Напоминание

Судьба городской цивилизации (с использованием рабочего листа)


Автор: Карчевская Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хмелевская ООШ"
Населённый пункт: с.Хмелевка
Наименование материала: поурочный план с использованием рабочего листа
Тема: Судьба городской цивилизации (с использованием рабочего листа)
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 9 классе «Судьба городской цивилизации (на примере

произведений поэтов «серебряного века») с использованием рабочего листа.

Карчевская Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хмелевская ООШ»

Рабочий лист как способ организации учебного процесса литературы

Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для

обучающихся с разными образовательными способностями. Задача учителя состоит в

том, чтобы создать условия практического овладения материалом для каждого

учащегося. Возможным

решением

этой

проблемы,

способом

реализации

индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на

уроке может стать применение рабочих листов.

Тема: Судьба городской цивилизации (на примере произведений поэтов

«серебряного века»).

Цели:

1.Образовательная:

Сформировать у обучающихся целостное представление о

поэзии «серебряного века»

2. Развивающая: Развивать умение анализировать поэтический текст.

Способствовать выработке индивидуального восприятия и отношения к поэзии

«серебряного века». Развивать кругозор обучающихся в области поэзии.

3.Воспитательная:

Воспитать любовь к поэзии «серебряного века». Воспитать

эстетический вкус и чуткость к поэтическому слову

Методическая цель: проведение занятия с целью формирования познавательной

активности обучающихся

Тип занятия: получение новых знаний

Методы обучения: Словесный (беседа, рассказ)

Наглядные (иллюстрации)

Интерактивные (групповая работа, «мозговой штурм», игровой метод).

Формы: групповая, фронтальная

Методическое обеспечение: раздаточный материал, выставка литературы, портреты

поэтов, рабочие листы.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Целеполагание

2.Мотивация учебной деятельности.

3.Чтение стихотворений поэтов-урбанистов.

4. Работа с использованием рабочего листа.

Рабочий лист. Произнесите слова: «цивилизация», «город» несколько раз. Какие

образы, ощущения, звуки у Вас возникают? Запишите свои ассоциации.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_____________________________________________

Перенесемся мысленно во времена на 120 лет назад. Создайте свой собирательный

образ деятельности человека-аристократа того времени, запишите ключевые слова:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

____________________________________

Какой вы видите судьбу цивилизации начала XX века? Запишите:

Какой вы видите судьбу цивилизации XXI века? Запишите:

Раскройте смысл термина «урбанизм». Назовите известных Вам поэтов-урбанистов.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Анализ стихотворений поэтов «серебряного века»

План анализа

А.Блок

В.Брюсов

В.Маяковский

О.Мандельштам

1.Определите

звуковую

гамму

городского

пейзажа

2.Определите

цветовую гамму

3. Вычлените

и

охарактеризуйте

основные

образы,созданные

в стихотворениях

4. Охарактеризуйте

эмоциональный

фон стихотворения

Какова судьба городской цивилизации,по мнению поэтов «серебряного века?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

А по вашему мнению?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Составьте сложный план сочинения- рассуждения на эту тему.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Стихотворения поэтов-урбанистов «серебряного века»:

Александр Блок Вечность бросила в город…

Вечность бросила в город

Оловянный закат.

Край небесный распорот,

Переулки гудят.

Всё бессилье гаданья

У меня на плечах.

В окнах фабрик — преданья

О разгульных ночах.

Оловянные кровли —

Всем безумным приют.

В этот город торговли

Небеса не сойдут.

Этот воздух так гулок,

Так заманчив обман.

Уводи, переулок,

В дымно-сизый туман…26 июня 1904

Ночь, улица, фонарь, аптека…

(отрывок из цикла «Пляски смерти»)

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912

Пустая улица. Один огонь в окне.

Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena

[2]

Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,

Чего-то ищет, скалясь черным ртом...

Нашел... Но ненароком чем-то звякнул,

И череп повернул... Аптекарь крякнул,

Привстал — и на другой свалился бок...

А гость меж тем — заветный пузырек

Суёт из-под плаща двум женщинам безносым.

На улице, под фонарем белёсым.

Октябрь 1912

В.Брюсов «Городу»

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты — чарователь неустанный,

Ты — неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,

Засев,- ты стережешь года,

А по твоим железным жилам

Струится газ, бежит вода.

Твоя безмерная утроба

Веков добычей не сыта,-

В ней неумолчно ропщет Злоба,

В ней грозно стонет Нищета.

Ты, хитроумный, ты, упрямый,

Дворцы из золота воздвиг,

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг;

Но сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов — орду

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду!

И в ночь, когда в хрустальных залах

Хохочет огненный Разврат

И нежно пенится в бокалах

Мгновений сладострастных яд,-

Ты гнешь рабов угрюмых спины,

Чтоб, исступленны и легки,

Ротационные машины

Ковали острые клинки.

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож, с своим смертельным ядом,

Сам подымаешь над собой. 1907

«Ночью» (Дремлет Москва… )

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

Грязные крылья по темной почве раскинуты,

Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,

Тянется шея — беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.

Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?

Нет! качая грузными крыльями в воздухе,

То приближаются хищные птицы — стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,

Грозен голос близкого к жизни возмездия.

Встанешь, глядишь… а они все кружат над покойником,

В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия

.

20 июня 1895

Владимир Маяковский «Адище города»

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи —

сбитый старикашка шарил очки

и заплакал, когда в вечереющем смерче

трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда

и железо поездов громоздило лаз —

крикнул аэроплан и упал туда,

где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна. 1913

Осип Мандельштам « Я вернулся в мой город…»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных. Декабрь 1930

«Петербургские строфы»

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, — как броненосец в доке,

Россия отдыхает тяжело.

А над Невой — посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба —

Онегина старинная тоска;

На площади сената — вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка…

Черпали воду ялики, и чайки

Морские посещали склад пеньки,

Где, продавая сбитень или сайки,

Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница.

Самолюбивый,скромный пешеход,

Чудак Евгений бедности стыдится

Бензин вдыхает и судьбу клянет! 1913

5.

Домашнее задание.

1.

Подготовить анализ стихотворения А. Блока «Вечность бросила в город…»

2.

Подготовить сообщение «Литература 20-30-х гг.» ( основные направления и течения)



В раздел образования