяются
естественными
потребностями
ребенка
во
впечатлениях,
в
активной
деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной
образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,
снимается
естественная
коммуникативность
речи:
педагог
предлагает
ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение
этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его
употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из
основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая
активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи.
Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи
педагога.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит
общение);
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения), любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая
(рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие
звука и слова, нахождение места звука в слове);
-
Формирование
грамматического
строя
(морфология,
синтаксис,
словообразование).
В
практике
работы
педагогов
ДОУ
по
развитию
речи
используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в
природе, экскурсии);
-
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение.
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона
какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная
деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана
роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии
вербальной функции ребенка.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе
развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой
сложный
процесс
взаимодействия
ребенка
с
окружающими
людьми,
осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не
возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его
существования
в
социальной
среде.
Ее
возникновение
и
развитие
вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию
языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами
общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка
со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и
возможностей малыша.