Автор: Леушина Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ЮГУ, Институт Нефти и Технологий
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Роль проектной деятельности в СПО при обучении профессии «Лаборант химического анализа».
Раздел: среднее профессиональное
Роль проектной деятельности в СПО при обучении профессии «Лаборант
химического анализа».
Проектная деятельность представляет собой активный метод обучения,
направленный на самостоятельное получение знаний и навыков через
организацию целенаправленной практической деятельности учащихся. Этот
подход особенно эффективен в профессиональном образовании, таком как
подготовка лаборантов химического анализа в СПО нефтяной направленности,
поскольку
позволяет
соединить
теорию
и
практику,
способствует
формированию
профессиональных
компетенций
и
развивает
творческое
мышление студентов.
Значение проектной деятельности для студентов СПО играет большую роль в
образовании,
развивая
исследовательские
способности,
студенты
учатся
самостоятельно ставить цели, планировать работу, анализировать информацию
и получать новые знания. Формируются профессиональные качества, в процессе
реализации проекта учащиеся приобретают опыт работы с химическими
веществами, изучают современные методы анализа, осваивают правила техники
безопасности. В результате интеграции теории и практики проекты позволяют
связывать академические знания с реальной производственной деятельностью,
готовить специалистов, готовых решать конкретные производственные задачи.
Но самым важным аспектом проектной деятельности является повышение
мотивации, интерес к процессу познания, благодаря возможности выбора
тематики, проявлению инициативы и творчества.
Организация проектной деятельности предполагает прохождение ряда этапов:
1.
Постановка проблемы: определение актуальной темы, значимой для будущей
профессии.
2.
Планирование: разработка плана действий, постановка конкретных задач, выбор
методов исследования.
3.
Сбор
и
обработка
информации:
работа
с
литературой,
учебниками,
справочными материалами, специализированными сайтами.
4.
Проведение эксперимента: организация и осуществление экспериментальной
части проекта.
5.
Анализ
результатов:
интерпретация
полученных
данных,
сравнение
с
эталонными показателями.
6.
Оформление отчета: составление письменного отчёта о проделанной работе,
включая выводы и рекомендации.
7.
Представление проекта: публичная презентация проекта перед группой или
комиссией преподавателей.
Применение проектной деятельности в учебном процессе даёт положительные
результаты:
повышение интереса студентов к обучению,
улучшение успеваемости по
профильным дисциплинам, снижение числа случаев нарушений трудовой
дисциплины и несчастных случаев на практике,
готовность выпускников
трудоустраиваться на рабочие места в условиях современной лаборатории.
Примеры успешных проектов студентов 2-3 курса направления
«Технология аналитического контроля химических соединений»
1.
Исследование
качественных
показателей
сырой
нефти
разных
месторождений
Описание: анализ свойств добываемой нефти (плотность, вязкость, содержание
серы, парафина и асфальтенов). Выявление особенностей каждой партии сырья
и обоснование целесообразности дальнейшей переработки.
Цель: повышение информированности работников нефтеперерабатывающего
комплекса о характеристиках поступающего сырья и необходимость учета этих
характеристик при переработке.
Методы:
гравиметрия, потенциометрия, ИК-спектроскопия, фракционный
состав методом перегонки.
2.
Контроль качества топлива и масел
Описание:
исследования моторных топлив и смазочных материалов на
соответствие стандартам ГОСТ и ТУ. Проверка таких параметров, как октановое
число бензина, цетановое число дизельного топлива, индекс вязкости масла.
Цель:
обеспечение выпуска качественной продукции и предотвращение
дефектов продукции.
Методы:
спектральный анализ, колориметрия, тестирование детонационной
стойкости.
3.
Экологический мониторинг водоемов и почвы рядом с объектами
нефтехимии
Описание:
регулярный отбор проб воды и грунта вблизи нефтеочистных
сооружений
и
трубопроводов.
Оценка
степени
загрязнения
тяжелыми
металлами, нефтью и её производными.
Цель:
создание
картограммы
загрязнений,
выработка
предложений
по
минимизации негативного влияния на природу.
Методы:
спектрометрия,
экстрагирование
растворителями,
тонкослойная
хроматография.
4.
Подготовка и аттестация стандартных растворов реагентов
Описание: приготовление растворов заданной концентрации с последующим
контролем точности приготовления и стабильности раствора в течение
длительного периода времени.
Цель:
формирование навыков правильного составления рабочих растворов,
важных для повседневной работы лаборанта химического анализа.
Методы: титрование, гравиметрия, кондуктометрия.
Таким образом, внедрение проектной деятельности в учебный процесс СПО
существенно
повышает
эффективность
подготовки
специалистов,
востребованных
на
рынке
труда
в
сфере
химической
аналитики
и
технологического
мониторинга
нефтедобывающей
и
перерабатывающей
промышленности.