Автор: Сабирова Алина Дамировна
Должность: студент
Учебное заведение: ЮУрГУ (НИУ)
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Доклад по клинической психологии
Тема: "Психопатология и юмор"
Раздел: высшее образование
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Высшая медико-биологическая школа
Кафедра «Психология управления и служебной деятельности»
Доклад на тему:
«Психопатология и юмор»
Автор работы:
студент группы МБ-276
Сабирова А.Д.
Челябинск 2025
Содержание
Введение
3
Восприятие юмора
4
Психопатология и юмор
6
Гелотофобия
11
Заключение
16
Список литературы
17
2
Введение
Юмор, эта универсальная и в то же время глубоко индивидуальная
особенность человеческой психики. Юмор является фундаментальным
атрибутом человеческого существования, интегрирующим когнитивные,
аффективные, социальные и физиологические компоненты. С античных
времен юмор находился в поле зрения философов и врачей. Аристотель
рассматривал смех как сугубо человеческое свойство, а Гиппократ в своей
теории темпераментов косвенно описывал проявления юмора у холериков
или сангвиников. Однако именно клиническая психология и психиатрия
Нового и Новейшего времени превратили изучение юмора из предмета
умозрительных рассуждений в строгий научный дискурс, вскрывающий
самые интимные механизмы работы здорового и больного сознания.
Чувство юмора традиционно считается атрибутом здоровья и
психологического благополучия. При психопатологиях способность
шутить и воспринимать юмор страдает. Так, у больных шизофренией
нарушается узнавание юмора, у больных депрессией и тревожными
расстройствами снижается способность смеяться и получать удовольствие
от юмора. Характер психопатологии определяет предпочтение и/или
отвержение различных приемов комизма и его тем. Однако, стоит сразу
отметить, что изучение механизмов нарушения чувства юмора и остроумия
при различных психопатологиях все еще находится на начальных этапах.
3
1.
Восприятие юмора
Для начала, хочется рассказать про модель переработки юмора
(нейробиологическая основа юмора)
1)
Когнитивный этап (понимание несоответствия/разрешение
инконгруэнтности)
Шутка строится на инконгруэнтности - т.е., на несоответствии между
ожидаемой и реальной развязкой. Наш мозг должен обнаружить это
несоответствие и «пересобрать» информацию так, чтобы она обрела новый,
неожиданный смысл.
Задействованные структуры:
ПФК (префронтальная кора), особенно височно-теменной узел: отвечает за
сложные когнитивные функции, рабочая память и разрешение
инконгруэнтности. Именно здесь происходит «озарение», когда мы
понимаем смысл шутки.
Левое полушарие (зоны Брока и Вернике): критически важно для понимания
семантики (смысла) и синтаксиса языковых шуток.
2)
Аффективный этап (эмоциональное подкрепление и получение
удовольствия)
После успешного разрешения инконгруэнтности активируется система
вознаграждения, что вызывает положительную эмоцию.
Задействованные структуры:
Вентральная область покрышки (VTA) и прилежащее ядро (Nucleus
Accumbens): это ключевые компоненты мезолимбического пути, отвечающие
за выброс дофамина и чувство удовольствия.
4
Миндалевидное тело (Amygdala): учувствует в генерации положительных
эмоций, связанных с юмором.
3)
Моторно-эмоциональный этап (смех, экспрессия)
Удовольствие выражается через смех.
Задействованные структуры:
Дополнительная моторная кора (SMA) и поясная извилина (Cingulate
Cortex): инициируют смех.
Гипоталамус и ствол мозга: контролируют непроизвольные механизмы
смеха (такие как дыхание, сокращение лицевых мышц).
Опиоидная система мозга: выброс эндорфинов во время смеха способствует
некоторому обезболивающему и эйфоризирующему эффекту.
5
2.
Психопатология и юмор
Исследования чувства юмора в клинической психологии можно объединить
в два подхода: количественный и качественный. Первый-фиксирует
«снижение» чувства юмора в результате психопатологии, второй-
предполагает наличие качественной специфики юмора у больных различных
нозологический групп.
Так, Й. Ричман (1985), показал, что больные истерией предпочитают
рассказывать сексуальные анекдоты, компульсивные пациенты-анальный
юмор, психопаты-шутки о манипулировании другими, пароноидальные
больные-анекдоты о преследовании невинных жертв.
