Напоминание

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ ПРЫГУНОВ С ТРАМПЛИНА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР


Автор: Власов Артем Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО СО "СШОР "Аист"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: учебно-методический
Тема: РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ ПРЫГУНОВ С ТРАМПЛИНА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Раздел: дополнительное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ ПРЫГУНОВ С

ТРАМПЛИНА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОСРЕДСТВОМ

ПОДВИЖНЫХ ИГР»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................2

Глава 1. Обзор литературных источников............................................................4

1.1

Особенности начальной подготовки прыгунов с трамплина................4

1.2

Характеристика физических качеств быстроты и ловкости, методы их

развития.................................................................................................................9

1.3 Значение подвижных игр в тренировочном процессе..............................20

1.4 Классификация и характеристика подвижных игр...................................21

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования...........................26

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение.........................................29

Глава 4. Выводы....................................................................................................42

Заключение............................................................................................................43

Список использованных источников..................................................................44

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ВВЕДЕНИЕ

Подвижные игры в настоящее время получили признание тренеров,

ведущих

занятия

даже

с

высококвалифицированными

командами

и

спортсменами.

Игры служат развитию многих двигательных и физических качеств,

способствуют

выработке

чувства

коллективизма

и

морально-волевых

качеств. Игры эмоциональны по содержанию и очень подходят для детей,

которые во всех занятиях ищут развлечения. Игры выявляют победителя или

победителей, что очень важно в работе с детьми.

Помимо решения общих задач физического развития, подвижные игры

в тренировочном процессе позволяют решать специальные задачи, такие как

развитие определенных физических качеств, к примеру, быстроты и

ловкости.

Быстрота и ловкость является одним из важнейших физических качеств

спортсмена, в частности для лыжников-прыгунов с трамплина. Данные

физические качества лыжников-прыгунов проявляются на всех этапах

выполнения прыжка с трамплина.

При прыжках на лыжах с трамплина спортсмен очень быстро и

последовательно

выполняет

действия,

требующие

высокой

степени

быстроты реакции, координации и ловкости:

1)

разгон - принятие правильной стойки разгона, фокус на стол

отрыва;

2)

отталкивание - готовность к принятию и поддержанию верной

аэродинамической позиции; оценка направления и скорости

своего

отталкивания;

3)

взлет с формированием и полет - принятие и поддержание верной

аэродинамической позиции;

4)

приземление

и

выкат

-

группировка,

четкая

координация

движений, принятие позиции "Телемарк", выкат с поворотом [6].

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Многие ученые сходятся во мнении, что наиболее благоприятными

периодами для развития способностей быстроты, ловкости и координации у

юных спортсменов считается возраст от 7 до 11 лет [26].

Предпринятое

исследование

направлено

на

выявление

влияния

подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у прыгунов с трамплина

начальной подготовки, как наиболее действенного метода физического

воспитания в данный период.

Объект

исследования:

тренировочный

процесс

с

лыжниками-

прыгунами 10 – 11 лет, направленный на развитие быстроты и ловкости.

Предмет исследования: влияние использования подвижных игр в

тренировочном процессе на развитие качеств – быстроты, ловкости у детей

прыгунов с трамплина.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ С

ТРАМПЛИНА

Прыжки на лыжах с трамплина по динамической структуре движений

относятся к группе сложно-координационных видов спорта.

Формирование устойчивого двигательного навыка в технике прыжка с

трамплина у спортсменов занимает несколько лет.

Эффективность

результатов

соревнований

определяется

рядом

факторов, одним из которых является уровень развития координационных

способностей спортсменов [11].

В настоящее время для достижения большей дальности полетов

спортсмен должен максимально эффективно использовать двигательный

потенциал за счет совершенного владения техникой прыжка и внешних сил

при наличии экипировки на соответствующем спортивном сооружении.

Физическое развитие юных спортсменов во многом зависит от

эффективности

организации

системы

тренировочного

процесса,

включающей

разработку

специфической

структуры,

содержания,

направленности, а также рационального соотношения средств и методов

общего и специального воздействия.

Одной из ведущих задач начальной подготовки юных спортсменов

является формирование знаний, двигательных умений и навыков, так как на

этапах многолетней подготовки изучаются новые технические приемы и

способы совершенствования спортивно-технической подготовленности [7].

Развитие

общей

и

специальной

физической

подготовленности

возможно в комплексном использовании упражнений из различных видов

спорта, с учетом этапов подготовки и возраста занимающихся. Это позволит

в раннем возрасте создать необходимые предпосылки для будущего

PAGE \* MERGEFORMAT 2

технического совершенствования и развития функциональных возможностей

юных спортсменов [9].

Опираясь на классические дидактические принципы педагогики,

концепция

подготовки

лыжников-прыгунов

должна

базироваться

на

освоении простых упражнений с постепенным переходом к более сложным

[14].

В этапах подготовки в начале подготовительного периода важное

значение приобретает общая и специальная физическая подготовленность

спортсменов, уровень которой в процессе многолетней подготовки даже

членов

национальной

сборной

команды

должен

последовательно

повышаться. Например, дальность прыжка с трамплина спортсмена при

прочих равных внешних условиях (скорость, погода, инвентарь) тесным

образом

связана

с

уровнем

скоростно-силовой

подготовленности

спортсменов. Любой неудачно выполненный прыжок на лыжах с трамплина

является следствием комплекса ошибок, в том числе, и недостаточности в

развитии специальных физических качеств.

Таким

образом,

виды

подготовки

должны

взаимодействовать,

сопряжено дополнять друг друга, образуя интегральное качество и единство

спортивно-технической подготовленности спортсмена [13].

Разносторонняя подготовка на начальном этапе при относительно

небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для

последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализирован-

ная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной

специализации должно быть увеличение объема при незначительном

приросте

общей

интенсивности

тренировки.

Хотя

интенсивность

упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в

более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в

соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного

роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные

PAGE \* MERGEFORMAT 2

пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе

является для организма своего рода нагрузкой.

Большие

циклы

тренировки

характеризуются

расширенным

подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы

в свернутом виде [14].

В зимнее время юные прыгуны часть занятий проводят в виде прогулок

на гоночных лыжах и равномерных тренировок по пересеченной местности с

включением спусков с гор, простых слаломных трасс и т. д. Отдельные

занятия или часть времени в них отводится тренировке на слаломных лыжах.

После того как занимающиеся усвоят передвижения на лыжах, большая

часть занятий переносится на трамплин. Однако на протяжении всего сезона

необходимо регулярно проводить прогулки на гоночных лыжах, умеренные

для прыгунов тренировки в гонках, а также занятия на слаломных лыжах для

освоения поворотов.

Включение в тренировку элементов специального слалома, слалома-

гиганта и скоростного спуска способствует совершенствованию техники

управления лыжами в разнообразных условиях спуска, а также воспитанию

привычки высокой скорости. Все это помогает овладению техникой прыжков

с трамплина.

Юные спортсмены никогда не прыгавшие на лыжах, допускаются к

прыжкам с учебных трамплинов после освоения устойчивого спуска с

крутых гор, равных по размеру трамплину.

Прыжки всегда должны выполняться на прыжковых лыжах. В виде

исключения разрешается прыгать на слаломных лыжах, но только с

небольших трамплинов (до 15 м).

Первоначальное

обучение

прыжкам

начинается

с

упражнений

выполняемых на прыжковых лыжах:

1. Спуск с горы приземления в стойке разгона.

2. Спуск с горы приземления в стойке приземления.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

3. На горизонтальной площадке из стойки разгона прыжок вверх на

месте, отрыв лыж от снега всей плоскостью. Носки не должны опускаться.

