Напоминание

Развитие интереса к урокам географии в коррекционной школе


Автор: Лысенко Ольга Юрьевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ СКШИ г. Нерюнгри
Населённый пункт: РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса к урокам географии в коррекционной школе
Раздел: среднее образование





Назад




О.Ю.Лысенко

МКОУ С(К)ОШИ VIII вида г. Нерюнгри

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ

ШКОЛЕ

Личность ребёнка с нарушением интеллекта, в том числе и его мотивационная

сфера, как и у нормально развивающихся детей формируется и совершенствуется в

деятельности. Однако этот процесс у учащихся с недостатками умственного развития

осуществляется

на

дефективной

основе,

в

условиях

органического

поражения

центральной нервной системы. Их интересы тесно связаны с занимательностью

выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны,

недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими

потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие

исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие

у него интереса к учебе, познанию.

Отечественная наука внесла большой вклад в разработку вопросов воспитания и

обучения умственно отсталых учащихся.

Например, Л.С. Выготский считал, что нельзя ограничиваться констатацией того,

что у умственно отсталых детей более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные

эмоции, недостаточный интерес к учению… По его мнению, необходимо найти то

здоровое, незатронутое, сохранённое, что есть у умственно отсталого ребёнка. Нужно

опираться на эти здоровые стороны аномального ребёнка в целях осуществления

коррекционной педагогической работы.

Деятельность учащихся коррекционной школы VIII вида в значительной степени

зависит от окружающей ситуации. Они часто бывают импульсивны, слабо регулируют

своё поведение. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности

(учебной,

игровой,

трудовой)

часто

оказываются

слабо

выраженными

и

кратковременными. Наблюдения показывают, что, охотно приступив к выполнению

какого – либо задания учащиеся с нарушением интеллекта быстро теряют к этой

деятельности интерес.

С.Я.Рубинштейн отмечала, что у умственно отсталых учащихся отмечается

сниженный интерес к окружающему миру, вялость, отсутствие инициативы. Она

указывала, что у умственно отсталых детей отсутствует характерное для здорового

ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир…

Важная роль в обучении умственно отсталых школьников отмечалась многими

специалистами. Данным вопросом занимались Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М.

Дульнев, Л.В. Занков, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, С.Я.Рубинштейн и другие

специалисты. Исследователи убедительно доказывают необходимость формирования у

школьников положительного отношения к учебной деятельности, выводят условия,

стимулирующие познавательную активность таких детей. Были определены также

некоторые пути формирования у учащихся социальных потребностей и мотивов, о

реальности существования которых свидетельствует положительный опыт работы

специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

Как было сказано выше, интерес обладает могучей силой, лучше всего усваивается

то, что учащиеся считают интересным и важным. А ведь особенно интересны учащимся с

нарушением интеллекта в любом, и старший возраст не является исключением, сказки,

легенды и мифы. Чтобы пробудить интерес у учащихся на уроках географии возможно

применять эти средства художественной литературы, Их использование не только вносит

разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, но и

воспитывает

чувство

прекрасного,

любовь

к

народному

творчеству,

толерантное

отношение к другим культурам и обычаям. Художественные средства могут нести очень

большую информацию об описываемом объекте, об особенностях природы, богатствах той

PAGE \* MERGEFORMAT 1

или иной территории. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в

памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность

школьника.

География в коррекционной школе VIII вида начинает изучаться в 6 классе, но,

начальные представления, учащиеся получают уже в 5 классе на уроках природоведения.

И вот уже в 5 классе можно начать изучение географического материала с красочных

рассказов,

сказок,

мифов

и

легенд.

Эти

рассказы

целесообразно

сопровождать

компьютерными презентациями. На уроке в 5 классе, в самом начале, при изучении тем

о Земле, об оболочках Земли: водной, воздушной и твёрдой, чтобы заинтересовать детей

можно рассказать одну из легенд о сотворении мира. Например, сказание восточных

славян о поединке героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея,

расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и водное. А вот как

рассказывали о рождении мира карпатские славяне:

Когда было начало света,

Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,

А среди моря — дуб высокий,

Сели на дуб два дивных голубя,

Стали думать, как свет основать?

Спустимся мы на дно морское,

Вынесем мелкого песку,

Мелкого песку, золотого камня.

Мелкий песок посеем мы,

Золотой камень подунем мы.

С мелкого песку — черная землица,

Студена водица, зелена трава.

С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,

Ясен месяц и все звезды.

При изучении свойств воздуха, воды, полезных ископаемых, растительном и

животном мире Земли в 5 классе возможно использовать экологические сказки,

предложенные Г.А.Фадеевой.

На уроках в 6 и в 7 классах при изучении географии России возможно использовать

легенды, сказки и мифы многочисленных народов России. Так, например, говоря о

Байкале, его реках и городах можно рассказать бурятскую легенду о бусах Ангары,

которая заканчивается так: Много лет прошло с тех пор. Слезы Байкала, Ангары, Енисея и

Иркута, пролитые ими от горя и от радости, превратились в воды. И только все

бесчувственное всегда бывает подобно камню. В большой камень превратился

неумолимый богатырь Ольхон, не знавший, что такое слезы. Камень поменьше, что

кинул, когда—то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаманским. А добрые пожелания

Ангары исполнились: там, где были брошены её рукою волшебные бусы с камнями—

самоцветами, разгорелись большие и яркие сильные огни жизни, выросли города, окрепло

людское счастье. И таких городов будет еще больше… Рассказывая эту легенду

целесообразно проводить и работу с картой: показывать на физической карте и отмечать

на контурной карте географические объекты, встреченные в легенде, крупные города.

В 8 и 9 классе при изучении материков и океанов рассказываются сказки и мифы

народов мира.

Так, например, при знакомстве в 8 классе с материком Антарктида, цикл уроков

учитель может начать с того, что расскажет о загадочности и неизведанности этого

континента и использует мифологию жителей островов Тихого океана, у которых есть

упоминания о большой стране: на Гаваях - это континент Солнечной сети бога Кане; у

полинезийцев - Великая земля; у жителей Пасхи - остров Моту-Марио-Хива.

В 9 классе, на уроке, посвящённом знакомству с культурой, народом и традициями

Японии, ученикам предлагается красивая японская легенда о красавице, спасённой

PAGE \* MERGEFORMAT 1

добрыми стариками и оказавшейся журавушкой. А, например, при знакомстве с Индией,

сразу вспоминаются сказки Р.Киплинга, в которых можно найти и описания обычаев

народов этой страны, и рассказы об образе жизни многих животных Индии.

В

наше

время

существуют

и

современные

сказки.

Копилка сказок, легенд и мифов народов мира настолько богата и разнообразна, что

к каждой теме на уроках географии учитель сможет подобрать необходимый материал.

Но, необходимо отметить, что, так как мифы, сказки и легенды не являются

достоверно историческим фактами, после каждой темы учителем с учениками должна

проводиться работа по обсуждению такой недостоверности, они совместно должны

развеять мифы, опираясь на уже реальные знания.

Мифы, сказки, легенды возможно применять на всех дидактических этапах урока.

Однако, особенно эффективно оказывается их использование при изучении нового

материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы таким

«эпиграфом» урока, учитель может нацелить класс на восприятие и усвоение нового

материала. После уроков с использованием сказок, легенд, мифов можно заметить, что

ученики с интересом и нетерпением ждут следующего занятия. После таких уроков

изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю

стимулировать познавательную активность школьника

.

PAGE \* MERGEFORMAT 1



В раздел образования