Автор: Мусин Фанис Тимершаехович
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: Башкирский колледж архитектуры,строительства и коммунального хозяйства
Населённый пункт: г.Уфы
Наименование материала: статья
Тема: "Освоение блочных технологий на уроках физики и создания системы преподавания на уровне требования ФГОС".
Раздел: среднее профессиональное
Предисловие
Работая в профессиональном лицее, от преподавателя требуется коренное
изменение в учебной и воспитательной работе. Одним из решения этой задачи
считаю изменение технологии работы учителя, так и учащихся.
Основные цели, которые должен ставить перед собой каждый учитель, следующие:
1.
привлечь учащихся к изучению предмета;
2.
научить и воспитать ученика.
Многолетние наблюдения показали, что решать вторую задачу значительно сложнее,
чем первую. Используя возможности самого предмета можно заинтересовать ребят
своим предметом. А вот научить всех в условиях всеобщего среднего образования
оказалось гораздо труднее.
Практика показала, что решить эту задачу можно, если использовать в своей работе
следующие методические приемы:
1.
блочное планирование и блочный контроль знаний;
2.
опорный конспект и работу с ним на разных этапах урока;
3.
систему поэлементного обучения решению задач;
4.
систем этапного формирования физических знаний;
5.
систематический само- и взаимоконтроль;
6.
более гибкую систему оценивания знаний учащихся;
7.
максимальное повышение самостоятельности в процессе решения задач,
выполнения других заданий на уроке;
8.
систематическое повторение материала;
9.
гласность в выставлении оценок и открытый учет знаний.
Я попытался дать в руки учеников учебное средство в виде опорных конспектов,
специально подобранных упражнений, контрольных вопросов взаимного контроля и
других материалов. Это должно облегчить постепенное понимание и усвоение «
Кинематики» и «Динамики» - наиболее трудных тем курса физики 9 класса
Блочное планирование материала
Каждая изучаемая тема разбирается на отдельные блоки. Обычно они сдержат
законченный по содержанию материал и изучаются в течение 10-15 уроков (иногда и
более). Это может быть целый раздел.
При изучение каждого блока должен быть выполнен полностью следующий
«технологический» цикл:
1.
первичное предъявление учащимся нового материала (изложение нового
материала);
2.
оперативный контроль усвоения знаний;
3.
разучивание материала и его глубокое усвоение;
4.
тематический блочный контроль знаний;
5.
систематическое повторение.
Изучение блока завершается обязательный контролем знаний по данному блоку с
выставлением оценок по теме.
Перед началом изучения темы ученики получают контрольные вопросы
взаимоконтроля (КВВК). Они ориентируют учащихся на материал, который ими
должен быть твердо усвоен.
Первичное предъявление нового материала
Новый материал учитель излагает на уроке как обычно: максимально использует
демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные
средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач,
решаемых уроком, учитель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу,
эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала.
Но здесь есть и особенности, на которых я остановился подробнее. Во-первых,
лекцию, рассказ, беседу следует строить в соответствии с планом расположения
материала в опорном конспекте и его содержанием. Поэтому учитель должен в своем
рассказе осветить весь материал опорного конспекта.
Во-вторых, во время объяснения учителя ученик не должен вести записей. Он
слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но
никаких записей не делает. Это раскрепощает ученика. Слушать и одновременно
вести записи в 9 классе умеют только сильные учащиеся. Большинство ребят,
записывая что-то за учителем, теряют нить рассуждений, пропускают отдельные
важные моменты и не получают поэтому единой целостной картины.
Я считаю более целесообразным давать в конце урока (иногда в начале) каждому
ученику поурочную карточку. В ней есть опорный конспект, в котором в свернутом
виде изложена вся информация, выданная учителем.
После объяснения материала всему классу показывается крупно написанный
опорный конспект. Он может быть изображен цветными мелками на доске и
предварительно закрыт шторкой; записан на оборотной стороне поворачивающейся
доски; выполнен на кодоленте цветными фломастерами или на отдельном большом
плакате.
Учитель вторично быстро и четко, используя рисунки на опорном конспекте,
повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2-3 мин при
максимальном внимание класса.
Ученик при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный
учителем. Он может связать непонимание отдельных моментов с конкретным словом,
рисунком и тут же или на следующем уроке спросить у учителя. Ему сразу видно, что
он должен запомнить на данной теме.
