Напоминание

"Этапы работы над произведениями крупной формы с учащимися в классе домры ДМШ,ДШИ"


Автор: Ковальская Антонина Ивановна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №6 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Этапы работы над произведениями крупной формы с учащимися в классе домры ДМШ,ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ИСКУССТВ № 6 Г. ДОНЕЦКА»

Этапы работы над произведениями крупной

формы с учащимися в классе домры ДМШ и ДШИ

Методический доклад

преподавателя по классу домры

Муниципального бюджетного

учреждения дополнительного

образования «Школы искусств

№ 6 г. Донецка»

Ковальской Антонины Ивановны

Донецк-2024

Признание домры как сольного, а не только оркестрового инструмента

поставило новые, более сложные задачи перед педагогикой. Среди них

необходимо выделить и работу над циклическими произведениями крупной

формы.

Исполнение

сложных

сочинений,

составленных

зачастую

из

переложений

произведений

различных

эпох

и

стилей,

предъявляет

требования постоянного совершенствования мастерства, высокого уровня

общей и музыкальной культуры и в то же время, пристального внимания к

методическим

обобщениям

накопленного

исполнительского

и

педагогического опыта.

В

настоящее

время

особенно

важно

то,

что

в

репертуарно-

методических пособиях для музыкальных школ и школ искусств стали

появляться оригинальные циклические произведения крупной формы для

разного уровня подготовки учащихся: это сюитные циклы А. Цыганкова, В.

Зверева, П. Чекалова, Е. Дербенко, А. Курченко. Появляются домровые

концерты Е. Дербенко, В. Лоскутова, А. Лаптева.

Появление этих произведений, обусловлено не только стремлением

расширить

учебно-концертный

репертуар

учащихся

исполнителей

домристов. Важным было также раскрыть новые перспективные грани

дальнейшего

развития

трехструнной

домры,

выявить

ее

новые

художественные средства, возможности.

Первые опыты работы с учащимися ДМШ над произведениями

крупной

формы

представляют

серьезные

трудности.

Их

успешное

преодоление обеспечивается лишь в том случае, если к моменту изучения

крупной формы проделана большая методическая работа.

Трудности эти заключаются в возникновении новых исполнительских

задач:

1.Осознание крупной формы как единого целого, осмысление в них от-

дельных эпизодов в их взаимосвязи.

2.Умение сочетать различные виды техники, а также изучение произведения

включающего контрастирующий по характеру и средствам выразительности

музыкальный образ.

3.Задача развития музыкального мышления, т.е. слышание музыки в раз-

витии.

В меру возможностей и способностей ученика надо воспитывать у него

отношение к нотному тексту как к живой музыкальной речи. Создавать внут-

реннее слуховое представление о характере произведения, его мелодической,

ритмической, динамической линии. Его формы и эмоциональной окраски. В

процессе многолетнего воспитания музыканта формируются такие со-

ставные элементы музыкального мышления как способность слышать завер-

шенность и незавершенность музыкальной мысли. Слышать протяженность

смыслового построения и не дробить его на мелкие части. Находить слухом

сходство и различие в музыкальных отрывках не только в их непосредствен-

ной близости (варьированное повторение), но и на значительном расстоянии

(экспозиция-реприза). Слышать главное и второстепенное и не придавать им

равного значения, предслышать логику развития (объем внимания должен

быть большим).

Сложность изучения в музыкальной школе произведений крупной фор-

мы заключается в том, что учащиеся не всегда могут целостность формы

значительного по объему сочинения.

Однако в детском сознании крупная форма - концерт, соната, таит в себе

притягательную силу. Необходимо чтобы выбор того или иного произведе-

ния соответствовал уровню технического развития учащегося. При испол-

нении крупной формы часто обнаруживается неравномерность развития

различных видов техники. Например, страдает

качество звукоизвлечения,

штрихов, акцентов, смены струн - задача при этом: мягкое звучание,

ровность и незаметность переходов, логичная нюансировка, фразировка.

В работе над пьесами ученик должен получить представление об

элементарных

понятиях

музыкальной

формы,

основы

логической

фразировки. Форма - структура на начальном этапе обучения легче

осваивается слухом ребенка на уровне мелких построений. Учащийся

постепенно учится распознавать такие структурные элементы как мотив,

фраза. Так как музыкальное мышление его еще не развито, то охват единым

взором более протяженных построений не всегда удается. Он едва отходит от

точечного мышления отдельными звуками. Риторические призывы педагога

«играй более цельно по форме», ему не понятны. В подготовке к

циклическим

произведениям

целесообразно

изучение

одновременно

нескольких пьес малой формы - это приучает ученика к охвату большего по

объему материала, а главное к навыку переключения на различные

музыкально художественные и технические задачи. Большую пользу

принесет работа над пьесами вариационной формы.

Весь период работы делится на три этапа:

1.

Предварительное ознакомление. Приступая к изучению целесообразно

рассказать

ученику

о

личности

композитора.

Объяснить

характер

произведения и основных тем. Какими приемами и штрихами необходимо

пользоваться для исполнения той или иной темы. Предварительный обзор

музыкального развития от начала до конца. На этом этапе очень важно

эмоциональное восприятие, постижение от целого к частному. Теоретические

вопросы после впечатления и эскизного представления. Важен навык умения

читать с листа.

2.

Последующая работа или средний этап. В процессе изучения надо

разъяснять особенности строения произведения, ознакомить с фортепианным

сопровождением, показав, что мелодические линии солиста и сопровождения

взаимосвязаны.

Детальное

изучение

и

сопоставление

всех

похожих

отрывков. Членение формы на части (период, фразы, предложения, мотив).

