Автор: Мурашева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Корень слова"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова».
Планируемые результаты:
Предметные: знать
1)
корень- главная значимая часть слова,
2)
однокоренные слова (гнездо корней),
3)
омонимичные корни,
4)
корни с чередованиями,
5)
орфограммы в корнях, подбор однокоренных слов как один из
способов проверки .
Метапредметные:
Личностные («Я сам»): понимать определяющую роль родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Регулятивные («Я могу. Я ставлю цель»): участвовать в
целеполагании, планировать достижение поставленной цели,
выдвигать свои версии, находить и исправлять ошибки;
Познавательные («Я учусь»): находить информацию в текстах,
выполняет учебно-познавательные действия устно и письменно,
анализирует, сравнивает, делает выводы;
Коммуникативные («Мы вместе»): излагать свое мнение, строить
небольшие монологические высказывания, участвовать в диалоге,
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения
Ход урока:
1.Мотивационно-мобилизующий этап
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
П р о з в е н е л
у ж е
з в о н о к
–
Начинаем наш урок.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
На столах у всех тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- (слайд 1)Ребята, у меня на слайде изображено слово «Здравствуйте». Ваша
задача, подобрать на каждую букву слово, то, что вы желаете друг другу и
гостям. (выслушивает ответы детей). Хорошо, молодцы!
2.Актуализация знаний
-Продолжу я урок стихотворением С.Островского «Первородство».
Подумайте, о чём оно:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны́
…
И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
-Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака — из множества
водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно
понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова?( Выслушивает
варианты ответов детей.)
-Верно, слова сделаны из своего «строительного материала».
-Закончи предложение:
-Слово состоит из … (морфем)
-Наука, изучающая морфемы, называется…(морфемикой)
-Неизменяемая часть слова называется… (основа)
-Основа состоит из…(приставки, корня, суффикса)
-Все ли морфемы главные в слове? Какую морфему можно назвать самой
главной? Почему?
3.Определение темы, целей урока.
Игра «Отгадай слово»
На доске записано и спрятано слово «тигрята». Все буквы закрыты.
Открываю первую букву Т.
-Какое слово записано?
Открываю слог ТИ.
-Понятно, о чём пойдет речь?
Открываю слово ТИГР. Когда появляется информация о слове? (когда
появился корень). А будет ли понятен смысл слова, если я начну его
открывать с суффикса? Окончания? Значит корень-это главная часть в слове?
-О какой морфеме мы с вами сегодня будем говорить? Как будет звучать тема
урока? Правильно. Записываем тему урока «Корень слова». А какие цели мы
поставим на уроке перед собой?
-А что вы помните из начальной школы о корне?
-Чтение учебника П.74, стр.12-13
(физкультминутка)
4.Закрепление.
-Что значит однокоренные слова? А могут ли слова разных частей речи быть
однокоренными?
-А давайте проверим!
(на столе разложены части слов, нужно составить однокоренные слова:
Высадка, полисадник, рассада, посадка, садок, садовый)
(слайд 2 Найти однокоренные слова)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки
5.Самостоятельная работа
Работа в парах
Игра ««Третье лишнее»
1)Лес, лестница, лесничий
2)Честный, чесночный, чеснок
3)Смешной, смешать, смешить
4) Вода, водяной, водитель
6.Рефлексия.
Рефлексивная карточка
•
Я знаю
•
что такое корень слова
•
как обозначается корень слова
•
для чего надо уметь подбирать однокоренные слова
•
Я умею
•
подбирать однокоренные слова
•
находить в слове корень
7.Домашнее задание
П.74, выучить правило, упр.394.
8.Выставление оценок.