Автор: Сыромятникова Светлана Фёдоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Д/С "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Забайкальский край , п Агинское
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-
пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда
должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и
общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому
наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального
государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании
развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной
уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями
и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими
элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную
активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных
задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное
пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное
для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном
развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья,
психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом,
дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в
зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную
и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской
активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на
игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда
делится на пять образовательных областей:
1.
Социально – коммуникативная;
2.
Познавательная;
3.
Речевая;
4.
Художественно – эстетическая;
5.
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр
создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует
игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте
сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-
ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при
необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для
осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и
т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические
игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить
подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего,
конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование
по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к
художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно,
по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию
ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих
идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
1.
Развивают артикуляционную моторику;
2.
Развивают артикуляционную моторику;
3.
Расширяют словарный запас;
4.
Развивают монологическую и диалогическую речь;
5.
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики
плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
1.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
2.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных
задач.
3.
Определить дополнительное оборудование.
4.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.