Напоминание

Физическая культура как учебная дисциплина СПО


Автор: Хорина Елена Ивановна
Должность: преподпватель физической культуры
Учебное заведение: БПОУ ВО "Россошанский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Россошь Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физическая культура как учебная дисциплина СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Физическая культура в системе среднего

профессионального образования

Занятия по физической культуре в учреждениях СПО призваны решить ряд

важных задач:

- дать студентам представление о ключевых концепциях теории физической

культуры;

- познакомить обучающихся с целями, задачами и способами организации

физического воспитания в высшем учебном заведении;

- обучить студентов основам составления индивидуальных программ

физических упражнений;

- развить у студентов навыки мониторинга состояния собственного здоровья.

Дисциплина «Физическая культура» обязательно включена в учебные планы

студентов нефизкультурных вузов и учреждений СПО, независимо от формы

обучения (очной, заочной, дистанционной или вечерней). Прежде чем

углубляться в изучение любой дисциплины, важно разобраться в её базовых

терминах.

К основополагающим понятиям в сфере физической культуры относятся:

- физическая культура;

- спорт;

- физическое воспитание;

- физическая подготовка;

- физическое развитие;

- физическое совершенство.

Понятие «физическая культура» занимает центральное место в теории

физкультурного образования. Это явление сопровождает человечество на

протяжении всей его истории, и на его состояние и эволюцию влияют

различные аспекты жизни общества: экономика, политика, идеология,

научные достижения, философские течения и искусство.

Термин «физическая культура» вошёл в обиход лишь в конце XIX века. В

начальный период своего существования в России он интерпретировался

либо как система физических упражнений, либо как средство достижения

гармоничного и развитого телосложения.

Физическая культура представляет собой уникальный аспект

общечеловеческой культуры, нацеленный на комплексное укрепление и

улучшение физических возможностей человека. Для этого используются

разнообразные инструменты: от физических упражнений до природных и

гигиенических факторов.

Ключевой аспект физической культуры — это двигательная активность

человека, но не любая, а та, которая является сбалансированной и

ориентированной на конкретные цели, связанные с выполнением физических

упражнений. Регулярные занятия спортом не только способствуют развитию

двигательных навыков и физических качеств, но и положительно влияют на

телосложение и работу всех систем организма.

Физическая культура личности

Понятие «физическая культура личности» тесно переплетается с общим

термином «физическая культура». В контексте личности физическая

культура выступает как элемент общей культуры, который оказывает

непосредственное влияние на качества, возможности и способности

человека.

Неотделимо от физической культуры и понятие «физическое воспитание».

Оно представляет собой педагогический процесс, в ходе которого специалист

организует деятельность студентов в соответствии с педагогическими

принципами. Физическое воспитание направлено на формирование знаний в

области физической культуры, обучение движениям, развитие физических

качеств и разносторонних способностей.

Цель и задачи физического воспитания

Главная цель физического воспитания — сформировать у человека

физическую культуру личности и подготовить его к эффективной трудовой и

другой деятельности.

Среди задач физического воспитания можно выделить:

- укрепление здоровья;

- улучшение телосложения;

- поддержание высокого уровня работоспособности;

- развитие прикладных и спортивных умений и навыков;

- получение знаний в сфере физической культуры;

- формирование моральных и волевых качеств;

- содействие трудовому и эстетическому воспитанию;

- привитие привычки к самостоятельным занятиям спортом.

Физическая культура в системе СПО

Курс физической культуры в учреждениях СПО нацелен на то, чтобы

студенты освоили принципы физической культуры, научились использовать

различные средства физической культуры, спорта и туризма для

поддержания здоровья, улучшения психофизической формы и подготовки к

будущей профессиональной деятельности.

К задачам курса относятся:

- понимание того, как физическая культура влияет на развитие личности и

подготовку к профессиональной деятельности;

- освоение научных и практических основ физической культуры и здорового

образа жизни;

- формирование ценностного отношения к физической культуре, стремления

к здоровому образу жизни, самосовершенствованию и самовоспитанию,

желания регулярно заниматься спортом;

- приобретение практических умений и навыков, которые помогут сохранить

здоровье, улучшить психическое состояние, развить психофизические

способности и качества личности;

- достижение уровня физической подготовленности, который будет

способствовать успешной адаптации студента к требованиям будущей

профессии. Структура учебного процесса в сфере физического воспитания

Учебный процесс в области физического воспитания состоит из трёх

ключевых блоков:

- Теоретический блок.

В этом разделе раскрываются фундаментальные аспекты физического

воспитания: рассматриваются теоретические концепции, методические

подходы и организационные принципы, которые лежат в основе системы

физического развития.

- Практический блок.

Здесь представлена детальная методика использования различных средств

физической культуры во время учебно-тренировочных занятий. Раздел

содержит конкретные рекомендации и приёмы, которые помогают

эффективно внедрять физические упражнения в образовательный процесс.

- Контрольный блок.

Этот компонент позволяет объективно оценить уровень знаний и умений

студентов. Система контроля разработана таким образом, чтобы обеспечить

дифференцированный подход и получить достоверные результаты.

Формы организации физического воспитания

Физическое воспитание реализуется через различные формы занятий,

которые можно разделить на две основные группы:

Учебные занятия:**

- обязательные занятия, которые входят в учебный план;

- консультативно-методические занятия, направленные на углубление

знаний и совершенствование навыков;

- индивидуальные занятия, которые помогают учитывать личные

особенности и потребности студентов.

Внеучебные занятия:**

- включение физических упражнений в распорядок учебного дня;

- участие в работе спортивных секций, оздоровительных групп и клубов,

которые ориентированы на различные виды физической активности;

- самостоятельные занятия, позволяющие студентам заниматься

физической культурой в удобное для них время;

- участие в массовых и оздоровительных мероприятиях, которые

способствуют популяризации здорового образа жизни.

Мониторинг состояния здоровья

Для контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы применяется

функциональная проба:

- сначала необходимо зафиксировать частоту пульса в состоянии покоя;

- затем выполнить 20 приседаний за 30 секунд;

- после этого отследить, за какое время пульс вернётся к исходным

показателям.

Оценка результатов:

- если пульс нормализуется менее чем за 2 минуты — результат отличный;

- если восстановление происходит в течение 2–3 минут — результат

удовлетворительный;

- если на нормализацию пульса уходит более 3 минут — результат

неудовлетворительный.

Для оценки состояния дыхательной системы используются две пробы:

Проба Генчи:** испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажимая нос

пальцами. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 12–15

секунд.

Проба Штанге:** испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос

пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания находится в

пределах 30–40 секунд.



В раздел образования