Авторы: Карпова Лариса Ивановна, Жигалина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 "ОЦ" пгт Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Смышляевка
Наименование материала: «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного способа образовательной деятельности – занятие в педагогической песочнице»
Тема: Воспитание патриотизма у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Тема статьи: «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с
использованием нетрадиционного способа образовательной деятельности – занятие в пе-
дагогической песочнице»
Авторы составители: воспитатели:
Карпова Лариса Ивановна, Жигалина Анастасия Николаевна
Место работы:ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ"
п. г. т. Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют
огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала одним из приоритетных
направлений всей деятельности нашего дошкольного учреждения. К большому сожале-
нию, многие дети не знают, что существовал СССР, что наши прадеды воевали за свою
страну и освобождали ее от захватчиков. Наша главная цель донести до детей, как важно
знать историю своей страны, как важно чтить память о своих предках, ведь Великая
Отечественная война затронула все семьи нашей большой страны.
Нашим коллективом было разработано ряд занятий направленных на ознакомление до-
школьников с Великой Отечественной войной. Открыт музей славы воинам победителям.
Занятия проводились в нетрадиционном формате, при помощи игры в педагогической пе-
сочнице. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и об-
разовательный эффект, чем стандартные формы обучения. В играх с песком интенсивно
развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь
и моторика. По утверждению психологов детские игры с песком очень полезны. Для детей
любого возраста песок является тренажером для пальцев. Также данные игры способству-
ют развитию фантазии, творчества и воображения. В своей работе я стала активно приме-
нять технологию «педагогическая песочница». Ей можно пользоваться круглый год: зи-
мой – специально оборудованные столы, летом – песочница на улице.
Предлагаем вашему вниманию одно из таких занятий:
НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию: «Дорога до Берлина»
Цель: Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес
детей к дружбе и сотрудничеству.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, жела-
ние прийти на помощь.
Воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою страну.
2. Формировать навыки экспериментирования с песком.
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
Развивать у детей интерес к прошлому.
3.Активизировать и обогащать словарь детей.
Обогащать его путём уточнения понятий: Рейхстаг, Россия, Отечество; защищать,
оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота,
танкисты,; фашизм, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники. («Речевое раз-
витие»)
4. Развивать творческое мышление и воображение у детей
5. Развивать мелкую моторику рук у детей.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, объяснение, речевая ситуация, рассказ воспитателя,
рассказ ребенка.
- наглядные: показ ребенком способов действия, рассматривание карты дороги.
- практические: выполнение детьми заданий, упражнений, дидактические игры -
«Что спрятано в песке?», «Построй дорогу правильно».
Материалы и оборудование: Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий
цвет. Игрушка солдатика. Карта дороги до Берлина. Флаг СССР. Лейка на каждого ребен-
ка. Контейнер с игрушками (фигурки солдатиков на каждого ребенка, домики, деревья,
военная техника (танк 3шт, грузовик 2шт, мотоцикл 3 шт.), бросовый материал (крышки)).
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанни-
ков
Предполагаемые ре-
зультаты
Ритуал входа
Педагог вносит в группу игрушку
солдатика. Рассказывает детям,
что он сбежал из плена немцев и у
него есть карта дороги до Берлина.
Чтобы одержать победу над вра-
гом, нужно дойти до Берлина и на
самом главном здании города
Рейхстаге поставить флаг СССР.
Воспитатель обращает внимание
детей на то, что во время Великой
Отечественной войны наша страна
называлась СССР. Солдат расска-
зывает, что дорога полна опасно-
стей и преград, мосты разрушены,
поля заминированы. Отступая, фа-
шисты сделали все, чтоб их не до-
гнали. Он просит помощи у детей,
т.к. одному ему не справиться.
Солдат спрашивает детей, хотят ли
они отправиться в дорогу до Бер-
лина, чтобы помочь одержать по-
беду в войне над врагом.
Дети внимательно слушают
историю солдата, расспра-
шивают его о дороге
Дети соглашаются отпра-
виться в дорогу.
Мотивационная готов-
ность.
Развитие умения сопере-
живать, помогать.
Солдат благодарит детей за то, что
они согласились помочь ему. Но
чтобы попасть в Берлин, нужно
быть очень дружными. Давайте
возьмемся за руки и произнесем
волшебные слова. Он приглашает
детей подойти к песочнице.
Солдат предлагает поздороваться с
Дети берутся за руки и
произносят слова.
Дружат все на белом свете,
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой,
Дружат змейки под горой.
Дружат зайки на лужайке,
Мишки, волки дружат в
Формирование у детей го-
товности раскрепощаться,
налаживать взаимоотно-
шения с другими.
песком.
стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой.
Солдат говорит, что этот песок не
простой, он волшебный. Он может
чувствовать прикосновения, слы-
шать. Поэтому нужно соблюдать
особенные правила в игре с пес-
ком.
Солдат просит детей стряхивать
песок с ладоней, а игрушки ста-
вить на место. Он говорит, что мы
идем бить врага, поэтому дети не
должны ссориться, мешать друг
другу. Каждый должен быть на
своем месте. Игрушки можно
брать только по одной и ставить на
песок. Каждый может строить и
творить: дома, мосты, дороги, но
при этом, надо всегда соблюдать
порядок. В пути действует такое
правило: ты сделал, ты и убери.
Дети внимательно слушают
и повторяют правила вместе
и индивидуально.
