Автор: Осинцева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Солнышко "
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Томпонский район п Хандыга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация предметно-развивающей среды в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Введение
Современные требования федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования актуализируют
проблему организации предметно-пространственной развивающей
среды как важного компонента образовательного процесса. Для детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет) окружающее пространство
становится не просто местом пребывания, а источником познания,
стимулом для исследовательской деятельности и социального
взаимодействия. Качественно организованная среда выступает
эффективным средством формирования базовых характеристик
личности ребенка-выпускника ДОО: любознательности,
инициативности, самостоятельности, способности к творческому
самовыражению. Данная методическая разработка направлена на
системное представление принципов, содержания и организационных
механизмов создания развивающей среды старшей группы,
адекватной возрастным особенностям воспитанников и задачам
основной образовательной программы.
1. Теоретико-методологические основы организации среды
Предметно-развивающая среда в современной дошкольной
педагогике понимается как комплекс материальных, психолого-
педагогических и эстетических условий, обеспечивающих организацию
жизни детей и взрослых в образовательном пространстве.
Методологическую основу ее построения составляют следующие
подходы:
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского определяет среду
как источник развития, где специально организованное социальное
окружение и предметное содержание активизируют зону ближайшего
развития старшего дошкольника. Среда должна создавать ситуации,
требующие от ребенка применения новых способов действия при
поддержке педагога и сверстников.
Деятельностный подход предполагает, что развитие происходит в
процессе разнообразных видов деятельности. Соответственно, среда
должна предоставлять возможности для реализации игровой,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной,
изобразительной и других видов активности, характерных для детей 5-
6 лет.
Личностно-ориентированный подход требует учета индивидуальных
особенностей, интересов и возможностей каждого ребенка.
Организация среды должна предусматривать вариативность и
свободу выбора деятельности, что способствует формированию
субъектной позиции воспитанника.
Амплификация развития (А.В. Запорожец) подчеркивает
необходимость обогащения содержания среды для максимальной
реализации возрастного потенциала. Это предполагает насыщение
среды материалами, стимулирующими познавательную активность,
воображение и творческие способности.
2. Принципы построения развивающей среды для старшей
группы
Построение эффективной предметно-развивающей среды требует
соблюдения системы взаимосвязанных принципов:
Принцип трансформируемости предполагает возможность изменений
пространства в зависимости от образовательной ситуации, интересов
детей и решаемых педагогических задач. Мобильная мебель,
передвижные ширмы, раздвижные перегородки позволяют создавать
различные функциональные зоны и трансформировать пространство
согласно актуальным потребностям.
Принцип полифункциональности предусматривает использование
компонентов среды в разных видах деятельности. Например, мягкие
модули могут служить строительным материалом, спортивным
инвентарем или элементами игрового сюжета. Это развивает
воображение и вариативное мышление детей.
Принцип доступности обеспечивает свободный выбор детьми
материалов, игрушек и видов активности. Открытые стеллажи,
прозрачные контейнеры, понятная система маркировки позволяют
детям самостоятельно использовать ресурсы среды, что формирует
самостоятельность и ответственность.
Принцип безопасности предполагает соответствие всех элементов
среды требованиям надёжности и безопасности. Материалы должны
иметь сертификаты качества, мебель - устойчивые конструкции,
игровое оборудование - отсутствие острых углов и травмоопасных
элементов.
Принцип насыщенности требует обеспечения разнообразия
материалов и оборудования для всех видов деятельности: игровой,
познавательной, творческой, двигательной. Среда должна быть
достаточной, но не избыточной, чтобы не вызывать дезориентации и
рассеянности внимания.
Принцип вариативности предусматривает наличие различных
пространств для разных форм работы (индивидуальной, парной,
групповой) и регулярную сменяемость материалов в соответствии с
тематическим планированием и интересами детей.
3. Содержательное наполнение развивающих центров
Организация среды старшей группы предполагает создание
функциональных центров развития, каждый из которых решает
специфические образовательные задачи.
Центр сюжетно-ролевой игры должен отражать расширяющийся
социальный опыт детей 5-6 лет. Помимо традиционных "Семья" и
"Больница", актуальными становятся "Банк", "Путешествия", "Научная
лаборатория", "Офис". Оснащение включает атрибуты для
профессиональных и бытовых сюжетов, предметы-заместители,
модули для создания игрового пространства. Особое значение имеют
материалы для планирования игры: схемы, карты, пиктограммы,
способствующие развитию сюжета.
Центр познавательного развития интегрирует несколько
направлений:
Математический уголок содержит счётные материалы,
геометрические тела и фигуры, измерительные инструменты,
логические игры, головоломки, схемы и модели для самостоятельной
деятельности.
Уголок грамоты включает материалы для развития фонематического
слуха, подготовки к письму: магнитные азбуки, кассы букв, трафареты,
карточки для звукового анализа, дидактические игры по развитию
речи.
Естественнонаучный раздел представлен коллекциями минералов,
семян, гербариями, лупами, микроскопами, календарём природы,
оборудованием для экспериментов с водой, воздухом, магнитами.
