Напоминание

"Угол. Прямой, острый, тупой и развернутый углы"


Автор: Рочева Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Няксимвольская СОШ"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН, НЯКСИМВОЛЬ
Наименование материала: Конспект урока по математике. 5 класс.
Тема: "Угол. Прямой, острый, тупой и развернутый углы"
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ:

«УГОЛ. ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ И РАЗВЁРНУТЫЙ УГЛЫ»

Цели урока:

Образовательные:

o

Сформировать у обучающихся четкое представление об угле

как геометрической фигуре.

o

Познакомить

с

основными

видами

углов:

прямым,

острым,

тупым, развёрнутым.

o

Научить

распознавать

и

классифицировать

углы

на

рисунках и в реальных объектах.

o

Дать представление о способах измерения углов (с

помощью транспортира, хотя измерение не является

основной

целью

данного

урока,

но

введение

в

понятие

необходимо).

Развивающие:

o

Развивать

пространственное

мышление

и

геометрическое

воображение.

o

Развивать

логическое

мышление,

умение

анализировать,

сравнивать, обобщать.

o

Развивать внимание, память, речь.

o

Формировать

умение

работать

с

математической

терминологией.

Воспитательные:

o

Воспитывать интерес к изучению геометрии.

o

Формировать аккуратность и точность в работе.

o

Воспитывать

умение

работать

в

коллективе

и

самостоятельно.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая (при выполнении

практических заданий).

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся

научатся

определять

угол

и

его

элементы

(вершина, стороны).

Обучающиеся

научатся

различать

прямой,

острый,

тупой

и

развёрнутый углы.

Обучающиеся

научатся

находить

примеры

углов

в

окружающей

действительности.

Обучающиеся

получат

представление

о

транспортире

как

инструменте измерения углов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

o

Умение выделять и формулировать познавательную цель.

o

Умение находить и анализировать необходимую

информацию.

o

Умение работать с различными видами информации (текст,

изображение, реальные объекты).

o

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

o

Умение осуществлять сравнение, классификацию.

Регулятивные УУД:

o

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

o

Умение планировать свои действия в соответствии с

задачей.

o

Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные УУД:

o

Умение слушать и понимать других.

o

Умение строить высказывания в устной форме.

o

Умение работать в группе, договариваться, распределять роли.

Личностные УУД:

Формирование интереса к изучению геометрии.

Развитие аккуратности, точности, внимательности.

Формирование позитивного отношения к процессу обучения.

Структура урока:

1.

Организационный момент (2-3 мин):

o

Приветствие.

o

Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей,

письменных принадлежностей).

o

Создание положительного эмоционального настроя.

2.

Актуализация опорных знаний (7-10 мин):

o

Повторение основных понятий, связанных с линиями,

лучами.

o

Мотивация к изучению нового материала.

3.

Изучение нового материала (20-25 мин):

o

Введение понятия «угол».

o

Знакомство с элементами угла (вершина, стороны).

o

Классификация углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

o

Представление транспортира.

4.

Первичное закрепление (10-12 мин):

o

Выполнение упражнений на распознавание и

классификацию углов.

o

Работа с наглядным материалом.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин):

o

Индивидуальное выполнение заданий.

o

Взаимопроверка или самопроверка по эталону.

6.

Рефлексия и подведение итогов урока (3-5 мин):

o

Обсуждение того, что нового узнали.

o

Оценка своей работы на уроке.

o

Определение дальнейших шагов.

7.

Домашнее задание (1-2 мин):

o

Объяснение домашнего задания.

Содержание урока:

1.

Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке

математики.

Сегодня

нас

ждет

увлекательное

путешествие

в

мир

геометрических фигур. Давайте проверим, все ли готово к

уроку».

Проверка

готовности:

Обучающиеся

демонстрируют

наличие

учебников, тетрадей, ручек, карандашей.

Мотивационный настрой: «Путешествие в мир геометрии

обещает

быть

интересным

и

познавательным.

Нам

понадобятся

внимание, аккуратность и желание узнавать новое».

2.

Актуализация опорных знаний:

Учитель: «Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,

давайте вспомним некоторые важные понятия, которые нам

понадобятся. Скажите, что такое луч?»

o

(Ожидаемый

ответ:

Луч

это

часть

прямой,

имеющая

начало, но не имеющая конца).

