Автор: Баракова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чернопенская СОШ"
Населённый пункт: п.Сухоногово
Наименование материала: Статья
Тема: Важность здорового образа жизни для младших школьников
Раздел: начальное образование
МБОУ "Чернопенская СОШ"
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Важность здорового образа жизни для
младших школьников
тема
Автор:
учитель начальных классов
Баракова Мария Николаевна
п.Сухоногово 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ.....
1.1. Понятие и компоненты здорового образа жизни у младших
школьников.........................................................................................................
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников и их
влияние на формирование ЗОЖ........................................................................
1.3. Современные педагогические подходы к формированию ЗОЖ в
начальной школе.................................................................................................
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ..................
2.1. Роль семьи и образовательной среды в формировании привычек
ЗОЖ......................................................................................................................
2.2. Мотивационные аспекты приобщения младших школьников к ЗОЖ
..............................................................................................................................
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ЗОЖ
.................................................................................................................................
3.1. Интеграция физической активности в учебный и внеурочный
процесс................................................................................................................
3.2. Организация рационального питания в школе и семье.................
3.3. Формирование режима дня и психоэмоционального благополучия
..............................................................................................................................
3.4. Методы оценки эффективности внедрения программ ЗОЖ.........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тревожной статистикой роста
детского ожирения, гиподинамии и психосоматических расстройств среди
младших
школьников.
Современные
вызовы,
включая
трансформацию
пищевых привычек семей, повышенные учебные нагрузки и недостаточную
компенсацию двигательной активности, усугубляют данную проблему. Эти
тенденции требуют научно обоснованных решений в рамках реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования (ФГОС НОО), что и определяет значимость проводимого
исследования.
Ключевая
проблема
заключается
в
недостаточной
эффективности
традиционных школьных подходов к формированию здорового образа жизни.
Она
проявляется
в
низкой
мотивации
учащихся
младших
классов,
фрагментарности профилактических мероприятий и игнорировании возрастных
психофизиологических особенностей детей 7-10 лет. Указанные недостатки
снижают результативность усилий образовательных учреждений по привитию
устойчивых здоровьесберегающих привычек.
Целью
работы
выступает
выявление
и
систематизация
ключевых
социально-педагогических
факторов,
обеспечивающих
формирование
устойчивых привычек здорового образа жизни. Для этого предлагается
создание комплексной системы, интегрирующей физическое воспитание,
рациональное питание и психоэмоциональное развитие в образовательную
среду начальной школы. Реализация такой системы направлена на преодоление
выявленных проблемных аспектов.
Исследование решает три взаимосвязанные задачи: во-первых, анализ
современных научных подходов к формированию ЗОЖ с выделением
эффективных методик; во-вторых, определение детерминант успешности
внедрения здоровьесберегающих практик в учебный процесс; в-третьих,
3
разработка практических рекомендаций по интеграции компонентов ЗОЖ
(физическая активность, питание, режим дня) в учебную и внеурочную
деятельность младших школьников.
4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ
1.1. Понятие и компоненты здорового образа жизни у младших
школьников
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) для младших школьников представляет
собой комплекс взаимосвязанных элементов, направленных на поддержание
оптимального физического и психоэмоционального состояния. Ключевыми
составляющими
этого
комплекса
являются
рациональное
питание,
дозированная физическая активность, а также строгое соблюдение режима дня.
Эти компоненты формируют основу для гармоничного развития организма
ребенка. Помимо перечисленного, важную роль играют гигиенические нормы,
которые включают личную гигиену и соблюдение санитарных правил в
окружающей среде. Совокупность этих структурных элементов обеспечивает
не только профилактику заболеваний, но и способствует формированию
устойчивых привычек, необходимых для полноценной жизнедеятельности в
будущем. Таким образом, ЗОЖ в младшем школьном возрасте охватывает
широкий спектр поведенческих и режимных аспектов.
Специфика формирования ЗОЖ у младших школьников определяется
значительными изменениями в их социальной роли и ведущей деятельности.
Как отмечают исследователи, «Младший школьный возраст является одним из
самых важных и переломных этапов в жизни человека. Маленький человек
приобретает новый социальный статус – статус школьника, и у него
появляются общественно значимые обязанности. В этот период закладываются
основы дальнейшего развития человека, формируется личность школьника [4,
c.2]». Этот переход от преимущественно игровой к учебной деятельности
требует адаптации поведенческих паттернов, включая формирование новых
привычек, связанных со здоровьем.