4. Начало спуска в стойке разгона, отталкивание и небольшой прыжок

на спаде с приземлением и завершением спуска в стойке приземления.

5. Различные варианты имитационных упражнений с лыжами (принять

положение полета).

После освоения этих упражнений лыжники вначале скатываются с

трамплина без толчка, а затем с небольшим отталкиванием, постепенно

переходя с одного учебного трамплина на другой, большей мощности [12].

Методологию организации тренировочного процесса на начальном

этапе подготовки юных прыгунов с трамплина представим в таблице 1.

Таблица 1 – Методология тренировочного процесса лыжников-прыгунов

начальной подготовки

1

Элементы тренировочного процесса

Характеристика

Основная цель тренировки

утверждение в выборе спортивной

специализации и овладение основами

техники;

Основные задачи

- укрепление здоровья и всестороннее

физическое развитие детей;

- постепенный переход к целенаправленной

подготовке;

- обучение технике прыжков с трамплина с

применением имитационных упражнений;

- повышение уровня физической

подготовленности на основе проведения

разносторонней подготовки;

- привитие стойкого интереса к занятиям;

Факторы, ограничивающие нагрузку

- недостаточная адаптация к физическим

нагрузкам;

- возрастные особенности физического

развития;

- недостаточный общий объем

двигательных навыков и умений;

Основные средства

- подвижные игры и игровые упражнения;

- общеразвивающие упражнения;

- всевозможные прыжки и прыжковые

упражнения;

- скоростно-силовые упражнения

(отдельные и в виде комплексов);

1

Составлено автором по: [10]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Окончание таблицы 1

Элементы тренировочного процесса

Характеристика

- комплексы имитационных упражнений на

отработку всех позиций выполнения

прыжка с трамплина;

- отработка прыжков на учебных

трамплинах;

Основные методы выполнения упражнений:

- игровой;

- повторный;

- равномерный;

- круговой;

- контрольный;

- соревновательный;

Особенности обучения:

- двигательные навыки у юных спортсменов

должны формироваться параллельно с

развитием физических качеств,

необходимых для достижения успеха;

- с самого начала занятий им необходимо

овладевать основами техники целостного

упражнения, путем отработки отдельных

его частей;

- обучение основам техники целесообразно

проводить в облегченных условиях

По мнению В.Н. Платонова (1996), физическая подготовленность

характеризуется

возможностями

функциональных

систем

организма

спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность,

и уровнем развития основных физических качеств быстроты, силы,

выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. [22]

Специфика содержания физической подготовки юных спортсменов

заключается в развитии основных физических качеств - силы, быстроты,

выносливости, ловкости и гибкости, необходимых для достижения высоких

результатов в спорте.

Таким

образом,

особого

внимания

заслуживает

первый

год

тренировочных занятий, охарактеризованный как начальный этап подготовки

спортсменов, поскольку в данный период закладывается основа для

эффективного

многолетнего

процесса

формирования

спортивной

подготовленности.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1.2ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БЫСТРОТЫ И

ЛОВКОСТИ, МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Современный спорт характеризуется поиском новых дорог и резервов

совершенствования технико-тактического мастерства и повышения уровня

достижений юных и квалифицированных спортсменов. В последние,

примерно, 20 лет показано, что одним из важнейших направлений, а также

использования

резервов

является

повышение

уровня

развития

координационных способностей человека (А. В. Родионов, 1973; М. С.

Бриль, 1980; М. А. Годик, 1980; К.Циммерман 1980 - 1986; П. Хиртц, 1981 -

1997; В. И. Лях, 1983 - 1998; В.Староста, 1990 - 1998; И. Рачек, 1989 - 1998;

ЮЮ. В. Верхошанский, 1986; А.М.Петров, 1997 и др.).

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки

для

развития

быстроты

движений.

Соответствие

кратковременных

скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено

высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей

деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных

нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных

детскому организму [29].

Наиболее

благоприятными

периодами

для

развития

скоростных

способностей у юных спортсменов считается возраст от 7 до 11 лет.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого

ряда факторов (рисунок 1).

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Рисунок 1 – Факторы влияющие на быстроту реакции

и скорость движения

2

С другой стороны, физиологической точки зрения быстрота реакции

зависит от скорости последовательного протекания пяти фаз (рисунок 2).

2

Составлено автором по: [8]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Скоростные природные способности человека

Возраст и пол

Биологический ритм жизне деятельности организма

Способность к координации движений при скоростной работе

Амплитуда движений, т.е. от степень подвижности в суставах

Энергетические запасы в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и

креатинфосфат — КТФ)

Способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное

Сила мышц

Морфологические особенности мышечной ткани

Состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека

Рисунок 2 – Физиологические фазы, предшествующие наступлению

реакции быстроты

3

Выделяют несколько типов быстроты.

Быстрота реакции на стартовую команду (выстрел, свисток и т. п.) до

некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений,

выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду

тренера.

Основу реакции на движущийся объект (например, на полет мяча)

составляет умение видеть его. Как известно, из общего времени реакции на

движущийся предмет (0,25—1 сек.) более 80% приходится на зрительное

восприятие, т. е. на возникновение возбуждения в зрительном анализаторе и

направление импульса в центральную нервную систему, и лишь 0,05 сек.—

на формирование ответного двигательного (эффекторного) сигнала.

Реакция выбора — сложная реакция, зависящая от таких факторов, как

латентное время простой реакции, большой запас тактических действий и

технических приемов, выработанных в длительной тренировке, умение

мгновенно выбрать из них наиболее выгодный и т. д. [3]

3

Составлено автором по: [30]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Возникновение возбуждения в

рецепторе - зрительном,

слуховом, тактильном

Передача

возбуждения в ЦНС

Переход информации по

нервным путям, ее анализ и

формирование эфферентного

сигнала

Проведение эфферентного

сигнала от ЦНС к мышце

Возбуждение мышцы и

появление в ней

механизма активности

Для развития специфического качества быстроты важное значение

имеет быстрота сложной двигательной реакции, которая необходима при

прыжках

на

лыжах

с

трамплина,

где

спортсмен

очень

быстро

и

последовательно выполняет действия рисунок 3.

Рисунок 3 – Фазы выполнения прыжка с трамплина

4

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений

применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без

отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости

движении.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с

предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).

Их можно разделить на три основные группы (В. И. Лях, 2006) (рисунок 4)

[18].

4

Составлено автором по: [6]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

принятие правильной стойки разгона

фокус на стол отрыва

Разгон

готовность к принятию и поддержанию верной аэродинамической позиции

оценка направления и скорости своего отталкивания

Отталкивание

принятие и поддержание верной аэродинамической позиции

Взлет с формированием и полет

группировка, четкая координация движений

принятие позиции "Телемарк"

выкат с поворотом

Приземление и выкат

Рисунок 4 – Группы упражнений для развития быстроты

5

В основе методики развития быстроты лежит повторность воздействия

на организм занимающегося и его психическую сферу упражнений,

выполняемых с околопредельной, предельной и превышающей предельную

быстротой. При этом в зависимости от целей и задач тренировочного цикла

используются обычные, облегченные и затрудненные условия (таблица 2).

