Автор: Лебедева Елена Игоревна
Должность: концертмейстер вокально-режиссерского факультета
Учебное заведение: Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Профессиональная деятельность концертмейстера-пианиста"
Раздел: высшее образование
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова»
Методический доклад
«Профессиональная деятельности
концертмейстера-пианиста»
Автор: Лебедева Е.И.
концертмейстер вокально-
режиссерского факультета
Санкт-Петербург, 2025год
Цель работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования,
методические рекомендации и практический опыт в области творческой и
педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить
собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.
Задачи:
1 Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также
психологические
качества,
необходимые
для
полноценной
профессиональной деятельности концертмейстера.
2Познакомить
с
многообразием
требований,
предъявляемых
концертмейстеру.
3Обозначить ряд специфических моментов в работе концертмейстера.
4Подчеркнуть
роль
концертмейстера
в
конечном
художественном
результате.
5Рассмотреть проблемы творческого взаимодействия концертмейстера в
процессе работы в различных исполнительских классах (вокальном, струнно-
смычковом, духовом и др.).
Концертмейстерство – одна из тех профессий, где обязанности и способы
действий не прописаны четко, оставляя за специалистом право их широкого
выбора. Специфическими особенностями характера и личными внутренними
качествами
каждого
концертмейстера
является
индивидуальный
путь
совершенствования к вершине мастерства.
Квалификация «концертмейстер» является одной из распространенных
сфер деятельности пианиста.
Понятие концертмейстер и аккомпаниатор
очень тесно связаны. Концертмейстерское искусство не ограничивается
рамками аккомпанирования. Аккомпаниаторские навыки являются лишь
частью деятельности профессионального концертмейстера. Грузинский и
российский пианист, Важа Чачава .педагог и выдающийся концертмейстер,
в одной из своих статей пишет: «Концертмейстер -пианист-это и солист, и
равноправный партнер, и аккомпаниатор и это триединство и составляет суть
концертмейстерского искусства.»
Солист и пианист (аккомпаниатор) в художественном смысле являются
членами
единого,
целостного
музыкального
организма.
Более
того,
концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно
требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и
особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы занимались
аккомпанементом.
Можно вспомнить
яркие
примеры
сотрудничества
Ф.Шуберта с В.Фогелем, С.Рахманинова с Ф.Шаляпиным.
Великие советские пианисты К.Игумнов,
А.Гольденвейзер, Г. Нейгауз,
С.Рихтер, Г.Гинзбург и многие другие считали полезным появляться
периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов -
ансамблистов.
Прежде всего, считаем необходимым отметить, что термины
«концертмейстер» и «аккомпаниатор» не равнозначны, несмотря на то, что
нередко
используются
как
синонимы.
Аккомпаниатор
(от
франц.
akkompagner
-
сопровождать)
-
исполнитель,
играющий
партию
аккомпанемента солисту (или солистам) на концерте. Как известно,
музыкальное
сопровождение
мелодии
предполагает
ритмическую
и
гармоническую
поддержку.
Очевидно,
что
именно
аккомпаниатор
обеспечивает художественное единение всех компонентов музыкального
сочинения. Концертмейстер (от немец. konzertmeister, англ. leader) - пианист,
помогающий исполнителям - инструменталистам и вокалистам, участникам
различных хореографических коллективов - выучивать партии в процессе
репетиций и аккомпанирующий им на концертах.
Концертмейстер нужен буквально везде: для большинства инструментов
и в концертном зале, и в хоровом коллективе. Без концертмейстера и
аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы,
дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако
при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству
свысока: игра «под солистом» и по нотам, якобы, не требует большого
мастерства.
Это
глубоко
ошибочная
позиция.
Солист
и
пианист
в
художественном
смысле
являются
членами
единого,
целостного
музыкального организма.
Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной
деятельности концертмейстера
Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими
музыкальными
навыками
и
умениями,
способностью
интонационного
мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством
формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием
стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному
композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Кроме
того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и
исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения,
осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В
работе
концертмейстера
нельзя
упускать
огромную
роль
ансамбля,
совместного общения, партнерства и обмена информацией. В итоге можно
отметить собирательное начало профессии концертмейстера: он - пианист,
дирижер, педагог-репетитор, психолог и т.д.
