Автор: Хорина Елена Ивановна
Должность: преподпватель физической культуры
Учебное заведение: БПОУ ВО "Россошанский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Россошь Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физическая культура как учебная дисциплина СПО
Раздел: среднее профессиональное
Физическая культура в системе среднего
профессионального образования
Занятия по физической культуре в учреждениях СПО призваны решить ряд
важных задач:
- дать студентам представление о ключевых концепциях теории физической
культуры;
- познакомить обучающихся с целями, задачами и способами организации
физического воспитания в высшем учебном заведении;
- обучить студентов основам составления индивидуальных программ
физических упражнений;
- развить у студентов навыки мониторинга состояния собственного здоровья.
Дисциплина «Физическая культура» обязательно включена в учебные планы
студентов нефизкультурных вузов и учреждений СПО, независимо от формы
обучения (очной, заочной, дистанционной или вечерней). Прежде чем
углубляться в изучение любой дисциплины, важно разобраться в её базовых
терминах.
К основополагающим понятиям в сфере физической культуры относятся:
- физическая культура;
- спорт;
- физическое воспитание;
- физическая подготовка;
- физическое развитие;
- физическое совершенство.
Понятие «физическая культура» занимает центральное место в теории
физкультурного образования. Это явление сопровождает человечество на
протяжении всей его истории, и на его состояние и эволюцию влияют
различные аспекты жизни общества: экономика, политика, идеология,
научные достижения, философские течения и искусство.
Термин «физическая культура» вошёл в обиход лишь в конце XIX века. В
начальный период своего существования в России он интерпретировался
либо как система физических упражнений, либо как средство достижения
гармоничного и развитого телосложения.
Физическая культура представляет собой уникальный аспект
общечеловеческой культуры, нацеленный на комплексное укрепление и
улучшение физических возможностей человека. Для этого используются
разнообразные инструменты: от физических упражнений до природных и
гигиенических факторов.
Ключевой аспект физической культуры — это двигательная активность
человека, но не любая, а та, которая является сбалансированной и
ориентированной на конкретные цели, связанные с выполнением физических
упражнений. Регулярные занятия спортом не только способствуют развитию
двигательных навыков и физических качеств, но и положительно влияют на
телосложение и работу всех систем организма.
Физическая культура личности
Понятие «физическая культура личности» тесно переплетается с общим
термином «физическая культура». В контексте личности физическая
культура выступает как элемент общей культуры, который оказывает
непосредственное влияние на качества, возможности и способности
человека.
Неотделимо от физической культуры и понятие «физическое воспитание».
Оно представляет собой педагогический процесс, в ходе которого специалист
организует деятельность студентов в соответствии с педагогическими
принципами. Физическое воспитание направлено на формирование знаний в
области физической культуры, обучение движениям, развитие физических
качеств и разносторонних способностей.
Цель и задачи физического воспитания
Главная цель физического воспитания — сформировать у человека
физическую культуру личности и подготовить его к эффективной трудовой и
другой деятельности.
Среди задач физического воспитания можно выделить:
- укрепление здоровья;
- улучшение телосложения;
- поддержание высокого уровня работоспособности;
- развитие прикладных и спортивных умений и навыков;
- получение знаний в сфере физической культуры;
- формирование моральных и волевых качеств;
- содействие трудовому и эстетическому воспитанию;
- привитие привычки к самостоятельным занятиям спортом.
Физическая культура в системе СПО
Курс физической культуры в учреждениях СПО нацелен на то, чтобы
студенты освоили принципы физической культуры, научились использовать
различные средства физической культуры, спорта и туризма для
поддержания здоровья, улучшения психофизической формы и подготовки к
будущей профессиональной деятельности.
К задачам курса относятся:
- понимание того, как физическая культура влияет на развитие личности и
подготовку к профессиональной деятельности;
- освоение научных и практических основ физической культуры и здорового
образа жизни;
- формирование ценностного отношения к физической культуре, стремления
к здоровому образу жизни, самосовершенствованию и самовоспитанию,
желания регулярно заниматься спортом;
- приобретение практических умений и навыков, которые помогут сохранить
здоровье, улучшить психическое состояние, развить психофизические
способности и качества личности;
- достижение уровня физической подготовленности, который будет
способствовать успешной адаптации студента к требованиям будущей
профессии. Структура учебного процесса в сфере физического воспитания
Учебный процесс в области физического воспитания состоит из трёх
ключевых блоков:
- Теоретический блок.
В этом разделе раскрываются фундаментальные аспекты физического
воспитания: рассматриваются теоретические концепции, методические
подходы и организационные принципы, которые лежат в основе системы
физического развития.
- Практический блок.
Здесь представлена детальная методика использования различных средств
физической культуры во время учебно-тренировочных занятий. Раздел
содержит конкретные рекомендации и приёмы, которые помогают
эффективно внедрять физические упражнения в образовательный процесс.
- Контрольный блок.
Этот компонент позволяет объективно оценить уровень знаний и умений
студентов. Система контроля разработана таким образом, чтобы обеспечить
дифференцированный подход и получить достоверные результаты.
Формы организации физического воспитания
Физическое воспитание реализуется через различные формы занятий,
которые можно разделить на две основные группы:
Учебные занятия:**
- обязательные занятия, которые входят в учебный план;
- консультативно-методические занятия, направленные на углубление
знаний и совершенствование навыков;
- индивидуальные занятия, которые помогают учитывать личные
особенности и потребности студентов.
Внеучебные занятия:**
- включение физических упражнений в распорядок учебного дня;
- участие в работе спортивных секций, оздоровительных групп и клубов,
которые ориентированы на различные виды физической активности;
- самостоятельные занятия, позволяющие студентам заниматься
физической культурой в удобное для них время;
- участие в массовых и оздоровительных мероприятиях, которые
способствуют популяризации здорового образа жизни.
Мониторинг состояния здоровья
Для контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы применяется
функциональная проба:
- сначала необходимо зафиксировать частоту пульса в состоянии покоя;
- затем выполнить 20 приседаний за 30 секунд;
- после этого отследить, за какое время пульс вернётся к исходным
показателям.
Оценка результатов:
- если пульс нормализуется менее чем за 2 минуты — результат отличный;
- если восстановление происходит в течение 2–3 минут — результат
удовлетворительный;
- если на нормализацию пульса уходит более 3 минут — результат
неудовлетворительный.
Для оценки состояния дыхательной системы используются две пробы:
Проба Генчи:** испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажимая нос
пальцами. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 12–15
секунд.
Проба Штанге:** испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос
пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания находится в
пределах 30–40 секунд.