Напоминание

Важность здорового образа жизни для младших школьников


Автор: Баракова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чернопенская СОШ"
Населённый пункт: п.Сухоногово
Наименование материала: Статья
Тема: Важность здорового образа жизни для младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ "Чернопенская СОШ"

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Важность здорового образа жизни для

младших школьников

тема

Автор:

учитель начальных классов

Баракова Мария Николаевна

п.Сухоногово 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ.....

1.1. Понятие и компоненты здорового образа жизни у младших

школьников.........................................................................................................

1.2. Психофизиологические особенности младших школьников и их

влияние на формирование ЗОЖ........................................................................

1.3. Современные педагогические подходы к формированию ЗОЖ в

начальной школе.................................................................................................

ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ..................

2.1. Роль семьи и образовательной среды в формировании привычек

ЗОЖ......................................................................................................................

2.2. Мотивационные аспекты приобщения младших школьников к ЗОЖ

..............................................................................................................................

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ЗОЖ

.................................................................................................................................

3.1. Интеграция физической активности в учебный и внеурочный

процесс................................................................................................................

3.2. Организация рационального питания в школе и семье.................

3.3. Формирование режима дня и психоэмоционального благополучия

..............................................................................................................................

3.4. Методы оценки эффективности внедрения программ ЗОЖ.........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тревожной статистикой роста

детского ожирения, гиподинамии и психосоматических расстройств среди

младших

школьников.

Современные

вызовы,

включая

трансформацию

пищевых привычек семей, повышенные учебные нагрузки и недостаточную

компенсацию двигательной активности, усугубляют данную проблему. Эти

тенденции требуют научно обоснованных решений в рамках реализации

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего образования (ФГОС НОО), что и определяет значимость проводимого

исследования.

Ключевая

проблема

заключается

в

недостаточной

эффективности

традиционных школьных подходов к формированию здорового образа жизни.

Она

проявляется

в

низкой

мотивации

учащихся

младших

классов,

фрагментарности профилактических мероприятий и игнорировании возрастных

психофизиологических особенностей детей 7-10 лет. Указанные недостатки

снижают результативность усилий образовательных учреждений по привитию

устойчивых здоровьесберегающих привычек.

Целью

работы

выступает

выявление

и

систематизация

ключевых

социально-педагогических

факторов,

обеспечивающих

формирование

устойчивых привычек здорового образа жизни. Для этого предлагается

создание комплексной системы, интегрирующей физическое воспитание,

рациональное питание и психоэмоциональное развитие в образовательную

среду начальной школы. Реализация такой системы направлена на преодоление

выявленных проблемных аспектов.

Исследование решает три взаимосвязанные задачи: во-первых, анализ

современных научных подходов к формированию ЗОЖ с выделением

эффективных методик; во-вторых, определение детерминант успешности

внедрения здоровьесберегающих практик в учебный процесс; в-третьих,

3

разработка практических рекомендаций по интеграции компонентов ЗОЖ

(физическая активность, питание, режим дня) в учебную и внеурочную

деятельность младших школьников.

4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

1.1. Понятие и компоненты здорового образа жизни у младших

школьников

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) для младших школьников представляет

собой комплекс взаимосвязанных элементов, направленных на поддержание

оптимального физического и психоэмоционального состояния. Ключевыми

составляющими

этого

комплекса

являются

рациональное

питание,

дозированная физическая активность, а также строгое соблюдение режима дня.

Эти компоненты формируют основу для гармоничного развития организма

ребенка. Помимо перечисленного, важную роль играют гигиенические нормы,

которые включают личную гигиену и соблюдение санитарных правил в

окружающей среде. Совокупность этих структурных элементов обеспечивает

не только профилактику заболеваний, но и способствует формированию

устойчивых привычек, необходимых для полноценной жизнедеятельности в

будущем. Таким образом, ЗОЖ в младшем школьном возрасте охватывает

широкий спектр поведенческих и режимных аспектов.

Специфика формирования ЗОЖ у младших школьников определяется

значительными изменениями в их социальной роли и ведущей деятельности.

