Напоминание

"Корень слова"


Автор: Мурашева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Корень слова"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова».

Планируемые результаты:

Предметные: знать

1)

корень- главная значимая часть слова,

2)

однокоренные слова (гнездо корней),

3)

омонимичные корни,

4)

корни с чередованиями,

5)

орфограммы в корнях, подбор однокоренных слов как один из

способов проверки .

Метапредметные:

Личностные («Я сам»): понимать определяющую роль родного языка

в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных

качеств личности, его значения в процессе получения школьного

образования

Регулятивные («Я могу. Я ставлю цель»): участвовать в

целеполагании, планировать достижение поставленной цели,

выдвигать свои версии, находить и исправлять ошибки;

Познавательные («Я учусь»): находить информацию в текстах,

выполняет учебно-познавательные действия устно и письменно,

анализирует, сравнивает, делает выводы;

Коммуникативные («Мы вместе»): излагать свое мнение, строить

небольшие монологические высказывания, участвовать в диалоге,

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Ход урока:

1.Мотивационно-мобилизующий этап

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

П р о з в е н е л

у ж е

з в о н о к

Начинаем наш урок.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

На столах у всех тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- (слайд 1)Ребята, у меня на слайде изображено слово «Здравствуйте». Ваша

задача, подобрать на каждую букву слово, то, что вы желаете друг другу и

гостям. (выслушивает ответы детей). Хорошо, молодцы!

2.Актуализация знаний

-Продолжу я урок стихотворением С.Островского «Первородство».

Подумайте, о чём оно:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́

И когда я слышу:

— Извини меня! —

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

-Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака — из множества

водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно

понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова?( Выслушивает

варианты ответов детей.)

-Верно, слова сделаны из своего «строительного материала».

-Закончи предложение:

-Слово состоит из … (морфем)

-Наука, изучающая морфемы, называется…(морфемикой)

-Неизменяемая часть слова называется… (основа)

-Основа состоит из…(приставки, корня, суффикса)

-Все ли морфемы главные в слове? Какую морфему можно назвать самой

главной? Почему?

3.Определение темы, целей урока.

Игра «Отгадай слово»

На доске записано и спрятано слово «тигрята». Все буквы закрыты.

Открываю первую букву Т.

-Какое слово записано?

Открываю слог ТИ.

-Понятно, о чём пойдет речь?

Открываю слово ТИГР. Когда появляется информация о слове? (когда

появился корень). А будет ли понятен смысл слова, если я начну его

открывать с суффикса? Окончания? Значит корень-это главная часть в слове?

-О какой морфеме мы с вами сегодня будем говорить? Как будет звучать тема

урока? Правильно. Записываем тему урока «Корень слова». А какие цели мы

поставим на уроке перед собой?

-А что вы помните из начальной школы о корне?

-Чтение учебника П.74, стр.12-13

(физкультминутка)

4.Закрепление.

-Что значит однокоренные слова? А могут ли слова разных частей речи быть

однокоренными?

-А давайте проверим!

(на столе разложены части слов, нужно составить однокоренные слова:

Высадка, полисадник, рассада, посадка, садок, садовый)

(слайд 2 Найти однокоренные слова)

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки

5.Самостоятельная работа

Работа в парах

Игра ««Третье лишнее»

1)Лес, лестница, лесничий

2)Честный, чесночный, чеснок

3)Смешной, смешать, смешить

4) Вода, водяной, водитель

6.Рефлексия.

Рефлексивная карточка

Я знаю

что такое корень слова

как обозначается корень слова

для чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

подбирать однокоренные слова

находить в слове корень

7.Домашнее задание

П.74, выучить правило, упр.394.

8.Выставление оценок.



В раздел образования