Автор: Рочева Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Няксимвольская СОШ"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН, НЯКСИМВОЛЬ
Наименование материала: Конспект урока по математике. 5 класс.
Тема: "Угол. Прямой, острый, тупой и развернутый углы"
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ:
«УГОЛ. ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ И РАЗВЁРНУТЫЙ УГЛЫ»
Цели урока:
Образовательные:
o
Сформировать у обучающихся четкое представление об угле
как геометрической фигуре.
o
Познакомить
с
основными
видами
углов:
прямым,
острым,
тупым, развёрнутым.
o
Научить
распознавать
и
классифицировать
углы
на
рисунках и в реальных объектах.
o
Дать представление о способах измерения углов (с
помощью транспортира, хотя измерение не является
основной
целью
данного
урока,
но
введение
в
понятие
необходимо).
Развивающие:
o
Развивать
пространственное
мышление
и
геометрическое
воображение.
o
Развивать
логическое
мышление,
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.
o
Развивать внимание, память, речь.
o
Формировать
умение
работать
с
математической
терминологией.
Воспитательные:
o
Воспитывать интерес к изучению геометрии.
o
Формировать аккуратность и точность в работе.
o
Воспитывать
умение
работать
в
коллективе
и
самостоятельно.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая (при выполнении
практических заданий).
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся
научатся
определять
угол
и
его
элементы
(вершина, стороны).
Обучающиеся
научатся
различать
прямой,
острый,
тупой
и
развёрнутый углы.
Обучающиеся
научатся
находить
примеры
углов
в
окружающей
действительности.
Обучающиеся
получат
представление
о
транспортире
как
инструменте измерения углов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
o
Умение выделять и формулировать познавательную цель.
o
Умение находить и анализировать необходимую
информацию.
o
Умение работать с различными видами информации (текст,
изображение, реальные объекты).
o
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
o
Умение осуществлять сравнение, классификацию.
Регулятивные УУД:
o
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
o
Умение планировать свои действия в соответствии с
задачей.
o
Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные УУД:
o
Умение слушать и понимать других.
o
Умение строить высказывания в устной форме.
o
Умение работать в группе, договариваться, распределять роли.
Личностные УУД:
Формирование интереса к изучению геометрии.
Развитие аккуратности, точности, внимательности.
Формирование позитивного отношения к процессу обучения.
Структура урока:
1.
Организационный момент (2-3 мин):
o
Приветствие.
o
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей,
письменных принадлежностей).
o
Создание положительного эмоционального настроя.
2.
Актуализация опорных знаний (7-10 мин):
o
Повторение основных понятий, связанных с линиями,
лучами.
o
Мотивация к изучению нового материала.
3.
Изучение нового материала (20-25 мин):
o
Введение понятия «угол».
o
Знакомство с элементами угла (вершина, стороны).
o
Классификация углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.
o
Представление транспортира.
4.
Первичное закрепление (10-12 мин):
o
Выполнение упражнений на распознавание и
классификацию углов.
o
Работа с наглядным материалом.
5.
Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин):
o
Индивидуальное выполнение заданий.
o
Взаимопроверка или самопроверка по эталону.
6.
Рефлексия и подведение итогов урока (3-5 мин):
o
Обсуждение того, что нового узнали.
o
Оценка своей работы на уроке.
o
Определение дальнейших шагов.
7.
Домашнее задание (1-2 мин):
o
Объяснение домашнего задания.
Содержание урока:
1.
Организационный момент:
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке
математики.
Сегодня
нас
ждет
увлекательное
путешествие
в
мир
геометрических фигур. Давайте проверим, все ли готово к
уроку».
Проверка
готовности:
Обучающиеся
демонстрируют
наличие
учебников, тетрадей, ручек, карандашей.
Мотивационный настрой: «Путешествие в мир геометрии
обещает
быть
интересным
и
познавательным.
Нам
понадобятся
внимание, аккуратность и желание узнавать новое».
2.
Актуализация опорных знаний:
Учитель: «Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,
давайте вспомним некоторые важные понятия, которые нам
понадобятся. Скажите, что такое луч?»
o
(Ожидаемый
ответ:
Луч
–
это
часть
прямой,
имеющая
начало, но не имеющая конца).
Учитель: «Правильно. А как называется точка, из которой
исходит луч?»
o
(Ожидаемый ответ: Начало луча).
