Автор: Желтун Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Глебовская СОШ"
Населённый пункт: Московская область, Истринский район, посёлок Глебовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерактивные методы обучения орфоэпии в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в старших классах средней школы. Лайфхаки и мнемотехника".
Раздел: полное образование
Индивидуальная методическая разработка по теме:
«Интерактивные методы обучения орфоэпии в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку
в старших классах средней школы» (из личного опыта работы).
Лайфхаки и мнемотехника.
1.
Цель метода: показать значимость интерактивного обучения как специальной формы организации образовательного
процесса, суть которой состоит в совместной деятельности обучающихся, развитии их творческих способностей в
освоении учебного материала.
Интерактивные методы носят практико-ориентированный характер, применение данных методов на уроках русского языка
и литературы предполагают интерактивную форму учебных занятий с выходом на деятельностную парадигму в учебной
работе.
2.
Сущность метода: показать эффективность различных интерактивных приёмов, поскольку они способствуют
высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности
для творчества, самореализации обучающихся. Ребята хорошо усваивают материал, так как добывают знания,
направленные на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения
проблем. Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к
изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал,
который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно.
3.
Достоинства метода.
Использование мнемотехнических приёмов для запоминания орфоэпических норм при подготовке к ЕГЭ по
русскому языку.
Успешная социализация школьников, активизация обмена мнениями между обучающимися, что способствует
развитию коммуникативной компетенции в процессе познавательной деятельности:
Совместное поэтическое творчество с использованием орфоэпического словника.
•
развитие личностной рефлексии;
•
осознание включенности в общую работу;
•
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
•
развитие навыков общения;
•
принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
•
повышение познавательной активности;
•
чувство успешности каждому учащемуся;
•
классу:
•
формирование класса как групповой общности;
•
повышение познавательного интереса;
•
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
•
учителю:
•
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
•
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных
ситуациях.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие устного общения, позитивного отношения к окружающим;
Предметные: формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм;
Метапредметные:
Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по составленному плану;
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной, поэтической форме; слушать и понимать речь других.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход занятия:
І. Организационный момент.
1.Проверка готовности класса.
ІІ. Тема урока напрямую не заявлена, дети самостоятельно определят её позже, косвенно, посредством визуального
восприятия.
Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание также определяется обучающимися благодаря созданной проблемной ситуации ранее.
тОрты, шАрфы, бАнты, тУфля, свЁкла, доЯр, столЯр
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
ппппп
А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает
о п
есть эпизод, который расскащзывает о первой встрече
первой встрече богатырей с царевной, помните:
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися».
Обратим внимание, что царевна в лесном тереме
тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а
скорее
скорее как крестьянская девушка.
скорее как крестьянская девушка.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
А как же богатыри догадались, что это царская дочь?
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
«Человека выдают два обстоятельства:
если он неправильно ставит ударение в словах «…» и
задаёт глупые вопросы.
– Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и
ударения? (Орфоэпия.)
Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) – раздел языкознания, который изучает
нормативное литературное произношение.
Орфоэпическая компетенция позволяет изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Правильная речь
говорит об уровне образованности и культуры человека.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Орфоэпическая разминка.
Афе
D
ра (не афёра!), аэропо
D
рты, обеспе
D
чение, хода
D
тайство, звони
D
шь, пуло
D
вер, ку
D
хонный, новорождённый, до
D
гмат, фо
D
рзац,
коклю
D
ш, колла
D
ж, щаве
D
ль, ту
D
фля, свёкла, экспе
D
рт, проце
D
нт, танцо
D
вщица, ба
D
рмен, мышле
D
ние, опто
D
вый, бла
D
говест, жалюзи
D
.
Урок началсЯ. ЖалюзИ на заИндевевших окнах опущены, свет включЁн, дверь запертА. На столах
каталОги заданий, которые поведут вас, ребята, по орфоэпическим квартАлам. В классе
присутствуют завсегдАтаи кружка «Любители русской словесности», которые по средАм проводят
здесь свой досУг: являются джеЕнтльмЕны являются в костюмах слИвового цвета, дамы, одна
красивее другой,в декольтИрованных платьях из атлАса, украшенных шАрфами и бАнтами.
БезУдержным порывом знаний наполняется класс. Мои учительские намЕрения не содержат
никакой корЫсти, учебный материал для лучшего сосредотОчения внимания
постараюсь
дозИровать, чтобы облегчИть его восприятие.
IV. Работа над темой занятия
1. Ударение. Акцентологические нормы.
2.Лайфхаки и мнемотехника.
Формируемые УУД:
•
личностные: выражать положительное
отношение к процессу познания;
• Оборудование:мультимедиа, слайды,
дидактический материал.
• Тип урока: урок открытия нового
зн
Орфоэпия
–
(
.
—
,
+
—
) -
,
это
от греч
orthos
прямой правильный
epos
речь
раздел языкознания
который изучает нормативное литературное произношение
. Орфоэпическая компетенция позволяет
изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Правильная речь говорит об уровне образованности и культуры человека.
В нашей речи различают три типа ударения:
1. Логическое ударение - это выделение целых слов в предложении: «Я хочу учиться. - Я хочу учиться. - Я хочу учиться».
2.Эмфатическое ударение - это ударение, служащее для подчеркивания эмоциональной стороны слова, которое
достигается долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного: «Какооой
сюрприииииз!»
3. Словесное (акцентологическое) ударение - это особое выделение одногоиз слогов слова: «СемьЯ».
Хорошо французам! У них ударение всегда на последнем слоге. Полякам тоже не очень сложно: ударение всегда на
предпоследнем слоге.