Главное в процессе изложения нового материала – добиться, чтобы каждый ученик
разобрался в каждой части конспекта, чтобы не оставалось «темных пятен». Над этим
учитель работает и на последующих уроках. Моя многолетняя практика показала, что
если ученик не учит материал, а зубрит конспект, то на следующем уроке,
воспроизводя конспект, он делает массу смысловых ошибок, особенно в рисунках.
Именно поэтому следует добиваться понимания материала каждым учеником.
Организация групповой и парной работы на уроке
При контроле знаний, решение качественных или количественных задач, во время
выполнения лабораторных работ, работ физического практикума и на других этапах
урока я широко использую групповую или парную организацию работы учеников, так
как считаю, что при выполнение работы такого рода ребята должны разговаривать,
контактировать, консультироваться друг с другом.
Кроме того, я рекомендую ребятам разделиться на группы по 4 человека. Выбрать
одного старшего в группе (я его называю «кэп» - капитан). Группа занимает две
соседние парты. «Кэп» обычно сидит на второй парте .
В группе проводится контроль выполнения домашнего задания, под руководством
«кэпа» ребята решают задачи, выполняют лабораторные работы и другие задания
учителя.
Одновременно выбирается один старший ученик в классе, чаще всего ученик,
лучше других разбирающийся в физике. Его ребята называют «шеф». Он
координирует работу «кэпов», по заданию учителя следит за подготовкой класса к
уроку, привлекает ребят к подготовке к уроку приборов, демонстраций, организует
консультации для слабых или пропустивших занятий ребят, проводит другую
организационную работу в классе, связанную с изучение физики.
Коллективное решение качественных задач.
При решении качественных задач вырабатывается видение физических законов и
умение их применять на практике. Эту работу я организую следующим образом.
Каждый высказывает свое мнение и настаивает на своем мнении. Но к концу спора (а
ответ на вопрос должен занимать не более 1 минуты) пара или группа должны
принять определенное решение и очень кратко ( в 2-3 словах) зафиксировать его
письменно на черновике.
После того как ученики приняли определенное решение, задача разбирается
подобно в классе. Дается четкий однозначный ответ и его объяснение (желательно
подбирать именно такие задачи).
Если у учеников было правильное решение, они «берут себе» за задачу один балл.
Затем разбирается следующая задача и вновь коллективное решение, обсуждение и
оценивание.
Иногда учитель позволяет ученикам взять себе полбалла, если задача решена
правильно, но не достаточно четко объяснена.
Так обычно решается 5 качественных задач. Если задачи сложные, и многие ребята
почти не набрали баллов, он дает одну - две дополнительные задачи. Главное в такой
работе не оценка, а активное участие всех учащихся класса. Практика показывает, что
в эту работу охотно включается ребята, которые из-за математических способностей
испытывают затруднения при решении количественных задач.
Система упражнений и работа с ними
Выполнение упражнений- это один из элементов технологии поэлементного
обучения решению задач, который используется в работе.
Очень важно, чтобы большинство заданий упражнения все ребята (даже наиболее
слабые) выполняли самостоятельно. Только так можно выработать нужные навыки и
умения.
Поэтому последовательность действий учителя и учащихся здесь такая. Первые
задания упражнений учитель выполняет на доске сам (это образец для учеников).
Ребята не спеша делают записи в тетрадях вслед за учителем.
Затем учитель, привлекая к работе учащихся, выполняет последующие задания
также на доске. После этого доску закрывают шторкой, а ученики самостоятельно,
без помощи учителя, в классе или дома.
Остановимся на одной сложности. Более способные учащиеся, быстро схватывая
идею, сразу же начинают решать все упражнения самостоятельно и быстрее
переходят непосредственно к решению задач. Для этих ребят должны быть
приготовлены специальные задачи. Можно использовать пособия для поступающих в
вузы или задачники с задачами повышенной сложности.
Другие ребята (слабые, а иногда и средний способностей) не сразу понимают, что и
как они должны делать, медленно ориентируются в ситуации. Здесь поступаю так.
Если обнаруживаю, что несколько ребят не могут выполнить задания, написанные на
доске, спокойно еще раз их объясняю.
Технология поэлементного обучения решению задач.
