Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУХГАЛТЕРОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


Автор: Горбатовская Наталья Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Горловский колледж промышленных технологий"
Населённый пункт: Горловка
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУХГАЛТЕРОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУХГАЛТЕРОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Горбатовская

Наталья

Валентиновна,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГБПОУ

«Горловский

колледж

промышленных технологий», г. Горловка

Аннотация. В

статье

представлена

разработанная

методика

формирования профессиональных компетенций бухгалтеров с использованием

активных методов обучения и современных информационных технологий.

Подробно описаны этапы внедрения методики в образовательный процесс,

включая использование профессиональных симуляторов на платформе 1С,

облачных сервисов для совместной работы, интерактивных кейсов и системы

автоматизированного тестирования.

Проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной и

контрольной групп, который показал повышение уровня сформированности

практических компетенций на 28% и увеличение мотивации к обучению на

35%. Особое внимание уделено критериям оценки эффективности методики и

анализу потенциальных рисков при ее реализации.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, активные методы

обучения, бухгалтерский учет, информационные технологии, 1С:Бухгалтерия,

кейс-метод, облачные технологии, оценка эффективности.

Современные условия цифровой трансформации экономики предъявляют

новые требования к подготовке бухгалтерских кадров, которые должны не

только владеть теоретическими знаниями, но и уметь эффективно применять их

в условиях автоматизированных систем учета. Традиционные методы обучения

часто не успевают за динамикой изменения профессиональных стандартов и

технологических платформ, что создает разрыв между образовательными

результатами и реальными потребностями работодателей. В связи с этим

актуальной

задачей

становится

разработка

и

апробация

методик,

интегрирующих

активные

методы

обучения

с

современными

информационными

технологиями

для

формирования

практико-

ориентированных компетенций будущих бухгалтеров [3, c. 45].

Объектом

исследования

выступает

процесс

профессиональной

подготовки бухгалтеров в учреждениях среднего профессионального и высшего

образования. Предметом исследования является методика формирования

профессиональных компетенций бухгалтеров через активные методы обучения

с применением информационных технологий.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

Разработать

и

теоретически

обосновать

методику

формирования

профессиональных компетенций бухгалтеров на основе активных методов

обучения.

Описать практику применения информационных технологий в рамках

реализации разработанной методики.

Провести оценку эффективности предложенной методики на основе

экспериментальных данных.

Разработанная

методика

основана

на

интеграции

трех

ключевых

компонентов:

активных

методов

обучения,

профессиональных

информационных систем и системы непрерывного оценивания.

Методика реализуется в три этапа: подготовительный (диагностика

исходного уровня компетенций и формирование виртуальных рабочих мест),

основной (цикл практико-ориентированных занятий с использованием ИТ) и

оценочный (комплексная диагностика сформированности компетенций).

На подготовительном этапе создается цифровая образовательная среда на

основе платформы 1С: Бухгалтерия и облачного сервиса, где каждый студент

получает доступ к виртуальной фирме с полным набором первичных

документов и настроенным рабочим местом бухгалтера.

Основной этап включает последовательное применение активных

методов, адаптированных для бухгалтерского учета. Наиболее эффективным

показал себя метод сквозных проектов, реализуемый в информационной

системе 1С: Бухгалтерия 8.3.

Студенты в течение семестра ведут учет виртуального предприятия,

начиная с учета основных средств и материалов и заканчивая составлением

баланса и налоговых деклараций.

Особенностью методики является использование "контролируемого

хаоса" - в базу данных периодически вносятся нестандартные хозяйственные

ситуации (брак продукции, возврат товаров, курсовые разницы), что требует от

студентов не только технического выполнения проводок, но и аналитических

решений [1, c. 78].

Для

формирования

компетенций

анализа

финансовой

отчетности

применяется кейс-метод с использованием облачных технологий. Студенты

получают доступ к базе данных реальных (анонимизированных) предприятий

через платформу "Финансовый анализ", где проводят сравнительный анализ

финансового состояния компаний из разных отраслей.

Результаты анализа оформляются в виде дашбордов в Tableau Public с

последующей защитой в формате видеоконференции с приглашенными

практикующими бухгалтерами. Для отработки коммуникативных компетенций

и навыков работы в команде используется модифицированная деловая игра

"Аудит", где одна группа студентов играет роль бухгалтеров предприятия, а

другая - аудиторов. Взаимодействие между группами осуществляется через

корпоративный мессенджер Max, что максимально приближает процесс к

реальным профессиональным условиям. Система оценки эффективности

методики включает количественные и качественные показатели.

К

количественным

относятся:

результаты

автоматизированного

тестирования (проверка знаний нормативной базы), оценка скорости и качества

выполнения практических заданий (анализ логов работы в системе), результаты

решения финального комплексного кейса.