Основные качества и навыки, необходимые для профессиональной
деятельности концертмейстера
Рассмотрим некоторые необходимые качества и навыки, которыми
должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде
всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в
музыкальном
плане.
Плохой
пианист
никогда
не
станет
хорошим
концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет
больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых
соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит
неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией
аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает
владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством
дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить
вертикаль», обеспечить живую связь музыкальной ткани, дать дирижёрскую
сетку и т.п. В то же время, в искусстве концертмейстера с особой силой
проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта,
бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего
голоса, во имя одушевления партитуры.
Концертмейстер должен уметь быстро осваивать музыкальный текст,
охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу
отличая
существенное
от
менее
важного.
Специфика
работы
концертмейстера в музыкальной школе состоит в том, ему приходится
сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и
в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично
тому, как это было в позапрошлом веке. Концертмейстер должен обладать
рядом
положительных
психологических
качеств.
Так,
внимание
концертмейстера
–
это
внимание
совершенно
особого
рода.
Оно
многоплоскостное:
его
надо
распределять
не
только
между
двумя
собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему
лицу. В каждый данный момент важно, что и как делают пальцы, как
используется педаль. Слуховое внимание непрерывно занято звуковым
балансом, представляющим основу основ ансамблевого музицирования, а
также
звуковедением
солиста.
Ансамблевое
внимание
следит
за
воплощением
единства
художественного
замысла.
Такое
напряжение
внимания требует огромной затраты физических и душевных Мобильность,
быстрота и активность реакции также очень профессиональной деятельности
концертмейстера. Он обязан, в случае, если солист на концерте или на
экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском
исполнении), не переставая играть, вовремя «подхватить» солиста и
благополучно довести произведение до конца.
Опытный аккомпаниатор всегда может неконтролируемое волнение и
нервное напряжение солиста перед выступлением. Лучшее средство для
этого
–
сама
музыка:
особо
выразительная
игра
аккомпанемента,
повышенный
тонус
исполнения.
Творческое
вдохновение
передаётся
партнёру и помогает ему обрести уверенность психологическую, а за ней и
мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые
концертмейстеру
и
аккомпаниатору.
При
возникновении
каких-либо
музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твёрдо помнить,
что поправлять свои ошибки недопустимо, так же, как и выражать свою
досаду на ошибку мимикой или жестом. Одним из важных аспектов
деятельности концертмейстера является способность бегло читать «с листа».
Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим
навыком. Прежде, чем начать аккомпанировать «с листа» на фортепиано,
пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст,
представить себе характер и настроение музыки, определить основную
тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера,
тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии
фортепиано, так и в партии солиста. Надо учитывать, что некоторые
указания, например tenuto, даются иной раз только в вокальной партии и не
отражаются в фортепианной. Мысленное прочтение материала является
эффективным методом для овладения навыками чтения «с листа». Впрочем,
момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе
аккомпанирования,
так
как
прочтение
нот
всегда
предшествует
их
исполнению. Фактически, воплощение только что прочитанного текста
происходит как бы по памяти, ибо внимание всё время должно быть
сосредоточено на дальнейшем. Не случайно опытный аккомпаниатор
переворачивает страницу за один или два такта до того, как она доиграна до
конца. При чтении нот «с листа» исполнитель должен настолько хорошо
ориентироваться в клавиатуре, чтобы ему не было нужды часто на неё
поглядывать, и он мог бы мобилизовать всё своё зрительское внимание на
непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно учитываться при
этом значение точного охвата басовой линии, ибо неправильно взятый бас,
искажая основу звучания и разрушая тональность, может дезориентировать и
попросту сбить.Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении
«с листа», с тем, чтобы донести эти умения до автоматизма. Однако чтение
«с листа» не тождественно разбору произведения, ибо означает вполне
художественное исполнение сразу, без подготовки.