Перед тем как решать задачи, ребята учатся выполнять ее отдельные элементы. Для
этого я подбираю специальные упражнения ил использую отдельные элементы
обычных задач из задачника.
Дальнейшая последовательность действий учителя подобна той, которая описана
при выполнении упражнений.
Давая алгоритм решения задач, учитель сопровождает его примером, образцом
решения задач.
На следующем уроке учитель решает для образца еще 2-3 задачи, но ребята уже
ничего не записывают
Слабые ученики и некоторые ребята средних способностей, решив первую задачу,
могут не справиться с решение второй. Они уже забыли , что надо делать.
В этот период очень полезно организовать взаимопомощь в парах или группах.
Использовать можно различные методические приемы. Например, целесообразно
давать отдельные задания на пару учеников или на группу из четырех человек и
устраивать соревнования, кто быстрее и больше решит задачи.
Ученики выполняют задачи самостоятельно. Но решают ее не в тетради, а на
отдельных листочках каждую и по одной дают учителя на проверку. Если задача
решена верно, учитель ее откладывает в сторону, если нет – показывает ошибочную и
способ ее устранения.
Если при такой методике работы не успеваю сам проверять все решения и
одновременно давать консультации, то могу в качестве помощников использовать
одного-двух учеников, которые уже выполнили все задания и их работа проверена
Система оценивания и блочный контроль знаний
В своей системе оценивания знаний я исхожу из того, что на каждом уроке работа
каждого ученика должна быть оценена. Главные оценки ученик получает в конце
изучения темы путем взаимоконтроля и выполнив контрольную и зачетную работу.
Оценка должна быть объективной, иначе ученик будет введен в заблуждение
относительно уровня своих знаний.
Поэтому особенно правильно провести заключительный контроль знаний после
изучения темы.
простейший способ проведения такого урока состоит в следующем: учителя по
желанию вызывают группу ребят (10-12 человек) и опрашивает подряд, то на этот
вопрос отвечает другой ученик. Таким образом, каждый ученик отвечает на 5-6
вопросов.
Отдельные вопросы могут быть разбиты на 2-3 подвопроса. Если по ходу ответа
нужны рисунки, выводы, их заранее подготавливает у доски каждый
отвечающий.Через 15-20 мин опрос заканчивается, и ребята получают оценки. Если
ученик не знает ответа на 2-3 вопроса, он с взаимоконтроля снимается, как
неподготовленный к нему. (Он будет отвечать уже во внеурочное время. Но без сдачи
взаимоконтроля ученик не может получить положительную оценку по теме.)
Во время опроса первой группы все остальные ученики внимательно слушают.
После того как учащиеся первой группы закончили отвечать (а в ней всегда самые
сильные ученики), они садятся на место и выполняют отдельное задание (решают
задачи).В это время вызывает вторая группа, она может быть более многочисленной.
И ребята из этой группы отвечают на вопросы учителя до конца урока и получают
соответствующие оценки.
Возможен взаимоконтроль одновременно всего класса. Учитель при такой форме
взаимоконтроля никого не вызывает к доске. Ученики сидят за партами и, не вставая,
отвечают на вопросы учителя. Чтобы задать больше вопросов каждому ученику,
учитель иногда освобождает от взаимоконтроля лучших учеников. Это является для
них хорошим стимулом в работе. При это и другие ученики стремятся учиться так,
чтобы их освободили от следующего взаимоконтроля.
На уроке, предшествующем взаимоконтролю, или на следующем уроке после него
проводится контрольная работа. На ней практические навыки и умения ребят
проверяются в основном на решении качественных и количественных задач.
После проведения взаимоконтроля и контрольной работы ученик получает оценку
за знание всей темы. Может оказаться, что у какого-то ученика оценки за
взаимоконтроль и контрольную работу отличаются друг от друга. Тогда приходится
учитывать и текущие оценки.
Открытый учет знаний
Оценки, полученные учеником, я делаю открытыми для всех. С этой целью ведется
ведомость открытого учета знаний (таблица оценок или просто таблица). В таблицу
заносят все оценки, полученные учениками: и оценки, выставленные учителем, и
взаимооценки, и самооценки.
Ставя оценку самому себе на каждом уроке, ученик всегда знает, на каком уровне
знаний он сегодня находится, какой материал знает недостаточно и что он должен
серьезно доработать при подготовке к заключительному контролю.