Школа играет ключевую институциональную роль в формировании
здорового образа жизни у младших школьников. Эта роль проявляется в
5
систематизации
знаний
о
здоровье
и
создании
поддерживающей
инфраструктуры. «Стоит отметить, что проблема формирования здорового
образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном
образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в
качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и
укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности
образовательного учреждения [1,
c.1]». Таким образом, образовательные
учреждения несут ответственность за внедрение и поддержание принципов
ЗОЖ.
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников и их
влияние на формирование ЗОЖ
В младшем школьном возрасте отмечается незавершенность развития
префронтальной
коры
головного
мозга,
что
определяет
преобладание
наглядного мышления. Это обусловливает необходимость использования
визуализации
при
формировании
здоровьесберегающих
практик.
Для
эффективного
усвоения
информации
о
здоровом
образе
жизни
важно
представлять ее в доступной и наглядной форме, используя схемы, рисунки и
демонстрации.
Период младшего школьного возраста характеризуется интенсивным
ростом опорно-двигательного аппарата, что требует особого внимания к
формированию правильной осанки. Неправильное распределение нагрузок или
длительное пребывание в неудобной позе может привести к нарушениям
развития скелета. Поэтому дозирование статических нагрузок и регулярные
физические упражнения играют ключевую роль в профилактике сколиоза и
других ортопедических проблем. Цитата «При выборе стратегии развития
культуры здоровья в начальной школе важно учитывать психологические и
психофизиологические особенности возраста, особенно детей, и, конечно же,
опираться на зону реального развития [1, c.3]» подчеркивает значимость учета
этих физиологических особенностей.
6
Лабильность вегетативной нервной системы младших школьников
обусловливает их повышенную утомляемость и чувствительность к стрессам.
Это делает ритмичную организацию учебного дня критически важной для
поддержания здоровья и работоспособности. Чередование умственной и
физической активности, а также достаточный отдых, являются основой для
профилактики
переутомления
и
сохранения
психоэмоционального
благополучия.
1.3. Современные педагогические подходы к формированию ЗОЖ в
начальной школе
В контексте формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших
школьников игрофикация выступает как ключевой метод, способствующий
развитию
мотивации.
Применение
сюжетно-ролевых
игр
и
квестовых
технологий позволяет создать увлекательную среду для освоения принципов
ЗОЖ. «Игровая технология позволила создавать нестандартные условия, где
ученик может показать умения анализировать, обобщать, систематизировать,
прогнозировать. Своеобразный педагогический парадокс игры заключается в
том, что ученик совершает желаемое, но в игре он учится подчиняться заранее
принятым условиям, правилам, логике. Это не забава, не удовольствие ради
удовольствия, а вид преобразующей творческой деятельности [5, c.189]». Такой
подход трансформирует обучение в активный и значимый процесс, где дети не
просто усваивают информацию, но и применяют ее на практике.
Интеграция
здоровьесберегающих
знаний
в
предметное
обучение
является эффективным способом формирования ЗОЖ в начальной школе.
Дисциплины, такие как «Окружающий мир», «Физическая культура» и
«Технология», предоставляют широкие возможности для этого. В рамках этих
предметов младшие школьники могут изучать основы правильного питания,
гигиены и физической активности, что способствует формированию целостного
представления о здоровом образе жизни. Такой подход позволяет органично
7
вписывать аспекты ЗОЖ в учебный процесс, делая их неотъемлемой частью
образовательной программы.
Практико-ориентированные
методы
играют
важную
роль
в
формировании ЗОЖ, обеспечивая непосредственное применение знаний.
Проведение мастер-классов по приготовлению здоровых блюд позволяет детям
освоить навыки правильного питания в интерактивной форме. Включение
динамических пауз в учебный процесс способствует поддержанию физической
активности
и
снижению
утомляемости.
Проектная
деятельность,
ориентированная на изучение и пропаганду ЗОЖ, развивает исследовательские
навыки и формирует ответственное отношение к своему здоровью.
