Напоминание

Без труда не проживешь


Автор: Митичян Елена Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ №3 "Сказка"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Трудовое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях ДОУ
Тема: Без труда не проживешь
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

средствами музыкального фольклора

С трудом связана вся жизнь человека. Без труда не проживешь. С давних

пор, чтобы облегчить работу люди слагали песни, трудовые песни. Эти

песни являлись способом организации коллективной работы.

Лесорубы, бурлаки, грузчики были первыми слагателями трудовых

песен. Песня объединяла их работу – «Эй, ухнем», помогала

координированному и ритмичному движению, люди тянули, поднимали и

пели. Женский труд тоже украшала песня. «Прялица» - старинная и любимая

песня, «Со вьюном я хожу», «Посеяли деки лен», «Уж как я свою

коровушку люблю» и многие другие

Тема труда отражалась в песнях, выполняя задачи трудового воспитания

детей. При помощи песен о труде у малыша происходит последовательное

включения в различные игры с целью приобретения необходимых знаний и

трудовых умений. Трудовая песня поощряет трудовые умения, создает

ситуации, в которых ребенок выступает в роли помогающим другим,

делающим хорошее для других. Дети на музыкальных занятиях могут быть

космонавтами, садовниками, кузнецами, шоферами, поварами и т.п.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному

творчеству. И это сказалось на работе нашего дошкольного учреждения.

Чаще стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо,

что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к

источнику народной мудрости, творчеству многих поколений!

В работе с детьми, мы используем:

- народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио и

видео;

- хороводы, танцы;

- народные игры;

- мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных

инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных

импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ДМИ;

- народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки,

песенки колыбельные.

Значение фольклора очень многогранно:

-народное творчество выполняет воспитательно - образовательную функцию;

-способствует развитию памяти: рефрены помогают лучше запомнить

содержание музыкального произведения;

-влияет на оздоровление организма ребенка в целом, доставляют радость и

помогают детям самостоятельно делать массаж кистей и ступней, а также

воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях,

помогают работать над согласованием движения со словом, что очень

важно для детей в процессе формирования правильной речи.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на

развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат;

многие песенки можно инсценировать.

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать и без

музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в

самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам

использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за

исключением обрядового фольклора, посвященного определенным

календарным праздникам.

Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для

разучивания, мы помним об возрастных особенностях детей, учитываем

сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного и увиденного.

Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого

слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, сложен для восприятия за

счет сохранения устаревшей лексики. Существует различные варианты

выбранного произведения, приходится подыскивать более доступный и

понятный детям, проводить предварительную работу по разъяснению

отдельных слов. Зато результат всегда оправдан. Дети осмысленно

исполняют потешки, песенки, хороводы, правильно используя народные

слова и речевые обороты. Это особенно ценно.

Тематические занятия, развлечения, всевозможные мероприятия

способствуют формированию у детей интереса к традициям и быту

русского народа, чувству уважения к труду и его результатам, пониманию

ценности труда в жизни; развивают нравственную и познавательную

культуру дошкольников.

Педагогам и родителям важно прививать любовь к труду раннего

дошкольного возраста, ведь как говорится в песне «Без труда человеку

просто не прожить».

Репертуар:

В младших группах

«Я пеку, пеку, пеку»

Дети «пекут пирожки» в песенке

«Сорока, сорока»

«Варят кашку», перечисляют: дров не колол, полы не мел, воды не носил

«Дом построим»

«Забивают гвозди молотком»

«Тук, тук, молотком мы построим птичкам дом»

Средние группы

«Огородная - хороводная»

«Мы на луг ходили» (мы ромашку рвали, мяту собирали)

«Веселый каблучок»

«Портниха»

Танец «Стирка»

«По малину в сад пойдем»

Старшие группы

Во – поле береза

К нам гости пришли

Блины блиночки

С речки Аннушка идет

Голубые санки

По малину в сад пойдем

Урожайная

Подг гр

Во -кузнице

Прялица

«Патоку с имбирем варил дядя Симеон»

Ой вставала я ранешенько

Уж как я свою коровушку люблю

«Ой, блины, блины»

«Во - кузнице»

«Земелюшка чернозем»

Для детей 3-7 лет

«Каравай»



В раздел образования