Как отмечают исследователи, «Младший школьный возраст является одним из

самых важных и переломных этапов в жизни человека. Маленький человек

приобретает новый социальный статус – статус школьника, и у него

появляются общественно значимые обязанности. В этот период закладываются

основы дальнейшего развития человека, формируется личность школьника [4,

c.2]». Этот переход от преимущественно игровой к учебной деятельности

требует адаптации поведенческих паттернов, включая формирование новых

привычек, связанных со здоровьем.

Школа играет ключевую институциональную роль в формировании

здорового образа жизни у младших школьников. Эта роль проявляется в

5

систематизации

знаний

о

здоровье

и

создании

поддерживающей

инфраструктуры. «Стоит отметить, что проблема формирования здорового

образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном

образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в

качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и

укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности

образовательного учреждения [1,

c.1]». Таким образом, образовательные

учреждения несут ответственность за внедрение и поддержание принципов

ЗОЖ.

1.2. Психофизиологические особенности младших школьников и их

влияние на формирование ЗОЖ

В младшем школьном возрасте отмечается незавершенность развития

префронтальной

коры

головного

мозга,

что

определяет

преобладание

наглядного мышления. Это обусловливает необходимость использования

визуализации

при

формировании

здоровьесберегающих

практик.

Для

эффективного

усвоения

информации

о

здоровом

образе

жизни

важно

представлять ее в доступной и наглядной форме, используя схемы, рисунки и

демонстрации.

Период младшего школьного возраста характеризуется интенсивным

ростом опорно-двигательного аппарата, что требует особого внимания к

формированию правильной осанки. Неправильное распределение нагрузок или

длительное пребывание в неудобной позе может привести к нарушениям

развития скелета. Поэтому дозирование статических нагрузок и регулярные

физические упражнения играют ключевую роль в профилактике сколиоза и

других ортопедических проблем. Цитата «При выборе стратегии развития

культуры здоровья в начальной школе важно учитывать психологические и

психофизиологические особенности возраста, особенно детей, и, конечно же,

опираться на зону реального развития [1, c.3]» подчеркивает значимость учета

этих физиологических особенностей.

6

Лабильность вегетативной нервной системы младших школьников

обусловливает их повышенную утомляемость и чувствительность к стрессам.

Это делает ритмичную организацию учебного дня критически важной для

поддержания здоровья и работоспособности. Чередование умственной и

физической активности, а также достаточный отдых, являются основой для

профилактики

переутомления

и

сохранения

психоэмоционального

благополучия.

1.3. Современные педагогические подходы к формированию ЗОЖ в

начальной школе

В контексте формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших

школьников игрофикация выступает как ключевой метод, способствующий

развитию

мотивации.

Применение

сюжетно-ролевых

игр

и

квестовых

технологий позволяет создать увлекательную среду для освоения принципов

ЗОЖ. «Игровая технология позволила создавать нестандартные условия, где

ученик может показать умения анализировать, обобщать, систематизировать,

прогнозировать. Своеобразный педагогический парадокс игры заключается в

том, что ученик совершает желаемое, но в игре он учится подчиняться заранее

принятым условиям, правилам, логике. Это не забава, не удовольствие ради

удовольствия, а вид преобразующей творческой деятельности [5, c.189]». Такой

подход трансформирует обучение в активный и значимый процесс, где дети не

просто усваивают информацию, но и применяют ее на практике.

Интеграция

здоровьесберегающих

знаний

в

предметное

обучение

является эффективным способом формирования ЗОЖ в начальной школе.

Дисциплины, такие как «Окружающий мир», «Физическая культура» и

«Технология», предоставляют широкие возможности для этого. В рамках этих

предметов младшие школьники могут изучать основы правильного питания,

гигиены и физической активности, что способствует формированию целостного

представления о здоровом образе жизни. Такой подход позволяет органично

7

вписывать аспекты ЗОЖ в учебный процесс, делая их неотъемлемой частью

образовательной программы.

Практико-ориентированные

методы

играют

важную

роль

в

формировании ЗОЖ, обеспечивая непосредственное применение знаний.

Проведение мастер-классов по приготовлению здоровых блюд позволяет детям

освоить навыки правильного питания в интерактивной форме. Включение

динамических пауз в учебный процесс способствует поддержанию физической

активности

и

снижению

утомляемости.

