Автор: Митичян Елена Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ №3 "Сказка"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Трудовое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях ДОУ
Тема: Без труда не проживешь
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
средствами музыкального фольклора
С трудом связана вся жизнь человека. Без труда не проживешь. С давних
пор, чтобы облегчить работу люди слагали песни, трудовые песни. Эти
песни являлись способом организации коллективной работы.
Лесорубы, бурлаки, грузчики были первыми слагателями трудовых
песен. Песня объединяла их работу – «Эй, ухнем», помогала
координированному и ритмичному движению, люди тянули, поднимали и
пели. Женский труд тоже украшала песня. «Прялица» - старинная и любимая
песня, «Со вьюном я хожу», «Посеяли деки лен», «Уж как я свою
коровушку люблю» и многие другие
Тема труда отражалась в песнях, выполняя задачи трудового воспитания
детей. При помощи песен о труде у малыша происходит последовательное
включения в различные игры с целью приобретения необходимых знаний и
трудовых умений. Трудовая песня поощряет трудовые умения, создает
ситуации, в которых ребенок выступает в роли помогающим другим,
делающим хорошее для других. Дети на музыкальных занятиях могут быть
космонавтами, садовниками, кузнецами, шоферами, поварами и т.п.
За последние годы значительно увеличился интерес к народному
творчеству. И это сказалось на работе нашего дошкольного учреждения.
Чаще стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо,
что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к
источнику народной мудрости, творчеству многих поколений!
В работе с детьми, мы используем:
- народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио и
видео;
- хороводы, танцы;
- народные игры;
- мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных
инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных
импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ДМИ;
- народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки,
песенки колыбельные.
Значение фольклора очень многогранно:
-народное творчество выполняет воспитательно - образовательную функцию;
-способствует развитию памяти: рефрены помогают лучше запомнить
содержание музыкального произведения;
-влияет на оздоровление организма ребенка в целом, доставляют радость и
помогают детям самостоятельно делать массаж кистей и ступней, а также
воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях,
помогают работать над согласованием движения со словом, что очень
важно для детей в процессе формирования правильной речи.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на
развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат;
многие песенки можно инсценировать.
Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать и без
музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в
самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам
использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за
исключением обрядового фольклора, посвященного определенным
календарным праздникам.
Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для
разучивания, мы помним об возрастных особенностях детей, учитываем
сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного и увиденного.
Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого
слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, сложен для восприятия за
счет сохранения устаревшей лексики. Существует различные варианты
выбранного произведения, приходится подыскивать более доступный и
понятный детям, проводить предварительную работу по разъяснению
отдельных слов. Зато результат всегда оправдан. Дети осмысленно
исполняют потешки, песенки, хороводы, правильно используя народные
слова и речевые обороты. Это особенно ценно.
Тематические занятия, развлечения, всевозможные мероприятия
способствуют формированию у детей интереса к традициям и быту
русского народа, чувству уважения к труду и его результатам, пониманию
ценности труда в жизни; развивают нравственную и познавательную
культуру дошкольников.
Педагогам и родителям важно прививать любовь к труду раннего
дошкольного возраста, ведь как говорится в песне «Без труда человеку
просто не прожить».
Репертуар:
В младших группах
«Я пеку, пеку, пеку»
Дети «пекут пирожки» в песенке
«Сорока, сорока»
«Варят кашку», перечисляют: дров не колол, полы не мел, воды не носил
«Дом построим»
«Забивают гвозди молотком»
«Тук, тук, молотком мы построим птичкам дом»
Средние группы
«Огородная - хороводная»
«Мы на луг ходили» (мы ромашку рвали, мяту собирали)
«Веселый каблучок»
«Портниха»
Танец «Стирка»
«По малину в сад пойдем»
Старшие группы
Во – поле береза
К нам гости пришли
Блины блиночки
С речки Аннушка идет
Голубые санки
По малину в сад пойдем
Урожайная
Подг гр
Во -кузнице
Прялица
«Патоку с имбирем варил дядя Симеон»
Ой вставала я ранешенько
Уж как я свою коровушку люблю
«Ой, блины, блины»
«Во - кузнице»
«Земелюшка чернозем»
Для детей 3-7 лет
«Каравай»