Автор: Сыроватский Юрий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Львовская СОШ"
Населённый пункт: село Львовка Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС"
Раздел: среднее образование
Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в
условиях реализации требований ФГОС
Целью физкультурно-оздоровительной работы нашей сельской
школы является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, -
главная цель развития отечественной системы школьного
образования в условиях реализации ФГОС.
Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших
условий реализации физкультурно-оздоровительной работы,
создающее современную предметно-образовательную среду
обучения с учетом целей, устанавливаемых ФГОС второго
поколения, которая приведена в соответствие с задачами по
обеспечению реализации ФГОС.
МБОУ «Львовская СОШ Новооскольского района
Белгородской области» наравне с решением педагогических задач
сопоставляет учебную нагрузку с индивидуальными особенностями
учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния
здоровья школьников достигаем, внедряя следующие технологии в
работу школы:
- здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение
двигательной активности, витаминизация, организация здорового
питания);
- оздоровительные (физическая подготовка, закаливание,
гимнастика);
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем
в предметы общеобразовательного цикла);
- воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные
мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
В школе создана здоровьесберегающая среда:
- санитарно-гигиенический режим соответствует СанПиНам;
- соблюдается оптимальная нагрузка обучающихся;
- 92 % обучающиеся школы обеспечены горячим питанием.
В основу организации физкультурно-оздоровительной работы
нашей школы положены следующие принципы:
1) соответствие методов, средств физической культуры анатомо-
физиологическим особенностям организма школьников, их
функциональным возможностям и особенностям состояния
здоровья;
2) постепенное увеличение объема и интенсивности физических
нагрузок;
3) регулярность тренировочных занятий;
4) комплексность воздействия разнообразных средств, форм и
методов физической культуры и спорта.
Урок физической культуры - основная форма и главное звено
физического воспитания в школе. Образовательная программа по
предмету «Физическая культура» ставит следующие задачи:
1) научить основным видам двигательных действий и развить
необходимые для этого двигательные качества;
2) формировать положительную мотивацию к занятиям физической
культурой;
3) содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Введение третьего часа физической культуры в школьное
расписание способствует укреплению состояния здоровья
обучающихся, повышает их работоспособность. Домашние задания
по физической культуре являются обязательными, как и по другим
предметам, они имеют физкультурно-оздоровительную и
творческую направленность. Самостоятельные занятия по заданию
учителя способствуют внедрению физической культуры в быт
учащихся и имеют большое воспитательное значение. Для
организации обучающихся на уроках применяются различные
способы организации занятий: фронтальный, групповой
посменный, станционно-круговой, поточно-круговой,
индивидуальный.
Фронтальный способ позволяет проводить учебные занятия со
всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный
состав занимающихся и применяется при проведении строевых,
порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительной и
заключительной частях, а иногда и в основной части занятий, решая
при этом ряд задач, связанных с развитием силы, координации,
ловкости.
Серьезное предпочтение отводится методу круговой
тренировки, особенно в ходе занятий с тренировочной
направленностью. На таких уроках в условиях жесткого лимита
учебного времени данный метод позволяет индивидуализировать
нагрузку каждого обучающего на основе достигнутого им уровня
физического развития, приучает к самостоятельному творческому
участию в освоении учебной программы при развитии физических
качеств. При этом активно используется весь арсенал стандартного
и нестандартного оборудования, установленного как в спортивном
зале, так и на спортивной площадке.
Гимнастика до учебных занятий организована в рамках
проекта «Здоровье» (формирование здорового образа жизни).
Согласно мониторингу, проведенному с родителями, учащимися,
учителями, в школе введён спортивно - двигательный режим,
включающий в себя ежедневную гимнастику до учебных занятий,
при проведении которой каждый ученик может
продемонстрировать свой творческий подход к подбору комплекса
упражнений и музыкальному сопровождению. В рамках программы
развития каждый ученик может проявить свои лидерские качества,
умение держаться в группе, перед группой. Гимнастика проводится
перед уроками в течение 5-7 минут в сопровождении музыки в
хорошо проветренном спортивном зале, а при хороших погодных
условиях – на свежем воздухе. Комплекс упражнений, как правило,
содержит 10-12 упражнений преимущественно динамического
характера с включением основных мышечных групп.