Проектная

деятельность,

ориентированная на изучение и пропаганду ЗОЖ, развивает исследовательские

навыки и формирует ответственное отношение к своему здоровью.

Партисипаторный

подход,

предполагающий

активное

вовлечение

родителей, является ключевым для разработки индивидуальных траекторий

ЗОЖ. Совместные усилия семьи и школы создают единую систему поддержки

и мотивации для ребенка. «Таким образом, при развитии интереса к физической

культуре и спорту в младшем школьном возрасте необходимы совместные

усилия классного руководителя, учителя физической культуры и, конечно,

родителей

ребенка

[4,

c.3]».

Это

обеспечивает

преемственность

в

формировании здоровых привычек и закрепляет их в повседневной жизни

младших школьников.

8

ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ

2.1. Роль семьи и образовательной среды в формировании привычек

ЗОЖ

Родители выступают ключевыми агентами социализации в формировании

основ здорового образа жизни у младших школьников. Их поведенческие

модели и повседневные практики становятся образцом для подражания,

закладывая фундамент гигиенических навыков и пищевых предпочтений. Как

отмечается в исследовании, «родители являются для ребенка самыми важными

людьми, и именно на их плечи ложится задача воспитать у детей до школы

мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, развить интерес к занятиям

физической

культурой

и

спортом».

Систематическое

демонстрирование

здоровых привычек создает устойчивые поведенческие паттерны у детей.

Эффективность

формирования

здоровьесберегающих

установок

достигается при условии согласованной работы семьи и образовательного

учреждения. Единые требования к режиму дня, питанию и физической

активности

обеспечивают

преемственность

воспитательных

воздействий.

Необходимость такого подхода подтверждается тезисом: «Таким образом, при

развитии интереса к физической культуре и спорту в младшем школьном

возрасте необходимы совместные усилия классного руководителя, учителя

физической культуры и, конечно, родителей ребенка». Синхронизация усилий

предотвращает формирование двойных стандартов в сознании ребенка.

Образовательная среда должна создавать объективные условия для

практической

реализации

принципов

здорового

образа

жизни.

Это

предполагает наличие соответствующей инфраструктуры: спортивных залов,

оборудованных площадок для подвижных игр, комнат психологической

разгрузки. Рациональная организация пространства способствует повышению

двигательной

активности

и

снижению

гиподинамии

среди

учащихся.

Оптимальное

использование

имеющихся

ресурсов

является

важным

9

компонентом здоровьесозидающей политики школы. Режимные аспекты

включают регламентацию учебной нагрузки, чередование занятий и отдыха, а

также организацию горячего питания. Соблюдение норм продолжительности

уроков и перемен предотвращает переутомление детей. Систематическое

проведение физкультминуток и динамических пауз компенсирует статическую

нагрузку.

Рационально

организованный

распорядок

дня

способствует

поддержанию

работоспособности

и

снижению

стрессовых

факторов

в

образовательном процессе.

2.2. Мотивационные аспекты приобщения младших школьников к

ЗОЖ

Мотивация младших школьников к здоровому образу жизни (ЗОЖ)

играет ключевую роль в формировании устойчивых привычек. В этом

контексте

игровые

технологии

выступают

как

мощный

инструмент,

способствующий

формированию

позитивного

отношения

к

физической

активности и здоровому поведению. Они позволяют трансформировать процесс

обучения и приобщения к ЗОЖ в увлекательную и доступную для детей

деятельность. Подвижные игры и игровая форма занятий являются наиболее

эффективным средством привития интереса к физической культуре и спорту.

Согласно источнику [4,

c.4], «наиболее эффективным средством привития

младшим школьникам интереса к физической культуре и спорту являются

разнообразные подвижные игры». Это подчеркивает важность создания

веселой и непринужденной обстановки, чтобы занятия не были монотонными и

вызывали у детей удовольствие.

Система

немедленного

поощрения

является

важным

элементом

закрепления

поведенческих

паттернов

ЗОЖ

у

младших

школьников.

Поощрение

за

усилия

и

достижения,

даже

небольшие,

способствует

формированию уверенности в себе и стимулирует дальнейшее участие в

здоровых практиках. В данном контексте важно подбирать посильные задания

для ребенка, чтобы он мог испытать успех и развить интерес к спортивным

10

занятиям, как отмечается в источнике [4,

c.4]: «При подборе спортивных

упражнений нужно учитывать возраст ребенка, уровень его физической

подготовленности на основе всего этого подбирать для ребенка посильные

задания, чтобы он почувствовал успех, у него появилась уверенность в себе, и

на основе этого развился интерес к спортивным занятиям».

