Напоминание

"Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Бортеньева Ольга Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 37 "Чебурашка"
Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район, п. Большой Исток
Наименование материала: Доклад
Тема: "Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЧЕБУРАШКА»

Доклад на тему:

«Методы и приемы работы с детьми с

ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ)»

Составил: учитель-логопед

Бортеньева Ольга Игоревна

Дети с ОВЗ –это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом,

самым

главным

приоритетом

в

работе

с

такими

детьми

является

индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей

здоровья каждого ребенка.

Говоря о детях с ОВЗ, мы предполагаем, что процесс их воспитания и

обучения будет носить коррекционную направленность.

Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление

определенных

особенностей

психического

или

познавательного,

не

соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью

использования специальных приёмов обучения и специальной организацией

процесса обучения.

Содержанием коррекционной работы является фактический материал,

который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно

ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в

общеобразовательный процесс.

Основной

задачей

дошкольного

обучения

в

условиях

инклюзивного

образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым

условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с

другими взрослыми.

В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:

1.

Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть

включение его в воспитательный процесс.

Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно

— гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил

общения в детском коллективе.

1.

Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях

дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный

материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

Для повышения эффективности работы с ребенком с ОВЗ специалисты,

педагоги должны:

- побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять контроль

за речевой деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты

делаешь? Что потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше

собирается так идти в группу, необходимо спросить, что нужно сделать,

когда помыл руки? какой номер полотенца? если дальше следует прогулка,

спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала делаем? –

отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;

- устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его

словесным обозначением и практическим действием, то есть не только

научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно делать, какого

он цвета, какой он формы и т. д.;

- использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение

к

изученному

материалу.

Это

особенно

важно

для

детей

с

интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость, Синдром

Дауна);

- использовать упражнения, направленные на развитие познавательных

процессов: восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий

материал – например, счет: если дети в уме считают, то ребенок с ОВЗ по

картинкам считает предметы;

- предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена

деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре,

кровати, это могут быть привычные способы успокоения и отдыха,

свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с каким-

то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне).

-обучать

ребенка

с

ОВЗ

процессе

формирования

представлений)

выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие

умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать

выводы и т.п., то есть развивать мыслительную деятельность.

- поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно

оказывать ему помощь.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

1.

Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через

игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные,

поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали,

сколько стало и т.п.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является

игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для

обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся

для достижения образовательных целей.

1.

Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми

игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести

ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают).

Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с

девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;

2.

Методы

расслабления -

физминутки,

пальчиковые

игры,

методы

релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы

особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики,

гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.

3.

Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности –

сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и

сам

включаться

в

деятельность

это

настольные

игры,

пазлы,

конструирование.

В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять

одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и

постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше

самостоятельности в выполнении различных действий.

Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и

ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения

характеризуются

предметным

содержанием,

организуемой

ими

познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения.

Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать

следующие активные приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то

определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки –

картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен

плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы

ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с

одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.

2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой

моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения,

хороводы.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе

занятия,

для

развития

зрительного

восприятия,

внимания

и

памяти,

активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь

взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный

материал.

4. Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации,

где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения),

вопросы и т.п.

5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести

сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось

то, то…и использовать похвалу или поощрение;

6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто

полежать

или

походить,

элементы

психогимнастики,

то

есть

смена

деятельности;

7. Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за

ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора,

спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно

выходить.

Но конечно, одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной

форме образования, его успешности является система сопровождения и

поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое

значение.

Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного

включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и

социальную среду образовательного учреждения.

Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду

общеобразовательного учреждения.

Спасибо за внимание!



В раздел образования