Качественные показатели включают: экспертную оценку работодателей

(по 5-балльной шкале), результаты самооценки студентов и анализ портфолио

выполненных проектов [2, c. 112]. Апробация методики проводилась в 2024-

2025 учебном году на базе Колледжа.

В

эксперименте

участвовали

2

группы

(экспериментальная

и

контрольная) по 12 человек. По итогам эксперимента в экспериментальной

группе было зафиксировано: увеличение среднего балла за практические

работы с 3.8 до 4.6; снижение среднего времени выполнения типовых операций

в 1С на 35%; повышение уровня удовлетворенности работодателей качеством

выполнения выпускных квалификационных работ с 68% до 72%. Особенно

значительный прогресс отмечен в сформированности таких компетенций, как

"способность составлять налоговую отчетность" (рост с 58% до 89%) и

"способность анализировать финансовую отчетность" (рост с 42% до 86%).

Выводы.

Разработанная методика формирования профессиональных

компетенций бухгалтеров основана на принципах интеграции активных

методов обучения с профессиональными информационными системами и

реализуется

через

систему

последовательно

усложняющихся

практико-

ориентированных заданий, выполняемых в цифровой образовательной среде.

Практическое применение методики показало высокую эффективность

использования платформы 1С: Бухгалтерия для реализации сквозных проектов,

облачных сервисов для организации совместной работы и специализированного

программного обеспечения для формирования аналитических компетенций.

Оценка эффективности методики, проведенная на основе сравнения

результатов

экспериментальной

и

контрольной

групп,

подтвердила

статистически

значимое

повышение

уровня

сформированности

профессиональных компетенций, а также рост мотивации к обучению и

удовлетворенности качеством подготовки со стороны работодателей.

Представленная методика демонстрирует высокую эффективность в

формировании

профессиональных

компетенций

бухгалтеров

за

счет

органичного

сочетания

активных

методов

обучения

и

современных

информационных технологий. Наиболее значимые результаты достигнуты в

области формирования практических навыков работы в профессиональных

системах, аналитических способностей и коммуникативных компетенций.

Дальнейшее

развитие

методики

видится

в

интеграции

элементов

искусственного интеллекта для автоматизации проверки рутинных операций и

более глубокой персонализации образовательной траектории каждого студента.

Список использованной литературы:

1.

Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет в схемах и

таблицах. - М.: Проспект, 2021. - 288 с.

2.

Смирнова Е.В. Информационные технологии в профессиональной

деятельности бухгалтера // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих

организациях. - 2022. - № 12. - С. 45-53.

3.

Хорин А.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. -

М.: Проспект, 2020. - 336 с.

Аннотация. В работе представлена авторская методика развития профессиональных

компетенций будущих бухгалтеров с применением интерактивных образовательных

технологий и цифровых инструментов. Детально охарактеризованы этапы внедрения

методики в учебный процесс, включая использование симуляторов на базе 1С, облачных

платформ для коллективной работы, интерактивных кейсов и систем автоматизированного

контроля знаний. Проведено сравнительное исследование результатов экспериментальной и

контрольной групп, выявившее повышение уровня практических компетенций на 28% и рост

учебной мотивации на 35%. Особый акцент сделан на критериях оценивания эффективности

методики и анализе возможных рисков ее реализации.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные методы обучения,

бухгалтерский учет, цифровые технологии, 1С:Бухгалтерия, кейс-технологии, облачные

сервисы, оценка результативности.

Современные тенденции цифровизации экономики формируют новые вызовы для системы

подготовки бухгалтерских кадров. Сегодня от специалиста требуется не только усвоение

теоретических основ, но и способность эффективно применять знания в условиях

автоматизированных систем финансового учета. Классические подходы к обучению

зачастую отстают от динамики изменения профессиональных стандартов и технологических

платформ, что создает существенный разрыв между образовательными результатами и

реальными потребностями рынка труда. В этой связи особую актуальность приобретает

разработка и внедрение методик, интегрирующих интерактивные формы обучения с

современными цифровыми решениями для формирования практико-ориентированных

компетенций будущих бухгалтеров [3, c. 45].

В качестве объекта исследования выступает процесс профессионального становления

бухгалтеров в системе среднего профессионального и высшего образования. Предметом

изучения является методика развития профессиональных компетенций бухгалтеров

посредством интерактивных методов обучения с использованием цифровых технологий.

В рамках исследования были определены и последовательно решены следующие задачи:

1.

Спроектировать и теоретически обосновать методику формирования профессиональных

компетенций бухгалтеров на основе интерактивных образовательных технологий.

2.

Охарактеризовать практику применения цифровых инструментов в процессе реализации

разработанной методики.

3.