Овладение навыками чтения «с листа» связано с развитием не только
внутреннего
слуха,
но
и
музыкального
образа;
необходимо
хорошо
ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической
структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом
материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой»,
а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и
процесс чтения словесного текста. Трудно бывает тому пианисту, который
судорожно цепляется за все ноты, безнадёжно пытаясь исполнить всю
фактуру сложного сочинения.
Решающим условием успеха является способность «расчленять»
фортепианную
фактуру,
оставляя
лишь
самую
минимальную
основу
фортепианной партии, быстро и чётко представлять себе главные изменения
в пьесе – характера, темпа, тональности, динамики, фактуры и т.д. Чтение «с
листа» аккомпанемента – процесс ещё более сложный, чем чтение обычного
изложения для двух рук. Тот, кто читает «с листа» часть трёхстрочной и
многострочной партитуры, должен зрением и слухом следить за солистом
или другими исполнителями и координировать с ними своё исполнение.
Поэтому для чтения «с листа» аккомпанемента необходимо, прежде всего,
овладеть навыками целостного зрительного и слухового охвата всей
трёхстрочной партитуры, включая слово.
Е.Шендерович, исходя из многолетнего опыта работы в концертмейстерском
классе,
предлагает
поэтапную
методику
овладения
навыком
чтения
аккомпанемента «с листа».
Существует несколько стадий охвата трехстрочной партитуры:
1 Играются только сольная и басовая партии. Пианист приучается следить за
партией солиста, отвыкает от многолетней привычки охватывать только
двухстрочную партитуру.
2Исполняется вся трёхстрочная фактура, но не буквально, а путём
приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда
меняя последовательность звуков, снимая удвоения. При этом сохраняется
Звуковой состав гармоническое развитие в целом.
3 Пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну лишь
вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая. При этом
надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы певец взял
дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация.
4 Пианист полностью сосредотачивается на фортепианной «выгравшись» в
аккомпанемент, подключает вокальную строчку (которую поёт солист,
или подыгрывает другой пианист, подпевает сам аккомпаниатор).
Организационный компонент деятельности концертмейстера
Исполнительская деятельность концертмейстера очень разнообразна.
Существует
множество
различных
форм
исполнительской
практики:
выступление в концертах, участие в конкурсах… Всё это даёт право говорить
о широте круга профессиональных задач, стоящих перед пианистом -
концертмейстером. Обратимся к характеристике самого исполнительского
процесса
в
концертмейстерском
искусстве.
Это:
становление
исполнительского замысла и его воплощение.
Процесс становления исполнительского замысла начинается с
ознакомления с нотным текстом композитора и точным воспроизведением
его на фортепиано, индивидуальная работа над партией аккомпанемента,
включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей,
правильное исполнение украшений, соблюдение «люфтов» (в фортепианном
сопровождении музыкального произведения должны найти отражение и
цезуры — моменты взятия дыхания солистом), подбор рациональной,
удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, чувство пульса,
выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше. В
это же время — установление штрихов и темпа, соответствующего
содержанию произведения. Существенное значение имеет внимательное
отношение к музыкальному ритму, владение основами фортепианной
культуры.
Успех
аккомпаниатора
будет
полноценным
только
после
тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.
С самого начала следует максимально приблизить звучание музыкального
инструмента к звучанию партии солиста. Для этого играть надо, стараясь
подчёркивать особенности тембровой окраски, качество штриха, следить за
педалью.
Знание
оригинала
предполагает
умение
проанализировать
встречающиеся трудности.
После знакомства с авторским текстом происходит осознание
художественной идеи. Главной исполнительской задачей концертмейстера на
данном этапе является создание художественного образа произведения.
Затем следует новый этап в творческой работе исполнителя - эстетическая
оценка
музыкального
произведения.
В
этот
период
вырабатывается
собственное
отношение
к
сочинению,
сопоставляется
исполняемое
произведение с системой своих взглядов относительно художественного
совершенства. Эстетическая оценка - своего рода эмоционально - образное
отражение услышанного.