Таблица 2 – Методы развития быстроты

6

Типы методов

Характеристика

Повторный метод

- повторное выполнение упражнений с

околопредельной быстротой;

- повторное выполнение упражнений с

предельной быстротой;

- повторное выполнение упражнений с

быстротой, превышающей предельную (на

день тренировки) в облегченных условиях;

- повторное выполнение упражнений в

условиях, затрудняющих проявление

быстроты;

- повторные упражнения, выполняемые в

облегченных и затрудненных условиях в

течение одного занятия;

Метод ускорений

- выполнение упражнения с нарастающей

быстротой, доходящей до максимально

возможной;

5

Составлено автором по: [8]

6

Составлено автором по: [16]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Быстрота

Упражнения,

направленно

воздействующие на

отдельные компоненты

скоростных

способностей

Упражнения

комплексного

воздействия на все

компоненты

скоростных

способностей

Упражнения

сопряженного

воздействия

Окончание таблицы 2

Типы методов

Характеристика

Переменный метод

- чередование наращивания скорости,

поддержания ее и замедления при

выполнении упражнения;

Уравнительный метод

- выполнение упражнения одновременно

несколькими участниками, каждый из

которых имеет преимущество перед

другими соответственно своим силам;

Игровой метод

- различные эстафеты, подвижные и

спортивные игры;

Соревновательный метод

- создает оптимальные условия для

проявления максимальной быстроты в тех

движениях, в которых уже сформирован

хороший двигательный навык их

выполнения.

Помимо быстроты среди физических способностей ловкость также

занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с

остальными физическими способностями, тесно связана с двигательными

навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

В возрасте 9-11 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости,

что обусловлено высокой пластичностью центральной нервной системы,

совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и

пространственной точности движений [28].

Ловкость

-

способность

быстро

перестраивать

двигательную

деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Как

физическое

качество

ловкость

можно

представить

рядом

составляющих (рисунок 5).

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Рисунок 5 – Структура физического качества – ловкость

7

Здесь учитывается и время, необходимое для овладения сложными

движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении

после занятий физическими упражнениями и играми.

Проблема формирования такого сложного психофизического качества,

как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее

полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся

физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее

не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место

ловкости среди других качеств индивида. По образному выражению автора,

«ловкость — ...козырная масть, которая кроет все остальные карты».

Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая

координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные

различия.

Двигательная

ловкость

это

своего

рода

двигательная

находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости

постепенно перерастает в умственную находчивость. [1]

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать

новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро

7

Составлено автором по: [26]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Ловкость

быстрота

реакции на

сигнал

координация

движений

быстрота

усвоения

нового

осознанность

выполнения

движений

перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями

меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Матвеев, Л.Б.Кофман и др.) [27,

19].

Ловкость в значительной мере зависит от объема двигательных

навыков человека. Любое движение, каким бы новым оно не казалось,

выполняется всегда на основе старых координационных связей, которые,

вместе с новыми движениями вступают в специфические соединения и

образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа

двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-

рефлекторных связей, тем большим числом навыков обладает человек, тем

лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям, т.е.

тем выше его ловкость.

Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание

быстроте. Например, В.С.Фарфель говорит о ловкости как о быстром

выполнении двигательных действий, а Н.А. Бернштейн также уделяет

большое

внимание

«психологической»

быстроте:

находчивости,

решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, предугадывать [27].

Различают три степени ловкости (рисунок 6).

Рисунок 6 - Степени ловкости

8

8

Составлено автором по: [25]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

III высшая степень ловкости -

точность ,

координированность

движений, в сжатые сроки в

переменных условиях

II степень – пространственная

точность и

координированность в сжатые

сроки

I степень - пространственная

точность,

координированностью

движений

Развитие ловкости предусматривает совершенствования и развития

определенных способностей (рисунок 7).

Рисунок 7 – Способности характеризующие ловкость

9

При

развитии

ловкости

как

способности

овладевать

новыми

движениями могут быть использованы любые

упражнения, но лишь

постольку,

поскольку

они

включают

элементы

новизны.

По

мере

автоматизации навыка значение данного физического упражнения как

средства воспитания ловкости уменьшается.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути

повышения координационных трудностей, с которыми должен справиться

спортсмен.

Эти трудности слагаются в основном из требований:

к точности движений;

к их возможной согласованности;

к внезапности изменения обстановки.

Рекомендуются конкретные методические приемы для тренировки

ловкости (рисунок 8).

9

Составлено автором по: [25]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Способности

осваивать

координационно-

сложные движения

Способности перестраивать

двигательную деятельность

в меняющейся обстановке

Точность восприятия своих

движений в пространстве и

во времени

Рисунок 8 – Приемы развития ловкости

10

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций,

где требуется точность, быстрота и координация движений. Для развития

ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами,

на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с

большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др.

Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий

к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.

Во всех используемых для развития ловкости упражнениях необходимо

делать акцент на каждом из главных признаков ловкости: правильности,

быстроте, рациональности, находчивости. Поэтому, стоит отметить, что

развитие ловкости способствует также развитию быстроты.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро

ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости

мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении.

Поэтому

при

воспитании

ловкости

используют

интервалы

отдыха,

достаточные для относительно полного восстановления [17].

10

Составлено автором по: [17]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Ловкость

Применение

упражнений с

необычными

исходными

положениями

Зеркальное

выполнение

упражнений

Изменение

скорости и темпа

движений

Варьирование

пространственны

ми границами, в

которых

выполняется

упражнение

Усложнение

упражнений

дополнительными

движениями

1.3 ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт,

А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности,

способствующей качественным изменениям в физическом и психическом

развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его

личности [4].

Свойственная

подвижным

играм

многообразная

двигательная

деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается

чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития

моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому

подвижные игры — это не только средство полноценного развития

организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и

спорта [31].

Включение подвижных игр в спортивные тренировки помогает в

решении не только специальных задач, но и оживить тренировочный

процесс, выступать как средство физической и технической подготовки, как

метод решающий воспитательные задачи, в том числе связанный с

активизацией

внимания

и

повышения

эмоционального

состояния

тренирующихся, повышает интерес к тренировочному процессу [20].

Применение подвижных игр в спортивной тренировке позволяет

создать

двигательную

основу

для

перспективного

совершенствования

координационных

способностей.

Необходимых

для

формирования

спортивной техники.

Подвижная игра по своей значимости не является основой тренировки

даже у начинающих спортсменов, она служит вспомогательным средством

призванным эмоционально окрасить монотонность специальных движений и

упражнений.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Особое значение подвижных игр выражается в совершенствовании

психофизических качеств в комплексе: силы, выносливости, гибкости,

координации движений, быстроты, ловкости [2].

1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

Значение подвижных игр в спортивной подготовке юных лыжников-

прыгунов начальной подготовки велика. По существу, здесь речь идёт об

использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода.

Использование

игры

обеспечивает

комплексное

совершенствование

двигательной

деятельности,

где

вместе

с

двигательными

навыками

формируется и развивается физическая сила, быстрота и ловкость.

Неоценимое достоинство игр состоит еще и в том, что их можно

использовать в любых условиях и на любых этапах тренировок. В игре, как

правило,

физические

качества

развиваются

комплексно.

Но

при

необходимости могут совершенствоваться и избирательно [23].

Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся

с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом

этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений. Для закрепления

специальных упражнений используют игровые соревнования. Это, как

правило, задания на правильность выполнения изучаемого. Таким образом,

навык стабилизируется.

Использование подвижны игр в качестве средств и методов спортивной

тренировки позволяет решить задачи психической и моральной подготовки.

Постоянное

преодоление

разнообразных

препятствий,

действуя

в

усложненных

условиях,

формирует

морально-нравственную

основу

поведения

занимающихся.

