Напоминание

Профессионально- личностное развитие педагога


Авторы: Ярмоленко Ольга Викторовна, Ярмоленко Олбга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО"Содружество"
Населённый пункт: Приморский край, г. о. Спасск-Дальний
Наименование материала: Актуальные проблемы профессионально- личностного развития педагога в современной образовательной парадигме.
Тема: Профессионально- личностное развитие педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПАРАДИГМЕ

Профессионально-личностное развитие педагога представляет собой

непрерывный и динамический процесс, направленный на

качественное преобразование его компетенций, ценностных

ориентаций и личностных качеств, обеспечивающих эффективность

педагогической деятельности. В условиях трансформации

современного образования, вызванной социокультурными

изменениями, технологическим прогрессом и новыми вызовами

глобального масштаба, данный процесс приобретает особую

значимость и сопряжен с рядом системных проблем. Их анализ и

поиск путей решения являются неотъемлемой частью повышения

статуса педагогической профессии и качества образовательных

результатов.

Смена образовательной парадигмы и кризис профессиональной

идентичности

Фундаментальной проблемой, лежащей в основе многих

профессиональных затруднений, является переход от традиционной

знаниево-центрической модели образования к личностно-

ориентированной и деятельностной парадигме. Если ранее педагог

выступал в роли первичного источника информации и транслятора

знаний, то сегодня его функция смещается в сторону фасилитации,

тьюторства, проектирования индивидуальных образовательных

траекторий. Это требует коренной перестройки профессионального

сознания.

Возникает феномен кризиса профессиональной идентичности.

Педагог, годами успешно работавший в классической системе,

сталкивается с необходимостью отказаться от устоявшихся методов и

своего авторитарного имиджа. Новая роль организатора

сотрудничества, наставника, консультанта зачастую воспринимается

как неопределенная и психологически дискомфортная. Внутренний

конфликт между привычной моделью поведения («я – лектор,

контролер») и требуемой («я – модератор, вдохновитель») порождает

профессиональный стресс, сопротивление инновациям и, в крайних

случаях, эмоциональное выгорание. Преодоление этого кризиса

невозможно без глубокой рефлексии, переосмысления своих

профессиональных ценностей и целенаправленного формирования

новой идентичности, что является сложным и зачастую болезненным

личностным процессом.

Информационная перегрузка и проблема цифровизации

Современный педагог существует в условиях беспрецедентного

информационного потока. Появление новых научных данных,

педагогических технологий, цифровых инструментов и

образовательных платформ происходит с огромной скоростью.

Проблема заключается не в отсутствии информации, а в

невозможности ее фильтрации, осмысления и адаптации к конкретной

педагогической ситуации. Возникает феномен «информационной

усталости», когда учитель, стремясь быть в курсе всех тенденций,

оказывается парализованным их изобилием.

Цифровизация образования, с одной стороны, открывает широкие

возможности для персонализации обучения и использования

интерактивных ресурсов. С другой стороны, она порождает ряд

острых проблем. Во-первых, это цифровой разрыв между

поколениями и внутри профессионального сообщества. Педагоги, не

обладающие достаточной цифровой грамотностью, испытывают страх

и неуверенность, что блокирует их развитие. Во-вторых, наблюдается

подмена педагогических целей технологическими средствами.

Увлечение яркими цифровыми инструментами без понимания их

дидактического потенциала приводит к формализации учебного

процесса, снижению глубины содержания. В-третьих, стираются

границы между рабочим и личным временем (феномен «always on» –

«всегда на связи»), что способствует росту психоэмоционального

напряжения. Таким образом, актуальной задачей становится не

столько освоение конкретных цифровых сервисов, сколько развитие

мета-компетенции – способности к критическому отбору и

педагогически целесообразному интеграции цифровых ресурсов в

образовательный процесс.

Синдром эмоционального выгорания и деформации личности

Педагогическая деятельность по своей природе связана с высокими

эмоциональными затратами. Необходимость постоянного

взаимодействия с большим количеством людей (учеников, родителей,

коллег, администрации), интенсивный ритм, многозадачность, высокая

ответственность за результаты и, зачастую, недостаточное

общественное признание – все это является питательной средой для

развития синдрома эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание – это не просто усталость, а состояние

физического, эмоционального и умственного истощения,

характеризующееся деперсонализацией (циничным, безразличным

отношением к субъектам деятельности), редукцией

профессиональных достижений (ощущением собственной

некомпетентности) и эмоциональной опустошенностью. Для педагога

это выражается в потере интереса к ученикам, раздражительности,

формальном выполнении обязанностей, психосоматических

заболеваниях.

