Напоминание

"Принципы инклюзивного подхода в сенсорном развитии дошкольников с особыми потребностями"


Автор: Давыдова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №123
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Публикация
Тема: "Принципы инклюзивного подхода в сенсорном развитии дошкольников с особыми потребностями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принципы инклюзивного подхода в сенсорном развитии дошкольников

с особыми потребностями

Введение

Инклюзивное образование — не просто размещение ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеразвивающей группе.

Это системный подход, предполагающий адаптацию среды, методов и

содержания обучения под индивидуальные потребности каждого

воспитанника. Особое значение в дошкольном возрасте

приобретает сенсорное развитие — фундамент для формирования

познавательных процессов, речи, моторики и социальной адаптации.

В статье рассмотрены ключевые принципы инклюзивного подхода к

сенсорному развитию дошкольников с особыми потребностями и

практические способы их реализации.

Теоретические основы

Сенсорное развитие — процесс становления восприятия и формирования

представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине,

положении в пространстве, запахе, вкусе, тактильных характеристиках. Для

детей с ОВЗ (РАС, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха,

зрения и др.) сенсорные дефициты часто становятся барьером для:

познавательной активности;

коммуникации;

самообслуживания;

игровой деятельности.

Инклюзивный подход здесь означает не «подгонку» ребёнка под стандартные

требования, а создание условий, позволяющих каждому воспитаннику

развиваться в соответствии с его сенсорными возможностями и темпом.

Ключевые принципы:

1.

Индивидуализация

Каждый ребёнок имеет уникальный сенсорный профиль: одни

гиперчувствительны к звукам, другие — гипочувствительны к

тактильным стимулам. Принцип требует:

диагностики сенсорных особенностей (наблюдение, анкеты для

родителей, специализированные пробы);

составления индивидуального маршрута сенсорного развития;

дозирования стимулов (интенсивность, длительность, частота).

2.

Доступность среды

Образовательная среда должна быть адаптирована для всех

воспитанников:

зонирование пространства (тихая зона, сенсорная зона, активная зона);

вариативность материалов (текстуры, размеры, вес, цвета);

безопасность (отсутствие мелких деталей, острых углов, аллергенных

материалов);

визуальная поддержка (пиктограммы, схемы, цветовые маркеры).

3.

Многомодальность воздействия

Компенсация дефицитов одной сенсорной системы за счёт активизации

других:

для детей с нарушением зрения — акцент на тактильные, слуховые,

проприоцептивные стимулы;

для детей с РАС — постепенное введение зрительных и звуковых

раздражителей;

для детей с ДЦП — сочетание двигательных и сенсорных заданий.

4.

Поэтапность и систематичность

Развитие сенсорных функций идёт от простого к сложному:

знакомство с базовыми свойствами (тёплый/холодный,

гладкий/шершавый);

сравнение и группировка объектов по 1–2 признакам;

освоение пространственных понятий (вверху/внизу, справа/слева);

интеграция в игровую и бытовую деятельность.

5.

Партнёрство с семьёй

Родители — ключевые участники процесса. Принципы

взаимодействия:

обучение приёмам сенсорной интеграции в домашних условиях;

согласование стратегий (например, единая система сигналов для

регуляции поведения);

обмен наблюдениями о реакциях ребёнка на стимулы.

6.

Междисциплинарность

Командная работа специалистов:

дефектолог — подбор дидактических материалов;

логопед — интеграция сенсорных игр в речевую коррекцию;

психолог — регуляция эмоционального фона;

инструктор по физкультуре — развитие проприоцепции и

вестибулярного аппарата.

7.

Позитивная мотивация

Сенсорные занятия должны вызывать интерес, а не стресс:

использование любимых игрушек и предметов ребёнка;

игровая форма подачи материала;

поощрение малейших успехов;

право на отказ при перегрузке.

Практические приёмы реализации

Для развития тактильного восприятия:

сенсорные коробки с крупами, водой, песком, шишками;

массажёры из фактурных тканей, щёток, резиновых шипов;

лепка из глины, солёного теста, кинетического песка.

Для стимуляции зрительного анализатора:

световые столы для рисования;

мозаики и пазлы с крупными элементами;

игры на сортировку по цвету/форме с использованием контрастных

оттенков.

Для слухового восприятия:

музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, барабаны);

аудиозаписи природных звуков, ритмических фраз;

игры на определение источника звука (с закрытыми глазами).

Для проприоцепции и вестибулярной системы:

упражнения на балансировочных досках;

переползание через туннели;

катание на качелях, вращение на диске.

Ошибки, которых следует избегать:

Перегрузка стимулами. Яркие цвета, громкие звуки, множество

объектов могут вызвать стресс.

Игнорирование сигналов дискомфорта. Плач, закрывание ушей,

отворачивание — признаки гиперчувствительности.

Жёсткая регламентация. Принуждение к выполнению заданий

вопреки сопротивлению усугубляет негативные ассоциации.

Отсутствие преемственности. Различия в подходах дома и в ДОУ

дезориентируют ребёнка.

Заключение:

Инклюзивный подход в сенсорном развитии — это баланс между адаптацией

среды и постепенным расширением сенсорного опыта ребёнка. Его

эффективность определяется:

грамотной диагностикой;

гибкостью методов;

согласованностью действий команды и семьи;

уважением к индивидуальным границам воспитанника.

Главное — не «исправить» ребёнка, а создать условия, в которых он сможет

познавать мир в своём темпе, формируя базу для дальнейшего обучения и

социализации.



В раздел образования