Здесь

воспитываются

черты

спортивного

характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к

полной

мобилизации

в

необходимых

ситуациях.

Присущий

играм

коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных

PAGE \* MERGEFORMAT 2

интересов интересам всего коллектива. Обладая этими качествами, юный

спортсмен приобретает все необходимое для успеха в соревновательной

деятельности в последующие годы (Луткова Н.В; Минина Л.Н., 2003) [15].

Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по

количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической

подготовки,

наличию/отсутствию

ведущего,

месту

проведения

(двор,

комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета

очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.

Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих,

можно выделить следующие:

а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на

простейших взаимоотношениях между участниками);

б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на

воспитание коллективных действий).

Игры могут протекать в различных сочетаниях:

а) игры, где имеет место активное единоборство;

б) игры, без соприкосновение с соперником;

в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково

направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.

Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры -

баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами [24].

Рассмотрим классификацию подвижных игр по признакам в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация подвижных игр по признакам

11

Классификационный признак

Характеристика

по возрасту

(для детей младшего, среднего и старшего

дошкольного возраста или в соответствии с

возрастной группой детского сада);

по содержанию

(от самых простых, элементарных до сложных с

правилами и полуспортивных игр);

по преобладающему виду

движений

(игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием,

катанием, бросанием и ловлей, метанием);

11

Составлено автором по: [24]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Окончание таблицы 3

Классификационный признак

Характеристика

по физическим качествам

(игры для развития ловкости, быстроты, силы,

выносливости, гибкости);

по видам спорта

(игры, подводящие к баскетболу, бадминтону,

футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в

воде, на санках и с санками, на местности);

по признаку взаимоотношений

играющих

(игры с соприкосновением с противником и игры

без соприкосновения);

по сюжету

(сюжетные и бессюжетные);

по подвижности

(малой, средней и большой подвижности -

интенсивности);

по сезону

(летние и зимние);

по месту занятий

(для спортивного зала, спортивной площадки; для

местности, помещений);

по способу организации играющих

командные и некомандные (с разделением на

команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают

двигательные задания, одинаковые для команды,

итоги игры подводятся по общему участию всех

членов команды; игры без разделения команды -

каждый играющий действует самостоятельно в

соответствии с правилами игр).

С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды

специальной

подготовки:

физической,

технической,

тактической

и

психологической.

Одной из главных задач тренировочного процесса является развитие и

совершенствование физических качеств спортсменов, и использование

подвижных игр с успехом решает данную задачу, при этом применение игр

может быть направленно на развитие определенных качеств (таблица 4) [15].

Таблица 4 – Классификация подвижных игр по развиваемым качествам

12

Вид игры

Качества проявляемые

в игре

Характеристика игровых действий

«Бег пингвинов»,

«Охотники и утки»,

«Эстафета с

лазаньем и

перелезанием»/

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно

переходить от одних действий к другим.

Игры, требующие сосредоточить

внимание одновременно на нескольких

действиях (бег, прыжки, действия с

увертыванием)

12

Составлено автором по: [23]

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Окончание таблицы 4

Вид игры

Качества проявляемые

в игре

Характеристика игровых действий

«Рывок за мячом»,

«День и ночь».

«Колесо»,

«Перебежки с вы-

ручкой», «Встречная

эстафета с бегом»,

«Эстафета по

кругу», «Сумей

догнать».

Быстрота

Игры, побуждающие своевременных

ответов на зрительные, звуковые

сигналы с короткими перебежками; с

преодолением небольших расстояний в

кратчайший срок; с бегом на скорости в

изменяющихся условиях

«Подвижный ринг»,

«Перетягивание

каната»,

«Петушиный бой»,

«Тяни в круг»,

«Перетягивание

через черту», «Кто

силь-нее».

Сила

Игры с кратковременными мышечными

напряжениями динамического и

статистического характера

«Сумей догнать»,

«Гонка с

выбыванием», «Бег

командами»,

«Большая эстафета

по кругу». «На горку

и с горки»,

«Эстафета без

палок».

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями

активных, энергично выполняемых

действий, связанных с непрерывными

интенсивными движениями, в которых

активные действия чередуются с

короткими паузами для отдыха,

переходами от одних видов движений к

другим

«По наземной

мишени», «Метко в

цель», «Попади в

мяч».

Гибкость

В качестве средств развития гибкости

используют упражнения, которые можно

выполнять с максимальной амплитудой,

это упражнениями на растягивание:

маховые или пружинные движения типа

наклонов, висов или выпадов и

растягивающие движения, выполняемые

с партнером или на тренажерах

Целесообразнее

использовать

игры

в

разминке

с

применением

большого объема специальных упражнений, для повышения ОФП, с

использованием ОРУ и упражнений на развитие силы, а также эстафеты с

партнерами.

В

заключительной

части

тренировки

игра

призвана

снять

физическое и психическое напряжение, снизить тренировочную нагрузку,

принести положительный эмоциональный настрой, желание занимающегося

прийти на следующее занятие [2].

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Успешное развитие физических качеств происходит при использовании

разнообразных комплексных средств и методов - упражнения и игры

предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости,

т.е. подвижные игры аккумулируют двигательные действия.

Работая в группах начальной подготовки необходимое правило –

учет

анатомо-физиологических

особенностей

занимающихся

при

планировании игр в процессе тренировок для развития и совершенствования

физических качеств [4].

У детей спортсменов в группах начальной подготовки анатомо-

физиологические особенности таковы: скелет продолжает развиваться,

мускулатура относительно слаба, быстрая психологическая утомляемость,

особенно

при

однообразных

действиях

и

быстрое

восстановление

биохимических

процессов.

Учитывая

данные

морфофизиологические

особенности

игра

должна

быть

не

слишком

продолжительной,

с

кратковременным отдыхом и разнообразными движениями и упражнениями

для поставки опорно-двигательного и мышечно-связочного аппаратов, а

главное развития качеств быстроты и ловкости, которые формируются

именно в возрасте 9-11 лет в связи с гибкостью нервной системы.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель:

Анализ литературных источников, организация исследования

влияния подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей прыгунов с

трамплина начальной подготовки.

Задачи:

1. Проанализировать существующую педагогическую литературу по

выбранной теме.

2. Исследовать уровень физической подготовки детей прыгунов с

трамплина начальной подготовки.

3. Проанализировать динамику изменения спортивных результатов.

Методы исследования:

1

. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Педагогический эксперимент.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью создания

представления о сущности, особенностях и методике развития физических

качеств – быстроты и ловкости, а также о значимости применения

подвижных игр в тренировочном процессе.

Тестирование физической подготовленности - проводилось с 14 января

2013 по 5 февраля 2013.

Цель

тестирования

выявить

уровень

общей

физической

подготовленности юных лыжников-прыгунов.

Педагогический эксперимент проводился на тренировочных занятиях в

течение 3-х тренировочных недельных микроциклов.

Цель эксперимента – выявить влияние подвижных игр на развитие

быстроты и ловкости, а также общую физическую подготовленность.

Гипотеза:

Если в тренировочном процессе начальной подготовки

систематически применять подвижные игры направленные на развитие

PAGE \* MERGEFORMAT 2

быстроты и ловкости, то уровень развития данных физических качеств у

юных спортсменов повысится, что скажется на повышении уровня общей и

специальной физической подготовки.

Организация исследования

На

первом

этапе

исследования

проводился

анализ

научно-

методической

литературы,

определялась

актуальность

предстоящего

эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.

На

втором

этапе

исследования

проводился

педагогический

эксперимент.

Педагогический эксперимент был проведен в ДЮСШ «Аист» г.

