Автор: Урывская Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: город Долинск Сахалинской области
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Обобщение опыта работы по «Формирование функциональной
грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это
новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные
идеи». И.Г. Песталоцци.
Мы с вами, коллеги, понимаем, что самые прочные знания те, которые
добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое
главное, чему сегодня школа должна учить своих детей.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО),
наряду
с
определением
«грамотность»,
возникло
понятие
«функциональная
грамотность».
«Функциональная
грамотность
–
способность
человека
вступать
в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты
и
осуществлять
простейшие
арифметические
действия,
функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий
нормальное
функционирование
личности
в
системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной
среде».
Введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность
понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение
ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками
в
учебном
процессе,
действовать
в
ситуации
неопределенности.
Цель современного образования в начальной школе – формирование
функциональной
грамотности.
Именно
в
начальных
классах
должны
сформироваться
познавательная
мотивация
и
интересы
учащихся,
способность и стремление к взаимодействию учащегося с учителем и
одноклассниками, основы поведения, соответствующего нормам морали, и
поведения, которое определяет, как взаимодействует личность с социумом.
Главной задачей педагога является помощь в становлении личности ребенка,
создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования
функциональной грамотности. Правильно организованный учебный процесс,
приносящий удовлетворение и обучающимся, и учителю, обеспечивает
успешную работу в этом направлении.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся
не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать свое знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных
компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
· читательскую грамотность;
· математическую грамотность;
· естественнонаучную грамотность;
· финансовую грамотность;
· сформированность навыков решения проблем, креативного мышления.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму
и чтению, говорению и слушанию.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего
уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного,
проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно –
перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит
детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в
любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы
рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время
спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы,
извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть
вовремя – это уже неявная для читателя информация.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она
формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во
внеурочной деятельности
Выдержка
из
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМАОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБНОВЛЕННЫХФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГОИ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
от
5
июля
2022
г.
№
ТВ-1290/03
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов
с
преобладанием
того
или
иного
вида
деятельности:
-
учебно-познавательной
деятельности,
когда
наибольшее
внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной
грамотности;
- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению
их
благополучия
в
пространстве
школы;
- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий,
оздоровительных
мероприятий
и
т.п.
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего
образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает
следующий подход к эффективному использованию часов, отведенных на
внеурочную
деятельность:
- 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности
рекомендуется
отводить
на
занятие
«Разговор
о
важном».
- 1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию
функциональной грамотности школьников: читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их
предпринимательского
мышления.
Для
этого
в
школе
могут
быть
организованы специальные интегрированные курсы, метапредметные кружки
или
факультативы.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у
школьников способности применять приобретённые на обычных уроках
знания,
умения
и
навыки
для
решения
жизненных
задач,
умений
синтезировать
их
для
решения
конкретной
учебной
проблемы.
Эти
внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических
принципов
–
связь
образования
с
жизнью.
Для реализации предложения Института стратегии развития образования
РАО о введении функциональной грамотности в ОО за счет одного часа
внеурочной деятельности, издательство «Планета» разработало и выпустило
мини
УМК:
СЛАЙД
Для проведения занятий по функциональной грамотности учителями
начальных классов разработана рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического
пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс»,
«Функциональная
грамотность.
Тренажёр
для
школьников.
2
класс»,
«Функциональная
грамотность.
Тренажёр
для
школьников.
3
класс»,
«Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс», авторы
– составители: М.В. Буряк, С.А. Шейкина, издательство «Планета» 2023 год.
Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным
темам.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»
«Математическая грамотность»
«Финансовая грамотность»
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, использования их содержания для достижения собственных целей.
Развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность»
дети учатся:
определять место, где содержится искомая информация.
Понимать фактологическую информацию.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в
разных фрагментах текста.
Этот раздел учит быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять свои потребности.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая
грамотность»
преобразованию знаковой информации в числовую,
преобразованию текстовой информации в знаковую.
В этом разделе дети помогают героям сказок или произведения решать
непростые задачи,
применять математические законы и правила в жизни.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
формирование
опыта
применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая
грамотность» дети знакомятся с понятиями:
Использование
«нестандартных»
заданий
для
обыденных,
жизненных
ситуаций, поможет в мотивации детей к обучению азам финансовой
грамотности. Вместе со сказочными персонажами дети узнают , что такое
деньги,
банковская
карта,
научатся
правильно
совершать
покупки,
планировать расходы и доходы.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная
грамотность»:
Вместе со сказочными героями дети окунутся в удивительный мир
наблюдений и экспериментов. Учащиеся будут проводить необычные
опыты , познакомятся с чудесными свойствами воздуха, воды
соли.
Выполняя задания этой рабочей тетради, ученики делают первые шаги ,
чтобы стать по-настоящему грамотным человеком.
1 КЛАСС
Весь материал курса построен на сказках. Главные действующие лица
любого занятия – сказочные герои, хорошо знакомые детям еще с детского
сада. Эти герои живут обычной жизнью, и попадают в различные жизненные
ситуации, которые знакомы детям. Это безусловно является отличным
мотивирующим фактором, не напрягает детей и они с удовольствием
выполняют
задания,
стараясь
помочь
свои
любимым
героям.
