Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС


Автор: Сыромятникова Светлана Фёдоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Д/С "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Забайкальский край , п Агинское
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-

пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда

должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и

общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому

наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального

государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании

развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной

уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями

и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими

элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную

активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных

задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное

пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное

для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном

развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья,

психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом,

дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда

должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной

среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в

зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную

и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная

деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской

активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на

игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда

делится на пять образовательных областей:

1.

Социально – коммуникативная;

2.

Познавательная;

3.

Речевая;

4.

Художественно – эстетическая;

5.

Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр Книги;

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр

создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует

игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте

сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-

ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при

необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для

осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и

т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические

игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить

подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего,

конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование

по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к

художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно,

по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для

художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию

ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих

идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

1.

Развивают артикуляционную моторику;

2.

Развивают артикуляционную моторику;

3.

Расширяют словарный запас;

4.

Развивают монологическую и диалогическую речь;

5.

Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики

плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она

должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить

удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать

закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и

коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо

учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных

особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

1.

Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

2.

Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных

задач.

3.

Определить дополнительное оборудование.

4.

Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким

образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность

каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.



В раздел образования