Автор: Королевская Екатерина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7
Населённый пункт: с. Старомарьевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Проблемы развития литературного творчества школьников
Раздел: среднее образование
Проблемы развития литературного творчества школьников
(выступление на методическом объединении)
Подготовила: Королевская Е.А., учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Ставропольского края
В развитии литературного творчества школьников особую роль
призван играть урок литературы, урок приобщения к результатам творческой
деятельности художников слова. «В этом случае творчество писателя
становится достоянием души учеников, их внутреннего мира. Здесь
рождается
эмоциональный
отклик,
подталкивающий
к
собственной
творческой деятельности. Активно в таких ситуациях и воображение,
которое тоже начинается с умения видеть мир своими глазами» (Выготский
Л.С.). Изучение творчества писателя посредством собственного творчества -
вот
девиз,
который
должен
стать
основным
в
совместной
работе
современного учителя и ученика на уроке литературы. В.И. Водовозов (1825-
1886 г.г.) выделил в методике преподавания литературы ряд приёмов,
направленных
на
развитие
воображения
школьников.
Он
доказал
эффективность, например, выразительного чтения, которое не только
производит на учеников живое впечатление, но и помогает увидеть,
мысленно представить себе изображаемое автором.
Видный
методист
В.В.
Голубков
(1880-1968
г.г.)
подчёркивает
значимость прежде всего письменных работ, цель которых - «развивать
логическое мышление, творческое воображение». Есть в его рекомендациях
место и для приёмов работы учителя, развивающих устную речь учащихся.
В.В. Голубков считает, что творчество детей не следует стеснять рамками,
требованиями сделать так, а не иначе; обращаться к анализу лучших
образцов литературного творчества, направлять ход мыслей учащихся
выбором тем и разъяснением к ней; разъяснять им и сам «механизм»
творческого процесса (выбор мыслей и образов, выбор слов, умение всё
логически построить); учитель должен и сам принимать участие в творческой
работе учеников; одна из активных форм работы - коллективное творчество
учеников.
Следовательно, педагог, лишенный творческих способностей, не может
воспитывать творческие способности у своих учеников. Готовясь к уроку,
учитель-словесник должен специально выделять задания для усвоения
учащимися стандартного компонента знаний и умений и на уроках
стремиться в первую очередь обеспечить выполнение именно этих заданий.
К
сожалению,
часто
на
уроках
приходится
наблюдать
прямо
противоположную картину, когда учитель затрачивает массу времени на
выполнение заданий, явно превышающих требования стандарта. При этом
дети не владеют знаниями и умениями, определёнными стандартом.
2. Индивидуальный подход и индивидуальные задания. При развитии
литературных способностей к ученику требуется индивидуальный подход,
что в значительной мере осложняет обучение. Одним из первых проблемой
индивидуального подхода к творческим способностям школьников серьёзно
заинтересовался Ф.И. Буслаев (1818-1887 г.г.), поставивший вопрос о
приспособлении учебного материала к особенностям развития учащихся. Он
предлагал учителю вопросами заставлять учеников «доискиваться и находить
то, чему хочет научить». Это стимулирует творческий поиск учащихся,
активизирует умение рассуждать, анализировать, доказывать.
Наиболее эффективными являются сюжетно-ролевые игры, образное
моделирование и решение неординарных задач. Однако нельзя забывать то,
что акт творения, прежде всего, основан на интуиции - знании, возникающем
без осознания путей и условий его получения. Именно поэтому применение
этих методов невозможно без организации анализа собственной творческой
деятельности, личной рефлексии.
Опыт педагогической практики показывает, что для формирования и
развития у учащихся литературного творчества большое значение имеют
специальные социально-педагогические условия в урочной и внеурочной
деятельности, представляющие собой наличие в классе, школе духа, культа
творчества
и
творческих
педагогов,
обеспечивающих
практическое
применение результатов творческой деятельности учащихся, ибо отсутствие
такового - одна из причин, если не главная, для бессмысленности всей
педагогической деятельности.
Работа по развитию литературного творчества школьников должна
быть
направлена
на
то,
чтобы
вызвать
у
школьников
интерес
к
произведению,
стимулировать
их
активность
и
творческую
самостоятельность. Так, например, предлагалось развитие литературных
интересов
учащихся
путём
использования
индивидуальных
заданий,
учитывающих способности каждого отдельного ученика, и сопоставление
литературного произведения с родственными ему произведениями смежных
искусств. Что происходит на самом деле? Характерным заданием на
сегодняшний день после летних каникул остаётся сочинение «Как я провёл
лето», в котором школьники 1-11 классов перечисляют путешествия к
бабушкам, дедушкам, на море, речку и т.д. Можно предложить темы на
выбор
(дать
свободу!)
и
сформулировать
их
конкретнее,
чтобы
многообразные формы воспитания личности школьника при наблюдении над
природой,
знакомстве
с
музыкой
и
живописью
чудесным
образом
проявились в создании своего творения на основе творческого восприятия
литературного
произведения
и
изучения
текстов
художественной
литературы.
Так, например, М.А. Рыбникова (1825-1942 г.г.) уделяла внимание
творческим
сочинениям,
исподволь
углубляя
с
помощью
их
наблюдательности, «умение видеть» самостоятельность воспитанников. Она
считала высшим проявлением активности творческую самостоятельность
учащихся, стимулируемую изучением литературы, интенсивность детского
творчества».
Урок изучения творчества поэта можно превратить чудесным образом
в урок поэзии, урок-концерт, урок-конкурс; можно пригласить поэта-
современника,
исполнителя
песен,
предложить
школьникам
и
самим
попробовать написать стихотворение, небольшое, пусть несовершенное с
точки зрения поэзии. При подготовке к таким урокам обязательно проявятся
у нескольких ребят в классе способности к сочинительству, обнаружатся
способности к музыкальному и художественному творчеству.
Здесь надо заметить, что формирование литературных способностей не
является самоцелью в том смысле, что мы не ставим перед собой задачу
добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном
творчестве, и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача педагога -
формирование некоторых компонентов литературных способностей в той
мере,
которая
обеспечила
бы
в
дальнейшем
наиболее
полноценное
восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу
и разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной устной и
письменной речи школьников.
Список литературы:
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж:
МПСИ, 1997. - С. 54.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991. - С. 36.
3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 7.
4. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и
образования современной молодёжи // Вопросы философии. - 1971. - .№7. -
С. 17-24.
5. Капица П.Л. Эксперимент - теория - практика. - М.: Наука, 1981. - С.
244-257.
6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на
уроках литературы. - М., 1988. - С. 34.
7. Курдюмова Т. Ф., Учебник и программа по литературе 5-11 классы. -
М.: Дрофа, 2000.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Л.И. Скворцова. - М.,
2006.
9. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. - М.: АПН
РСФСР, 1960. - С. 352.
10. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.,
1985. - С. 38.
11. Соловьёв И.М. Литературное творчество и язык детей школьного
возраста. - М., 1927. - С. 37.
12. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей. - Пед. соч. - М., 1953.
- С. 339.