Автор: Разумовская Жанна Алиевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дербентский медицинский колледж им. Г.А. Илизарова"
Населённый пункт: город Дербент Республики Дагестан
Наименование материала: доклад
Тема: Традиционные методы обучения, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений и способствующие развитию творческого мышления обучающихся на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения РД
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное
Учреждение Республики Дагестан
«Дербентский медицинский колледж им. Г.А. Илизарова»
Доклад на тему
Традиционные методы обучения, обеспечивающие
формирование интеллектуальных умений и
способствующие развитию творческого мышления
обучающихся на уроках химии
Рассмотрена и одобрена на
заседании цикловой комиссии
общепрофессионального цикла
Протокол № ___ от ________ 20__г
Председатель ЦМК:
___________ Б,А, Мустафаева
Преподаватель химии
высшей категории:
____________ Ж.А. Разумовская
г. Дербент
2024
Химия – сложный общеобразовательный предмет. Успешно овладеть даже
базовым школьным курсом химии трудно, если у обучающегося недостаточно
развит мыслительный процесс. В соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта третьего поколения обучающийся должен овладеть
системой ключевых компетенций. Образовательный стандарт по химии включает
систему
прикладных
знаний
и
умений,
значимых
для
самого
ученика,
востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды
и собственного здоровья. Главной стратегией образования является переход от
знаньевой системы обучения к компетентностной (деятельностной). Только в
деятельности ребенок учится мыслить.
Само определение «метод» в переводе с греческого «methodos» означает
движение к результату. В педагогике этот термин используется для обозначения
системы действий, направленной на достижение учебно-воспитательных целей.
Непременно
стоит
отметить,
что
методы
преподавания
и
учения
имеют
неразрывную связь, другими словами способы учебных действий учеников и
учителей тесно взаимодействуют между собой
Классические методики обучения
Педагогика выделяет следующие виды методик обучения, классифицируя их по
признаку источника информации для обучающихся:
Устные
Это словесный способ подачи материала, который сегодня используется чаще всего.
Как
правило,
происходит
в
форме
лекций,
во
время
которых
учащиеся
конспектируют излагаемую преподавателем информацию. К этому же виду можно
отнести личную консультацию, необходимую для решения того или иного вопроса.
Наглядные
Методика
разработана
с
учетом
использования
вспомогательных
средств,
позволяющих визуально представить материалы, относящиеся к предмету изучения.
Наглядные методы обучения включают в себя:
схемы, таблицы, модели, к примеру, человеческий скелет или подробная карта
исторического сражения;
технические приспособления (оборудование для изучения физических явлений,
химических реакций);
аудио или видеозаписи, например, документальные фильмы.
Исследования показывают, что совокупность устной и наглядной методики позволяет
обучающимся лучше запомнить и усвоить информацию, что делает процесс обучения
более эффективным. Поэтому многие образовательные учреждения приобретают
специальную аппаратуру и обеспечивают техническую оснастку аудиторий.
Практические.
Такого вида методики базируются на необходимости активного
участия студентов в образовательном процессе. Этот прием внедряется повсеместно
благодаря своей доказанной результативности.
Реализация данной методики происходит в одном из двух направлений, либо
комбинирует оба:
тренинги и практические задания;
2
сюжетно-ролевые игры, целью которых является поиск решения поставленных
задач.
Правда, использовать только практический вид методики обучения специалисты-
педагоги
не
рекомендуют.
Он
должен
быть
составляющей
частью
всего
образовательного комплекса, но отнюдь не главной. Применение метода оптимально
в ситуациях, если изучаемый материал сложен для восприятия и осмысления
учащимися.
Выбор метода обучения
Какую же выбрать методику обучения среди их великого множества?
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, потому что каждая из них отвечает
своим целям и имеет разное обоснование. Это не значит, что один метод хороший, а
другой плохой.
Также нецелесообразно утверждать о несомненных преимуществах
новаторского подхода перед консервативным. К слову, в некоторых ситуациях
традиционные способы гораздо более результативны, чем инновационные. И порой
ожидаемый эффект может принести не деловая игра, а знакомая всем подача
материала в виде лекции.
Говорить об оптимальности выбора метода обучения можно, только ориентируясь
на конкретные учебные задачи и цели. Поэтому прежде чем внедрить ту или иную
методику в программу, педагогу следует четко понимать их преимущества и
недостатки.