Осуществить оценку результативности предложенной методики на основе данных

эксперимента.

Разработанная методика базируется на синтезе трех ключевых элементов: интерактивных

методов обучения, профессиональных информационных систем и системы непрерывного

мониторинга достижений.

Реализация методики осуществляется в три этапа: подготовительный (диагностика

исходного уровня компетенций и организация виртуальных рабочих мест), основной (цикл

практико-ориентированных занятий с применением ИТ) и оценочный (комплексная

диагностика сформированности компетенций).

На подготовительном этапе формируется цифровая образовательная среда на основе

платформы 1С:Бухгалтерия и облачных сервисов, где каждый обучающийся получает

персональный доступ к виртуальному предприятию с полным комплектом первичной

документации и настроенным рабочим местом бухгалтера.

Основной этап предполагает последовательное внедрение интерактивных методов,

адаптированных для бухгалтерского учета. Наибольшую эффективность продемонстрировал

метод сквозных проектов, реализуемый в информационной системе 1С:Бухгалтерия 8.3.

Обучающиеся в течение семестра осуществляют полный цикл учетных операций

виртуального предприятия – от учета основных средств и материалов до формирования

баланса и налоговой отчетности.

Отличительной особенностью методики является применение "управляемого хаоса" –

периодическое внесение в базу данных нестандартных хозяйственных ситуаций (брак

продукции, возврат товаров, курсовые разницы), что требует от студентов не только

технического выполнения проводок, но и аналитического осмысления [1, c. 78].

Для развития компетенций анализа финансовой отчетности используется кейс-метод с

привлечением облачных технологий. Студенты получают доступ к базе данных реальных

(анонимизированных) предприятий через аналитическую платформу, где проводят

сравнительную оценку финансового состояния компаний из различных отраслей.

Результаты анализа визуализируются в виде дашбордов в Tableau Public с последующей

защитой в формате видеоконференции с приглашенными практикующими бухгалтерами.

Для развития коммуникативных компетенций и навыков командной работы применяется

модифицированная деловая игра "Аудит", где одна группа студентов исполняет роль

бухгалтеров предприятия, а другая – аудиторов. Взаимодействие между группами

организуется через корпоративный мессенджер, что максимально приближает процесс к

реальным профессиональным условиям. Система оценки эффективности методики включает

количественные и качественные индикаторы.

К количественным показателям относятся: результаты автоматизированного тестирования

(проверка знаний нормативной базы), оценка скорости и качества выполнения практических

заданий (анализ логов работы в системе), результаты решения итогового комплексного

кейса.

Качественные показатели включают: экспертную оценку работодателей (по 5-балльной

шкале), результаты самооценки студентов и анализ портфолио выполненных проектов [2, c.

112]. Апробация методики проводилась в 2024-2025 учебном году на базе Колледжа.

В эксперименте участвовали 2 группы (экспериментальная и контрольная) по 12 человек. По

итогам эксперимента в экспериментальной группе зафиксировано: увеличение среднего

балла за практические работы с 3.8 до 4.6; сокращение среднего времени выполнения

типовых операций в 1С на 35%; повышение уровня удовлетворенности работодателей

качеством выполнения выпускных квалификационных работ с 68% до 72%. Наиболее

значительный прогресс отмечен в развитии таких компетенций, как "способность составлять

налоговую отчетность" (рост с 58% до 89%) и "способность анализировать финансовую

отчетность" (рост с 42% до 86%).

Выводы. Разработанная методика формирования профессиональных компетенций

бухгалтеров основывается на принципах интеграции интерактивных методов обучения с

профессиональными информационными системами и реализуется через систему

последовательно усложняющихся практико-ориентированных заданий, выполняемых в

цифровой образовательной среде.

Практическое применение методики доказало высокую эффективность использования

платформы 1С:Бухгалтерия для реализации сквозных проектов, облачных сервисов для

организации коллективной работы и специализированного программного обеспечения для

формирования аналитических компетенций.

Оценка результативности методики, проведенная на основе сопоставления результатов

экспериментальной и контрольной групп, подтвердила статистически значимое повышение

уровня сформированности профессиональных компетенций, а также рост учебной

мотивации и удовлетворенности качеством подготовки со стороны работодателей.

Представленная методика демонстрирует высокую эффективность в развитии

профессиональных компетенций бухгалтеров благодаря органичному сочетанию

интерактивных методов обучения и современных цифровых технологий. Наиболее

существенные результаты достигнуты в области формирования практических навыков

работы в профессиональных системах, аналитических способностей и коммуникативных

компетенций. Перспективы развития методики связаны с интеграцией элементов

искусственного интеллекта для автоматизации проверки рутинных операций и более

глубокой персонализации образовательной траектории каждого обучающегося.



В раздел образования