После чего можно работать над произведением в целом. Специальная работа

над трудными местами. Разработку - не откладывать на потом. Сразу

выявлять темы и тональный план, соотношение темпов отдельных эпизодов.

3. Подготовка к концертному выступлению. Выбор произведения крупной

формы должен определяться возможностью исполнить его в правильном

темпе.

Сонаты

В

форме

сонаты

написаны

произведения

различных

стилей.

Подготовительный период к сонатам - сонатины. Венские классики - Гайдн,

Моцарт, Бетховен, знакомят с особенностями музыкального языка периода

классицизма, воспитывают чувство классической формы, и ритмической

устойчивости

исполнения.

Малейшая

неточность

звукоизвлечения,

невнимание к штрихам, передержание или недодержание отдельных звуков

при исполнении этих произведений становится заметным и нетерпимым.

Поэтому классические сонаты весьма полезны для воспитания таких качеств

как ясность игры и точность выполнения контрастных образов и вместе с

этим соблюдение единства целого.

Вариационные циклы

Своеобразие вариационных циклов в том, что они заключают в себя

элементы крупной и малой формы. Поэтому и ученики, работая над

вариациями, приобретают различные исполнительские навыки. Подобно

миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения,

умение в немногом сказать многое. Вместе с тем, при сочетании отдельных

вариаций в единое целое, ученик сталкивается с задачами при работе над

крупной формой. В вариационном цикле идет развитие единого целого,

поэтому необходимо подробно остановиться на теме, ее характере и

строении. Тщательно определить характер каждой вариации ее изменение, и

какими средствами это достигается. Важно сохранить единый темп -

особенно для классических вариаций. Обратить внимание на переходы от

одной вариации к другой. Большое значение для выявления формы цикла

имеет цезура между отдельными вариациями, ими надо или объединить или

разъединить вариации. Тем самым размельчив или укрупнив форму.

Концерт

Особенности концерта в том, что это произведение ансамблевое,

солист исполняет лишь ведущую партию. Выяснить роль солиста во всех

разделах концерта: ведущее значение, подчиненное, равноценное (дуэты,

переклички, имитация).

Изучить партию солиста не отдельно, а как часть единого целого.

Приучать ученика проигрывать произведение от начала до конца, включая

сопровождение. Членение формы на части. Осмысление фразировки:

расстановка цезур, позволяет добиться более ясного исполнения. В мотивном

строении

фразы

найти

опорные

точки,

обеспечить

правильность

произношения (самостоятельное интонирование учеником мелодии, даже

если неточно в звуковысотном отношении). Как произносят невнятно, так и

играют. Слышу - играю, играю - слушаю. Не разделять технические и

художественные

задачи.

Научить

играть

с

любого

места.

Слышать

развивающие, обобщающие, итоговые, подготавливающие построения.

В заключении отметим, что гармоничное развитие учащегося в равной

степени зависит как от воспитания культуры игровых движений, так и от

высоко

развитого

внутреннего

предслышания

исполняемой

музыки.

Осваивать произведение нужно постепенно, на каждом этапе работы

пробуждая мысль, художественную инициативу, фантазию ученика. Педагог

должен ставить посильные творческие и технические задачи. Умение

педагога на каждом этапе находить новые средства для раскрытия

художественного замысла произведения помогает ученику услышать музыку,

сохранить свежесть ее восприятия. Произведения крупной формы имеют

огромное значение в воспитании музыкальной культуры ученика.

Список использованной литературы:

1. Гинзбург Л. о работе над музыкальными произведениями. 4-е изд. М.,

1981.

2. Коган Г. «Работа Пианиста», стр. 101, 112, 131.

3. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика- XXI,

2003. - 148 с., ил.

4. Перельман, Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения Текст. / Н.Е.

Перельман. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 152 с.

5. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне: Учебное

пособие для музыкальных училищ, вузов. МГИМ им. А.Г.Шнитке. – М.,

2009. - 145 с.

6. Смирнова, Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие

ALLEGRO. Методические рекомендации Текст. / Т.И. Смирнова. 4-е изд.,

испр. и доп. - М., 2003. - 75 с.

Рецензия

на методический доклад

на тему: «Этапы работы над произведениями крупной формы с учащимися

в классе домры ДМШ и ДШИ»

преподавателя по классу домры

МБУДО «Школа искусств №6 г. Донецка»

Ковальской Антонины Ивановны

В наше время музыкальное образование требует новых форм обучения,

анализа, интерпретаций произведений, как живых многомерных систем в

контексте универсального восприятия и мышления. Значительную часть

работы по достижению вышеуказанных целей занимает гармоничное

развитие учащегося.

Автор доклада подчеркивает важность освоения произведений крупной

формы. Они весьма полезны для воспитания таких качеств как ясность игры

и точность выполнения контрастных образов и вместе с этим соблюдение

единства целого. Умение педагога на каждом этапе находить новые средства

для раскрытия художественного замысла произведения помогает ученику

услышать музыку, сохранить свежесть ее восприятия. Произведения крупной

формы имеют огромное значение в воспитании музыкальной культуры

ученика.

План и содержание отвечают поставленным задачам. Методический

доклад Доценко Н.В. полезен для преподавателей фортепиано КУДО ШИ и

МШ. Данный доклад, его педагогический и методический материал дает

основание считать работу практично целесообразной.

Рецензент

преподаватель по классу домры,

специалист высшей категории

МБУДО «Школа искусств №6 г. Донецка» Е.В. Хуторная

подпись Хуторной Е.В. удостоверяю

Директор МБУДО «Школа искусств

№6 г. Донецка» Н. И. Логвиненко

15.10.2024г.



В раздел образования