Для решения данной проблемы, на первый план выносится основная
цель: развивать в личности заложенные природой задатки, формировать способы
умственной деятельности и навыки творческого мышления.
Характеристика основных методов обучения
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе
методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать
большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и
указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства
студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ – устное образное, последовательное изложение небольшого по
объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 – 30 минут. Метод
изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит
повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов,
примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий. Рассказ может
сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто
рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и
фотодокументов.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование
закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий,
явлений. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и
направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и
3
последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий,
правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и
последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей.
Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?». К
объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала
различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем;
при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной
жизни.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем
постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к
пониманию
нового
материала
или
проверяет
усвоение
уже
изученного.
Преподаватель,
опираясь
на
знания
и
опыт
студентов,
последовательной
постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний.
Вопросы ставятся перед всей группой, и после паузы преподаватель вызывает
одного из студентов. В зависимости от цели занятия применяются различные виды
беседы:
эвристическая,
воспроизводящая,
систематизирующая.
Эвристическая
беседа (от греческого слова «эврика» – нашел, открыл) применяется при изучении
нового материала. Воспроизводящая беседа имеет цель закрепления в памяти
студентов
ранее
изученного
материала
и
проверку
степени
его
усвоения.
Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов
после изучения темы или раздела на повторительно-обобщающих уроках.
Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает
относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она
может быть применена при изучении любого учебного предмета.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по
определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение
участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно
использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью
зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и
обосновывать
свою
точку
зрения.
Хорошо
проведенная
дискуссия
имеет
обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию
проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. Работа с книгой
осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или
самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными
источниками. Основные приемы:
Конспектирование
–
краткое
изложение,
краткая
запись
содержания
прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование
ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого
лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и
последовательности конспект должен соответствовать плану.
Составление плана текста: план, может быть, простой и сложный. Для
составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и
озаглавить каждую часть.
Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение
преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические
положения, законы, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними.
Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются
4
различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные
позиции.
Лекция – самый экономичный путь получения информации студентами, так
как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде,
почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме
изложения научных положений, несет в себе силу убеждений, критической оценки,
показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса,
научного положения. Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд
требований к ее изложению. Структура лекционного курса обычно включает в себя
вступительную, основную и заключительную части. После определения структуры
лекционного курса по темам можно приступить к подготовке конкретной лекции.
Рассмотрим некоторые основные этапы.
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Преподавателю следует
ознакомиться с содержанием темы в учебной литературе, которой пользуются
студенты. Выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие
устарели и требуют корректировки. Следует определить вопросы, выносимые на
лекцию, обдумать обобщения, выделить спорные взгляды.
Определение объема и содержания лекции – ещё один важный этап
подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено
ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую
дисциплину. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть
усвоено аудиторией в отведенное время. Кроме того, при выборе объема лекции
необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию,
которую он должен обязательно усвоить. Содержание лекции должно отвечать ряду
дидактических принципов: целостность, научность, доступность, систематичность и
наглядность.
Недостатки лекции как пассивного метода усвоения материалов можно
преодолеть, включая в лекцию следующие методы: вопросы; ролевые игры в
качестве демонстрации материалов к лекции; использование видео-, аудио- и других
наглядных пособий.
Интерактивная лекция – это формат, позволяющий вовлечь участников в
процесс, сохраняя над ним полный контроль. Интерактивные лекции обеспечивают
быструю и легкую конверсию пассивной презентации в интерактивный опыт.
Различные типы интерактивных лекций включают в себя викторины, различные
задания, работу в малых группах и контроль участников над презентацией.
Интерактивная лекция активизирует мыслительный процесс студентов,
повышает их способность к анализу, синтезу и ведёт их к высоким достижениям.
Можно использовать как аудио, так и видеоматериалы, визуальные опоры и
различные мнемотехники, вкрапляя их в материал лекции. Важно разбить
подаваемую информацию на логические части, заключая каждую из них заданием,
которое
побудит
их
мыслительную
деятельность,
воображение
и
память.
Подчеркнем,
что
в
интерактивных
лекциях
обязательно
используется
двусторонняя коммуникация.
Наглядные
методы
обучения.