А в русском языке оно не имеет постоянного, фиксированного места в слове и может стоять то на первом слоге, то на
втором, то на третьем. Это-то и вызывает массу проблем. Приходится осваивать каждое отдельное слово вместе с его
ударением. В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с
одного слога на другой (лист, листа, листья).
Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и
дополнительное (побочное) ударение.
Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным
словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка
Рассказывают, как однажды к древнегреческому ученому Сократу привели человека, о котором он должен был
высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя
узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Следовательно, наша речь должна
быть правильной, чистой, красивой, для того чтобы нас понимали и ценили.
Психологи советуют записывать на бумаге всё, что с нами происходит. Это помогает мозгу разгрузиться и
упорядочить информацию. Я подумала, почему бы не делать это в стихах? Даже если просто пересказывать события
дня в стихотворной форме, можно достичь как минимум две цели: получить психологическую разрядку и
лингвистический опыт.
Подбор рифмы и поддержание ритма требует умственных усилий, и они не пройдут даром. По сути, к литературе
такое действие не имеет никакого отношения. Только тренировка ума.
Когда вы слушаете стихи, начинают работать оба полушария мозга. Правое отвечает за ритм, а левое — за словесную
составляющую.
Получается, прослушивание поэзии обеспечивает стереоэффект. Он гораздо полезнее моноэффекта обычной прозы,
которую обрабатывает только левое полушарие.
Взаимодействие полушарий позволяет мозгу оценивать любую ситуацию со всех сторон. Научив мозг работать
целиком, а не частями (полушариями), вы сможете наиболее целостно подходить к проблеме. Согласитесь, полезный
навык. В целом, изучение орфоэпии имеет значительное значение и приносит ряд практических преимуществ. Оно
помогает улучшить коммуникацию, развить навыки эстетического восприятия речи, укрепить авторитет говорящего и
улучшить качество образования и журналистики. На своих уроках предлагаю ребятам освоить такую науку, как
мнемотехника,
суть которой заключается в том, что информация превращается в
визуальные образы, то есть
представляется в виде картинок в нашем воображении, а затем уже мы удобным для себя
способом сохраняем ее в
памяти.
Подбираем к тому, что запомнилось, образ. Создаём сначала небольшие словесные отрезки, мнемонические пары
совместно, а потом и самостоятельно. Мнемостихотворние - это искусственно придуманный стих, который помогает легче
запоминать определенную информацию
Примеры мнемонических пар: договОр – приговор – разговор; каталОг – диалог-некролог; шофЁр – монтёр; столЯр-маляр-
доЯр; облегчИть- полечИть; звонИт-говорит; танцОвщица-упаковщица и.т.д
V. Итоговый продукт:
Тебя бесцельно я ждалА.
РвалА кровоточАщим нОгтем каталОг,
РвалА от злости, не балУясь вовсе.
И ждал тебя печальный некролОг,
О недруг! В гневе я! Меня ты бойся!
Прозвенел звонок, началсЯ урок.
Знания надо углубИть, светлу голову ободрИть.
Вот я книжицу взялА и вопрос свой задалА.
Знает об этом каждый школЯр, опытный медик, классный столЯр.
Если зуб болит, не стоит горевать, срочно отправляйся его пломбировАть!
ДоЯр, жадно лопающий тОрты,
Стоял в мозаИчном холле аэропорта.
И тапка с кроссовкой торчат из портфеля.
ИсчЕрпаны силы!
Он ждёт самолёта неделю!
Придёшь ты поздно,
ВключИшь ты свет.
ВручИшь ты сыну холодный обед.
СверлИт тебя совесть в бессонную ночь
Но… Я УЧИТЕЛЬ! Тут нЕчем (ничЕм не) помочь!
Если будешь детей любить, древо знаний не устанет плодоносить.
Научу их душой быть красИвее,
я уверена, станут счастливее.
Ничего их сердца опОшлить не сможет,
если знающий педагог поможет.
На уроках я вижу только взгляды восхищённые,
через дЕвичьИ ресницы наращЁнные.
От взглядов мальчишек сердце щемИт,
не за горами ЕГЭ,
и время расстаться велит!
Школа – это белые бАнты,
КвартАлы знаний,
ЦепОчки мигрантов.
Это слИвовый джем в столовой,
ЗнАчимый обед оптОвый (комплексный обед):
Борщ со свЁклой,
На десертик-тОрты.
ГрУшевый компот,
Ну, держись, живо
По средАм для милых из АСОУ дам
на пикнике, под ивами,
готов компотик слИвовый,
супчик грузинский,
борщ украИнский.
Садитесь в свои кроссоверы,
надевайте тёплые пулОверы
Можете позвать подруг,
вместе проведём досУг.
Весь материал мой прошу исследовать
и о победе меня увЕдомить!
Меню в школьной столовой!
На уроках Петей овладел безУдержный аппетит
Через несколько квартАлов он в столовую спешит.
Ждёт его бАрмен у стойки.
Наш Петя, ожидая меню, держится стойко.
В меню:
Салат из свЁклы, на десертик- тОрты,
На обед зашёл не зря!Предложили украИнский борщ из щавелЯ.
СлИвовый и грУшевый компотик,
Заиграл, забурлил подростковый животик,
Потом принесли паштет лососЁвый,
языкОвой колбаски, твОрОг недешёвый!
Состояние Петра стоит облегчИть,
Стоит в меню мезим- форте включить
VI. Рефлексия. Итоги занятия.
1.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.
Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3.
Какие умения и навыки совершенствовали?
4.
Что такое ударение?
5.
Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
VII. Домашнее задание.
1.
Составить поэтический текст, используя слова из орфоэпического минимума.
2.
Мнемостихи по теме: «Любимая школа».
3.
Подготовиться к выразительному чтению, соблюдая нормы произношения.
P.S : все стихи собственного сочинения