Основная цель гимнастики - мобилизация систем организма после
ночного сна, улучшение настроения учащихся, создание
положительной созидательной установки на учебную деятельность,
повышение общего тонуса организма.
Физкультурные паузы на уроках проводятся с целью
предупреждения учебного утомления. Систематическое проведение
физкультурных пауз вырабатывает двигательный стереотип,
способствующий более эффективной профилактике учебного и
статического утомления и более эффективному повышению
умственной работоспособности.
Динамические уроки - новая форма организации
общеобразовательного урока, отличающаяся от традиционной
внедрением технологий интеграции учебного процесса и активной
динамической нагрузки. Такие занятия предусматривают
органичное сочетание процессов учебной деятельности и
процессов физической активности.
Динамические уроки проходят на высоком психо-эмоциональном
уровне. Детям нравится «учиться в движении». Они становятся
более открытыми, более коммуникабельными. У них улучшается
настроение, повышается интерес к учебе.
В процессе проведения динамических уроков в движение
вовлекаются дети всего класса.
Подвижные перемены проходят с музыкальным
сопровождением, на которых проводятся игры, конкурсы. Мы
стараемся предоставлять больше возможности для самостоятельной
активности учащихся в школе. Цель подвижных игр - снять чувство
усталости, способствовать «разрядке» напряжения после урока,
повысить работоспособность к последующим урокам. В целях
профилактики травматизма игры проводят дежурные классы, т.е.
обучающиеся, отличающиеся по возрасту, физическому развитию и
степени подготовленности, при этом они проявляют свои
организаторские способности.
Физкультурно-оздоровительная работа, праздники,
соревнования, дни здоровья проводятся согласно программе
«Здоровое олимпийское поколение», ежемесячно в школе поводятся
разнообразные, интересные спортивные мероприятия:
- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!»;
- ежегодные Малые спортивные предновогодние олимпиады;
- школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету
«Физическая культура»;
- ежегодное участие обучающихся в районной Спартакиаде
школьников;
- внеклассная спортивно-массовая работа в школе, которая
включает в себя организацию занятий в спортивных секциях по
волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам,
айкидо;
- сдача норм ГТО.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в нашей
сельской школе в условиях реализации ФГОС способствует:
1) широкому использованию различных форм, средств и методов
физической культуры и спорта;
2) укреплению материально-технической, физкультурно-
оздоровительной базы, повышению квалификации учителей
физической культуры;
3) интеграции активной динамической нагрузки в учебный процесс
на уроках русского языка, математики и др.;
4) формированию устойчивой мотивации к занятиям физической
культурой и спортом, в том числе к самостоятельным формам
занятий во внеурочное время;
5) внедрению дифференцированных двигательных режимов с
высоким профилактическим, оздоровительным и развивающим
эффектом для детей групп риска по психомоторному, физическому
и функциональному развитию;
6) постоянному медицинскому контролю над физическим
воспитанием учащихся с целью повышения уровня
оздоровительной эффективности за счет индивидуализации
физических нагрузок в соответствии с уровнем функциональных
возможностей.
Особое внимание в школе уделяется проектной деятельности.
В системе АИС «Проектное управление» Белгородской области с 1 июня
2017 года по 31.05.2018 года в Новооскольском районе реализуется
муниципальный проект «Предупреждение избыточного веса среди учащихся
образовательных учреждений Новооскольского района» участником которого
является и наша школа.
В результате организованной физкультурно-оздоровительной
работы в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС
наблюдаются следующие позитивные изменения:
- отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья
обучающихся;
- увеличивается количество обучающихся с основной группой
здоровья;
- наблюдается динамика роста показателей и уровней физической
подготовленности;
- увеличилась мотивация обучающихся для занятий физической
культурой и формированием здорового образа жизни через
контроль за физической подготовленностью со стороны учащихся
начальной школы при ведении спортивных дневников;
- стабильное качество знаний по предмету физическая культура 70-
80%;
- наличие победителей и призеров в конкурсах и соревнованиях
различных уровней.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь,
представленная физкультурно-оздоровительной работой в нашей
школе в условиях реализации требований ФГОС, является
важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми
и полноценными гражданами в обществе.