Центр конструктивной деятельности включает различные виды
конструкторов: напольные и настольные, деревянные и пластиковые,
с разными способами соединения. Дополняют центр схемы и чертежи
построек, образцы архитектурных сооружений, материалы для
обыгрывания построек (фигурки людей, животных, транспорт).
Центр художественно-эстетического развития содержит
материалы для изобразительной деятельности (гуашь, акварель,
пастель, сангина, уголь), разнообразные кисти, печатки, трафареты,
бумагу разных фактур и оттенков. В уголке музыкального развития
представлены детские музыкальные инструменты, портреты
композиторов, дидактические игры по развитию музыкального слуха.
Центр физического развития оснащается нестандартным
оборудованием для развития координации, ловкости, крупной
моторики: массажные коврики, дорожки здоровья, мягкие спортивные
модули, оборудование для метания, прыжков, равновесия.
Центр литературы и театра включает библиотеку с книгами разных
жанров, соответствующих возрасту, уголок театрализации с
различными видами театров (пальчиковый, теневой, бибабо), а также
материалы для драматизации: костюмы, маски, декорации.
4. Методическое оснащение образовательного процесса
Эффективность использования предметно-развивающей среды
напрямую зависит от качества методического сопровождения.
Методическое оснащение старшей группы включает несколько
компонентов:
Комплексно-тематическое планирование определяет содержание и
наполнение развивающих центров в соответствии с изучаемыми
темами. Например, при изучении темы "Космос" в познавательном
центре появляются глобусы звёздного неба, энциклопедии о планетах,
материалы для экспериментов с гравитацией; в конструктивном
центре - схемы ракет и космических станций; в художественном
центре - образцы изображения космических пейзажей.
Система картотек представляет собой организованный набор
дидактических материалов: карточки с алгоритмами деятельности,
схемами проведения опытов, образцами построек, правилами игр,
последовательностью создания поделок. Картотеки
систематизируются по видам деятельности и располагаются в
соответствующих центрах развития.
Диагностические материалы включают инструменты для оценки
качества среды и её влияния на развитие детей: карты наблюдения,
протоколы анализа детской деятельности, критериальные шкалы
оценки развивающего потенциала среды. Регулярная диагностика
позволяет своевременно вносить коррективы в организацию
пространства.
Методические рекомендации для воспитателей содержат описание
способов активизации детской деятельности в различных центрах,
приёмы проблематизации, варианты интеграции разных видов
деятельности. Особое внимание уделяется вопросам
дифференциации заданий с учётом индивидуальных особенностей
детей.
5. Особенности организации среды для детей с особыми
образовательными потребностями
Инклюзивный характер современного образования требует учёта при
создании среды потребностей детей с ОВЗ. Для детей с нарушениями
речи необходимы материалы для развития артикуляционной
моторики, дыхательные тренажёры, наглядные пособия для
автоматизации звуков. Для детей с ЗПР важна чёткая структуризация
пространства, визуальная поддержка в виде алгоритмов и пиктограмм.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется
специальная мебель и оборудование, обеспечивающее доступность
всех зон.
6. Роль воспитателя в организации и использовании среды
Профессиональная позиция воспитателя является определяющим
фактором эффективности развивающей среды. Функции педагога
включают:
Проектировочную функцию - создание концепции среды,
планирование её изменений, прогнозирование развивающего
эффекта.
Организационную функцию - непосредственное создание и
трансформация пространства, подбор и размещение материалов.
Стимулирующую функцию - активизация детской деятельности через
создание проблемных ситуаций, постановку творческих задач,
предоставление свободы выбора.
Диагностическую функцию - наблюдение за взаимодействием детей
со средой, анализ результативности её организации, фиксация
динамики развития воспитанников.
Рефлексивную функцию - осмысление собственной
профессиональной деятельности по созданию и использованию
среды, коррекция подходов на основе анализа.
7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Привлечение родителей к созданию и обогащению среды повышает
её эффективность и обеспечивает преемственность в развитии
ребенка. Формы взаимодействия включают:
Совместные проекты по созданию элементов среды: изготовление
театральных декораций, дидактических игр, коллекций.
"Семейные мастерские" - участие родителей в обновлении и ремонте
оборудования, создании предметов для развивающих центров.
Консультации по использованию ресурсов среды для домашних
занятий с детьми.
Дни открытых дверей с демонстрацией возможностей среды для
развития детей.
Заключение
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе
представляет собой сложный, многокомпонентный процесс,
требующий от педагога глубоких профессиональных знаний,
творческого подхода и системного видения. Качественно созданная
среда становится действенным инструментом реализации
образовательной программы, обеспечивающим формирование
целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Динамичность, вариативность и содержательная насыщенность среды
позволяют учитывать возрастные особенности старших
дошкольников, их индивидуальные потребности и создавать условия
для полноценного развития каждого ребенка.
Последовательная реализация представленных в разработке
принципов и подходов будет способствовать созданию развивающей
среды, которая не только соответствует требованиям ФГОС ДО, но и
становится хорошим пространством для роста, познания и
самовыражения детей старшего дошкольного возраста.