Напоминание

Проблемы развития литературного творчества школьников


Автор: Королевская Екатерина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7
Населённый пункт: с. Старомарьевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Проблемы развития литературного творчества школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемы развития литературного творчества школьников

(выступление на методическом объединении)

Подготовила: Королевская Е.А., учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Ставропольского края

В развитии литературного творчества школьников особую роль

призван играть урок литературы, урок приобщения к результатам творческой

деятельности художников слова. «В этом случае творчество писателя

становится достоянием души учеников, их внутреннего мира. Здесь

рождается

эмоциональный

отклик,

подталкивающий

к

собственной

творческой деятельности. Активно в таких ситуациях и воображение,

которое тоже начинается с умения видеть мир своими глазами» (Выготский

Л.С.). Изучение творчества писателя посредством собственного творчества -

вот

девиз,

который

должен

стать

основным

в

совместной

работе

современного учителя и ученика на уроке литературы. В.И. Водовозов (1825-

1886 г.г.) выделил в методике преподавания литературы ряд приёмов,

направленных

на

развитие

воображения

школьников.

Он

доказал

эффективность, например, выразительного чтения, которое не только

производит на учеников живое впечатление, но и помогает увидеть,

мысленно представить себе изображаемое автором.

Видный

методист

В.В.

Голубков

(1880-1968

г.г.)

подчёркивает

значимость прежде всего письменных работ, цель которых - «развивать

логическое мышление, творческое воображение». Есть в его рекомендациях

место и для приёмов работы учителя, развивающих устную речь учащихся.

В.В. Голубков считает, что творчество детей не следует стеснять рамками,

требованиями сделать так, а не иначе; обращаться к анализу лучших

образцов литературного творчества, направлять ход мыслей учащихся

выбором тем и разъяснением к ней; разъяснять им и сам «механизм»

творческого процесса (выбор мыслей и образов, выбор слов, умение всё

логически построить); учитель должен и сам принимать участие в творческой

работе учеников; одна из активных форм работы - коллективное творчество

учеников.

Следовательно, педагог, лишенный творческих способностей, не может

воспитывать творческие способности у своих учеников. Готовясь к уроку,

учитель-словесник должен специально выделять задания для усвоения

учащимися стандартного компонента знаний и умений и на уроках

стремиться в первую очередь обеспечить выполнение именно этих заданий.

К

сожалению,

часто

на

уроках

приходится

наблюдать

прямо

противоположную картину, когда учитель затрачивает массу времени на

выполнение заданий, явно превышающих требования стандарта. При этом

дети не владеют знаниями и умениями, определёнными стандартом.

2. Индивидуальный подход и индивидуальные задания. При развитии

литературных способностей к ученику требуется индивидуальный подход,

что в значительной мере осложняет обучение. Одним из первых проблемой

индивидуального подхода к творческим способностям школьников серьёзно

заинтересовался Ф.И. Буслаев (1818-1887 г.г.), поставивший вопрос о

приспособлении учебного материала к особенностям развития учащихся. Он

предлагал учителю вопросами заставлять учеников «доискиваться и находить

то, чему хочет научить». Это стимулирует творческий поиск учащихся,

активизирует умение рассуждать, анализировать, доказывать.

Наиболее эффективными являются сюжетно-ролевые игры, образное

моделирование и решение неординарных задач. Однако нельзя забывать то,

что акт творения, прежде всего, основан на интуиции - знании, возникающем

без осознания путей и условий его получения. Именно поэтому применение

этих методов невозможно без организации анализа собственной творческой

деятельности, личной рефлексии.

Опыт педагогической практики показывает, что для формирования и

развития у учащихся литературного творчества большое значение имеют

специальные социально-педагогические условия в урочной и внеурочной

деятельности, представляющие собой наличие в классе, школе духа, культа

творчества

и

творческих

педагогов,

обеспечивающих

практическое

применение результатов творческой деятельности учащихся, ибо отсутствие

такового - одна из причин, если не главная, для бессмысленности всей

педагогической деятельности.

Работа по развитию литературного творчества школьников должна

быть

направлена

на

то,

чтобы

вызвать

у

школьников

интерес

к

произведению,

стимулировать

их

активность

и

творческую

самостоятельность. Так, например, предлагалось развитие литературных

интересов

учащихся

путём

использования

индивидуальных

заданий,

учитывающих способности каждого отдельного ученика, и сопоставление

литературного произведения с родственными ему произведениями смежных

искусств. Что происходит на самом деле? Характерным заданием на

сегодняшний день после летних каникул остаётся сочинение «Как я провёл

лето», в котором школьники 1-11 классов перечисляют путешествия к

бабушкам, дедушкам, на море, речку и т.д. Можно предложить темы на

выбор

(дать

свободу!)

и

сформулировать

их

конкретнее,

чтобы

многообразные формы воспитания личности школьника при наблюдении над

природой,

знакомстве

с

музыкой

и

живописью

чудесным

образом

проявились в создании своего творения на основе творческого восприятия

литературного

произведения

и

изучения

текстов

художественной

литературы.

Так, например, М.А. Рыбникова (1825-1942 г.г.) уделяла внимание

творческим

сочинениям,

исподволь

углубляя

с

помощью

их

наблюдательности, «умение видеть» самостоятельность воспитанников. Она

считала высшим проявлением активности творческую самостоятельность

учащихся, стимулируемую изучением литературы, интенсивность детского

творчества».

Урок изучения творчества поэта можно превратить чудесным образом

в урок поэзии, урок-концерт, урок-конкурс; можно пригласить поэта-

современника,

исполнителя

песен,

предложить

школьникам

и

самим

попробовать написать стихотворение, небольшое, пусть несовершенное с

точки зрения поэзии. При подготовке к таким урокам обязательно проявятся

у нескольких ребят в классе способности к сочинительству, обнаружатся

способности к музыкальному и художественному творчеству.

Здесь надо заметить, что формирование литературных способностей не

является самоцелью в том смысле, что мы не ставим перед собой задачу

добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном

творчестве, и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача педагога -

формирование некоторых компонентов литературных способностей в той

мере,

которая

обеспечила

бы

в

дальнейшем

наиболее

полноценное

восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу

и разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной устной и

письменной речи школьников.

Список литературы:

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж:

МПСИ, 1997. - С. 54.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:

Просвещение, 1991. - С. 36.

3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 7.

4. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и

образования современной молодёжи // Вопросы философии. - 1971. - .№7. -

С. 17-24.

5. Капица П.Л. Эксперимент - теория - практика. - М.: Наука, 1981. - С.

244-257.

6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на

уроках литературы. - М., 1988. - С. 34.

7. Курдюмова Т. Ф., Учебник и программа по литературе 5-11 классы. -

М.: Дрофа, 2000.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Л.И. Скворцова. - М.,

2006.

9. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. - М.: АПН

РСФСР, 1960. - С. 352.

10. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.,

1985. - С. 38.

11. Соловьёв И.М. Литературное творчество и язык детей школьного

возраста. - М., 1927. - С. 37.

12. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей. - Пед. соч. - М., 1953.

- С. 339.



В раздел образования