Напоминание

Роль проектной деятельности в СПО при обучении профессии «Лаборант химического анализа».


Автор: Леушина Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ЮГУ, Институт Нефти и Технологий
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Роль проектной деятельности в СПО при обучении профессии «Лаборант химического анализа».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль проектной деятельности в СПО при обучении профессии «Лаборант

химического анализа».

Проектная деятельность представляет собой активный метод обучения,

направленный на самостоятельное получение знаний и навыков через

организацию целенаправленной практической деятельности учащихся. Этот

подход особенно эффективен в профессиональном образовании, таком как

подготовка лаборантов химического анализа в СПО нефтяной направленности,

поскольку

позволяет

соединить

теорию

и

практику,

способствует

формированию

профессиональных

компетенций

и

развивает

творческое

мышление студентов.

Значение проектной деятельности для студентов СПО играет большую роль в

образовании,

развивая

исследовательские

способности,

студенты

учатся

самостоятельно ставить цели, планировать работу, анализировать информацию

и получать новые знания. Формируются профессиональные качества, в процессе

реализации проекта учащиеся приобретают опыт работы с химическими

веществами, изучают современные методы анализа, осваивают правила техники

безопасности. В результате интеграции теории и практики проекты позволяют

связывать академические знания с реальной производственной деятельностью,

готовить специалистов, готовых решать конкретные производственные задачи.

Но самым важным аспектом проектной деятельности является повышение

мотивации, интерес к процессу познания, благодаря возможности выбора

тематики, проявлению инициативы и творчества.

Организация проектной деятельности предполагает прохождение ряда этапов:

1.

Постановка проблемы: определение актуальной темы, значимой для будущей

профессии.

2.

Планирование: разработка плана действий, постановка конкретных задач, выбор

методов исследования.

3.

Сбор

и

обработка

информации:

работа

с

литературой,

учебниками,

справочными материалами, специализированными сайтами.

4.

Проведение эксперимента: организация и осуществление экспериментальной

части проекта.

5.

Анализ

результатов:

интерпретация

полученных

данных,

сравнение

с

эталонными показателями.

6.

Оформление отчета: составление письменного отчёта о проделанной работе,

включая выводы и рекомендации.

7.

Представление проекта: публичная презентация проекта перед группой или

комиссией преподавателей.

Применение проектной деятельности в учебном процессе даёт положительные

результаты:

повышение интереса студентов к обучению,

улучшение успеваемости по

профильным дисциплинам, снижение числа случаев нарушений трудовой

дисциплины и несчастных случаев на практике,

готовность выпускников

трудоустраиваться на рабочие места в условиях современной лаборатории.

Примеры успешных проектов студентов 2-3 курса направления

«Технология аналитического контроля химических соединений»

1.

Исследование

качественных

показателей

сырой

нефти

разных

месторождений

Описание: анализ свойств добываемой нефти (плотность, вязкость, содержание

серы, парафина и асфальтенов). Выявление особенностей каждой партии сырья

и обоснование целесообразности дальнейшей переработки.

Цель: повышение информированности работников нефтеперерабатывающего

комплекса о характеристиках поступающего сырья и необходимость учета этих

характеристик при переработке.

Методы:

гравиметрия, потенциометрия, ИК-спектроскопия, фракционный

состав методом перегонки.

2.

Контроль качества топлива и масел

Описание:

исследования моторных топлив и смазочных материалов на

соответствие стандартам ГОСТ и ТУ. Проверка таких параметров, как октановое

число бензина, цетановое число дизельного топлива, индекс вязкости масла.

Цель:

обеспечение выпуска качественной продукции и предотвращение

дефектов продукции.

Методы:

спектральный анализ, колориметрия, тестирование детонационной

стойкости.

3.

Экологический мониторинг водоемов и почвы рядом с объектами

нефтехимии

Описание:

регулярный отбор проб воды и грунта вблизи нефтеочистных

сооружений

и

трубопроводов.

Оценка

степени

загрязнения

тяжелыми

металлами, нефтью и её производными.

Цель:

создание

картограммы

загрязнений,

выработка

предложений

по

минимизации негативного влияния на природу.

Методы:

спектрометрия,

экстрагирование

растворителями,

тонкослойная

хроматография.

4.

Подготовка и аттестация стандартных растворов реагентов

Описание: приготовление растворов заданной концентрации с последующим

контролем точности приготовления и стабильности раствора в течение

длительного периода времени.

Цель:

формирование навыков правильного составления рабочих растворов,

важных для повседневной работы лаборанта химического анализа.

Методы: титрование, гравиметрия, кондуктометрия.

Таким образом, внедрение проектной деятельности в учебный процесс СПО

существенно

повышает

эффективность

подготовки

специалистов,

востребованных

на

рынке

труда

в

сфере

химической

аналитики

и

технологического

мониторинга

нефтедобывающей

и

перерабатывающей

промышленности.



В раздел образования