Близким к выгоранию, но более глубоким феноменом являются

профессионально-личностные деформации. Это устойчивые

негативные изменения структуры личности и поведения педагога под

влиянием профессиональных стрессов. К ним относятся

авторитарность, дидактичность (назидательный тон в повседневном

общении), догматизм мышления, педагогический индифферентизм

(равнодушие), агрессивность или, напротив, синдром «спасателя»

(гиперответственность за чужие проблемы). Эти деформации не

только снижают эффективность работы, но и разрушительно

действуют на личную жизнь педагога. Борьба с выгоранием и

деформациями требует не только индивидуальной работы по

развитию стресс-менеджмента и эмоционального интеллекта, но и

системных изменений в организации труда: оптимизации нагрузки,

создания благоприятного психологического климата в коллективе,

внедрения супервизорской поддержки.

Дефицит ресурсов и проблема мотивации к непрерывному

развитию

Парадигма «образования через всю жизнь» для педагога является не

лозунгом, а профессиональной необходимостью. Однако мотивация к

непрерывному профессионально-личностному развитию (НПЛР)

сталкивается с объективными барьерами. Ключевым из них является

дефицит ресурсов: временных, финансовых и психологических.

Высокая учебная и административная нагрузка оставляет педагогу

крайне мало времени и сил для систематического чтения научной

литературы, прохождения курсов повышения квалификации, работы в

профессиональных сообществах. Существующая система повышения

квалификации зачастую критикуется за свою формальность,

оторванность от реальных практических проблем и устаревший

контент, что дискредитирует саму идею НПЛР. Финансовая

составляющая также играет роль: дорогостоящие, но качественные

курсы, стажировки, участие в конференциях часто недоступны для

учителя за собственный счет.

В этих условиях возникает феномен «выученной беспомощности» и

профессиональной стагнации. Педагог, не видящий смысла в

формальных мероприятиях по повышению квалификации и не

имеющий ресурсов для поиска альтернатив, прекращает активный

поиск и ограничивается воспроизводством однажды усвоенных

шаблонов. Преодоление этой проблемы лежит в плоскости создания

гибкой, персонализированной системы НПЛР, основанной на

принципах андрагогики (обучения взрослых), предоставляющей

возможности для выбора и признания неформального образования, а

также материального и морального стимулирования

заинтересованных в своем развитии педагогов.

Проблема развития метапредметных и гибких компетенций

Современные образовательные стандарты делают акцент на

формировании у учащихся универсальных учебных действий и

метапредметных результатов. Однако сам педагог зачастую не

обладает в достаточной степени теми компетенциями, которые он

должен сформировать у своих учеников. Это создает системный

парадокс.

Речь идет о развитии так называемых «гибких навыков»: критического

и креативного мышления, навыков коммуникации и коллаборации,

эмоционального интеллекта, способности к управлению проектами и

собственной познавательной деятельностью. Традиционная система

педагогического образования была сфокусирована в первую очередь

на предметной подготовке и дидактике. В результате, учитель-

предметник может блестяще знать свою дисциплину, но испытывать

трудности в организации групповой проектной работы, фасилитации

дискуссии, разрешении конфликтных ситуаций в классе или

разработке междисциплинарного модуля.

Развитие этих компетенций у педагога – это не вопрос прохождения

однодневного тренинга. Это сложный личностный процесс,

требующий выхода из зоны комфорта, постоянной рефлексии своей

практики, участия в профессиональных обучающихся сообществах.

Недооценка важности этого направления приводит к тому, что

провозглашенные цели образования остаются на декларативном

уровне, а на практике воспроизводится старый, знаниево-

ориентированный формат.

Проблема рефлексии и развития исследовательской позиции

В быстро меняющемся мире эффективным может быть только тот

педагог, который способен не просто применять готовые методики, но

и анализировать собственную практику, выявлять проблемы, ставить

гипотезы и проверять их на опыте. Иными словами, педагог должен

обладать развитой исследовательской компетенцией и рефлексивной

культурой.