Учитель: «Правильно. А как называется точка, из которой

исходит луч?»

o

(Ожидаемый ответ: Начало луча).

Учитель:

«Представьте,

что

мы

провели

два

луча,

исходящих

из

одной точки. Как вы думаете, какая фигура у нас получится?»

o

(Возможные ответы: две линии, что-то похожее на букву V,

угол).

Учитель:

«Вы

почти

угадали!

Именно

так

образуется

новая

геометрическая

фигура,

которую

мы

сегодня

будем

изучать.

Эта

фигура имеет огромное значение в геометрии и в окружающем нас

мире. Давайте посмотрим вокруг. Где вы видите подобные фигуры?»

o

(Примеры

ответов:

угол

между

стеной

и

потолком,

угол

стола, стрелки часов, угол раскрытого учебника, угол листа

бумаги).

Учитель: «Вы правы, углы встречаются повсюду! И сегодня мы

узнаем, как они называются и чем отличаются друг от друга».

3.

Изучение нового материала:

Введение понятия «угол»:

o

Учитель:

«Давайте

рассмотрим,

как

образуется

угол.

Для

этого нам понадобятся два луча, выходящих из одной

точки. Эта точка называется вершиной угла. А сами лучи –

это

стороны угла».

o

Демонстрация

на

доске:

Учитель

рисует

два

луча,

исходящих

из

одной

точки.

Обозначает

вершину

буквой

(например, О) и стороны буквами (например, ОА и ОВ).

Записывает название угла:

AOB,

BOA,

O (если вершина

одна).

o

Учитель:

«Итак,

угол

это

геометрическая

фигура,

образованная двумя лучами, исходящими из одной точки».

o

Запись определения в тетрадь: «Угол – фигура,

состоящая

из

двух

лучей

(сторон),

имеющих

общее

начало

(вершину)».

Классификация углов:

o

Учитель: «Углы бывают разными. Их классифицируют по

величине. Мы познакомимся с четырьмя основными

видами углов».

o

Прямой угол:

Учитель: «Представьте себе угол, образованный стеной и

полом, или угол стола. Такой угол называется прямым.

Его величина составляет ровно 90 градусов».

Демонстрация:

Учитель

показывает

прямой

угол,

используя угольник или края учебника/тетради.

Рисует прямой угол на доске, обозначает его.

Символ:

Прямой

угол

часто

обозначают

небольшой

квадратик в вершине.

Сравнение: «Любой прямой угол равен 90°».

o

Острый угол:

Учитель: «А теперь представь, что мы немного

‘сжали’ прямой угол, сделали его ‘острее’.

Получился острый угол. Его величина меньше 90 градусов,

но больше 0 градусов».

Демонстрация:

Учитель

рисует

прямой

угол,

затем

показывает, как можно получить острый угол,

«прижимая»

стороны

друг

к

другу.

Рисует

несколько

примеров острых углов разной величины.

Сравнение: «Острый угол всегда меньше прямого».

Мнемоническое правило: «Острый, как нож»,

«Острый, как игла».

o

Тупой угол:

Учитель: «А если мы, наоборот, ‘раскрыли’ прямой

угол шире, сделали его более ‘тупым’, то

получим тупой угол. Его величина больше 90 градусов, но

меньше 180 градусов».

Демонстрация:

Учитель

рисует

прямой

угол

и

показывает,

как

его

«раскрыть»

для

получения

тупого

угла. Рисует несколько примеров тупых углов.

Сравнение: «Тупой угол всегда больше прямого».

Мнемоническое правило: «Тупой, как карандаш»,

«Широкий».

o

Развёрнутый угол:

Учитель:

«Представьте,

что

стороны

прямого

угла

‘разошлись’

в

противоположные

стороны,

образовав

прямую линию. Такой угол называется развёрнутым. Его

величина составляет 180 градусов».

Демонстрация:

Учитель

рисует

прямую

линию

и

показывает,

что

она

состоит

из

двух

противоположно

направленных лучей, исходящих из одной точки.

Рисует развёрнутый угол.

Сравнение: «Развёрнутый угол – это как будто два

прямых угла, сложенные вместе».

