Автор: Бир Наталья Даниловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с 430
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия
в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный
своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические
недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и
комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР), с
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В
коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль
отводится сказкам.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью
которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а
также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости,
корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и
образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно
используется в работе с детьми с ОВЗ.
Целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения.
- Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление
межличностных контактов между детьми.
- Формирование
у
детей
положительных
эмоциональных
реакций
в
отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и
другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками
и взрослыми.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых
понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.).
Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить
полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть
рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра).
Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить
рутинное занятие.
Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и
обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими
принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и
выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет
собой общение с бессознательным слушателем, с помощью создания ярких
визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
(СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет
уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное
состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится
контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют
метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития
познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой,
простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать
причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в
обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной
недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить
творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность
устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С
помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон
настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Как метод коррекции сказкотерапия оказывает невероятную
эффективность, использовать который в отличие от других
психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с
раннего возраста. В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже
агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться
бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую
бывают провальными. Сказка же помогает формировать положительные
черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем
наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия
подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования.
Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на
бессознательном уровне начинает принимать правильные типы
поведенческих реакций и примерять их на себя.
Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от
навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить
любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других
людей.
Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на
растущую личность и выявили 3 способа ее использования.
1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о
существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах
поведения, происходит привитие моральных принципов.
2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных
возрастных категорий. Например, дети в 3 года учатся различать понятия
добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь
рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки,
маленьких человечков и животных.
3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет
решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать
правильные решения. В 4 года правильно будет использовать
произведения про фей и волшебников.
Сказочные истории позволяют представить, как изменится человек, если
постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру. Медиативные
сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.
Важные моменты
✔
Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать
не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности ребенка с
ОВЗ или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать
несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку
понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.
✔
Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия
как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки
не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам
делать соответствующие выводы.
✔
Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование
такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.
Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих
домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и
недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять
рассказы и презентовать их родным.
Как правильно самим сочинять сказки? Если у ребёнка есть какая-то
эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или
агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги
будут помогать малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя,
похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная сказка может
даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя...").
Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел
сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки
для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое
себя). Затем, выдуманный герой попадает в проблемную ситуацию, похожую
на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя
одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания ребенка (конечно,
по сюжету должно появиться много возможностей и способов для
преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок)
начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему
приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун",
легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и
жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а
робкому и пугливому - "О трусливом зайце".
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные
образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться
проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей
нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или
принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в
ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая
красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать
робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен
будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и
действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои
силы.
Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не
только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на
развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём
будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только
послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её
самостоятельно, задуматься о прочитанном.
Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка,
приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как
ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую
личность.