Напоминание

Воспитание патриотизма у дошкольников


Авторы: Карпова Лариса Ивановна, Жигалина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 "ОЦ" пгт Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Смышляевка
Наименование материала: «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного способа образовательной деятельности – занятие в педагогической песочнице»
Тема: Воспитание патриотизма у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема статьи: «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с

использованием нетрадиционного способа образовательной деятельности – занятие в пе-

дагогической песочнице»

Авторы составители: воспитатели:

Карпова Лариса Ивановна, Жигалина Анастасия Николаевна

Место работы:ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ"

п. г. т. Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют

огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала одним из приоритетных

направлений всей деятельности нашего дошкольного учреждения. К большому сожале-

нию, многие дети не знают, что существовал СССР, что наши прадеды воевали за свою

страну и освобождали ее от захватчиков. Наша главная цель донести до детей, как важно

знать историю своей страны, как важно чтить память о своих предках, ведь Великая

Отечественная война затронула все семьи нашей большой страны.

Нашим коллективом было разработано ряд занятий направленных на ознакомление до-

школьников с Великой Отечественной войной. Открыт музей славы воинам победителям.

Занятия проводились в нетрадиционном формате, при помощи игры в педагогической пе-

сочнице. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и об-

разовательный эффект, чем стандартные формы обучения. В играх с песком интенсивно

развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь

и моторика. По утверждению психологов детские игры с песком очень полезны. Для детей

любого возраста песок является тренажером для пальцев. Также данные игры способству-

ют развитию фантазии, творчества и воображения. В своей работе я стала активно приме-

нять технологию «педагогическая песочница». Ей можно пользоваться круглый год: зи-

мой – специально оборудованные столы, летом – песочница на улице.

Предлагаем вашему вниманию одно из таких занятий:

НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию: «Дорога до Берлина»

Цель: Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1.Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес

детей к дружбе и сотрудничеству.

Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, жела-

ние прийти на помощь.

Воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою страну.

2. Формировать навыки экспериментирования с песком.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

Развивать у детей интерес к прошлому.

3.Активизировать и обогащать словарь детей.

Обогащать его путём уточнения понятий: Рейхстаг, Россия, Отечество; защищать,

оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота,

танкисты,; фашизм, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники. («Речевое раз-

витие»)

4. Развивать творческое мышление и воображение у детей

5. Развивать мелкую моторику рук у детей.

Методы и приемы:

- словесные: вопросы, беседа, объяснение, речевая ситуация, рассказ воспитателя,

рассказ ребенка.

- наглядные: показ ребенком способов действия, рассматривание карты дороги.

- практические: выполнение детьми заданий, упражнений, дидактические игры -

«Что спрятано в песке?», «Построй дорогу правильно».

Материалы и оборудование: Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий

цвет. Игрушка солдатика. Карта дороги до Берлина. Флаг СССР. Лейка на каждого ребен-

ка. Контейнер с игрушками (фигурки солдатиков на каждого ребенка, домики, деревья,

военная техника (танк 3шт, грузовик 2шт, мотоцикл 3 шт.), бросовый материал (крышки)).

ХОД НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанни-

ков

Предполагаемые ре-

зультаты

Ритуал входа

Педагог вносит в группу игрушку

солдатика. Рассказывает детям,

что он сбежал из плена немцев и у

него есть карта дороги до Берлина.

Чтобы одержать победу над вра-

гом, нужно дойти до Берлина и на

самом главном здании города

Рейхстаге поставить флаг СССР.

Воспитатель обращает внимание

детей на то, что во время Великой

Отечественной войны наша страна

называлась СССР. Солдат расска-

зывает, что дорога полна опасно-

стей и преград, мосты разрушены,

поля заминированы. Отступая, фа-

шисты сделали все, чтоб их не до-

гнали. Он просит помощи у детей,

т.к. одному ему не справиться.

Солдат спрашивает детей, хотят ли

они отправиться в дорогу до Бер-

лина, чтобы помочь одержать по-

беду в войне над врагом.

Дети внимательно слушают

историю солдата, расспра-

шивают его о дороге

Дети соглашаются отпра-

виться в дорогу.

Мотивационная готов-

ность.

Развитие умения сопере-

живать, помогать.

Солдат благодарит детей за то, что

они согласились помочь ему. Но

чтобы попасть в Берлин, нужно

быть очень дружными. Давайте

возьмемся за руки и произнесем

волшебные слова. Он приглашает

детей подойти к песочнице.

Солдат предлагает поздороваться с

Дети берутся за руки и

произносят слова.

Дружат все на белом свете,

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой,

Дружат змейки под горой.

Дружат зайки на лужайке,

Мишки, волки дружат в

Формирование у детей го-

товности раскрепощаться,

налаживать взаимоотно-

шения с другими.

песком.

стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой.

Солдат говорит, что этот песок не

простой, он волшебный. Он может

чувствовать прикосновения, слы-

шать. Поэтому нужно соблюдать

особенные правила в игре с пес-

ком.

Солдат просит детей стряхивать

песок с ладоней, а игрушки ста-

вить на место. Он говорит, что мы

идем бить врага, поэтому дети не

должны ссориться, мешать друг

другу. Каждый должен быть на

своем месте. Игрушки можно

брать только по одной и ставить на

песок. Каждый может строить и

творить: дома, мосты, дороги, но

при этом, надо всегда соблюдать

порядок. В пути действует такое

правило: ты сделал, ты и убери.

Дети внимательно слушают

и повторяют правила вместе

и индивидуально.