Партисипаторный
подход,
предполагающий
активное
вовлечение
родителей, является ключевым для разработки индивидуальных траекторий
ЗОЖ. Совместные усилия семьи и школы создают единую систему поддержки
и мотивации для ребенка. «Таким образом, при развитии интереса к физической
культуре и спорту в младшем школьном возрасте необходимы совместные
усилия классного руководителя, учителя физической культуры и, конечно,
родителей
ребенка
[4,
c.3]».
Это
обеспечивает
преемственность
в
формировании здоровых привычек и закрепляет их в повседневной жизни
младших школьников.
8
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗОЖ
2.1. Роль семьи и образовательной среды в формировании привычек
ЗОЖ
Родители выступают ключевыми агентами социализации в формировании
основ здорового образа жизни у младших школьников. Их поведенческие
модели и повседневные практики становятся образцом для подражания,
закладывая фундамент гигиенических навыков и пищевых предпочтений. Как
отмечается в исследовании, «родители являются для ребенка самыми важными
людьми, и именно на их плечи ложится задача воспитать у детей до школы
мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, развить интерес к занятиям
физической
культурой
и
спортом».
Систематическое
демонстрирование
здоровых привычек создает устойчивые поведенческие паттерны у детей.
Эффективность
формирования
здоровьесберегающих
установок
достигается при условии согласованной работы семьи и образовательного
учреждения. Единые требования к режиму дня, питанию и физической
активности
обеспечивают
преемственность
воспитательных
воздействий.
Необходимость такого подхода подтверждается тезисом: «Таким образом, при
развитии интереса к физической культуре и спорту в младшем школьном
возрасте необходимы совместные усилия классного руководителя, учителя
физической культуры и, конечно, родителей ребенка». Синхронизация усилий
предотвращает формирование двойных стандартов в сознании ребенка.
Образовательная среда должна создавать объективные условия для
практической
реализации
принципов
здорового
образа
жизни.
Это
предполагает наличие соответствующей инфраструктуры: спортивных залов,
оборудованных площадок для подвижных игр, комнат психологической
разгрузки. Рациональная организация пространства способствует повышению
двигательной
активности
и
снижению
гиподинамии
среди
учащихся.
Оптимальное
использование
имеющихся
ресурсов
является
важным
9
компонентом здоровьесозидающей политики школы. Режимные аспекты
включают регламентацию учебной нагрузки, чередование занятий и отдыха, а
также организацию горячего питания. Соблюдение норм продолжительности
уроков и перемен предотвращает переутомление детей. Систематическое
проведение физкультминуток и динамических пауз компенсирует статическую
нагрузку.
Рационально
организованный
распорядок
дня
способствует
поддержанию
работоспособности
и
снижению
стрессовых
факторов
в
образовательном процессе.
2.2. Мотивационные аспекты приобщения младших школьников к
ЗОЖ
Мотивация младших школьников к здоровому образу жизни (ЗОЖ)
играет ключевую роль в формировании устойчивых привычек. В этом
контексте
игровые
технологии
выступают
как
мощный
инструмент,
способствующий
формированию
позитивного
отношения
к
физической
активности и здоровому поведению. Они позволяют трансформировать процесс
обучения и приобщения к ЗОЖ в увлекательную и доступную для детей
деятельность. Подвижные игры и игровая форма занятий являются наиболее
эффективным средством привития интереса к физической культуре и спорту.
Согласно источнику [4,
c.4], «наиболее эффективным средством привития
младшим школьникам интереса к физической культуре и спорту являются
разнообразные подвижные игры». Это подчеркивает важность создания
веселой и непринужденной обстановки, чтобы занятия не были монотонными и
вызывали у детей удовольствие.
Система
немедленного
поощрения
является
важным
элементом
закрепления
поведенческих
паттернов
ЗОЖ
у
младших
школьников.
Поощрение
за
усилия
и
достижения,
даже
небольшие,
способствует
формированию уверенности в себе и стимулирует дальнейшее участие в
здоровых практиках. В данном контексте важно подбирать посильные задания
для ребенка, чтобы он мог испытать успех и развить интерес к спортивным
10
занятиям, как отмечается в источнике [4,
c.4]: «При подборе спортивных
упражнений нужно учитывать возраст ребенка, уровень его физической
подготовленности на основе всего этого подбирать для ребенка посильные
задания, чтобы он почувствовал успех, у него появилась уверенность в себе, и
на основе этого развился интерес к спортивным занятиям».