Нижний Тагил в период с 14.01.2013 г. по 05.02.2013 г. В нем приняли

участие 16 детей прыгунов с трамплина 2001 – 2002 гг. рождения, 8 человек в

экспериментальной и 8 в контрольной группе.

Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании

развития быстроты и ловкости посредством использования подвижных игр в

тренировочном процессе и как следствие, повышение уровня физической

подготовленности.

Измерение, как метод контроля, используется для определения уровня

общей физической и специальной подготовленности.

Ю. В. Верхошанский в качестве контрольных упражнений предлагает

следующее: пятерной прыжок с ноги на ногу с места и небольшого разбега.

Пятерные скачки на одной и другой ноге - контроль качества скоростно-

силовой подготовки ног. Прыжок в длину - показатель уровня развития

скоростных качеств. Бег 30м со старта - уровень развития скоростно-силовых

качеств и силовой выносливости [5].

В начале исследования проводилось тестирование уровня физической

подготовленности по наиболее информативным тестам отражающим уровень

развития быстроты и ловкости:

1)

Бег 30 м, сек. (скоростные способности).

PAGE \* MERGEFORMAT 2

2)

Челночный бег 3х10 м, сек. (координационные способности,

быстрота и ловкость).

3)

Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые способности).

4)

Пятерной прыжок с ноги на ногу, м. (координационные

способности, быстрота и ловкость).

Данные упражнения позволили выявить физические способности,

такие как: быстрота, координация, ловкость, скоростно-силовые качества.

Все контрольные упражнения выполнялись в спортивном зале.

Результаты в беге измерялись секундомером с точностью до десятой доли

секунды. В прыжках в длину и в пятерном прыжке засчитывался лучший

результат из трех попыток.

После

проведения

первого

фонового

тестирования

обе

группы

спортсменов занимались три тренировочных микроцикла.

Контрольная

группа

продолжала

заниматься

стандартному

тренировочному плану в соответствии с рабочей программой, тренировки

были направлены на развитие общефизических качеств и специальных, в

тренировках

применялись

различные

специальные,

имитационные

упражнения, отрабатывались спуски на лыжах с подскоком, слаломные

спуски, спуски с учебных трамплинов.

Экспериментальная группа занималась по специально составленной

программе, которая также была направлена на развитие общефизических и

специальных качеств, включала в себя те же тренировочные элементы, что и

в контрольной группе, однако была дополнена включением разнообразных

подвижных игр направленных на развитие быстроты и ловкости в начале и в

конце тренировки, в качестве разминки и заминки и скорректирована по

времени.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования 14 января 2013 было проведено первое фоновое

тестирование юных лыжников-прыгунов.

Уровень физической подготовленности спортсменов контрольной

группы (I) в начале исследования представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Фоновые результаты исследования контрольной группы (I)

юных лыжников-прыгунов

13

Ф. И. О.

Бег 30 м, с

Челночный бег, с

Прыжки в

длину, см

Пятискок, см

Алексеев Д.В.

6.1

8.8

175

710

Волков О.С.

6.4

8.9

179

720

Гиззатуллин Р.С.

5.9

8.7

181

710

Емельянов К.Ю.

5.9

8.9

180

710

Жидков Н.В.

6.0

9.2

177

690

Ильин А.А.

6.5

9.1

180

700

Кабильский И.Н.

6.2

8.9

179

690

Кулаков А.Г.

6.1

9.2

176

700

Средняя

арифметическая

6.1

8.8

178

703

Анализируя данные тестирования контрольной группы в беге на 30 м.,

характеризующем скоростные качества в таблице 5 можно сделать вывод,

что

наиболее

высокие

результаты

показали

только

2

спортсмена:

Гиззатуллин Р.С. – 5.9 с., Емельянов К.Ю. – 5,9 с.; самые низкие результаты:

Ильин А.А. – 6,5 с., Волков О.С. – 6,4 с. В целом спортсмены показали

достаточно низкий уровень скоростной подготовки, это также отражают

данные челночного бега.

В челночном беге лучший результат показал Алексеев Д.В. – 8,8 с. и

довольно низкие результаты у двух спортсменов: Жидкова Н.В. и Кулакова

А.Г. – 9,2 с. соответственно.

По прыжкам в длину лучшим проявил себя Гиззатуллин Р.С. с

результатом - 181 см. Низкие результаты показали Алексеев Д.В. – 175 см. и

Кулаков А.Г. – 176 см.

При рассмотрении показателей в пятискоке

13

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

(пятерном

прыжке)

характеризующим

не

только

скоростно-силовые

качества, но и ловкость (координационные способности) наблюдаются

неплохие показатели в среднем. Лучший результат у Волкова О.С. – 720 см.,

относительно низкие результаты показали Жидков Н.В. и Кабильский И.Н. –

690 см. соответственно.

В целом по контрольной группе можно выделить наиболее сильного

спортсмена, показывающего хороший уровень физической подготовки –

Гиззатуллина Р.С. Спортсмены показавшие недостаточный уровень ОФП и

требующие особого внимания - Жидков Н.В., Кулаков А.Г.

Уровень физической подготовленности спортсменов экспериментальной

группы (II) в начале исследования представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Фоновые результаты исследования экспериментальной группы

(II) юных лыжников-прыгунов

14

Ф. И. О.

Бег 30 м, с

Челночный бег, с

Прыжки в

длину, см

Пятискок, см

Ларионов О.С.

6.4

9.3

175

700

Михайлов И.Н.

6.0

8.9

179

700

Новиков М.К.

5.8

8.7

183

720

Орлов В.Н.

5.9

8.9

182

710

Степанов А.Р.

6.5

9.1

179

690

Петров Г.С.

6.2

8.9

180

700

Салахутдинов Р.З.

6.2

8.9

178

710

Трофимов Н.В.

6.2

9.0

178

690

Средняя

арифметическая

6.2

8.9

179

702

В результате проведения начального тестирования по физической

подготовке экспериментальной группы можно сделать вывод: в беге на 30 м.

результаты всех спортсменов довольно низкие, кроме Новикова М.К. – 5,8 с.

и Орлова В.Н. – 5,9 с., самый низки результат у Степанова А.Р. – 6,5 с. и

Ларионова О.С. – 6, 4 с.

В челночном беге спортсмены экспериментальной группы также не

показали высоких результатов, это говорит о недостаточной скоростно-

силовой подготовке, так же как и в контрольной группе. Лучший результат

14

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

показал – Новиков М.К. – 8,7 с., низкий результат – Ларионов О.С. – 9,3 с. и

Степанов А.Р. – 9,1 с.

Данные по прыжкам в длину достаточно хорошие у всех спортсменов,

лучший результата показали Новиков М.К. – 183 см. и Орлов В.Н. – 182 см.,

довольно низкий результат у Ларионова О.С. – 175 см. Показатели пятерного

прыжка хорошие у всех ребят, высокий результат у Новикова М.К. – 720 см.,

низкий у Трофимова Н.В. и Степанова А.Р. - 690 см.

По результатам тестирования в экспериментальной группе наиболее

сильными спортсменами себя проявили Новиков М.К.

и Орлов В.Н.,

спортсмены требующие особого внимания к их уровню ОФП являются

Ларионов О.С. и Степанов А.Р.

В заключение общего анализа данных фонового тестирования сравним

результаты контрольной и экспериментальной групп для определения уровня

подготовки спортсменов двух групп. На рисунке 9 представлена диаграмма

результатов двух групп в беге на 30 м. и челночном беге по каждому

спортсмену.

