Автор: Бортеньева Ольга Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 37 "Чебурашка"
Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район, п. Большой Исток
Наименование материала: Доклад
Тема: "Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЧЕБУРАШКА»
Доклад на тему:
«Методы и приемы работы с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)»
Составил: учитель-логопед
Бортеньева Ольга Игоревна
Дети с ОВЗ –это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом,
самым
главным
приоритетом
в
работе
с
такими
детьми
является
индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей
здоровья каждого ребенка.
Говоря о детях с ОВЗ, мы предполагаем, что процесс их воспитания и
обучения будет носить коррекционную направленность.
Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление
определенных
особенностей
психического
или
познавательного,
не
соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью
использования специальных приёмов обучения и специальной организацией
процесса обучения.
Содержанием коррекционной работы является фактический материал,
который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно
ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в
общеобразовательный процесс.
Основной
задачей
дошкольного
обучения
в
условиях
инклюзивного
образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым
условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с
другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:
1.
Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть
включение его в воспитательный процесс.
Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно
— гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил
общения в детском коллективе.
1.
Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях
дошкольного учреждения.
Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный
материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.
Для повышения эффективности работы с ребенком с ОВЗ специалисты,
педагоги должны:
- побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять контроль
за речевой деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты
делаешь? Что потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше
собирается так идти в группу, необходимо спросить, что нужно сделать,
когда помыл руки? какой номер полотенца? если дальше следует прогулка,
спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала делаем? –
отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;
- устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его
словесным обозначением и практическим действием, то есть не только
научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно делать, какого
он цвета, какой он формы и т. д.;
- использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение
к
изученному
материалу.
Это
особенно
важно
для
детей
с
интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость, Синдром
Дауна);
- использовать упражнения, направленные на развитие познавательных
процессов: восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий
материал – например, счет: если дети в уме считают, то ребенок с ОВЗ по
картинкам считает предметы;
- предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена
деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре,
кровати, это могут быть привычные способы успокоения и отдыха,
свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с каким-
то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне).
-обучать
ребенка
с
ОВЗ
(в
процессе
формирования
представлений)
выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие
умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать
выводы и т.п., то есть развивать мыслительную деятельность.
- поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно
оказывать ему помощь.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1.
Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через
игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные,
поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали,
сколько стало и т.п.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является
игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для
обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся
для достижения образовательных целей.
1.
Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми –
игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести
ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают).
Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с
девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
2.
Методы
расслабления -
физминутки,
пальчиковые
игры,
методы
релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы
особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики,
гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
3.
Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности –
сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и
сам
включаться
в
деятельность
–
это
настольные
игры,
пазлы,
конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять
одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и
постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше
самостоятельности в выполнении различных действий.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и
ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения
характеризуются
предметным
содержанием,
организуемой
ими
познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения.
Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то
определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки –
картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен
плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы
ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с
одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой
моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения,
хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия,
для
развития
зрительного
восприятия,
внимания
и
памяти,
активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь
взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный
материал.
4. Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации,
где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения),
вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести
сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось
то, то…и использовать похвалу или поощрение;
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто
полежать
или
походить,
элементы
психогимнастики,
то
есть
смена
деятельности;
7. Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за
ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора,
спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно
выходить.
Но конечно, одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной
форме образования, его успешности является система сопровождения и
поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое
значение.
Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного
включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и
социальную среду образовательного учреждения.
Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду
общеобразовательного учреждения.
Спасибо за внимание!