Под
наглядными
методами
обучения
понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в
существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного
пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со
5
словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения
условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод
демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов,
технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд
условий:
наглядность должна соответствовать возрасту студентов;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует
постепенно и только в соответствующий момент урока;
необходимо четко выделить главное, существенное при показе;
детально продумать пояснения, демонстрируемых явлений;
согласовать представленную наглядность с содержанием материала;
привлекать студентов к нахождению желаемой информации в наглядном
пособии или демонстрируемом устройстве.
Методы практического обучения. Практические методы обучения основаны
на
практической
деятельности
студентов.
Этими
методами
формируются
практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения,
лабораторные и практические работы.
Упражнения.
Под
упражнениями
понимают
повторное
(многократное)
выполнение умственного или практического действия с целью овладения или
повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и
на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит
от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и
возраста студентов. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные,
письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них
студенты совершают умственную и практическую работу.
Лабораторные
работы –
это
проведение
студентами
по
заданию
преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и
других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо
явлений с помощью специального оборудования.
Практическое занятие – это основной вид учебных занятий, направленный
на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.
Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения
студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов
умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести
непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на
основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и
обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические
навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Задача
преподавателя – методически правильно организовать выполнение студентами
лабораторно-практических
работ,
умело
направить
деятельность
студентов,
обеспечить
занятие
необходимыми
инструкциями,
методическими
пособиям,
материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия.
Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед
студентами
вопросы
творческого
характера,
требующие
самостоятельной
6
постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль над
работой каждого студента, оказывает помощь и поддержку, дает индивидуальные
консультации.
Критерии выбора методов обучения
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического
опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов
обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и
условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор метода обучения зависит от:
общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих
установок современной дидактики;
особенностей изучаемого предмета;
цели, задач и содержания материала конкретного урока;
времени, отведенного на изучение того или иного материала;
возрастных особенностей студентов;
уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и
развития);
материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования,
наглядных пособий, технических средств;
возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической
подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник
стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы
высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей,
познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.
Методы, которые я применяю на своих уроках:
Далеко не все в учебном материале может представлять для обучающихся
какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности
обучающихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность,
чтобы сам процесс учения привлекал студентов. На своих уроках я стремлюсь
организовать учебную деятельность таким образом, чтобы студенты стремились
проявить себя, использовать свои знания и умения, смогли почувствовать себя в
ситуации успешной личности.
Для этого я практикую следующие активные формы обучения: конференции,
уроки-лекции,
семинарские
занятия,
практикумы;
организую
собеседование,
консультации, приобщаю к самостоятельной работе с различными источниками
знаний. Применяю распространенные формы работы на уроке: сотрудничество в
парах, групповая и коллективная, индивидуальная. Веду кружок «Химия и жизнь»,
где учащиеся учатся проводить исследования.
Исследовательская работа на занятии заключается, прежде всего, в проведении
лабораторных и практических работ, перечень которых определяется программой.
Проводя химическую реакцию окисление меди в пламени спиртовки или
получение гидроксида меди (II), обучающиеся наглядно убеждаются в образовании
7
нового вещества и описывают его свойства (цвет, агрегатное состояние,
растворимость в воде и др.).
Также на уроках химии я провожу демонстрационные опыты, не
предусмотренные программой, так как они способствуют формированию и
развитию интереса к предмету. Например, при изучении темы «Признаки
химических реакций» я провожу следующие опыты: извержение вулкана, черная
змея, волшебные цилиндры, жидкость – хамелеон и другие.
Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала,
подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых,
общественных деятелей.
Для развития познавательной активности я применяю на уроках метод
проблемного обучения.
Метод
проблемного
обучения составляет
органическую
часть
системы
проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание
ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная
ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача -
направить
деятельность
учащихся
на
максимальное
овладение
изучаемым
материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к
ней.
Это может быть химический эксперимент или задания, которые ставят ученика
в проблемную ситуацию, подводят к необходимости решения проблемы. Такие
задания всегда включают эмоциональную и волевую сферу деятельности.
Способы
создания
проблемной
ситуации могут
быть
самыми
разнообразными.
К ним можно отнести:
1. Демонстрацию или сообщение некоторых фактов, которые учащимся
неизвестны
и
требуют
для
объяснения
дополнительной
информации.
Они
побуждают к поиску новых знаний. Например, учитель демонстрирует аллотропные
видоизменения элементов и предлагает объяснить, почему они возможны, или,
например, учащиеся еще не знают, что хлорид аммония может возгоняться, а им
предлагают вопрос, как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия.