0

5

10

6,1

6,4

5,9

5,9

6

6,5

6,2

6,1

6,4

6

5,8

5,9

6,5

6,2

6,2

6,2

8,8

8,9

8,7

8,9

9,2

9,1

8,9

9,2

9,3

8,9

8,7

8,9

9,1

8,9

8,9

9

Бег 30м, I группа

Бег 30м, II группа

Челночный бег, I

группа

Челночный бег, II

группа

Рисунок 9 - Фоновые результаты в беге на 30 м. и челночном беге

15

Как видно из диаграммы результаты спортсменов обеих команд

практически не отличаются, следует отметить что в беге на 30 м. лучший

результат (5,8 с.) принадлежит спортсмену из экспериментальной группы

Новикову М.К., в челночном беге лучший результат (8,7 с.) показали два

15

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

спортсмена обеих команд Гиззатуллин Р.С. и Новиков М.К.

На рисунке 10 представлена диаграмма результатов фонового теста

двух команд в прыжках в длину и пятерном прыжке.

0

100

200

300

400

500

600

700

800

175

179

181

180

177

180

179

176

175

179

183

182

179

180

178

178

710

720

710

710

690

700

690

700

700

700

720

710

690

700

710

690

Прыжки в длину, I

группа

Прыжки в длину,

II группа

Пятискок, I

группа

Пятискок, II

группа

Рисунок 10 – Фоновые результаты в прыжках

16

Из данных диаграммы видно, что спортсмены обеих команд одинаково

сильны в прыжковых упражнениях и скоростно-силовые качества у них

развиты практически на одном уровне, однако в прыжке в длину наилучший

результат (183 см.) показал спортсмен экспериментальной группы Новиков

М.К. В пятерном прыжке лучшими проявили себя представители обеих

команд Новиков М.К. и Волков О.С.

По первому тестированию следует вывод, что общая физическая

подготовка всех спортсменов находится на среднем уровне, лучшие

результаты в тестах по прыжкам указывают на развитые силовые качества,

ловкость

и

координацию.

Неудовлетворительные

показатели

в

беге

указывают на необходимость совершенствовать скоростно-силовые качества

спортсменов. Однако, следует отметить что уровень общей физической

подготовки соответствует начальному этапу подготовки , юные спортсмены

16

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

наиболее чувствительны в период 9-12 лет к тренировочным нагрузкам и

быстро развиваются.

После проведения контрольных тестов первая контрольная группа

спортсменов в течение 3-х тренировочных микроциклов занималась по

стандартной тренировочной программе, где структура тренировки одинакова,

но в разных тренировочных занятиях использовались разные ОРУ, отработка

имитационных упражнений, а также лыжных приемов (таблица 7).

Таблица 7 – Примерная структура тренировочного процесса контрольной

группы

17

Основные этапы тренировочного процесса

Время, мин.

Разминка, ОРУ

15 - 20

Отработка имитационных упражнений в зале

20 - 25

Отработка приемов спусков, прыжков, приземления, способов

торможения на лыжах

40 - 45

Отработка специальных и имитационных упражнений в зале

15 - 20

Заминка

10 - 15

Вторая группа - экспериментальная тренировалась по специальной

тренировочной программе с применением подвижных игр на начальном и

заключительном этапе каждой тренировки (таблица 8).

Таблица

8

Примерная

структура

тренировочного

процесса

экспериментальной группы

18

Основные этапы тренировочного процесса

Время, мин.

Разминка

5 - 7

Подвижная игра

15 - 20

Отработка имитационных упражнений в зале

15 - 20

Отработка приемов спусков, прыжков, приземления, способов

торможения на лыжах

40 - 45

Отработка специальных и имитационных упражнений в зале

10 - 15

Заминка (Подвижная игра)

15 - 20

Тренировки проводились 4 раза в неделю, по 2 академических часа.

17

Составлено автором

18

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Для экспериментальной группы юных спортсменов был разработан

специальный план тренировок с использованием в каждой тренировке

разных подвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости, а

также с использованием имитационных упражнений. Чтобы избежать

переутомления

спортсменов

в

конце

тренировки

включались

менее

динамичные игры, не требующие приложения усилий или резких движений.

Подробный план подбора и распределения подвижных игр на всем

периоде исследования экспериментальной группы представлен в таблице 9.

Таблица 9 – Распределение подвижных игр тренировочных микроциклах

для экспериментальной группы

19

Дни недели

Вид подвижной игры

Примечание

Первый микроцикл 14.01.2013 – 20.01.2013

Вторник

Подвижная игра (начало

тренировки)

«День и ночь»

В зале с

имитационными

упражнениями

Подвижная игра (заминка)

«Пустое место»

На улице без

инвентаря

Среда

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Салочки на лыжах»

Подвижная игра (заминка)

«Кого назвали, тот и

ловит»

В зале с мячом

Пятница

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Кто быстрее»

В зале

Подвижная игра (заминка)

«Попасть в мяч»

В зале

Суббота

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Лисы и охотники»

На лыжах

Подвижная игра (заминка)

«Мяч на полу»

В зале

Второй микроцикл 21.01.2013 – 27.01.2013

Вторник

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Охотники и утки»

В зале

Подвижная игра (заминка)

«Альпинисты»

В зале с

использованием

шведской стенки,

скамеек, препятствий

Среда

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Салочки на лыжах»

Подвижная игра (заминка)

«Пустое место»

В зале

Окончание таблицы 9

19

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Дни

недели

Дни недели

Дни недели

Дни недели

Пятница

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Быстрые и ловкие»

Полоса препятствий в

зале с

имитационными

упражнениями

Подвижная игра (заминка)

«Кого назвали, тот и

ловит»

В зале с мячом

Суббота

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Перестрелки»

На улице

Подвижная игра (заминка)

«Альпинисты»

В зале с

использованием

шведской стенки,

скамеек, препятствий

Третий микроцикл 28.01.2013 – 03.02.2013

Вторник

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Кто быстрее»

На улице

Подвижная игра (заминка)

«Пустое место»

На улице без

инвентаря

Среда

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Салочки на лыжах»

Подвижная игра (заминка)

«Мяч на полу»

Пятница

Подвижная игра (начало

тренировки)

«День и ночь»

На улице

Подвижная игра (заминка)

«Альпинисты»

В зале с

использованием

шведской стенки,

скамеек, препятствий

Суббота

Подвижная игра (начало

тренировки)

«Быстрые и ловкие»

Полоса препятствий в

зале с

имитационными

упражнениями

Подвижная игра (заминка)

«Кого назвали, тот и

ловит»

В зале с мячом

В конце педагогического эксперимента после двух дней отдыха

5.02.2013 г. юным спортсменам были предложены контрольные испытания,

определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный

анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Уровень физической подготовленности спортсменов контрольной

группы в конце исследования представлен в таблице 10.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Таблица 10 – Итоговые результаты исследования контрольной группы юных

лыжников-прыгунов

20

Ф. И. О.

Бег 30 м, с

Челночный бег, с

Прыжки в

длину, см

Пятискок, см

Алексеев Д.В.

6.0

8.6

177

710

Волков О.С.

6.2

8.8

179

720

Гиззатуллин Р.С.

5.8

8.7

181

720

Емельянов К.Ю.

5.8

8.8

181

710

Жидков Н.В.

5.9

9.1

178

700

Ильин А.А.

6.4

9.1

180

700

Кабильский И.Н.

6.2

8.9

179

700

Кулаков А.Г.

