Напоминание

Развитие чистоты интонации на уроках "Сольфеджио"


Автор: Главина Татьяна Кирилловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКУДО Среднеахтубинская ДШИ
Населённый пункт: р.п. Средняя Ахтуба Волгоградская область
Наименование материала: методическая работы
Тема: Развитие чистоты интонации на уроках "Сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

Развитие чистоты интонации на уроках «Сольфеджио».

Автор Главина Татьяна Кирилловна.

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-

интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных

мелодических

оборотов).

Они

помогают

развитию

музыкального

слуха

(ладового,

гармонического, внутреннего), а так же воспитанию практических навыков пения с

листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически

те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио. При

работе

над

интонационными

упражнениями

преподаватель

должен

внимательно

следить за качеством пения (чистота интонации, свободное дыхание). На начальном

этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и

лишь потом переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения

сначала выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме, в дальнейшем их следует

оформить ритмически.

Вокально-интонационные

упражнения

развивают

умение

интонировать

отдельные

попевки,

часто

встречающиеся

в

песнях,

мелодиях

классического

репертуара:

цепочки

ступеней,

интервалов,

мелодических

оборотов.

Они

подготавливают музыкально-слуховую базу для перехода к формированию навыков

чтения

с

листа,

заучиванию

наизусть,

сочинению

и

импровизации.

Вокально-

интонационные упражнения чаще всего исполняются в начале урока, при распевании

или перед сольфеджио.

В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные навыки правильно брать

дыхание, петь естественным звуком, не форсируя. Педагогу следует научить учащихся

при пении сохранять правильное положение корпуса, головы. Правильное дыхание

развивается

на

коротких

распеваниях

от

разных

звуков,

в

виде

восходящих

или

нисходящих секвенций, тренирующих плавный звуковой выдох на протяжном звучании

в замедленном темпе. Например, в 1 классе распевание следует начинать с песен на

одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Самая удобная для пения гласная – «у» -

«Ду-ду-ду-дудочка»

-

по

полутонам.

Затем

мелодические

обороты

постепенно

усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок.

Неточная

интонация

не

всегда

является

следствием

слабо

развитого

слуха.

Иногда она зависит от различных физиологических причин, связанных с дефектом

голосового аппарата или неумением владеть своим дыханием, от чего затрудняется

процесс

голосообразования.

Часто

неверная

интонация

бывает

связана

со

слабой

1

памятью или является результатом недостаточного внимания. Если мелодия интересна

и

воспринимается

эмоционально,

она

запоминается

детьми

быстрей,

ярче

других

закрепляется

в

памяти

и

легче

узнается

при

прослушивании.

Чистая

интонация

вырабатывается

у

детей

в

результате

подражания

исполнению

педагога

при

неоднократном повторении. Она во многом зависит от качества показа. Следует уделять

особое внимание детям, не владеющих своим голосом («гудошникам»). Им даются

отдельные легкие упражнения в удобной для них тесситуре. В процессе развития

слуховых навыков особое внимание уделяется воспитанию внутреннего слуха. Навык

внутреннего

слышания,

представления

знакомой

музыки

по

памяти

(«про

себя»)

необходимо воспитывать с самого начала обучения. Внутренний слух – сохранение в

памяти

ранее

знакомых

мелодий,

попевок,

ступеней

помогает

их

правильному

воспроизведению

голосом

при

пении

вслух,

а

также

активизирует

творческую

фантазию при импровизации мелодии. Данные психологии и педагогики говорят о том,

что всякое понятие может быть усвоено только лишь при активной деятельности самого

учащегося.

Иначе

говоря:

для

того,

чтобы

овладеть

каким-либо

элементом

музыкального

языка,

недостаточно

знать

его

теоретически,

узнавать

на

слух

необходимо

уметь

его

спеть.

Только

активное,

самостоятельное

воспроизведение

звучания

может

укрепить

в

слуховом

сознании

ученика

звуковой

образ

и

способствовать

созданию

внутренних

слуховых

представлений.

Поэтому

процесс

развития слуха не может обойтись без работы над интонационными упражнениями.

Каждый год вводится много новых сведений и элементов музыкального языка.

Для

их

усвоения

особенно

нужна

эта

форма

работы

на

уроках

сольфеджио

и

в

домашних заданиях. Многие упражнения полезно повторять от урока к уроку с тем,

чтобы добиться достаточно высокого качества выполнения. То пение гамм, ступеней,

тонического трезвучия с обращениями, пройденных интервалов, секвенций. Например,

тональные секвенции полезны для закрепления строя тональности, для выработки

свободы в названии звуков и ступеней, а также для развития вокальных данных. Как

правило,

они

исполняются

хором

после

настройки.

Иногда

можно

поддержать

некоторые

звенья

соответствующей

гармонией.

Для

развития

внутреннего

слуха

следует петь их «цепочкой» или чередуя пение вслух с пением «про себя». Но прежде

всего они должны быть проработаны и усвоены в обычном порядке.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует как можно

раньше

вводить

пение

несложных

двухголосных

примеров.

Начинать

работу

над

двухголосным

пением

следует

с

разучивания

несложных

песен

или

примеров

подголосного

склада

с

преобладанием

унисонов.

Далее

можно

использовать

2

параллельное движение голосов: работа над интонационным двухголосием начинается

с пения канонов.

На

уроках

сольфеджио

петь

надо

много,

следует

применять

разнообразные

формы и задания. Но основная задача педагога – повышать требовательность к качеству

пения, не допускать небрежности в интонации, добиваться красивого, выразительного

звучания.

И

при

этом

все

время

привлекать

самих

учащихся

к

оценке

пения,

воспитывать у них внимание и вкус. Есть дети с плохими вокальными данными, но и у

них

следует

воспитывать

оценочные

навыки,

умение

слышать

и

понимать,

в

чем

недостатки

данного

исполнения.

Такая

работа

будет

способствовать

развитию

мелодического слуха и музыкальности.

Используемая литература:

1.

«Методическое пособие по сольфеджио» - Е. Давыдова

2.

«Развитие чистоты интонации в пении дошкольников» - А.Д. Войнова

3



В раздел образования