Развитие осознанного отношения к здоровью у младших школьников

достигается через доступные объяснения причинно-следственных связей.

Важно донести до детей, как их ежедневные действия влияют на самочувствие

и будущие возможности. Понимание того, почему важно правильно питаться

или регулярно заниматься спортом, формирует внутреннюю мотивацию,

которая является более устойчивой, чем внешние стимулы.

11

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ

ЗОЖ

3.1. Интеграция физической активности в учебный и внеурочный

процесс

Интеграция физических упражнений в структуру учебных занятий

является важным элементом компенсации гиподинамии среди младших

школьников.

Разработка

методик,

предусматривающих

короткие

физкультминутки

и

динамические

паузы,

способствует

поддержанию

оптимального уровня активности. Эти методики должны быть адаптированы к

содержанию урока и возрастным особенностям обучающихся, обеспечивая

смену видов деятельности. Такой подход позволяет не только улучшить

физическое состояние детей, но и повысить их концентрацию внимания и

работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Организация подвижных игр и спортивных мероприятий во внеурочное

время играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни младших

школьников. Важно учитывать возрастные особенности детей, предлагая

разнообразные виды активности, способствующие развитию координации,

выносливости и ловкости. Согласно исследованию, «наиболее эффективным

средством привития младшим школьникам интереса к физической культуре и

спорту являются разнообразные подвижные игры. Игровая форма проведения

занятий по физической культуре является основой методики обучения

спортивным играм и упражнениям. Занятие в младшем школьном возрасте

должно проходить в веселой и непринужденной обстановке, не должно быть

монотонным, вызывать скуку, должно проходить как занимательная игра [4,

c.4]».

Это

подчеркивает

необходимость

создания

увлекательной

и

неформальной

среды

для

физической

активности,

что

способствует

формированию позитивного отношения к спорту и физической культуре.

3.2. Организация рационального питания в школе и семье

12

Формирование сбалансированного школьного меню основывается на

строгом соблюдении физиологических потребностей младших школьников в

питательных веществах. Рацион должен включать оптимальное соотношение

белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минералов, необходимых для

роста

и

развития.

Важно

учитывать

суточные

нормы

калорийности,

установленные для данной возрастной группы, и обеспечивать разнообразие

блюд. Регулярный мониторинг и корректировка меню позволяют поддерживать

его соответствие актуальным рекомендациям диетологов.

Методические рекомендации для родителей по организации домашнего

питания включают обучение принципам составления полноценного рациона и

формирование осознанного выбора продуктов. «Организация просветительской

работы с родителями и семьей обучающихся [1,

c.4]» является ключевым

элементом в этом процессе. Необходимо информировать семьи о важности

регулярного приема пищи, сбалансированности блюд и ограничении продуктов

с высоким содержанием сахара и жиров. Совместное планирование меню и

вовлечение детей в процесс приготовления пищи способствуют закреплению

здоровых пищевых привычек.

3.3. Формирование режима дня и психоэмоционального

благополучия

Формирование режима дня является ключевым аспектом в обеспечении

здорового образа жизни младших школьников, поскольку оно напрямую влияет

на их физическое и психоэмоциональное состояние. Научно обоснованное

распределение периодов активности, отдыха и сна для младших школьников

способствует оптимизации учебной деятельности и общего развития. Исходя из

этого, «При выборе стратегии развития культуры здоровья в начальной школе

важно учитывать психологические и психофизиологические особенности

возраста, особенно детей, и, конечно же, опираться на зону реального

развития» [1, c.3].

13

Создание

эмоционально

комфортной

среды

в

образовательном

учреждении

и

семье

является

неотъемлемой

частью

формирования

психоэмоционального

благополучия

младших

школьников.

Применение

психолого-педагогических приёмов, таких как позитивное подкрепление,

индивидуальный подход и развитие коммуникативных навыков, способствует

снижению

стресса

и

повышению

самооценки.