Именно эстетическая оценка музыкального сочинения поможет
концертмейстеру подойти к следующей задаче - созданию исполнительской
трактовки.
В процессе музыкального восприятия у аккомпаниатора возникает свой
исполнительский замысел. В основе нотного текста произведения заложена
музыкально
-
художественная
идея,
содержащая
исполнительскую
концепцию. Эта идея даёт установку концертмейстеру к применению
определённой совокупности исполнительских средств выразительности,
способствующих наиболее полному раскрытию замысла.
Можно с уверенностью сказать, что концертмейстер- интерпретатор
музыкального сочинения. Интерпретация присутствует и в исполнительской
деятельности, и в формировании исполнительского замысла, а также в
процессе его реализации. Результат творчества композитора выступает в
виде музыкально-художественной интерпретации произведения. Постигая
композиторский
замысел,
концертмейстер
старается
передать
своё
представление
об
идейно-художественном
содержании
музыкального
сочинения солисту и вместе с тем помогает ему (солисту) точно донести
задуманное до слушательской аудитории. Работа с солистом предполагает
безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-
исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии солиста,
«отход» концертмейстера на второй план по отношению к солисту. Важную
роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать солиста при
совместном
музицировании.
Постоянное
внимание
и
предельная
сосредоточенность
должны
соблюдаться
в
равной
степени.
В
исключительных случаях концертмейстер по ходу исполнения корректирует
звучание.
Репетиционная работа у концертмейстера проходит намного сложнее,
чем у солиста- исполнителя. И это логично. Ведь он несёт ответственность не
только перед слушателем, перед автором сочинения, перед самим собой, но,
наконец,
перед
партнёром
—
солистом.
Овладение
музыкальным
произведением вовсе не даёт гарантии того, что во время концерта всё
пройдёт гладко. В практике довольно часто приходится встречаться с
досадными
случаями
срывов
в
момент
выступления,
поэтому
концертмейстер должен быть хорошо подготовлен к публичному показу
произведения уже в репетиционный период. Известно, что перед концертом
может возникнуть нервная обстановка. Поэтому нужно мобилизовать все
силы,
настроиться
психологически,
быть
требовательным
к
себе,
чрезвычайно
внимательным
и
при
этом
сохранять
исполнительскую
индивидуальность.
Вторая часть исполнительского процесса - воплощение творческого
замысла, создание единого музыкально-художественного образа на основе
собственной трактовки произведения. Возникают задачи, связанные с
правильным и точным донесением композиторской идеи до слушателей и
умением
подчинить
аудиторию.
Именно
теперь
концертмейстеру
необходимы эмоциональный
подъём,
творческая
воля
и
артистизм.
Эмоциональное состояние, темперамент и вдохновение, конечно же, влияют
на
исполнительский
процесс.
Процесс
воплощения
исполнительского
замысла включает использование различных динамических оттенков (в
рамках, представленных композитором), способствующих обогащению и
преобразованию
музыкального
звучания.
Выразительное
исполнение
является важной задачей в творчестве любого музыканта. Применение
динамических оттенков определяется внутренним содержанием и характером
музыки, особенностями структуры музыкального сочинения. Динамика
играет огромную роль в исполнительском искусстве. Одним из главных
условий
художественного
исполнения
является
логика
соотношения
музыкальных звучностей, нарушение которой может исказить содержание
музыки. Следует отметить, что динамика, будучи неразрывно связанная с
агогикой,
фразировкой
и
артикуляцией,
во
многом
определяет
индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его эстетическую
направленность, характер интерпретации.
Исполнение аккомпанемента должно быть направлено и на реализацию
требований методического характера:
- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а
именно:
выразительное
исполнение
мелодической
линии,
ощущение
гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических
фигурации;
- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к
исполнению сопровождения;
- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии
аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.
Существуют закономерности, которых необходимо придерживаться:
- планирование работы над более трудными произведениями заранее, во
избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха
перед публикой;
- постоянное внимание, необходимое при выступлении;
- чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;
- разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный
психологический и физический настрой музыканта.
Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной
работы. Главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально -
художественный замысел произведения при высочайшей
культуре исполнения сочинения. Для того,
чтобы выступление было
успешным,
концертмейстеру
необходимо:
мобилизовать
духовные
и
физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь
держаться на сцене, постоянно контролировать себя, помнить о том, что он
также несёт ответственность и за исполнение партии солиста. Любить и
проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать собственный
фортепианный репертуар, включающий старинную музыку и произведения
современных композиторов, разбираться в музыке разных эпох и стилей,
пропагандировать своё искусство.
2.5 Профессиональная спецификация
Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти
смысл
и
удовольствие
не
быть
солистом,
а
одним
из
участников
музыкального
действия,
участником
второго
плана.
Концертмейстер
приспосабливает свое видение музыки к исполнительской манере солиста.
Трудно, но необходимо сохранить и свой индивидуальный облик.
Мобильность,
быстрота
и
активность
реакции
также
важны
для
профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на экзамене
или на концерте перепутал нотный текст, концертмейстер не останавливая
игру, подхватив солиста, благополучно исполняет произведение до конца.
Опытный концертмейстер всегда помогает снять волнение и напряжение
ребенка перед выходом на сцену. Выразительная игра аккомпанемента,
творческое вдохновение передаются ученику и помогают ему обрести
психологическую уверенность и мышечную свободу. Воля и самообладание
– качества, также необходимые концертмейстеру.
На концертном исполнении с начинающим солистом учитываются такие
факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническая
оснащенность,
возможности
инструмента,
на
котором
он
играет.
В
произведениях,
в
которых
партия
концертмейстера
является
только
аккомпанирующей, солист все равно играет ведущую роль несмотря на то,
что он более слабый партнер по своему исполнительскому уровню. В таких
случаях хороший концертмейстер не должен показывать свою игру с лучшей
стороны, а уметь остаться на втором плане и подчеркнуть удачно исполнение
солиста.
Следует отметить вопрос о характере игры вступлений и проигрышей.
Их исполнение необходимо подбирать по отношению со звуковыми и
эмоциональными возможностями ученика.
Концертмейстер всегда должен быть готов к распространенным недостаткам
ученической игры:
- пропуск нескольких тактов;
- остановки;
- забывания текста и т. п.
С течением времени у опытного концертмейстера вырабатывается
внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря
на любые сюрпризы. Концертмейстерство в его различных проявлениях,
формируясь в тесном общении с оперной, вокальной, инструментальной
музыкой и связанным с ними исполнительством, постепенно обрело статус
самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает
из сосуществования двух функционально различных партий: клавирного
аккомпанемента
и
солирующего
голоса
(инструмента),
их
особого
ансамблевого взаимодействия.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ предполагает
необходимость
обладания
такими
навыками,
как
подбор
по
слуху
сопровождения
к
мелодии,
элементарная
импровизация
вступления,
проигрышей,
заключения,
варьирование
фортепианной
фактуры
аккомпанемента при повторениях куплетов и т. д. Такие навыки понадобятся
при разучивании народных и популярных детских песен, не имеющих нот с
полной фактурой.
Гармонизация мелодий по слуху - практический навык, требующий
свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур
и
владения
основными
фактурными
и
ритмическими
формулами
сопровождения.
Фактурное
оформление
подбираемого
сопровождения
должно отражать жанр и характер мелодии.
Показателем художественного качества аранжировки является также
умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той
же пьесе (сменить фактурную формулу в припеве, во втором эпизоде).
Концертмейстер должен также овладеть навыком дублирования вокальной
мелодии фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей
фактуры и часто требуется в работе с учащимися младшего возраста.
Все вышесказанное предполагает наличие у концертмейстера хорошо
развитого мелодического и особенно гармонического внутреннего слуха.
Специфика работы концертмейстера состоит в том, что ему приходится,
сотрудничая с представителями разных музыкальных специальностей, знать
особенности игры других музыкальных инструментов, и в этом смысле он
должен быть «универсальным» музыкантом, следуя лучшим традициям
исполнительского искусства.