Учитель:
«Представьте,
что
мы
провели
два
луча,
исходящих
из
одной точки. Как вы думаете, какая фигура у нас получится?»
o
(Возможные ответы: две линии, что-то похожее на букву V,
угол).
Учитель:
«Вы
почти
угадали!
Именно
так
образуется
новая
геометрическая
фигура,
которую
мы
сегодня
будем
изучать.
Эта
фигура имеет огромное значение в геометрии и в окружающем нас
мире. Давайте посмотрим вокруг. Где вы видите подобные фигуры?»
o
(Примеры
ответов:
угол
между
стеной
и
потолком,
угол
стола, стрелки часов, угол раскрытого учебника, угол листа
бумаги).
Учитель: «Вы правы, углы встречаются повсюду! И сегодня мы
узнаем, как они называются и чем отличаются друг от друга».
3.
Изучение нового материала:
Введение понятия «угол»:
o
Учитель:
«Давайте
рассмотрим,
как
образуется
угол.
Для
этого нам понадобятся два луча, выходящих из одной
точки. Эта точка называется вершиной угла. А сами лучи –
это
стороны угла».
o
Демонстрация
на
доске:
Учитель
рисует
два
луча,
исходящих
из
одной
точки.
Обозначает
вершину
буквой
(например, О) и стороны буквами (например, ОА и ОВ).
Записывает название угла:
∠
AOB,
∠
BOA,
∠
O (если вершина
одна).
o
Учитель:
«Итак,
угол
–
это
геометрическая
фигура,
образованная двумя лучами, исходящими из одной точки».
o
Запись определения в тетрадь: «Угол – фигура,
состоящая
из
двух
лучей
(сторон),
имеющих
общее
начало
(вершину)».
Классификация углов:
o
Учитель: «Углы бывают разными. Их классифицируют по
величине. Мы познакомимся с четырьмя основными
видами углов».
o
Прямой угол:
Учитель: «Представьте себе угол, образованный стеной и
полом, или угол стола. Такой угол называется прямым.
Его величина составляет ровно 90 градусов».
Демонстрация:
Учитель
показывает
прямой
угол,
используя угольник или края учебника/тетради.
Рисует прямой угол на доске, обозначает его.
Символ:
Прямой
угол
часто
обозначают
небольшой
квадратик в вершине.
Сравнение: «Любой прямой угол равен 90°».
o
Острый угол:
Учитель: «А теперь представь, что мы немного
‘сжали’ прямой угол, сделали его ‘острее’.
Получился острый угол. Его величина меньше 90 градусов,
но больше 0 градусов».
Демонстрация:
Учитель
рисует
прямой
угол,
затем
показывает, как можно получить острый угол,
«прижимая»
стороны
друг
к
другу.
Рисует
несколько
примеров острых углов разной величины.
Сравнение: «Острый угол всегда меньше прямого».
Мнемоническое правило: «Острый, как нож»,
«Острый, как игла».
o
Тупой угол:
Учитель: «А если мы, наоборот, ‘раскрыли’ прямой
угол шире, сделали его более ‘тупым’, то
получим тупой угол. Его величина больше 90 градусов, но
меньше 180 градусов».
Демонстрация:
Учитель
рисует
прямой
угол
и
показывает,
как
его
«раскрыть»
для
получения
тупого
угла. Рисует несколько примеров тупых углов.
Сравнение: «Тупой угол всегда больше прямого».
Мнемоническое правило: «Тупой, как карандаш»,
«Широкий».
o
Развёрнутый угол:
Учитель:
«Представьте,
что
стороны
прямого
угла
‘разошлись’
в
противоположные
стороны,
образовав
прямую линию. Такой угол называется развёрнутым. Его
величина составляет 180 градусов».
Демонстрация:
Учитель
рисует
прямую
линию
и
показывает,
что
она
состоит
из
двух
противоположно
направленных лучей, исходящих из одной точки.
Рисует развёрнутый угол.
Сравнение: «Развёрнутый угол – это как будто два
прямых угла, сложенные вместе».
