Напоминание

Основные направления работы по развитию речи детей


Авторы: Павлова Наталья Иннокентьевна, Пермякова Марианна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 70 "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: г.Якутск,с.Хатассы
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления работы по развитию речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Одной

из

ведущих

задач,

которую

решают

дошкольные

образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь

как

ведущее

средство

общения

сопровождает

все

виды

деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во

время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и

обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля

и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками,

авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам

дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое

развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и

навыков

речевого

общения

с

окружающими

на

основе

владения

литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не

только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под

методическими принципами понимаются общие исходные положения,

руководствуясь

которыми,

педагог

выбирает

средства

обучения.

Это

принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка

и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему

общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как

доступность,

наглядность,

систематичность,

последовательность,

сознательность

и

активность,

индивидуализация

обучения

и

др.

Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по

проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы

выделим следующие методические принципы развития речи и обучения

родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

детей.

Он

базируется

на

понимании

речи

как

речемыслительной

деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием

окружающего

мира.

Речь

опирается

на

сенсорные

представления,

составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной

на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности,

заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из

цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства

общения и познания – и указывает на практическую направленность

процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет

стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает

развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения

(коммуникации), и в разных видах деятельности.

• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое

чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе

многократного

восприятия

речи

и

использования

в

собственных

высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне

формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не

только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение

явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого

поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать

новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование

навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать

новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно

формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев

выделяет

три

способа

осознания,

которые

часто

смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В

дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем

происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем

степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,

развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа

состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение

всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива,

как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит

качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому

обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет

большое

значение.

В

повседневном

общении

мотивы

определяются

естественными

потребностями

ребенка

во

впечатлениях,

в

активной

деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной

образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,

снимается

естественная

коммуникативность

речи:

педагог

предлагает

ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение

этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его

употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из

основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая

активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи.

Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи

педагога.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в

соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит

общение);

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и

произношения), любви и интереса к художественному слову;

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая

(рассказывание);

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие

звука и слова, нахождение места звука в слове);

-

Формирование

грамматического

строя

(морфология,

синтаксис,

словообразование).

В

практике

работы

педагогов

ДОУ

по

развитию

речи

используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в

природе, экскурсии);

-

Опосредованное

наблюдение

(изобразительная

наглядность:

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение.

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона

какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная

деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана

роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии

вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе

развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой

сложный

процесс

взаимодействия

ребенка

с

окружающими

людьми,

осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не

возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его

существования

в

социальной

среде.

Ее

возникновение

и

развитие

вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.

Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию

языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами

общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка

со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и

возможностей малыша.



В раздел образования