Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии в спорте


Автор: Хмелев Андрей Анатольевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии в спорте
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор:

Хмелев

Андрей

Анатольевич

тренер-преподаватель

I

квалификационной категории ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»

В

наши

дни

происходят

масштабные

изменения

во

всех

сферах

человеческой жизни. Информационные технологии представляют собой смесь

из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией.

Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и

системы связи.

В последнее время

в Российской Федерации происходит

процесс

формирования

информационного

общества,

что

ставит

задачу

информатизации

системы

образования.

Для

свободной

ориентации

в

информационных потоках современный специалист любого профиля должен

уметь

получать,

обрабатывать

и

использовать

информацию

с

помощью

компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных

технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической

культуре и спорту. Использование ИКТ в тренировочном процессе - это

полезная и интересная форма работы и для спортсмена, и для тренера. Задача

тренера

состоит

в

том,

чтобы

создать

условия

практического

овладения

знаниями. Применяя этот принцип к тренировкам, можно отметить, что задача

тренера, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому

спортсмену

проявить

свою

активность,

активизировать

двигательную

и

познавательную деятельность.

Используя

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ),

тренировочный

процесс

проходит

более

интересным,

наглядным

и

динамичным.

Многие

объяснения

техники

выполнения

разучиваемых

элементов,

биографии

спортсменов,

освещение

теоретических

вопросов

различных

направлений

не

могут

быть

показаны

спортсменам

непосредственно.

Поэтому

необходимо

использовать

различные

виды

наглядности.

В

чем

же

еще

заключается

эффективность

применения

информационно-коммуникационных

технологий

на

тренировке?

Закладываются

основы

техники

двигательных

действий

(бросок

баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике, элементы прыжка и

т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения. Главное на этом

этапе

овладение

базовой

техникой

изучаемых

двигательных

действий.

Чтобы

создать

правильное

представление

обучающихся

о

технике

двигательных действий по

всем программам, тренер должен быть

очень

хорошо подготовлен профессионально. Наиболее популярными областями

применения информационных технологий в обучении является получение

новых

знаний,

контроль

знаний

и

самообразование.

На

теоретических

занятиях используются электронные презентации. Урок с использованием

электронных

презентаций

и

компьютерных

тестов

требует

соблюдения

определённых дидактических принципов и научно-методических положений,

которые

наполняются

новым

содержанием

при

использовании

информационных технологий. Электронная презентация может содержать

большой теоретический материал.

ИКТ используются

для

повышения

мотивации

спортсменов

и

расширения их теоретических знаний. ИКТ применяются для анализа игр и

движений

спортсменов,

контроля

их

физического

состояния

с

помощью

носимых устройств, предоставления наглядного представления результатов

тренировок и создания благоприятного психологического климата, а также

для развития у учащихся познавательных, творческих и коммуникативных

навыков.

Информационные

технологии

позволяют

существенно

повысить

эффективность

тренировочного

процесса,

стимулируют

личную

заинтересованность,

повышают

интерес

к

собственному

здоровью,

способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные

модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя

сбрасывать

со

счетов,

что

современному

ребенку

намного

интереснее

воспринимать

информацию

именно

в

такой

форме,

нежели

при

помощи

устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на тренировке

информация

представляется

не

статичной

не

озвученной

картинкой,

а

динамичными видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность

усвоения материала.

Несколько лет назад спортивные ошибки мог подтвердить только судья

или тренер, однако, сейчас каждое движение может быть разложено на части,

любой

человек

может

проанализировать

реальное

действие

с

помощью

современных

цифровых

технологий.

Программы

для

оздоровительной

физической культуры можно разделить на диагностические, диагностико-

рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет

специалисту быстрее поставить диагноз, во втором - наряду с диагнозом

пользователю

предлагается

определенный

набор

рекомендаций,

соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности.

В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем

по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а

по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации.

Выводы.

Исходя из анализа использования ИКТ в спорте, можно сделать выводы

о целесообразности ИКТ на следующих этапах работы:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний;

2) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

3) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих

способностей спортсменов.

В

процессе

систематического

практического

применения

ИКТ

позволяют вносить дополнения, коррекцию в методику проведения занятий и

внеурочных

мероприятий.

Постоянная

работа

по

подготовке

занятий

с

использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и

профессионального развития самих тренеров.



В раздел образования