Большую роль играет ведомость открытого учета в соотнесении учеником своих
успехов с успехами ребят всего класса. Все оценки ребята налицо – смотри,
сравнивай.
Систематический контроль знаний по каждой теме, система заключительного
контроля знаний, открыт учет знаний – все эти приемы значительно повышают
ответственность ребят за результаты учебного труда, способствуют получению
учениками глубоких и прочих знаний.
Работая по технологии с сентября 2002 года, я сам овладевал всеми приемами
работы и только почувствовав весь материал, всю систему работы смог в
последующие годы построить свою систему, максимально используя все, что
понравилась в данной методике Шаталова В. Ф. и А. М. Хайта. Конечно первые года
учился сам и высоких результатов не ожидал; и вместе со мной учились и ребята так
как данная система была для них открытием, но уже к концу года я заметил
изменения отношений детей к учебе. А результата работ можно оценить сравнивая
успеваемость по годам.
Прогрессивный рост успеваемости благодаря дидактическим и воспитательным
возможностям блочной системы наблюдается.
Наряду с положительным моментом есть определенные трудности связанные
объективными и субъективными причинами.
1.
Необходимо напечатать опорные конспекты на каждого ученика, приобрести в
книжных магазинах нет возможности и они еще не разработанных.
2.
Необходимо подготовить по всем темам ОК для демонстрации и упражнения
практические к ним. Можно использовать кодопозитивы, но их трудно делать в
цвете.
3.
Наряду с эти проблемами необходимо подготовить физический кабинет, дальше
в рабочем состояние должны быть графопроектор и диопроектор.
4.
Нужно вести особую тетрадь с планами уроков, а также здесь фиксировать, что
удалось на уроке, чего нужно изменить, т. е. дополнительно нужно работать с
отстающими учащимися.
5.
Но главная задача – это подготовить ко всей этой работе учащихся, убедить их в
необходимости именно плодотворности такой методике, доказать что учится
интересно, нужно, от этого можно получить радость.
На первых уроках сообщая ученикам, что им предстоит научиться.
1.
Переписывать опорные конспект в тетрадь.
Успеваемость учащихся по годам
2000-01 2001-02 2002-03 2003-04 2004-05 2005-06 2006-07 2007-08 2008-09
100%
98%
95%
92%
90%
88%
86%
2.
Работая над опорными конспектами используя учебники и дополнительную
литературу.
3.
Переписывать все задачи решенные на уроке и выполнять домашние задания.
4.
пользуясь вопросами взаимоконтроля и самоконтроля проверять свою
готовность к зачету.
5.
Рассказывать друг другу по опорному конспекту пройденный материал и
справедливо оценить ответы друг друга.
6.
Уметь составлять небольшой рассказ по рисунку.
7.
Писать по памяти опорные конспекты.
8.
Слушать учителя внимательно, выявлять непонятные места и задавать вопросы
учителю.
9.
Активно участвовать в работе группы, а также при решение задач.
10. Отвечать при фронтальном опросе, слушать ответ учителя и оценивать ответ
товарища.
Предвидеть все трудности практически не возможно. Конечно в начале значительно
прибавляется работа, повышается активность на уроке. Приходится проверять
конспекты и задачи после каждого урока, повышается требовательность и контроль.
Это и много другое в первых парах не улучшает успеваемость, а ухудшает. Но
снижение успеваемости временное явления.
Дело в том , что при обычных формах работы не систематически контролируется
знание ребят и фактически их не желание учится.
При усилении контроля это сразу же проявляется, но через 2-3 месяца положение
изменяется в лучшую сторону, о чем говорят срезы, результаты контрольных работ, в
работу включаются большинство учащихся.
Результаты самостоятельных, срезных и контрольных работ
2008-2009 год в группах 1 курса
езультаты самостоятельных, срезных и контрольных работ
2008-2009 год в группах 1 курса
5
4
3
2
средний балл
вводный с.р. к.р 1 срез Т1 Т2 с.р. к.р.2 Т3 Т4 Т 5 к.р.3 Т6
тест
Виды работ
5
4
3
2
средний балл
вводный Т1 Т2 срез Т3 к.р1 с.р Т4 Т5 к.р.2 Т6 с.р. Т7
тест
Виды работ