Напоминание

"Дискалькулия у детей с ОНР"


Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Поселок Рощино, Сосновский район, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Дискалькулия у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Дискалькулия у детей с ОНР

В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются

группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство

воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР),

характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а

именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический

слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов,

предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с

нарушениями указанных компонентов речи, у детей с ОНР при

комплексной диагностики выявляются несформированность зрительного

восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков,

геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных

представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и

дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики

пальцев рук, снижение объема долговременной слуховой и зрительной

памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в

установлении связей между элементами структуры целого, в реализации

функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических

операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие

возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта,

ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр,

в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических

действий сложения и вычитания).

У многих воспитанников логопедических групп встречаются

затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и

не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых

случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.

Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение обучения

счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных

дошкольных и школьных возрастах в:

-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила

образования числа,

-несформированности количественных отношений чисел,

- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,

- трудностях установления отношения числа к его соседям,

- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,

- недостаточном овладении математическим словарем,

- неправильном называние чисел,

-неточном представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,

- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети

опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ

выполнения).

- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного

мышления.

Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или

входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики

развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение

имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной

отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями,

расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела,

определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры

по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают

понимание времени на часах в связи с трудностью определения

расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается

с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д,

Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут

освоить навык завязывание шнурков.

По мнению ведущих нейрофизиологов неспособность детей к

математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии).

Что делать? Для преодоления дискалькулии требуется комплексная

медико-педагогическая работа.

Занимаясь с ребёнком, педагогам и

родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть

связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с

несформированностью высших психических функций: внимания, памяти,

мышления, восприятия и т.д. Поэтому необходимо обратить особое

внимание на развитие познавательной деятельности ребёнка.

Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,

- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и

примеры,

- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед

их решением,

- развивайте логическое мышление,

- сочетайте действия ваши и ребёнка с речью,

- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов при построении

грамматических конструкций и в связной речи,

- используйте для запоминания правил песню или стих,

- проработайте значения предлогов,

-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур,

воссоздании их по представлению, описанию,

-закрепляйте в речи названия геометрических фигур (круг, квадрат,

прямоугольник, треугольник , овал) и форм ( шар, куб, цилиндр),

-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при

прямом и обратном счёте,

- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных

отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном

порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Введите в речь термин

«соединение числа»,

- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной

жизнью ребёнка,

- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать

изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,

- при решении задач учите пользоваться знаками: +, −, =,

- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр на

циферблате часов,

Развитие связной речи

Список литературы

Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс,

2002

Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.:

Феникс,2003

Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим

недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена,

2008



В раздел образования