Измерение углов (введение понятия):

o

Учитель:

«Как же узнать, чему равен угол? Для этого

существует специальный прибор – транспортир. Он похож

на

полукруг и имеет шкалу от 0 до 180 градусов».

o

Демонстрация:

Учитель

показывает

транспортир,

объясняет, что у него есть центр и шкала. Кратко

демонстрирует, как совместить центр транспортира с

вершиной угла, а одну из сторон угла с нулевой отметкой, чтобы

увидеть, на какое деление указывает вторая сторона.

o

Учитель: «Сегодня мы учимся распознавать углы, а на

следующих уроках мы научимся точно измерять их с

помощью транспортира».

4.

Первичное закрепление:

Упражнение 1: «Найди и назови» (фронтальная работа):

o

Учитель: «Я буду показывать вам углы, а вы должны

определить, какой это угол: прямой, острый или тупой.

Если вы видите развёрнутый угол, тоже скажите».

o

Демонстрация

на

доске:

Учитель

рисует

различные

углы,

обучающиеся называют их вид.

o

Обратная связь: Учитель комментирует ответы, исправляет

ошибки, задает уточняющие вопросы («Почему ты решил, что

это острый угол?»).

Упражнение 2: «Углы вокруг нас» (работа с наглядностью и

окружающей средою):

o

Учитель: «Теперь давайте поищем углы в

нашем

классе, в

предметах, которые нас окружают. Покажите мне прямой угол.

А теперь острый. А где можно найти тупой угол?»

o

(Обучающиеся

показывают

на

партах,

окнах,

дверях,

стрелках часов, раскрытом учебнике).

o

Учитель: «Молодцы! Вы умеете находить углы в реальной

жизни».

Упражнение

3:

«Нарисуй

угол»

(индивидуальная

работа

в

тетрадях):

o

Учитель:

«Сейчас

каждый

из

вас

попробует

нарисовать

в

тетради по одному примеру каждого вида угла: прямой,

острый, тупой, развёрнутый. Помните, как они выглядят!»

o

(Обучающиеся

рисуют

углы.

Учитель

проходит

по

рядам,

оказывает помощь, комментирует).

o

Проверка:

Несколько

обучающихся

демонстрируют

свои

рисунки, класс комментирует.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой:

Учитель: «Теперь предлагаю вам выполнить небольшое задание

самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с нарисованными

углами. Ваша задача – обвести углы соответствующим цветом:

острые – зеленым, тупые – синим, прямые – красным, развёрнутые

– желтым. Если уверены, можете рядом написать название угла».

o

(Раздача карточек с набором различных углов).

Самопроверка:

После

выполнения

учитель

выводит

на

экран

эталон (правильно раскрашенные углы) или сам образец на

доске. Обучающиеся сверяют свои работы.

Обратная связь: Учитель просит поднять руки тех, кто

справился

без

ошибок,

у

кого

возникли

трудности.

Комментирует

типичные ошибки.

6.

Рефлексия и подведение итогов урока:

Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что

нового мы сегодня узнали?»

o

(Ожидаемые ответы: что такое угол, его элементы; виды

углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый).

Учитель: «Какой угол является самым ‘строгим’ и всегда равен 90

градусам?»

o

(Прямой).

Учитель: «Какой угол меньше 90 градусов?»

o

(Острый).

Учитель: «А какой больше 90, но меньше 180?»

o

(Тупой).

Учитель: «А какой угол похож на прямую линию?»

o

(Развёрнутый).

Учитель: «Как называется прибор, с помощью которого мы

будем измерять углы?»

o

(Транспортир).

Учитель: «Что вам больше всего понравилось на уроке? Что было

самым интересным?»

Учитель: «Что было самым трудным? Есть ли вопросы, которые

остались неясными?»

Оценка

работы:

«Сегодня

вы

активно

работали,

отвечали

на

вопросы,

выполняли

задания.

Отдельно

хочу

отметить…»

(отмечает активных учеников).

Переход

к

следующему

этапу:

«На

следующих

уроках

мы

научимся точно измерять углы с помощью транспортира и

применять наши знания на практике».

7.

Домашнее задание:

Учитель:

«Ваше

домашнее

задание

будет

творческим

и

наблюдательным.

1. Найдите дома 5 предметов, в которых вы видите углы. Нарисуйте

их в тетради и подпишите, какой это угол:

прямой, острый или тупой. (Развёрнутые углы вы можете показать как

линию).

2. Повторите определение углов и их видов, которые мы записали в

тетрадь.

3. (По желанию) Попробуйте с помощью линейки и карандаша

нарисовать углы разной величины.



В раздел образования