Напоминание

"Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС"


Автор: Сыроватский Юрий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Львовская СОШ"
Населённый пункт: село Львовка Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в

условиях реализации требований ФГОС

Целью физкультурно-оздоровительной работы нашей сельской

школы является формирование разносторонне физически развитой

личности, способной активно использовать ценности физической

культуры для укрепления и длительного сохранения собственного

здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации

активного отдыха.

Формирование личности, готовой к активной творческой

самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, -

главная цель развития отечественной системы школьного

образования в условиях реализации ФГОС.

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших

условий реализации физкультурно-оздоровительной работы,

создающее современную предметно-образовательную среду

обучения с учетом целей, устанавливаемых ФГОС второго

поколения, которая приведена в соответствие с задачами по

обеспечению реализации ФГОС.

МБОУ «Львовская СОШ Новооскольского района

Белгородской области» наравне с решением педагогических задач

сопоставляет учебную нагрузку с индивидуальными особенностями

учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния

здоровья школьников достигаем, внедряя следующие технологии в

работу школы:

- здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение

двигательной активности, витаминизация, организация здорового

питания);

- оздоровительные (физическая подготовка, закаливание,

гимнастика);

- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем

в предметы общеобразовательного цикла);

- воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные

мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

В школе создана здоровьесберегающая среда:

- санитарно-гигиенический режим соответствует СанПиНам;

- соблюдается оптимальная нагрузка обучающихся;

- 92 % обучающиеся школы обеспечены горячим питанием.

В основу организации физкультурно-оздоровительной работы

нашей школы положены следующие принципы:

1) соответствие методов, средств физической культуры анатомо-

физиологическим особенностям организма школьников, их

функциональным возможностям и особенностям состояния

здоровья;

2) постепенное увеличение объема и интенсивности физических

нагрузок;

3) регулярность тренировочных занятий;

4) комплексность воздействия разнообразных средств, форм и

методов физической культуры и спорта.

Урок физической культуры - основная форма и главное звено

физического воспитания в школе. Образовательная программа по

предмету «Физическая культура» ставит следующие задачи:

1) научить основным видам двигательных действий и развить

необходимые для этого двигательные качества;

2) формировать положительную мотивацию к занятиям физической

культурой;

3) содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Введение третьего часа физической культуры в школьное

расписание способствует укреплению состояния здоровья

обучающихся, повышает их работоспособность. Домашние задания

по физической культуре являются обязательными, как и по другим

предметам, они имеют физкультурно-оздоровительную и

творческую направленность. Самостоятельные занятия по заданию

учителя способствуют внедрению физической культуры в быт

учащихся и имеют большое воспитательное значение. Для

организации обучающихся на уроках применяются различные

способы организации занятий: фронтальный, групповой

посменный, станционно-круговой, поточно-круговой,

индивидуальный.

Фронтальный способ позволяет проводить учебные занятия со

всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный

состав занимающихся и применяется при проведении строевых,

порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительной и

заключительной частях, а иногда и в основной части занятий, решая

при этом ряд задач, связанных с развитием силы, координации,

ловкости.

Серьезное предпочтение отводится методу круговой

тренировки, особенно в ходе занятий с тренировочной

направленностью. На таких уроках в условиях жесткого лимита

учебного времени данный метод позволяет индивидуализировать

нагрузку каждого обучающего на основе достигнутого им уровня

физического развития, приучает к самостоятельному творческому

участию в освоении учебной программы при развитии физических

качеств. При этом активно используется весь арсенал стандартного

и нестандартного оборудования, установленного как в спортивном

зале, так и на спортивной площадке.

Гимнастика до учебных занятий организована в рамках

проекта «Здоровье» (формирование здорового образа жизни).

Согласно мониторингу, проведенному с родителями, учащимися,

учителями, в школе введён спортивно - двигательный режим,

включающий в себя ежедневную гимнастику до учебных занятий,

при проведении которой каждый ученик может

продемонстрировать свой творческий подход к подбору комплекса

упражнений и музыкальному сопровождению. В рамках программы

развития каждый ученик может проявить свои лидерские качества,

умение держаться в группе, перед группой. Гимнастика проводится

перед уроками в течение 5-7 минут в сопровождении музыки в

хорошо проветренном спортивном зале, а при хороших погодных

условиях – на свежем воздухе. Комплекс упражнений, как правило,

содержит 10-12 упражнений преимущественно динамического

характера с включением основных мышечных групп.