Усваивают правила, готов-
ность следовать правилам.
Солдат предлагает потрогать пе-
сок, спрашивает, какой песок?
Предлагает детям поиграть с пес-
ком, игровое упражнение «Сле-
ды».
Дети разными способами до-
трагиваются до песка (кла-
дут ладошки, гладят песок
внутренней, затем тыльной
стороной ладони).
Дети отвечают (сухой, шер-
шавый, мягкий)
Дети показывают на песке,
как идет человек (двумя
пальцами попеременно)
Как едет машина (ведут до-
рожку двумя пальцами)
Развитие эмоционально-
волевой сферы. Способ-
ность детей к саморегуля-
ции.
Основная часть
Солдат обращает внимание детей
на то, что у него есть карта дороги
до Берлина, просит рассмотреть
ее, отметить, что надо восстано-
вить после ухода немцев и предла-
гает всем вместе восстановить до-
рогу.
Дети рассматривают карту
дороги, выясняют, что нуж-
но восстановить.
Дети обсуждают план буду-
щего строительства - нужно
построить мост, разминиро-
вать поле. Восстановить до-
рогу для танков.
Повышение уровня общей
осведомленности детей об
окружающем. Появление
желаний, развитие умений,
возможностей. Развитие
творческих способностей
и фантазии.
Солдат благодарит детей за то,
что они согласились помочь ему и
Дети на ощупь ищут спря-
танные в песке крышки
Высокий уровень развития
мелкой моторики.
предлагает сначала разминировать
поле и найти все мины, которые
остались после немцев. Игра «Что
спрятано в песке?»
Солдат спрашивает, какой песок в
песочнице? Из сухого песка труд-
но строить. А как песок можно
оживить? Предлагает взять лейки
и полить песок.
Дети отвечают (сухой)
Дети отвечают (полить во-
дой)
Дети поливают песок.
Самостоятельное фор-
мирование мыслей.
Снятие психоэмоциональ-
ного напряжения.
Солдат предлагает отремонтиро-
вать разрушенную дорогу, восста-
новить мост, рассадить деревья и
пустить по дороге военную техни-
ку. Солдат объясняет правила по-
строения дороги. Дает рекоменда-
ции, куда должна повернуть доро-
га. Игра «Построй дорогу правиль-
но»
Во время строительства дороги,
солдат рассказывает о интересных
фактах, которые были во время
Великой Отечественной войны
Дети строят дорогу. Ре-
монтируют мост. Расстав-
ляют военную технику, де-
ревья.
Дети внимательно слушают.
Развитие практических
умений применить полу-
ченные знания на деле. За-
крепление понятий «пра-
во», «лево»
Расширение словарного
запаса и знаний
Солдат советует, как лучше
восстановить мост, чтоб военная
техника по нему прошла. Задает
вопросы о том, что дети делают.
Дети следуют указаниям,
обсуждают вербально свои
действия. Показывают Сол-
дату, как надо строить.
Развитие потенциальных
возможностей детей. Раз-
витие умение помогать, ис-
кать выход из сложных
коммуникативных ситуа-
ций.
Ритуал выхода
Солдат: «Ура! Победа!!! Берлин
наш!!! Спасибо, дети, вы – настоя-
щие защитники своей страны!»
Под музыку и салют из конфетти
устанавливает флаг СССР на
Рейхстаг. Прощается с детьми.
Воспитатель говорит, что сегодня
дети познакомились с событиями
Великой Отечественной войны,
помогли солдату дойти до Берли-
на.
Воспитатель спрашивает детей,
что они узнали про песок? Что
больше всего им понравилось в до-
роге? Выясняет с детьми, какие хо-
рошие поступки они совершили,
Дети прощаются с Солда-
том, желают ему удачи.
Дети отвечают на вопросы,
рассуждают, что им понра-
вилось.
Самостоятельное форму-
лирование мыслей.
Развитие умений анализи-
ровать.
отмечает каждого ребенка.
Дети, вы заметили, как сегодня
Артем старался? Какой замеча-
тельный мост он построил! А как
быстро отыскали мины Оля с Ки-
риллом! А главное вы были очень
дружными, не оставили в беде
Солдата и помогли ему.
Воспитатель предлагает детям по-
прощаться с песком, убрать все иг-
рушки и пойти мыть руки.
Воспитатель предлагает детям
оставить на здании свой флаг, но
перед этим предлагает его нарисо-
вать.
Каждый ребенок рисует
флаг и ставит его на здание.
Появление желаний, разви-
тие умений, возможностей.
С помощью данных занятий были достигнуты большие результаты. Анализ, на основе
практики показал, что дети стали называть города-герои, разбираться в званиях, с легко-
стью отвечают на вопросы о Великой Отечественной войне. Мы не останавливаемся на
полученных результатах и продолжаем вести работу по разработке конспектов занятий,
чтобы с легкостью донести до детей значимость данного события. Война длилась 4 года и
было очень много значимых событий, которые подарили нам светлое небо над головой.
Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного об-
разования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2014
«Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
«Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д.
Маханёва – М.,2004
«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004
«Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельно-
сти» - М., 2003
«Истоки русской культуры в детском саду» - И.Г.Гаврилова – С-П.,2008
«Ознакомление дошкольников с историей родного края» - Р.А.Бурганова, - К., 2001.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошколь-
ника, М.: Школьная пресса, 2007.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.
М.: ГНОМ и Д, 2008.