Развитие осознанного отношения к здоровью у младших школьников
достигается через доступные объяснения причинно-следственных связей.
Важно донести до детей, как их ежедневные действия влияют на самочувствие
и будущие возможности. Понимание того, почему важно правильно питаться
или регулярно заниматься спортом, формирует внутреннюю мотивацию,
которая является более устойчивой, чем внешние стимулы.
11
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ
ЗОЖ
3.1. Интеграция физической активности в учебный и внеурочный
процесс
Интеграция физических упражнений в структуру учебных занятий
является важным элементом компенсации гиподинамии среди младших
школьников.
Разработка
методик,
предусматривающих
короткие
физкультминутки
и
динамические
паузы,
способствует
поддержанию
оптимального уровня активности. Эти методики должны быть адаптированы к
содержанию урока и возрастным особенностям обучающихся, обеспечивая
смену видов деятельности. Такой подход позволяет не только улучшить
физическое состояние детей, но и повысить их концентрацию внимания и
работоспособность на протяжении всего учебного дня.
Организация подвижных игр и спортивных мероприятий во внеурочное
время играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни младших
школьников. Важно учитывать возрастные особенности детей, предлагая
разнообразные виды активности, способствующие развитию координации,
выносливости и ловкости. Согласно исследованию, «наиболее эффективным
средством привития младшим школьникам интереса к физической культуре и
спорту являются разнообразные подвижные игры. Игровая форма проведения
занятий по физической культуре является основой методики обучения
спортивным играм и упражнениям. Занятие в младшем школьном возрасте
должно проходить в веселой и непринужденной обстановке, не должно быть
монотонным, вызывать скуку, должно проходить как занимательная игра [4,
c.4]».
Это
подчеркивает
необходимость
создания
увлекательной
и
неформальной
среды
для
физической
активности,
что
способствует
формированию позитивного отношения к спорту и физической культуре.
3.2. Организация рационального питания в школе и семье
12
Формирование сбалансированного школьного меню основывается на
строгом соблюдении физиологических потребностей младших школьников в
питательных веществах. Рацион должен включать оптимальное соотношение
белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минералов, необходимых для
роста
и
развития.
Важно
учитывать
суточные
нормы
калорийности,
установленные для данной возрастной группы, и обеспечивать разнообразие
блюд. Регулярный мониторинг и корректировка меню позволяют поддерживать
его соответствие актуальным рекомендациям диетологов.
Методические рекомендации для родителей по организации домашнего
питания включают обучение принципам составления полноценного рациона и
формирование осознанного выбора продуктов. «Организация просветительской
работы с родителями и семьей обучающихся [1,
c.4]» является ключевым
элементом в этом процессе. Необходимо информировать семьи о важности
регулярного приема пищи, сбалансированности блюд и ограничении продуктов
с высоким содержанием сахара и жиров. Совместное планирование меню и
вовлечение детей в процесс приготовления пищи способствуют закреплению
здоровых пищевых привычек.
3.3. Формирование режима дня и психоэмоционального
благополучия
Формирование режима дня является ключевым аспектом в обеспечении
здорового образа жизни младших школьников, поскольку оно напрямую влияет
на их физическое и психоэмоциональное состояние. Научно обоснованное
распределение периодов активности, отдыха и сна для младших школьников
способствует оптимизации учебной деятельности и общего развития. Исходя из
этого, «При выборе стратегии развития культуры здоровья в начальной школе
важно учитывать психологические и психофизиологические особенности
возраста, особенно детей, и, конечно же, опираться на зону реального
развития» [1, c.3].
13
Создание
эмоционально
комфортной
среды
в
образовательном
учреждении
и
семье
является
неотъемлемой
частью
формирования
психоэмоционального
благополучия
младших
школьников.
Применение
психолого-педагогических приёмов, таких как позитивное подкрепление,
индивидуальный подход и развитие коммуникативных навыков, способствует
снижению
стресса
и
повышению
самооценки.