Основная цель гимнастики - мобилизация систем организма после

ночного сна, улучшение настроения учащихся, создание

положительной созидательной установки на учебную деятельность,

повышение общего тонуса организма.

Физкультурные паузы на уроках проводятся с целью

предупреждения учебного утомления. Систематическое проведение

физкультурных пауз вырабатывает двигательный стереотип,

способствующий более эффективной профилактике учебного и

статического утомления и более эффективному повышению

умственной работоспособности.

Динамические уроки - новая форма организации

общеобразовательного урока, отличающаяся от традиционной

внедрением технологий интеграции учебного процесса и активной

динамической нагрузки. Такие занятия предусматривают

органичное сочетание процессов учебной деятельности и

процессов физической активности.

Динамические уроки проходят на высоком психо-эмоциональном

уровне. Детям нравится «учиться в движении». Они становятся

более открытыми, более коммуникабельными. У них улучшается

настроение, повышается интерес к учебе.

В процессе проведения динамических уроков в движение

вовлекаются дети всего класса.

Подвижные перемены проходят с музыкальным

сопровождением, на которых проводятся игры, конкурсы. Мы

стараемся предоставлять больше возможности для самостоятельной

активности учащихся в школе. Цель подвижных игр - снять чувство

усталости, способствовать «разрядке» напряжения после урока,

повысить работоспособность к последующим урокам. В целях

профилактики травматизма игры проводят дежурные классы, т.е.

обучающиеся, отличающиеся по возрасту, физическому развитию и

степени подготовленности, при этом они проявляют свои

организаторские способности.

Физкультурно-оздоровительная работа, праздники,

соревнования, дни здоровья проводятся согласно программе

«Здоровое олимпийское поколение», ежемесячно в школе поводятся

разнообразные, интересные спортивные мероприятия:

- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!»;

- ежегодные Малые спортивные предновогодние олимпиады;

- школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету

«Физическая культура»;

- ежегодное участие обучающихся в районной Спартакиаде

школьников;

- внеклассная спортивно-массовая работа в школе, которая

включает в себя организацию занятий в спортивных секциях по

волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам,

айкидо;

- сдача норм ГТО.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в нашей

сельской школе в условиях реализации ФГОС способствует:

1) широкому использованию различных форм, средств и методов

физической культуры и спорта;

2) укреплению материально-технической, физкультурно-

оздоровительной базы, повышению квалификации учителей

физической культуры;

3) интеграции активной динамической нагрузки в учебный процесс

на уроках русского языка, математики и др.;

4) формированию устойчивой мотивации к занятиям физической

культурой и спортом, в том числе к самостоятельным формам

занятий во внеурочное время;

5) внедрению дифференцированных двигательных режимов с

высоким профилактическим, оздоровительным и развивающим

эффектом для детей групп риска по психомоторному, физическому

и функциональному развитию;

6) постоянному медицинскому контролю над физическим

воспитанием учащихся с целью повышения уровня

оздоровительной эффективности за счет индивидуализации

физических нагрузок в соответствии с уровнем функциональных

возможностей.

Особое внимание в школе уделяется проектной деятельности.

В системе АИС «Проектное управление» Белгородской области с 1 июня

2017 года по 31.05.2018 года в Новооскольском районе реализуется

муниципальный проект «Предупреждение избыточного веса среди учащихся

образовательных учреждений Новооскольского района» участником которого

является и наша школа.

В результате организованной физкультурно-оздоровительной

работы в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС

наблюдаются следующие позитивные изменения:

- отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья

обучающихся;

- увеличивается количество обучающихся с основной группой

здоровья;

- наблюдается динамика роста показателей и уровней физической

подготовленности;

- увеличилась мотивация обучающихся для занятий физической

культурой и формированием здорового образа жизни через

контроль за физической подготовленностью со стороны учащихся

начальной школы при ведении спортивных дневников;

- стабильное качество знаний по предмету физическая культура 70-

80%;

- наличие победителей и призеров в конкурсах и соревнованиях

различных уровней.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь,

представленная физкультурно-оздоровительной работой в нашей

школе в условиях реализации требований ФГОС, является

важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми

и полноценными гражданами в обществе.



В раздел образования