Взаимодействие

между

педагогами и родителями, направленное на поддержание единых принципов

воспитания, также играет важную роль в формировании стабильной и

благоприятной эмоциональной атмосферы.

3.4. Методы оценки эффективности внедрения программ ЗОЖ

Оценка эффективности программ здорового образа жизни у младших

школьников включает отслеживание количественных показателей физического

развития и состояния здоровья. Регулярные измерения антропометрических

данных

и

функциональных

проб

позволяют

объективно

зафиксировать

динамику изменений. Сравнение результатов медицинских осмотров до и после

внедрения программы демонстрирует ее влияние на физическое состояние

учащихся. Мониторинг таких параметров как индекс массы тела, жизненная

емкость легких и мышечная сила дает возможность оценить результативность

физической активности.

Качественные методы исследования направлены на анализ поведенческих

изменений и формирования ценностного отношения к здоровью. Наблюдение

за

повседневными

привычками

и

анкетирование

выявляют

уровень

осознанности и мотивации учащихся. При сравнении материалов первого и

повторного анкетирования выяснилось, что ведущие мотивы сохранили

преобладание над другими, в частности: «Чтобы быть здоровыми» – с 55%

увеличилось до 74%; «Стать сильными и умелыми» – с 55% до 65%; «Потому

что, урок проходит весело» – с 46% до 47%; «Стать красивыми и стройными» –

с 34% до 35% [4, c.8]. Эти данные отражают положительную динамику в

формировании устойчивых установок на здоровый образ жизни.

14

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтверждает, что формирование здорового

образа

жизни

у

младших

школьников

требует

комплексной

системы,

объединяющей

физическое

воспитание,

рациональное

питание

и

психоэмоциональное

развитие.

Учет

возрастных

психофизиологических

особенностей детей 7-10 лет, выявленных в теоретическом анализе, является

ключевым условием эффективности. Данный подход позволяет преодолеть

недостатки традиционных методов, такие как низкая мотивация и отсутствие

системности, что соответствует поставленной цели исследования.

Анализ факторов успешности показал, что устойчивые привычки ЗОЖ

формируются при взаимодополнении семейного воспитания и образовательной

среды. Развитие внутренней мотивации через игровые методики и позитивное

подкрепление, как установлено во второй главе, повышает вовлеченность

детей. Это решает проблему низкой активности и обеспечивает системное

внедрение практик, отвечая на вторую задачу работы.

Разработанные

рекомендации

предоставляют

школам

конкретные

инструменты для интеграции компонентов ЗОЖ в учебную и внеурочную

деятельность. Они включают методики повышения физической активности,

принципы

организации

здорового

питания

и

алгоритмы

формирования

сбалансированного режима дня. Данные меры, основанные на теоретических

выводах и анализе факторов, реализуют третью задачу исследования.

Внедрение предложенного подхода в рамках ФГОС НОО направлено на

снижение рисков детского ожирения, гиподинамии и психосоматических

расстройств, что подтверждает актуальность исследования. Формирование

устойчивых здоровых привычек у младших школьников демонстрирует

научную и социальную значимость работы для современной образовательной

политики, отвечая на изначальную цель и проблему.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Е.

Е.

Ляксо,

А.

Д.

Ноздрачев,

Л.

В.

Соколова

ВОЗРАСТНАЯ

ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. — Москва: Юрайт, 2016.

2.

Колбанов В.В. Методология формирования здорового образа жизни в

образовательных учреждениях // Современные проблемы формирования

и укрепления здоровья: Сб. научных статей Международной научно-

практич. конф. — Брест, 2013. — С. 186–190.

3.

Колиушко Артема Анатольевича РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА: автореферат (44.03.01 «Педагогическое образование»). —

Балашов,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Балашовский институт (филиал), 2016.

4.

Оганнисян

Диана

Арменовна

Психолого-педагогические

условия

формирования здорового и безопасного образа жизни детей младшего

школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. —

№2. — С. 1–8.

5.

Шибкова

Д.З.,

Ефимова

Н.В.,

Шевцов

А.В.

Критерии

оценки

психофизиологической адаптации школьников из разных регионов

России

к

факторам

образовательной

среды

//

Психология.

Психофизиология. — 2024. — №2. — С. 100–116.

17



В раздел образования