Взаимодействие
между
педагогами и родителями, направленное на поддержание единых принципов
воспитания, также играет важную роль в формировании стабильной и
благоприятной эмоциональной атмосферы.
3.4. Методы оценки эффективности внедрения программ ЗОЖ
Оценка эффективности программ здорового образа жизни у младших
школьников включает отслеживание количественных показателей физического
развития и состояния здоровья. Регулярные измерения антропометрических
данных
и
функциональных
проб
позволяют
объективно
зафиксировать
динамику изменений. Сравнение результатов медицинских осмотров до и после
внедрения программы демонстрирует ее влияние на физическое состояние
учащихся. Мониторинг таких параметров как индекс массы тела, жизненная
емкость легких и мышечная сила дает возможность оценить результативность
физической активности.
Качественные методы исследования направлены на анализ поведенческих
изменений и формирования ценностного отношения к здоровью. Наблюдение
за
повседневными
привычками
и
анкетирование
выявляют
уровень
осознанности и мотивации учащихся. При сравнении материалов первого и
повторного анкетирования выяснилось, что ведущие мотивы сохранили
преобладание над другими, в частности: «Чтобы быть здоровыми» – с 55%
увеличилось до 74%; «Стать сильными и умелыми» – с 55% до 65%; «Потому
что, урок проходит весело» – с 46% до 47%; «Стать красивыми и стройными» –
с 34% до 35% [4, c.8]. Эти данные отражают положительную динамику в
формировании устойчивых установок на здоровый образ жизни.
14
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтверждает, что формирование здорового
образа
жизни
у
младших
школьников
требует
комплексной
системы,
объединяющей
физическое
воспитание,
рациональное
питание
и
психоэмоциональное
развитие.
Учет
возрастных
психофизиологических
особенностей детей 7-10 лет, выявленных в теоретическом анализе, является
ключевым условием эффективности. Данный подход позволяет преодолеть
недостатки традиционных методов, такие как низкая мотивация и отсутствие
системности, что соответствует поставленной цели исследования.
Анализ факторов успешности показал, что устойчивые привычки ЗОЖ
формируются при взаимодополнении семейного воспитания и образовательной
среды. Развитие внутренней мотивации через игровые методики и позитивное
подкрепление, как установлено во второй главе, повышает вовлеченность
детей. Это решает проблему низкой активности и обеспечивает системное
внедрение практик, отвечая на вторую задачу работы.
Разработанные
рекомендации
предоставляют
школам
конкретные
инструменты для интеграции компонентов ЗОЖ в учебную и внеурочную
деятельность. Они включают методики повышения физической активности,
принципы
организации
здорового
питания
и
алгоритмы
формирования
сбалансированного режима дня. Данные меры, основанные на теоретических
выводах и анализе факторов, реализуют третью задачу исследования.
Внедрение предложенного подхода в рамках ФГОС НОО направлено на
снижение рисков детского ожирения, гиподинамии и психосоматических
расстройств, что подтверждает актуальность исследования. Формирование
устойчивых здоровых привычек у младших школьников демонстрирует
научную и социальную значимость работы для современной образовательной
политики, отвечая на изначальную цель и проблему.
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Е.
Е.
Ляксо,
А.
Д.
Ноздрачев,
Л.
В.
Соколова
ВОЗРАСТНАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. — Москва: Юрайт, 2016.
2.
Колбанов В.В. Методология формирования здорового образа жизни в
образовательных учреждениях // Современные проблемы формирования
и укрепления здоровья: Сб. научных статей Международной научно-
практич. конф. — Брест, 2013. — С. 186–190.
3.
Колиушко Артема Анатольевича РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНИЯМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА: автореферат (44.03.01 «Педагогическое образование»). —
Балашов,
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Балашовский институт (филиал), 2016.
4.
Оганнисян
Диана
Арменовна
Психолого-педагогические
условия
формирования здорового и безопасного образа жизни детей младшего
школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. —
№2. — С. 1–8.
5.
Шибкова
Д.З.,
Ефимова
Н.В.,
Шевцов
А.В.
Критерии
оценки
психофизиологической адаптации школьников из разных регионов
России
к
факторам
образовательной
среды
//
Психология.
Психофизиология. — 2024. — №2. — С. 100–116.
17