Авторы: Карпова Лариса Ивановна, Дирвук Татьяна Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 пгт Смышляевка "ОЦ" СП "Детский сад "Янтарик"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Смышляевка
Наименование материала: «Речевые игры для детей с нарушением речи с использованием LEGO-конструктора»
Тема: «Опыт внедрения образовательных конструкторов в работу с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Карпова Лариса Ивановна воспитатель,
Дирвук Татьяна Семеновна воспитатель.
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п. г. т. Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик"
«Речевые игры для детей с нарушением речи с использованием LEGO-
конструктора»
Еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как
сейчас. Статистика неумолима: процент плохо говорящих или вообще не
говорящих детей растет. В решение этой проблемы пустились все: педагоги,
врачи, родители. Метод стимулирования развития речи, – речевые игры для
дошкольников наиболее востребованы на занятиях в детском саду и в
домашних условиях. Они формируют у дошкольника умение слышать и
корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивать
артикуляционный аппарат. А использование в речевых играх детали и
постройки из конструктора Lego, способствует развитию у дошкольников
мелкой моторики , конструктивного мышления, фантазии ,созданию атмосферы
творчества и радости.
Игра «Парикмахер»
Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; продолжаем знакомить
с рабочими инструментами парикмахера .
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За
быстрые и правильные ответы игрокам выдаются Lego-детали. А в конце игры
дошкольники из полученных деталей конструктора создают ответ на любую из
прослушанных загадок.
Зубастая пила
В лес густой зашла.
Весь лес обходила,
Да ничего не спилила. (Расческа)
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах – по голове
Для чего, скажите мне?
По волосам пройдутся ноги,
Порежут все ,что на дороге.(Ножницы)
Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди (Феном)
Малые барашки на поле легли.
Барашки убежали,
Колечки потеряли. (Бигуди)
Игра «Добавь слово»
Цель. Развивает речевое творчество детей; знакомит дошкольников с
животными Африки.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны
быстро отгадать загадку и построить из Lego-деталей отгадку. За каждый
правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, кто
быстрее всех построит отгадку.
Это что за великан
Ростом как подъемный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует (Жираф)
Надо гребешков штук пять,
Чтобы гриву расчесать,
Рыком выражает гнев
Царь зверей – лохматый (Лев)
Длинный хобот вместо носа.
В жаркий день в нем воду носит.
И огромными ушами
Машет словно парусами.
Этот добрый великан-
Житель дальних жарких стран.
Фруктов может съесть пять тонн
Серый африканский (Слон)
Очень страшный этот зверь,
Что он спит - ему не верь,
Он плывет по речке Нил,
Кто же это? (Крокодил)
Игра «Скажи какой?»
Цель: обогатить речь ребенка прилагательными; развивать речевое творчество
детей.
Описание игры: предложить детям подобрать к каждой Lego-постройке,
(которую воспитатель достает по- очереди из волшебного сундучка),
подходящие прилагательные. Кто называет последнее прилагательное- забирает
себе постройку. После того, как все поделки из конструктора распределены по
детям, дошкольники сочиняют веселую историю,используя свои Lego-
постройки.
Например:
Воспитатель достает постройку из конструктора «Lego-дом»
Дети подбирают прилагательные: цветной, одноэтажный, маленький и т.д.
Игра «Скажи «Какой»
Цель: формировать умение распознавать части речи, выяснять взаимосвязи
между ними; обогащать речь детей прилагательными.
Ход игры: воспитатель называет существительное ,дошкольник образует из
предложенного слова прилагательное. За правильный ответ ребенок получает
деталь конструктора Lego. Побеждает тот , у кого получилась самая высокая
Lego- башня.
Например: весна- весенний; солнце- солнечный, веселье- веселый, лед- ледяной
и т.д.
Игра «Lego- стучалочка»
Цель игры.
Учить детей определять направление звука. Развитие направленности
слухового внимания.
Ход игры. Дети встают в кружок. Взрослый выбирает водящего, который
становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем дети
начинают по кругу передавать детали Lego со словами:
-Детали Lego по кругу пошли,
-Друга своего нашли.
На ком заканчиваются слова - стучит 3 раза.
Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда
доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Друга ты узнал,
верно нам указал.» - и водящий открывает глаза. Тот, кто постучал, поднимает
и показывает детали конструктора. Если водящий ошибся, он отгадывает еще
раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы
водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука,
водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Стучать
надо не очень громко.
Игра «Громко - тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звуком деталей Lego
. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 детали Lego. Воспитатель
произносит: «Внимательно слушай , не говори. А потом повтори». Затем стучит
громко или тихо определенный ритм , а дети (по одному или на кого покажет
воспитатель)повторяют ритмический рисунок.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой
детей и правильным простукиванием ритма; чередовать громкое и тихое
звучание надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять
движения.
Литература
1.
Гришина А.В., Пузыревская Е.А., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми
раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. -М.:
Просвещение, 2005.
2.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова.- М., 2001.
3.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / под
ред. О.С. Ушаковой.-М.: Психотерапевт, 2001.
4.
Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. -М.:
«Сфера», 2004.