2.
Использование
противоречия
между
имеющимися
знаниями
и
изучаемыми
фактами, когда
на
основании
известных
знаний
учащиеся
высказывают неправильные суждения. Например, учитель задает вопрос: «Может ли
при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться
прозрачный раствор?» Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают
отрицательно, а учитель показывает демонстрационный опыт с образованием
гидрокарбоната кальция.
3. Объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему
при электролизе сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде –
кислород? Учащиеся
должны
ответить
на
вопрос,
пользуясь
справочными
таблицами: рядом напряжения металлов, рядом анионов, расположенных в порядке
убывания
способности
к
окислению,
и
сведениями
об
окислительно-
восстановительной сущности электролиза.
4. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверку.
Например, будет ли уксусная кислота как кислота органическая проявлять общие
свойства
кислот? Учащиеся
высказывают
предположение,
учитель
ставит
8
эксперимент или проводится лабораторный опыт, а затем дается теоретическое
объяснение.
5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и
дается
конечная
цель.
Например,
учитель
предлагает
экспериментальную
задачу: даны три пробирки с веществами; определить эти вещества наиболее
коротким способом, с наименьшим числом проб.
6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях
.
Это
уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока, поэтому для
решения
проблемы
необходимо
вне
урока
использовать
дополнительную
литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции,
зная
свойства
веществ,
вступающих
в
нее,
высказать
предположения
по
оптимизации изучаемого производственного процесса.
7. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.
Например, поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в
конечном
счете
Д.И.
Менделеева,
к
открытию
периодического
закона. Многочисленные проблемы, связанные с обеспечением взаимного влияния
атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также
являются отражением вопросов, возникавших в истории развития органической
химии.
Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую,
при которой проблему формулируют сами учащиеся.
Примеры таких заданий:
Игры-упражнения, применяемые при изучении, обобщении учебного материала по
химии любого характера.
2. Игра «Крестики и нолики»
Например
Укажите вещества, которые взаимодействуют с водой.
SO
2
Ag
CuO
Fe
3
O
4
Cu
Na
2
O
SO
2
K
CaO
Ответ SO
2
: K: CaO
3. Тематические кроссворды.
Решение кроссвордов само по себе, как известно, занятие не из скучных, а
разгадывание кроссвордов по химии интереснее вдвойне: повышая мотивацию
обучения, этот вид работы позволяет в занимательной форме расширять кругозор и
развивать интеллект.
Для решения большинства кроссвордов достаточно знаний, полученных на уроке.
Но некоторые вопросы могут вызвать затруднения, что, в свою очередь, побудит
учащихся обратиться к дополнительным источникам по химии.
Одни кроссворды построены по обычному принципу пересечения горизонтальных и
вертикальных строк, в результате правильного разгадывания других должно
сложиться ключевое слово по вертикали в заштрихованном столбце.
В зависимости от подготовленности курса преподаватель может использовать
данные
кроссворды
по-разному:
можно
предложить
желающим
в
качестве
9
дополнительного домашнего задания на оценку; можно использовать в виде
отдельных заданий для письменных самостоятельных работ.
Кроссворд на тему: “Классы неорганических соединений”
По горизонтали:
1.
соединение серы с водородом;
2.
способность атомов химического элемента образовывать несколько простых
веществ;
3.
соли серной кислоты;
4.
сложные неорганические вещества, состоящие из атомов металлов и одной
или несколько гидроксогрупп;
5.
элемент, входящий в состав кислот;
6.
элемент, входящий в состав кремниевой кислоты;
7.
вещество, применяемое в пищевой промышленности.
По вертикали:
1.
соли сероводородной кислоты;
1.
традиционное название Na
2
CO
3
карбоната натрия;
2.
аллотропное видоизменение кислорода;
3.
сложные неорганические вещества, состоящие из двух элементов, одним из
которых является кислород;
4.
легкий металл;
5.
элемент, входящий в состав оксидов;
6.
элемент, входящий в состав иодоводородной кислоты;
7.
элемент, входящий в состав соляной кислоты.
10
4. Игра «Три элемента».
В нее играют двое обучающихся. В клетках они пишут химические формулы
веществ, состоящих из трех химических элементов (соли, кислоты и т. д.) Формулы
нужно писать по горизонтали или по вертикали. Зачеркивать нужно только квадраты
с тремя одинаковыми знаками химических элементов. Кто первый зачеркнет, тот
выигрывает.