Измерение углов (введение понятия):
o
Учитель:
«Как же узнать, чему равен угол? Для этого
существует специальный прибор – транспортир. Он похож
на
полукруг и имеет шкалу от 0 до 180 градусов».
o
Демонстрация:
Учитель
показывает
транспортир,
объясняет, что у него есть центр и шкала. Кратко
демонстрирует, как совместить центр транспортира с
вершиной угла, а одну из сторон угла с нулевой отметкой, чтобы
увидеть, на какое деление указывает вторая сторона.
o
Учитель: «Сегодня мы учимся распознавать углы, а на
следующих уроках мы научимся точно измерять их с
помощью транспортира».
4.
Первичное закрепление:
Упражнение 1: «Найди и назови» (фронтальная работа):
o
Учитель: «Я буду показывать вам углы, а вы должны
определить, какой это угол: прямой, острый или тупой.
Если вы видите развёрнутый угол, тоже скажите».
o
Демонстрация
на
доске:
Учитель
рисует
различные
углы,
обучающиеся называют их вид.
o
Обратная связь: Учитель комментирует ответы, исправляет
ошибки, задает уточняющие вопросы («Почему ты решил, что
это острый угол?»).
Упражнение 2: «Углы вокруг нас» (работа с наглядностью и
окружающей средою):
o
Учитель: «Теперь давайте поищем углы в
нашем
классе, в
предметах, которые нас окружают. Покажите мне прямой угол.
А теперь острый. А где можно найти тупой угол?»
o
(Обучающиеся
показывают
на
партах,
окнах,
дверях,
стрелках часов, раскрытом учебнике).
o
Учитель: «Молодцы! Вы умеете находить углы в реальной
жизни».
Упражнение
3:
«Нарисуй
угол»
(индивидуальная
работа
в
тетрадях):
o
Учитель:
«Сейчас
каждый
из
вас
попробует
нарисовать
в
тетради по одному примеру каждого вида угла: прямой,
острый, тупой, развёрнутый. Помните, как они выглядят!»
o
(Обучающиеся
рисуют
углы.
Учитель
проходит
по
рядам,
оказывает помощь, комментирует).
o
Проверка:
Несколько
обучающихся
демонстрируют
свои
рисунки, класс комментирует.
5.
Самостоятельная работа с самопроверкой:
Учитель: «Теперь предлагаю вам выполнить небольшое задание
самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с нарисованными
углами. Ваша задача – обвести углы соответствующим цветом:
острые – зеленым, тупые – синим, прямые – красным, развёрнутые
– желтым. Если уверены, можете рядом написать название угла».
o
(Раздача карточек с набором различных углов).
Самопроверка:
После
выполнения
учитель
выводит
на
экран
эталон (правильно раскрашенные углы) или сам образец на
доске. Обучающиеся сверяют свои работы.
Обратная связь: Учитель просит поднять руки тех, кто
справился
без
ошибок,
у
кого
возникли
трудности.
Комментирует
типичные ошибки.
6.
Рефлексия и подведение итогов урока:
Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что
нового мы сегодня узнали?»
o
(Ожидаемые ответы: что такое угол, его элементы; виды
углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый).
Учитель: «Какой угол является самым ‘строгим’ и всегда равен 90
градусам?»
o
(Прямой).
Учитель: «Какой угол меньше 90 градусов?»
o
(Острый).
Учитель: «А какой больше 90, но меньше 180?»
o
(Тупой).
Учитель: «А какой угол похож на прямую линию?»
o
(Развёрнутый).
Учитель: «Как называется прибор, с помощью которого мы
будем измерять углы?»
o
(Транспортир).
Учитель: «Что вам больше всего понравилось на уроке? Что было
самым интересным?»
Учитель: «Что было самым трудным? Есть ли вопросы, которые
остались неясными?»
Оценка
работы:
«Сегодня
вы
активно
работали,
отвечали
на
вопросы,
выполняли
задания.
Отдельно
хочу
отметить…»
(отмечает активных учеников).
Переход
к
следующему
этапу:
«На
следующих
уроках
мы
научимся точно измерять углы с помощью транспортира и
применять наши знания на практике».
7.
Домашнее задание:
Учитель:
«Ваше
домашнее
задание
будет
творческим
и
наблюдательным.
1. Найдите дома 5 предметов, в которых вы видите углы. Нарисуйте
их в тетради и подпишите, какой это угол:
прямой, острый или тупой. (Развёрнутые углы вы можете показать как
линию).
2. Повторите определение углов и их видов, которые мы записали в
тетрадь.
3. (По желанию) Попробуйте с помощью линейки и карандаша
нарисовать углы разной величины.