Усваивают правила, готов-

ность следовать правилам.

Солдат предлагает потрогать пе-

сок, спрашивает, какой песок?

Предлагает детям поиграть с пес-

ком, игровое упражнение «Сле-

ды».

Дети разными способами до-

трагиваются до песка (кла-

дут ладошки, гладят песок

внутренней, затем тыльной

стороной ладони).

Дети отвечают (сухой, шер-

шавый, мягкий)

Дети показывают на песке,

как идет человек (двумя

пальцами попеременно)

Как едет машина (ведут до-

рожку двумя пальцами)

Развитие эмоционально-

волевой сферы. Способ-

ность детей к саморегуля-

ции.

Основная часть

Солдат обращает внимание детей

на то, что у него есть карта дороги

до Берлина, просит рассмотреть

ее, отметить, что надо восстано-

вить после ухода немцев и предла-

гает всем вместе восстановить до-

рогу.

Дети рассматривают карту

дороги, выясняют, что нуж-

но восстановить.

Дети обсуждают план буду-

щего строительства - нужно

построить мост, разминиро-

вать поле. Восстановить до-

рогу для танков.

Повышение уровня общей

осведомленности детей об

окружающем. Появление

желаний, развитие умений,

возможностей. Развитие

творческих способностей

и фантазии.

Солдат благодарит детей за то,

что они согласились помочь ему и

Дети на ощупь ищут спря-

танные в песке крышки

Высокий уровень развития

мелкой моторики.

предлагает сначала разминировать

поле и найти все мины, которые

остались после немцев. Игра «Что

спрятано в песке?»

Солдат спрашивает, какой песок в

песочнице? Из сухого песка труд-

но строить. А как песок можно

оживить? Предлагает взять лейки

и полить песок.

Дети отвечают (сухой)

Дети отвечают (полить во-

дой)

Дети поливают песок.

Самостоятельное фор-

мирование мыслей.

Снятие психоэмоциональ-

ного напряжения.

Солдат предлагает отремонтиро-

вать разрушенную дорогу, восста-

новить мост, рассадить деревья и

пустить по дороге военную техни-

ку. Солдат объясняет правила по-

строения дороги. Дает рекоменда-

ции, куда должна повернуть доро-

га. Игра «Построй дорогу правиль-

но»

Во время строительства дороги,

солдат рассказывает о интересных

фактах, которые были во время

Великой Отечественной войны

Дети строят дорогу. Ре-

монтируют мост. Расстав-

ляют военную технику, де-

ревья.

Дети внимательно слушают.

Развитие практических

умений применить полу-

ченные знания на деле. За-

крепление понятий «пра-

во», «лево»

Расширение словарного

запаса и знаний

Солдат советует, как лучше

восстановить мост, чтоб военная

техника по нему прошла. Задает

вопросы о том, что дети делают.

Дети следуют указаниям,

обсуждают вербально свои

действия. Показывают Сол-

дату, как надо строить.

Развитие потенциальных

возможностей детей. Раз-

витие умение помогать, ис-

кать выход из сложных

коммуникативных ситуа-

ций.

Ритуал выхода

Солдат: «Ура! Победа!!! Берлин

наш!!! Спасибо, дети, вы – настоя-

щие защитники своей страны!»

Под музыку и салют из конфетти

устанавливает флаг СССР на

Рейхстаг. Прощается с детьми.

Воспитатель говорит, что сегодня

дети познакомились с событиями

Великой Отечественной войны,

помогли солдату дойти до Берли-

на.

Воспитатель спрашивает детей,

что они узнали про песок? Что

больше всего им понравилось в до-

роге? Выясняет с детьми, какие хо-

рошие поступки они совершили,

Дети прощаются с Солда-

том, желают ему удачи.

Дети отвечают на вопросы,

рассуждают, что им понра-

вилось.

Самостоятельное форму-

лирование мыслей.

Развитие умений анализи-

ровать.

отмечает каждого ребенка.

Дети, вы заметили, как сегодня

Артем старался? Какой замеча-

тельный мост он построил! А как

быстро отыскали мины Оля с Ки-

риллом! А главное вы были очень

дружными, не оставили в беде

Солдата и помогли ему.

Воспитатель предлагает детям по-

прощаться с песком, убрать все иг-

рушки и пойти мыть руки.

Воспитатель предлагает детям

оставить на здании свой флаг, но

перед этим предлагает его нарисо-

вать.

Каждый ребенок рисует

флаг и ставит его на здание.

Появление желаний, разви-

тие умений, возможностей.

С помощью данных занятий были достигнуты большие результаты. Анализ, на основе

практики показал, что дети стали называть города-герои, разбираться в званиях, с легко-

стью отвечают на вопросы о Великой Отечественной войне. Мы не останавливаемся на

полученных результатах и продолжаем вести работу по разработке конспектов занятий,

чтобы с легкостью донести до детей значимость данного события. Война длилась 4 года и

было очень много значимых событий, которые подарили нам светлое небо над головой.

Литература:

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного об-

разования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА

СИНТЕЗ, 2014

«Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой

«Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д.

Маханёва – М.,2004

«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004

«Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельно-

сти» - М., 2003

«Истоки русской культуры в детском саду» - И.Г.Гаврилова – С-П.,2008

«Ознакомление дошкольников с историей родного края» - Р.А.Бурганова, - К., 2001.

Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошколь-

ника, М.: Школьная пресса, 2007.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.

М.: ГНОМ и Д, 2008.



В раздел образования