Напоминание

Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности


Автор: Урывская Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: город Долинск Сахалинской области
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы по «Формирование функциональной

грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это

новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные

идеи». И.Г. Песталоцци.

Мы с вами, коллеги, понимаем, что самые прочные знания те, которые

добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое

главное, чему сегодня школа должна учить своих детей.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

стандарта

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО),

наряду

с

определением

«грамотность»,

возникло

понятие

«функциональная

грамотность».

«Функциональная

грамотность

способность

человека

вступать

в

отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и

функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как

способности личности читать, понимать, составлять простые короткие

тексты

и

осуществлять

простейшие

арифметические

действия,

функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков,

обеспечивающий

нормальное

функционирование

личности

в

системе

социальных отношений, который считается минимально необходимым для

осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной

среде».

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность

понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение

ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать,

осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками

в

учебном

процессе,

действовать

в

ситуации

неопределенности.

Цель современного образования в начальной школе – формирование

функциональной

грамотности.

Именно

в

начальных

классах

должны

сформироваться

познавательная

мотивация

и

интересы

учащихся,

способность и стремление к взаимодействию учащегося с учителем и

одноклассниками, основы поведения, соответствующего нормам морали, и

поведения, которое определяет, как взаимодействует личность с социумом.

Главной задачей педагога является помощь в становлении личности ребенка,

создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования

функциональной грамотности. Правильно организованный учебный процесс,

приносящий удовлетворение и обучающимся, и учителю, обеспечивает

успешную работу в этом направлении.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся

не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1) добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных

компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

· читательскую грамотность;

· математическую грамотность;

· естественнонаучную грамотность;

· финансовую грамотность;

· сформированность навыков решения проблем, креативного мышления.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где

идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму

и чтению, говорению и слушанию.

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего

уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного,

проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно –

перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит

детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в

любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы

рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время

спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы,

извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть

вовремя – это уже неявная для читателя информация.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она

формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во

внеурочной деятельности

Выдержка

из

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМАОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ

ОБНОВЛЕННЫХФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГОИ

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

от

5

июля

2022

г.

ТВ-1290/03

С целью реализации принципа формирования единого образовательного

пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности

целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов

с

преобладанием

того

или

иного

вида

деятельности:

-

учебно-познавательной

деятельности,

когда

наибольшее

внимание

уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию

функциональной

грамотности;

- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по

обеспечению

их

благополучия

в

пространстве

школы;

- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных

мероприятий,

оздоровительных

мероприятий

и

т.п.

Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего

образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает

следующий подход к эффективному использованию часов, отведенных на

внеурочную

деятельность:

- 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности

рекомендуется

отводить

на

занятие

«Разговор

о

важном».

- 1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию

функциональной грамотности школьников: читательской, математической,

естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их

предпринимательского

мышления.

Для

этого

в

школе

могут

быть

организованы специальные интегрированные курсы, метапредметные кружки

или

факультативы.

Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у

школьников способности применять приобретённые на обычных уроках

знания,

умения

и

навыки

для

решения

жизненных

задач,

умений

синтезировать

их

для

решения

конкретной

учебной

проблемы.

Эти

внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических

принципов

связь

образования

с

жизнью.

Для реализации предложения Института стратегии развития образования

РАО о введении функциональной грамотности в ОО за счет одного часа

внеурочной деятельности, издательство «Планета» разработало и выпустило

мини

УМК:

СЛАЙД

Для проведения занятий по функциональной грамотности учителями

начальных классов разработана рабочая программа внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического

пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс»,

«Функциональная

грамотность.

Тренажёр

для

школьников.

2

класс»,

«Функциональная

грамотность.

Тренажёр

для

школьников.

3

класс»,

«Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс», авторы

– составители: М.В. Буряк, С.А. Шейкина, издательство «Планета» 2023 год.

Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным

темам.

Программа разбита на четыре блока:

«Читательская грамотность»

«Математическая грамотность»

«Финансовая грамотность»

«Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие

способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на

них, использования их содержания для достижения собственных целей.

Развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание

и рефлексия на текст.

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность»

дети учатся:

определять место, где содержится искомая информация.

Понимать фактологическую информацию.

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в

разных фрагментах текста.

Этот раздел учит быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является

формирование у обучающихся способности определять и понимать роль

математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять свои потребности.

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая

грамотность»

преобразованию знаковой информации в числовую,

преобразованию текстовой информации в знаковую.

В этом разделе дети помогают героям сказок или произведения решать

непростые задачи,

применять математические законы и правила в жизни.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие

экономического

образа

мышления,

формирование

опыта

применения

полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области

экономики семьи.

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая

грамотность» дети знакомятся с понятиями:

Использование

«нестандартных»

заданий

для

обыденных,

жизненных

ситуаций, поможет в мотивации детей к обучению азам финансовой

грамотности. Вместе со сказочными персонажами дети узнают , что такое

деньги,

банковская

карта,

научатся

правильно

совершать

покупки,

планировать расходы и доходы.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»

является формирование у обучающихся способности использовать

знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут

быть исследованы и решены с помощью научных методов, для

получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти

выводы необходимы для понимания окружающего мира.

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная

грамотность»:

Вместе со сказочными героями дети окунутся в удивительный мир

наблюдений и экспериментов. Учащиеся будут проводить необычные

опыты , познакомятся с чудесными свойствами воздуха, воды

соли.

Выполняя задания этой рабочей тетради, ученики делают первые шаги ,

чтобы стать по-настоящему грамотным человеком.