6.1

9.1

178

710

Средняя

арифметическая

6.0

8.8

179

708

Анализируя данные таблицы 10 можно сделать вывод что общие

результаты спортсменов контрольной группы немного улучшились, так в

беге на 30 м. лучшие результаты показали Гиззатуллин Р.С. и Емельянов

К.Ю. – 5,8 с., самый низкий показатель у Ильина А.А. – 6,4 с.. В челночном

беге лучший результат показал Алексеев Д.В. – 8,6 с. В прыжках в длину и

пятерном

прыжке

спортсмены

также

улучшили

свои

результаты:

Гиззатуллин Р.С. и Емельянов К.Ю. – 181 см., Волков О.С. сохранил

прежний показатель – 720 см., Гиззатуллин Р.С. улучшил – 720 см.

Уровень

физической

подготовленности

спортсменов

экспериментальной группы в конце исследования представлен в таблице 11.

Таблица 11 – Итоговые результаты исследования экспериментальной группы

юных лыжников-прыгунов

21

Ф. И. О.

Бег 30 м, с

Челночный бег, с

Прыжки в

длину, см

Пятискок, см

Ларионов О.С.

6.1

8.8

180

710

Михайлов И.Н.

5.8

8.2

184

720

Новиков М.К.

5.7

8.5

185

730

Орлов В.Н.

5.7

8.4

186

720

Окончание таблицы 11

20

Составлено автором

21

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Ф. И. О.

Бег 30 м, с

Челночный бег, с

Прыжки в

длину, см

Пятискок, см

Степанов А.Р.

6.2

8.6

183

710

Петров Г.С.

5.9

8.4

182

710

Салахутдинов Р.З.

6.1

8.3

183

720

Трофимов Н.В.

6.0

8.6

181

710

Средняя

арифметическая

5.9

8.4

183

716

Спортсмены

экспериментальной

группы

показали

значительное

улучшение

общей

физической

подготовки

после

3-х

микроциклов

тренировки по специальной программе.

Так из таблицы 11 видно улучшение скоростно-силовых, а также

координационных показателей по результатам тестирования. В беге на 30 м.

(лучший 5,7 с. – Новиков М.К. и Орлов В.Н.) и в челночном беге (лучшие

Михайлов И.Н. – 8,2 с., Салахутдинов Р.З. – 8,3 с.) пять спортсменов

повысили свои результаты. В беге на 30 м. спортсмены Ларионов О.С.,

Степанов А.Р., Петров Г.С. улучшили свои результаты на 0,3 с. В челночном

беге почти все спортсмены показали хорошие результаты в среднем лучше на

0,5 с., а Михайлов И.Н. на 0,7 с.

В прыжках также прослеживается положительная динамика: прыжки в

длину Орлов В.Н. – 186 см., пятерной прыжок – Новиков М.К.-730 см.

По прыжкам в длину в среднем результаты выросли на 4-5 см., в

пятерном прыжке на 14 см. в среднем.

Более наглядно рассмотреть результаты двух команд и сравнить

динамику подготовленности возможно посредством диаграммы (рисунок 11).

PAGE \* MERGEFORMAT 2

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

6,2

5,8

5,8

5,9

6,4

6,2

6,1

6,1

5,8

5,7

5,7

6,2

5,9

6,1

6

8,6

8,8

8,7

8,8

9,1

9,1

8,9

9,1

8,8

8,2

8,5

8,4

8,6

8,4

8,3

8,6

Бег 30м, I

группа

Бег 30м, II

группа

Челночный бег,

I группа

Челночный бег,

II группа

Рисунок 11 - Итоговые результаты в беге на 30 м. и в челночном беге

22

Результаты в беге на 30 м. в среднем в экспериментальной группе (II)

улучшились (3 лучших показателя) по сравнению с контрольной (2 лучших),

в челночном беге наблюдается значительный прогресс экспериментальной

группы – 5 спортсменов показали лучшие свои результаты, при этом в

контрольной группе ни один спортсмен не показал такого высокого

результата. В среднем в беге на 30 м. в контрольной группе улучшились на

0,1 с., в экспериментальной на 0,3 с., в челночном беге контрольная группа

не показала изменений, в экспериментальной улучшение результата в

среднем по группе на 0,5 с.

В следующие диаграмме представлена динамика показателей по

прыжкам в длину и пятерному прыжку (рисунок 12).

22

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

0

100

200

300

400

500

600

700

800

177

179

181

181

178

180

179

178

180

184

185

186

183

182

183

181

710

720

720

710

700

700

700

710

710

720

730

720

710

710

720

710

Прыжки в

длину, I груп-

па

Прыжки в

длину, II груп-

па

Пятискок, I

группа

Пятискок, II

группа

Рисунок 12 – Итоговые результаты по прыжкам

23

Анализируя показатели по прыжкам двух команд можно сделать

вывод,

что

силовые

и

координационные

качества

спортсменов

экспериментальной группы повысились. Если в контрольной группе только

два спортсмена (Алексеев Д.В., Кулаков А.,Г.) улучшили свои показатели в

прыжке в длину на 2 см, то в экспериментальной группе рост результатов

показали все спортсмены на 4-5 см., так Ларионов О.С., Михайлов И.Н.,

Саллахутдинов Р.З. увеличили показатели на 5 см. В пятерном прыжке 5

спортсменов экспериментальной группы выявили более высокие результаты

на 10-20 см. в сравнении с контрольной группой. Наибольший прирост

результатов (20 см.) в экспериментальной группе показали Михайлов И.Н.,

Степанов А.Р., Трофимов Н.В.

Для более четкого представления о динамике результатов обеих групп

следует высчитать процент улучшения/ ухудшения результатов по четырем

видам тестовых упражнений и затем можно выявить общий процент

прироста показателей по каждой группе.

Общие результаты контрольной группы в виде показателей средней

арифметической приведем в таблице 12.

23

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Таблица 12 – Общие результаты контрольной группы

24

Показатели

Контрольные упражнения

1

Результаты

тестов

(средняя

арифметическая)

Бег на 30м.

Челночный

бег

Прыжок в

длину

Пятискок

2

Результаты

фонового

тестирования

6,1

8,8

178

703

3

Итоговые результаты

6,0

8,8

179

708

4

% прироста,

(Строка 3 / строка 2)

*100 - 100

1,6

0

0,5

0,7

По данным таблицы 12 видно, что в контрольной группе в среднем

результаты улучшились: в беге на 30 м. на 1,6%, в прыжке в длину на 0,5%, в

пятерном прыжке на 0,7%.

Общий процент прироста результатов в контрольной группе:

(

1 ,6

+

0 ,5

+

0 ,7

)

4

=

0 ,7 %

Результаты тестов экспериментальной группы представим в таблице

13.

Таблица 13 – Общие результаты экспериментальной группы

25

Показатели

Контрольные упражнения

1

Результаты

тестов

(средняя

арифметическая)

Бег на 30м.

Челночный

бег

Прыжок в

длину

Пятискок

2

Результаты

фонового

тестирования

6,2

8,9

179

702

3

Итоговые результаты

5,9

8,4

183

716

4

% прироста,

(Строка 3 / строка 2)

*100 - 100

4,8

5,6

2,2

1,9

Данные

таблицы

13

свидетельствуют

о

приросте

результатов

экспериментальной группы по всем тестовым упражнениям: в беге на 30 м.

24

Составлено автором

25

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

на 4,8 %, в челночном беге на 5,6 %, в прыжке в длину на 2,2% и в пятискоке

на 1,9 %.

Общий процент прироста результатов в экспериментальной группе:

(

4 ,8

+

5 ,6

+

2,2

+

1 ,9

)

4

=

3 ,62 %

Отобразим результаты подсчетов на рисунке 13.