5. Графические диктанты разработаны мною по многим темам: Алканы,
Кислоты, Карбоновые кислоты, Углекислый газ и т.д.
6. Цифровые диктанты
Приемы текстографики позволяют выстраивать работу с текстом в
схематическом, графическом порядке, создавать опорные схемы самостоятельно,
что формирует критичность мышления, способность выделять главное, умение
анализировать текстовый материал, устанавливать причинно-следственные связи,
что, непосредственно влияет и на формирование креативного мышления личности.
Учащимся нравится не только отгадывать такие загадки, но и придумывать их
самим. Такие задания предусматривают самостоятельное применение знаний и
способов действий, поиск информации в дополнительной литературе и интернете,
что может быть возможно только при активной мыслительной деятельности.
Например, задача.
Исходный факт
В Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около
1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена
коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат
Формулировка
задачи
Как известно, климат в Индии тёплый и влажный. На площади
во дворе мечети в Дели находятся знаменитая железная
колонна – одно из чудес света. Почему же железная колонна в
Индии стоит уже почти 16 веков, не разрушаясь? Как сумели
древние мастера создать химически чистое железо, которое
трудно получить даже в современных электролитических печах?
Выявление
противоречия
Выявим противоречие между
знанием
того,
что
железо
способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты
от коррозии.
Выдвижение гипотез:
если в состав железа колонны ввести антикоррозионное
вещество, то колонна не будет ржаветь;
если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней
и не образуется гальванической пары, способствующей
разрушению;
если в составе сплава колонны есть вещества, которые,
реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный
слой
Поиск ресурсов
Дополнительная литература, Интернет
Формулировка
ИКР(Идеальный
конечный
результат)
Колонна содержит неожиданно много фосфора, который,
реагируя с железом, водой, кислородом, создал своего рода
защитный антикоррозийный поверхностный слой
Источник
Людмила Аликберова «Занимательные задания по химии»
11
Широко используются при решении проблем приемы аналогии, постановка
аналитических проблем.
Пример1. «Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил
железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены
сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного
из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.
В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик
решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной
крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого
химическим путем выделял железо…» Что произошло дальше? Продолжите эту
историю.
(Студент-химик погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал
нужного количества железа для изготовления кольца.
Дело в том, что количество
железа в крови взрослого человека невелико и составляет в среднем 3–4 г.)
При изучении темы “Углеводы” учащимся предлагаются вопросы:
Пример: Немецкий химик Христиан Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь
серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком
своей жены. «Кислота может поджечь фартук», - подумал Шенбейн, прополоскал
фартук в воде и повесил сушить над печкой. Фартук подсох, но затем раздался
негромкий взрыв и … фартук исчез. Почему произошел взрыв?
(Выяснилось, что азотная кислота в смеси с хлопком — фактически той же
целлюлозой
—
образует
взрывчатое
вещество,
которое
Шенбейн
назвал
пироксилином — "горючим деревом". В те годы пироксилин не смог заменить
порох, поскольку был очень взрывоопасен).
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами
Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу
конкретное учебное задание.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для
учащихся.
Пользуюсь самодельными раздаточными дидактическими материалами:
дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью
закрепления и применения знаний и умений;
карточка с вопросами для размышлений;
карточка с расчетной задачей;
карточка с заданием выполнить рисунок;
дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля
знаний и умений.
Их использую в нескольких вариантах. Для всего курса - 2-4-6 вариантов и как
индивидуальные задания. С целью повторения и закрепления знаний использую
тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для курса в целом.
В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них
есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
12
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач
Все обучающиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические
(требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или
творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого
характера - сильным обучающимся, а аналогичные - слабым. При этом у самих
студентов на этом не акцентирую внимание. Каждый получает задание по своим
возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый.
При
применении
этого
метода
преподаватель
руководит
работой
курса.
Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они
добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала;
сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают
проблемный вопрос.
Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем
самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До
лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
В завершение я хочу отметить, что развитие познавательной деятельности не
только помогает студентам получить определенную сумму умений и навыков, но и
способствует развитию самостоятельности у обучающихся, что позволяет им
продолжать
образование,
эффективно
адаптироваться
в
современном
развивающимся мире, становиться творческой и активной личностью, способной
вести самостоятельный поиск, умеющей делать собственные открытия, решать
возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
13