Автор: Павлова Наталья Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70 "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: г.Якутск,с.Хатассы
Наименование материала: статья
Тема: работа воспитателя с детьми нарушениямпи речи
Раздел: дошкольное образование
Работа воспитателя ДОУ с детьми нарушениями речи
1) Проговаривание
слогов,
слов,
предложений
на закрепляемый звук;
2) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
3) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
4) Повторение лексико-грамматических упражнений;
5) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Особая значимость коррекционной работы воспитателя в том, что она
предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения
детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности
детей.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется
четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду,
правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в
работе учителя- логопеда и воспитателя
Главная
роль
в
коррекционной
работе
с
детьми
принадлежит
воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их
интересы, следовательно, может определить и включение необходимых
заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную
деятельность с детьми.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен
учесть следующие требования:
1) Вносить коррекционное занятие в план;
2) Наглядный материал к занятию готовить заранее;
3) План
коррекционного
занятия
должен
обязательно
содержать речевой материал, для расширения словаря;
4) В план обязательно включается перечень заданий для
самокоррекции и содержание физминутки;
5) Необходимо помнить, что отбор речевого материала для
коррекционного занятия делается с учетом тематики логопедических
занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической
стороны речи у детей.
Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий
дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений
звукопроизношения, по заданию учителя-логопеда.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа
учителя – логопеда по исправлению произношения звуков различны по
организации, приемам, по продолжительности.
Коррекционная работа может быть спланирована следующим образом:
1) Коррекционные занятия фронтального типа должны проводиться во второй
половине дня.
Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
1) Организация детей на занятие (психогимнастика, общая
моторика);
2) Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения;
3) Работа
по
расширению
словаря
и
формированию
грамматического строя речи, развитие связной речи;
4) Физминутка;
5) Самостоятельная работа детей по самокоррекции;
При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям
должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей
сходных недостатков, возможно объединение в полгруппы и одинаковые
задания для детей одной группы.
6) Выполнение заданий учителя – логопеда /проводится с
отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное
занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по
выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не
переходя на шепотную речь;
7) Итог занятия.
Тесная взаимосвязь в работе
учителя – логопеда и воспитателя
позволяет
добиваться
положительных
результатов
в
коррекции
речи
дошкольников.
Из всего выше сказанного, видно, что углубленная коррекционная
работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и
приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и
позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки
к школе.