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

0,00%

0,50%

1,00%

1,50%

2,00%

2,50%

3,00%

3,50%

4,00%

0,70%

3,62%

Прирост

ОФП

спортсме-

нов, %

Рисунок 13 – Прирост результатов контрольной и

экспериментальной групп, %

26

Данные диаграммы на рисунке 13 указывают на значительный прирост

результатов экспериментальной группы в сравнении с контрольной, таким

образом

можно

сделать

вывод,

что

внедрение

подвижных

игр

в

тренировочный процесс благоприятно влияет на общую физическую

подготовленность

юных

спортсменов

особенно

на

начальном

этапе

подготовки, когда требуется делать акцент на общие развитие. Также

тщательно

подбирая

подвижные

игры

тренер

может

влиять

на

совершенствование определенных физических качеств спортсменов, как

например в нашем случае, на быстроту, ловкость (координацию).

ГЛАВА 4. ВЫВОДЫ

26

Составлено автором

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1. Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что

на

начальном

этапе

подготовки

юных

прыгунов

с

трамплина

для

совершенствования

физических

качеств

быстроты

и

ловкости

эффективным является применение разнообразных подвижных игр.

2. Тестирование общей физической подготовки юных прыгунов с

трамплина показало, что в целом результаты обеих команд одинаковы и

соответствуют

среднему

уровню,

однако

полученные

показатели

соответствуют начальному этапу подготовки спортсменов, так как именно в

этот период (в возрасте 9-11 лет), по мнению многих ученых, формируется

фундамент

общей

физической

и

специальной

подготовки,

а

также

закладываются перспективы к высоким спортивным достижениям.

3. В процессе педагогического исследования экспериментальной

группе

была

предложена

специальная

тренировочная

программа

с

множеством подвижных игр, что позволило достичь более высоких

результатов в контрольных упражнениях:

- бег на 30 м. в среднем улучшился на 0,3 с.

- челночный бег на 0,5 с.

- прыжки в длину с места на 5 см,

- пятерной прыжок на 14 см.

Уровень

общей

физической

подготовки

спортсменов

экспериментальной группы повысился на 3,62% в сравнении с контрольной –

0,7%.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены особенности развития быстроты и

ловкости у юных прыгунов с трамплина 9-11 лет на этапе начальной

подготовки посредством использования подвижных игр в тренировочном

процессе. Изучение специальной литературы и результаты исследований

подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах подготовки

необходимо заложить фундамент физического совершенствования, который

будет служить залогом дальнейших успехов в умственной, трудовой и

спортивной деятельности.

Также была разработана специальная тренировочная программа для

развития двигательных качеств – быстроты и ловкости, при подготовке юных

прыгунов

с

трамплина,

экспериментально

обоснована

эффективность

применения подвижных игр в тренировке для развития спортсменов

начальной подготовки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в возрасте 10-11

лет

в

большей

степени

развиваются

скоростные

качества

нижних

конечностей, координация, ловкость.

Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного

совершенствования

различных

сторон

двигательных

функций

юных

спортсменов с учетом возрастных периодов, особенно благоприятных для

развития тех или иных двигательных качеств позволит тренеру на практике

более

эффективно

планировать

материал

для

развития

двигательных

способностей,

успешнее

организовывать

и

методически

правильно

осуществлять процесс их развития в тренировочном процессе.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1)

Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А.

Бернштейн. М.: Наука, 1990. - 495 с.

2)

Былеева Л.В. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов

ф.к., М.,ФиС, 1974.

3)

Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт,

1971. 312 с. - Воспитание быстроты

4)

Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. Сборник

эстафет и игровых заданий. М., ФиС, 1985.

5)

Верхошанский

Ю.В.

Основы

специальной

физической

подготовки спортсменов / М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.

6)

Вирмавирта М. Коми П. Биомеханика современного прыжка на

лыжах с трамплина // Тезисы докладов по материалам ФИС. - Финляндия,

2001.

7)

Грозин Е.А. Методика обучения прыжкам на лыжах // Лыжная

подготовка и лыжный спорт. - Л., 1981.

8)

Гужаловский А.А., Манцевич Д.Е. / Теория и практика физ.

культуры./ - М 1986 - 157с.

9)

Гюртлер Р. Методика тренировки в прыжках на лыжах //

Реферативный сборник. - № 10. - Австрия, 1998.

10)

Гюртлер Р.

Специальная методика тренировки в прыжках на

лыжах с трамплина / 1990. -N 1/8 (нем. - Австрия).

11)

Емельянов В.Д., к.п.н, с.н.с. «Применение стабилометрии в

процессе

подготовки

спортсменов

в

лыжном

двоеборье».

Сборник

материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юкки 100-

лет. Вчера, сегодня, завтра». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2011. - 87 с.

12)

Железняк, Ю.Д., Портнов, Ю.М., Савин, В.П., Лексаков, А.В. /

Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.

заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. -

PAGE \* MERGEFORMAT 2

М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

13)

Зубарев

Ю.М.,

Брунстрем

А.Б.

«Принципы

повешения

эффективности методики тренировки и техники в прыжках на лыжах и

лыжном

двоеборье».

Сборник

материалов

Всероссийской

научно-

практической конференции «Юкки 100-лет. Вчера, сегодня, завтра». – СПб:

ФГУ СПбНИИФК, 2011.-87с.

14)

Иванников Н.Г. Методика обучения и отбора юных лыжников-

прыгунов на этапе начальной подготовки: Методические рекомендации. - М.,

1983.

15)

Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.,1971.

16)

Краткая

характеристика

и

методика

развития

основных

физических качеств. Методические рекомендации / Составители: к.п.н.

Лосева И.В., к.п.н. Голубев Г.Ю., к.п.н. Герасимова, ст. преп. Пудов А.В. –

Волжский: ВГИ ВолГУ, 2001.

17)

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры:

Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.-

464с.

18)

Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие

/ В.И. Лях. – Москва : ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

19)

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб.

для вузов / Л. П. Матвеев. - Изд. 4-е, стер. - СПб. : Лань, 2004. - 160 с.

20)

Н.В. Луткова, Минина, Л.Н.. /Подвижные игры как средство

решения педагогических задач в различных звеньях физического воспитания.

Учебно-методическое пособие СПб : ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2003. - 83с.

21)

Основы

математической

статистики:

Учебн.

пособие

для

институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт,

2004. – 176 с.

22)

Платонов В.Н. Структура многолетнего и годичного построения

подготовки // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ,

1995. – 407 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

23)

Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. Учебник.

М.,ФиС.1977.

24)

Портных, Ю.И. Дидактические основы использования игр в

физическом воспитании, образовании и спорте : дис. д-ра пед. наук /

Портных Ю.И. – СПб.,1994. - 62 с.

25)

Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта :

учебник для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В. М. Смирнов,

В. И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 605 с.

26)

Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная.

Возрастная : учебник для вуз. физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. -

4-е изд., испр. и доп. - М. ; Советский спорт, 2010. - 619 с.

27)

Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. – М.: Советский

спорт, 2010. – 200 с.

28)

Филин,

В.П.

Воспитание

физических

качеств

у

юных

спортсменов / В.П. Филин. – М.: ФиС, 1974. – 232 с.

29)

Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности /

Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС, 1991. – 224с.

30)

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:

Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

31)

Чокотов Е. Н. Использование подвижных игр как средство

развития двигательной активности / Е. Н. Чокотов, О. В. Фадеев // Молодой

ученый. — 2012. — №12. — С. 607-609.

PAGE \* MERGEFORMAT 2



В раздел образования