1 КЛАСС

Весь материал курса построен на сказках. Главные действующие лица

любого занятия – сказочные герои, хорошо знакомые детям еще с детского

сада. Эти герои живут обычной жизнью, и попадают в различные жизненные

ситуации, которые знакомы детям. Это безусловно является отличным

мотивирующим фактором, не напрягает детей и они с удовольствием

выполняют

задания,

стараясь

помочь

свои

любимым

героям.

2 КЛАСС

Курс

состоит

из

мини-тем,

в

которых

одни

и

те

же

действующие

лица.

Например,

в

занятиях

1-4

главный

персонаж

Белочка.

Сначала

читательская

грамотность

М.Пришвин.

Беличья

память.

Затем,

математическая

грамотность

Про

беличьи

запасы,

потом

финансовая

грамотность

Беличьи

деньги,

и

наконец,

естественно-научная

Про

белочку

и

погоду.

Таким образом, выстроен весь курс. Восемь мини-тем.

3

класс

В

третьем

классе

материал

разбит

на

два

блока.

Первый

блок

ЧГ

и

ЕНГ.

Второй

блок

ФГ

и

МГ.

ЧГ

и

ЕНГ

между

собой

связаны

основной

мыслью

содержание

занятия

по

ЕНГ

«привязано»

к

предыдущему

научно-популярному

тексту

в

ЧГ.

Аналогично

связаны

между

собой

финансовая

и

математическая

грамотность.

Основные

понятия

по

финансовой

грамотности,

еще

раз

выполняются

и

закрепляются

при

выполнении

заданий

из

раздела

математическая грамотность.

4

класс

Курс

четвёртого

класса

максимально

приближен

к

структуре

ВПР.

Обязательно

дается

научно-популярный

текст

и

задания

к

нему.

Разница

в

том,

что

по

сравнению

с

ВПР

каждое

последующее

задание

опирается

на

предыдущее

и

представляет

собой

практическую,

жизненную

ситуацию.

Обратите

внимание,

на

первом

месте

в

любом

классе

стоит

Читательская

грамотность.

Это

объясняется

тем,

что

в

начальной

школе

сначала

мы

обязаны

сформировать

у

детей

навыки

работы

с

текстом.

Без

этих

навыков

мы

никуда

дальше не продвинемся.

В работе с детьми применяю различные формы и методы, которые

способствуют развитию функциональной грамотности:

Групповая форма работы

Игровая форма работы

Творческие задания

Тестовые задания

Практическая работа

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Во время проведения занятий в 1-4 классах использую различные

формы:

ситуационная игра,

образно-ролевые игры,

исследовательская деятельность,

практикум,

мастер-класс,

дискуссия, обсуждение.

Показателем эффективности занятий внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность» являются следующие показатели:

степень

помощи,

которую

оказывает

учитель

учащимся

при

выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса

эрудитов.

косвенным показателем эффективности занятий является повышение

качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,

литературному чтению.

Во внеурочной деятельности по Функциональной грамотности использую

следующие образовательные педагогические технологии:

· проблемное обучение;

· проектное обучение;

· игровые технологии;

· групповые технологии;

· здоровьесберегающие технологии;

· информационно-коммуникативные технологии;

· проектно-исследовательская деятельность.

Внеурочная

деятельность

предоставляет

возможность

для

большей

вариативности (по сравнению с уроками) организационных форм занятий.

Эти формы можно классифицировать в зависимости от их цели.

Например,

углубление

и

расширение

знаний,

совершенствование

умений, полученных на уроках при изучении учебного предмета,

определяют такие формы организации, как экскурсии, кружки, секции,

“круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества,

олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Участие в олимпиадах

Установление уровня осознанности знаний, динамики их формирования,

констатация трудностей применения в необычных учебных ситуациях

происходит в процессе форм организации, основанных на соревновательных

элементах:

дискуссии,

конкурсы,

лингвистические,

литературные,

математические и другие «бои», викторины и так далее.

Отсутствие жёсткого регламента в выборе форм проведения обучения

создаёт более благоприятные условия для мотивации деятельности, как

учащихся, так и самого учителя. К специфике внеурочной деятельности

относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и

способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее

дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач.

Внеурочные занятия создают возможность в течение длительного времени, а

значит, более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же

тему, что положительно влияет на успешность результатов.

Особое

место

занимают

интерактивные

технологии,

которые

можно

применять во внеурочной деятельности, используя активные методы

обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм,

использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих

методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя,

каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.

На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные виды

деятельности

помогают

учащимся

обобщить

знания

по

финансовой

грамотности. Ребята учатся зарабатывать деньги интеллектуальным трудом.

Три команды совершили путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды

свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций.

На станциях учащиеся получали различные задания и выполняли. За

правильное выполнение этих заданий каждая из команд получала деньги,

настоящие монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции

команды

встретились,

подсчитали

количество

заработанных

денег

и

потратили их, правильно используя свой доход.

Критерии функционально грамотной личности.

Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок? Это:

- Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

- Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

- Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности —

в школьном классе.

- Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со

стороны, оценить свою работу.

Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду

умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути,

это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют

непрерывно. Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых

для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

· наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих

заданий;

· реализация творческих заданий, как важнейший компонент не только

урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

· объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и

внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над

проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической

деятельности;

· творческaя работa должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с

другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий

в интересных игровых и событийных ситуациях;

· стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для

развития

творческих

способностей

ребенка,

включать

родителей

в

творческие дела школы.

Системность деятельности учащихся через внеурочные занятия формирует у

них понимание необходимости разумного отношения к действительности,

мотивирует на участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

Таким образом, занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи

развития

функциональной

грамотности,

эмоционального,

творческого,

литературного,

интеллектуального

развития

учащегося,

проблемы

нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность — это и труд,

и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.



В раздел образования