Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Поселок Рощино, Сосновский район, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Дискалькулия у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Дискалькулия у детей с ОНР
В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются
группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство
воспитанников таких групп имеют общее недоразвитие речи (ОНР),
характеризующееся нарушением всех структурных компонентов речи, а
именно фонетико – фонематического ( звукопроизношение и фонематический
слух), лексического(словарный запас) и грамматического (согласование слов,
предлоги, склонения, порядок слов в предложении и т.д). Наряду с
нарушениями указанных компонентов речи, у детей с ОНР при
комплексной диагностики выявляются несформированность зрительного
восприятия (не знают или путают названия основных цветов, оттенков,
геометрических фигур), гнозиса, зрительно-пространственных
представлений (затруднения в ориентировке в пространстве, в узнавании и
дифференциации математических символов); нарушения мелкой моторики
пальцев рук, снижение объема долговременной слуховой и зрительной
памяти; нарушения в определении соотношений частей и целого, в
установлении связей между элементами структуры целого, в реализации
функций рядовосприятия и рядоговорения; несформированность логических
операций (анализ, синтез, отвлечения, умозаключения); несоответствующие
возрастной норме математические знания (отсутствие обратного счёта,
ошибки в понимании значений математических терминов, в назывании цифр,
в ориентировке в натуральном ряду цифр, в реализации арифметических
действий сложения и вычитания).
У многих воспитанников логопедических групп встречаются
затруднения при усвоении элементарных математических представлений, и
не всегда это связано с возрастными особенностями детей. В некоторых
случаях это может привести к риску возникновения дискалькулии.
Дискалькулия – это специфическое частичное нарушение обучения
счёту и способности арифметических действий, проявляющееся в разных
дошкольных и школьных возрастах в:
-недостаточном знание состава числа, трудностях усвоения правила
образования числа,
-несформированности количественных отношений чисел,
- автоматическом воспроизведении порядка следования чисел,
- трудностях установления отношения числа к его соседям,
- затруднениях в определении места числа в ряду натуральных чисел,
- недостаточном овладении математическим словарем,
- неправильном называние чисел,
-неточном представление о графической структуре цифр, т.е. ее написании,
- элементарном способе выполнения арифметических действий (дети
опираются не на правила, а на внешние действия, «ручной» способ
выполнения).
- в преимущественном использовании конкретного, а не абстрактного
мышления.
Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или
входить в структуру других нарушений. При дифференциальной диагностики
развития ребёнка при наличии вышеуказанных признаков, большое значение
имеет исключение нарушения счета, обусловленные умственной
отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями,
расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.
Дети, страдающие дискалькулией, с трудом анализируют схему тела,
определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры
по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают
понимание времени на часах в связи с трудностью определения
расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается
с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д,
Р и Ь, В и Б и т. д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут
освоить навык завязывание шнурков.
По мнению ведущих нейрофизиологов неспособность детей к
математике встречается чаще, чем неспособность к чтению (дислексии).
Что делать? Для преодоления дискалькулии требуется комплексная
медико-педагогическая работа.
Занимаясь с ребёнком, педагогам и
родителям нужно помнить, что возникновение дискалькулии может быть
связано и с органическими поражениями коры головного мозга и с
несформированностью высших психических функций: внимания, памяти,
мышления, восприятия и т.д. Поэтому необходимо обратить особое
внимание на развитие познавательной деятельности ребёнка.
Советы при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- развивайте у малыша зрительное и слуховое внимание, память,
- старайтесь использовать больше наглядности, зарисовывайте задачи и
примеры,
- тщательно рассмотрите с ребёнком изображения к примеру или задаче перед
их решением,
- развивайте логическое мышление,
- сочетайте действия ваши и ребёнка с речью,
- уделяйте внимание проговариванию окончаний слов при построении
грамматических конструкций и в связной речи,
- используйте для запоминания правил песню или стих,
- проработайте значения предлогов,
-упражняйте детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур,
воссоздании их по представлению, описанию,
-закрепляйте в речи названия геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник , овал) и форм ( шар, куб, цилиндр),
-избегайте механического заучивания последовательности чисел в ряду при
прямом и обратном счёте,
- уточняйте и расширяйте представления детей о количественных
отношениях в натуральном ряду чисел в пределах10, в прямом и обратном
порядке, Познакомьте с цифрами от 0 до 9. Введите в речь термин
«соединение числа»,
- придумывайте задачи близкие к действительности, связанные с обыденной
жизнью ребёнка,
- не бойтесь чисел, задач и примеров, наоборот старайтесь чаще вспоминать
изученное при игре с ребёнком, по дороге домой, на прогулке,
- при решении задач учите пользоваться знаками: +, −, =,
- научите определять число, день недели по календарю, значение цифр на
циферблате часов,
Развитие связной речи
Список литературы
Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс,
2002
Поваляева,М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.:
Феникс,2003
Степкова, О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим
недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена,
2008