2 КЛАСС
Курс
состоит
из
мини-тем,
в
которых
одни
и
те
же
действующие
лица.
Например,
в
занятиях
1-4
главный
персонаж
–
Белочка.
Сначала
читательская
грамотность
–
М.Пришвин.
Беличья
память.
Затем,
математическая
грамотность
–
Про
беличьи
запасы,
потом
финансовая
грамотность
–
Беличьи
деньги,
и
наконец,
естественно-научная
–
Про
белочку
и
погоду.
Таким образом, выстроен весь курс. Восемь мини-тем.
3
класс
В
третьем
классе
материал
разбит
на
два
блока.
Первый
блок
ЧГ
и
ЕНГ.
Второй
блок
ФГ
и
МГ.
ЧГ
и
ЕНГ
между
собой
связаны
основной
мыслью
–
содержание
занятия
по
ЕНГ
«привязано»
к
предыдущему
научно-популярному
тексту
в
ЧГ.
Аналогично
связаны
между
собой
финансовая
и
математическая
грамотность.
Основные
понятия
по
финансовой
грамотности,
еще
раз
выполняются
и
закрепляются
при
выполнении
заданий
из
раздела
математическая грамотность.
4
класс
Курс
четвёртого
класса
максимально
приближен
к
структуре
ВПР.
Обязательно
дается
научно-популярный
текст
и
задания
к
нему.
Разница
в
том,
что
по
сравнению
с
ВПР
каждое
последующее
задание
опирается
на
предыдущее
и
представляет
собой
практическую,
жизненную
ситуацию.
Обратите
внимание,
на
первом
месте
в
любом
классе
стоит
Читательская
грамотность.
Это
объясняется
тем,
что
в
начальной
школе
сначала
мы
обязаны
сформировать
у
детей
навыки
работы
с
текстом.
Без
этих
навыков
мы
никуда
дальше не продвинемся.
В работе с детьми применяю различные формы и методы, которые
способствуют развитию функциональной грамотности:
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Во время проведения занятий в 1-4 классах использую различные
формы:
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
практикум,
мастер-класс,
дискуссия, обсуждение.
Показателем эффективности занятий внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» являются следующие показатели:
•
степень
помощи,
которую
оказывает
учитель
учащимся
при
выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов.
•
косвенным показателем эффективности занятий является повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению.
Во внеурочной деятельности по Функциональной грамотности использую
следующие образовательные педагогические технологии:
· проблемное обучение;
· проектное обучение;
· игровые технологии;
· групповые технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
· информационно-коммуникативные технологии;
· проектно-исследовательская деятельность.
Внеурочная
деятельность
предоставляет
возможность
для
большей
вариативности (по сравнению с уроками) организационных форм занятий.
Эти формы можно классифицировать в зависимости от их цели.
Например,
углубление
и
расширение
знаний,
совершенствование
умений, полученных на уроках при изучении учебного предмета,
определяют такие формы организации, как экскурсии, кружки, секции,
“круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
Участие в олимпиадах
Установление уровня осознанности знаний, динамики их формирования,
констатация трудностей применения в необычных учебных ситуациях
происходит в процессе форм организации, основанных на соревновательных
элементах:
дискуссии,
конкурсы,
лингвистические,
литературные,
математические и другие «бои», викторины и так далее.
Отсутствие жёсткого регламента в выборе форм проведения обучения
создаёт более благоприятные условия для мотивации деятельности, как
учащихся, так и самого учителя. К специфике внеурочной деятельности
относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и
способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее
дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач.
Внеурочные занятия создают возможность в течение длительного времени, а
значит, более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же
тему, что положительно влияет на успешность результатов.
Особое
место
занимают
интерактивные
технологии,
которые
можно
применять во внеурочной деятельности, используя активные методы
обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм,
использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих
методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя,
каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.
На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные виды
деятельности
помогают
учащимся
обобщить
знания
по
финансовой
грамотности. Ребята учатся зарабатывать деньги интеллектуальным трудом.
Три команды совершили путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды
свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций.
На станциях учащиеся получали различные задания и выполняли. За
правильное выполнение этих заданий каждая из команд получала деньги,
настоящие монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции
команды
встретились,
подсчитали
количество
заработанных
денег
и
потратили их, правильно используя свой доход.
Критерии функционально грамотной личности.
Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок? Это:
- Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
- Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
- Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности —
в школьном классе.
- Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со
стороны, оценить свою работу.
Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду
умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути,
это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют
непрерывно. Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых
для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
· наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих
заданий;
· реализация творческих заданий, как важнейший компонент не только
урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
· объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и
внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над
проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической
деятельности;
· творческaя работa должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с
другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий
в интересных игровых и событийных ситуациях;
· стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для
развития
творческих
способностей
ребенка,
включать
родителей
в
творческие дела школы.
Системность деятельности учащихся через внеурочные занятия формирует у
них понимание необходимости разумного отношения к действительности,
мотивирует на участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Таким образом, занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи
развития
функциональной
грамотности,
эмоционального,
творческого,
литературного,
интеллектуального
развития
учащегося,
проблемы
нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность — это и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.