Рефлексия – это способность осмысливать и критически оценивать

свои действия, их основания и последствия. Именно она является

двигателем профессионально-личностного развития. Однако в

реальной педагогической практике для глубокой рефлексии зачастую

нет ни времени, ни пространства. Работа учителя рутинизирована и

загружена оперативными задачами. Культура совместного обсуждения

педагогических трудностей, анализа ошибок и успехов в многих

коллективах отсутствует, уступая место либо формальному отчету,

либо скрытому недовольству.

Отсутствие исследовательской позиции превращает педагога в

исполнителя, технолога, следующего предписаниям. Такой

специалист не способен к опережающему реагированию на вызовы, к

творческой адаптации образовательных программ под потребности

конкретных детей. Развитие этой позиции требует создания в

образовательных организациях особой среды – среды, в которой

задаются вопросы, поощряется педагогический эксперимент (в рамках

этики и безопасности), практикуется коучинг и менторинг, а данные

внутреннего мониторинга используются не для контроля, а для

поддержки и развития.

Пути преодоления: интегративный подход к профессионально-

личностному развитию

Решение обозначенных проблем не может быть фрагментарным. Оно

требует комплексного, интегративного подхода на нескольких уровнях.

На индивидуальном уровне ответственность педагога заключается

в формировании осознанной позиции субъекта собственного развития.

Это предполагает:

1. Развитие рефлексивной практики: ведение профессионального

дневника, участие в супервизиях, использование методов

видеоанализа своих уроков.

2. Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта и

стресс-менеджмента: освоение техник саморегуляции, осознанности,

делегирования ответственности.

3. Выстраивание персональной образовательной

траектории: самостоятельный отбор содержания для обучения

(онлайн-курсы, профессиональная литература, стажировки) исходя из

личных дефицитов и профессиональных интересов.

4. Активное участие в профессиональных сетевых

сообществах: как онлайн, так и офлайн, для обмена опытом,

получения поддержки и коллегиального решения проблем.

На институциональном уровне (уровень образовательной

организации) необходимо:

1. Создание культуры совместного обучения: превращение

педагогического коллектива в сообщество учащихся практиков, где

нормальными являются открытые уроки, педагогические гостиные,

peer-to-peer обучение (обучение равных у равных).

2. Внедрение системы регулярной, неформальной обратной

связи от администрации и коллег, направленной на поддержку, а не

на оценку.

3. Оптимизация рабочей нагрузки и административного

бремени педагогов, защита их личного времени.

4. Стимулирование и поддержка инициатив по внедрению новых

методик и проведению педагогических исследований.

На системном уровне (уровень управления образованием)

ключевыми мерами являются:

1. Реформирование системы повышения квалификации: переход от

единообразных программ к моделям персонифицированного,

модульного, практико-ориентированного образования, признание

результатов неформального обучения.

2. Развитие национальной системы профессиональной

сертификации и карьерного роста, где вертикальный рост

(административная карьера) не является единственным способом

признания, а существует развитая система горизонтального роста

(старший учитель, ведущий учитель, методист-наставник).

3. Укрепление социального статуса и материального положения

педагога, что является фундаментальным условием для привлечения

в профессию и удержания мотивированных специалистов.

Заключение

Актуальные проблемы профессионально-личностного развития

педагога носят комплексный, взаимосвязанный характер. Они

проистекают из макросоциальных изменений, внутренней сложности

педагогической деятельности и несовершенства существующих

систем поддержки. Кризис идентичности, информационная

перегрузка, эмоциональное выгорание, дефицит ресурсов, отставание

в развитии гибких навыков и слабая рефлексивная культура – вот те

вызовы, которые определяют ландшафт современной педагогической

профессии.

Преодоление этих проблем – это не разовая акция, а долгосрочная

стратегия, требующая согласованных усилий самого педагога,

образовательной организации и государства. Успех в этом

направлении будет измеряться не только формальными

показателями, но и качественными изменениями: ростом

удовлетворенности педагогов своей работой, укреплением их

психологического здоровья, повышением уровня автономии и

ответственности, и, в конечном счете, созданием той развивающей

образовательной среды, в которой каждый ребенок сможет раскрыть

свой потенциал. Профессионально-личностное развитие педагога

перестает быть его частным делом, становясь ключевым ресурсом и

условием устойчивого развития всего общества.



В раздел образования