В исследовании Н. Куипера больные психическими заболеваниями
получили более низкие баллы по чувству юмора, однако при анализе
результатов нозологических групп оказалось, что пациенты с разными
заболеваниями получили разные баллы по разным опросникам чувства
юмора.
Дж. Форабоско на основе анализа имеющихся кинических данных сделал
вывод о том, что в целом при депрессии чувство юмора «снижается», при
мании-«повышается», а при шизофрении меняется.
В исследовании Е.М. Ивановой, С.Н. Ениколопова, О.В. Митиной было
выявлено пять типов анекдотов, предпочтение/отвержение которых
отличается у больных шизофренией, аффективными расстройствами и
здоровых людей: 1) юмор нелепости; 2) неприличные анекдоты; 3) юмор,
дискриминирующий противоположный пол; 4) цинично-пессимистические
анекдоты; 5) юмор, основанный на противоречии-разрешении противоречия.
Теперь, конкретно разберем чувство юмора у людей, страдающих от разных
патологий.
6
2.1.
Шизофрения
Наибольший интерес клиницистов привлекают особенности чувства юмора
больных шизофренией. Специфика мышления, характерная для этих
пациентов, называемая «палеологическим мышлением», обнаруживает
сходство с механизмами юмора. В связи с этим, больные шизофренией
нередко могут восприниматься как остроумные люди.
Большинство исследователей предполагают, что больные данным
расстройством действительно испытывают трудности при восприятии
юмора. Однако ряд авторов подчеркивают, что чувство юмора больных
шизофренией страдает не в целом, но, скорее, нарушаются отдельные его
компоненты.
Исходя из прочитанных источников, мы выделили некоторые особенности
юмора больных шизофрении:
1)
Дж. Полимени и Дж. Рейсс показали, что у больных шизофренией
нарушается узнавание и распознования юмора;
2)
Больные шизофренией знают или помнят меньшее количество
анекдотов, по сравнению со здоровыми людьми и больными
аффективными расстройствами. Чем больше выраженность нарушения
мышления, тем труднее больному становится понимать юмор. Это
приводит к формированию негативного отношения к юмору и
усилению аутизации;
3)
Показано, что больные шизофренией предпочитают анекдоты,
основанные на парадоксе и сравнении по отдаленному признаку.
Парадокс, по А.Н. Луку заключается в нахождении глубокого смысла в
бессмыслице, что близко к понятию резонерства. Также, им присущ
юмор дискриминации противоположного пола. Это привело к
предположению о том, что смысл дискриминирующих женщин
7
(мужчин) анекдотов-все-таки флирт, установление отношений между
полами. Возможно, такие шутки наиболее просты для распознавания
юмора в силу четкого обозначения объекта осмеяния;
4)
При наличии в клинической картине депрессивного синдрома,
больные шизофренией предпочитают цинично-пессимистический
юмор и отвергают неприличные анекдоты.
2.2.
Аффективные расстройства
При депрессии восприятие юмора страдает не тотально, а на уровне
отдельных компонентов. Как правило, интеллектуальное понимание «соли»
анекдотов остается сохранным.
Клиническая картина депрессивного синдрома препятствует переживанию
веселья и смеху. Но, несмотря на снижение смеховой активности, больные с
депрессивным синдромом способны получать удовольствие при восприятии
юмора. Так, Ф. Фасоло и Ф. Гамбини показали, что депрессивные пациенты
оценивают шутки на тему депрессии даже выше, чем медсестры клиники.
Также, стоит отметить, что пациенты с депрессивным синдромом не любят
неприличные анекдоты. Это может объясняться либо снижением
сексуального интереса, либо общим снижением уровня экспансии этих
больных, поскольку неприличный юмор связан с определенной долей
эпатажа.
Суицидальные пациенты предпочитают юмор на тему смерти и склонны
рассказывать интропунитивные анекдоты, где страдает главный персонаж.
Наибольшей противоречивостью характеризуется чувство юмора пациентов
с маниакальным синдромом. Широко известно, что такие больные часто
шутят, смеются и хихикают. Патологическая раскрепощенность этих
пациентов выражается, в частности, в предпочтении ими сексуального юмора
8
и анекдотов на тему алкоголизма и наркомании. С одной стороны, мания, по
определению, предполагает наличие эйфории, желание шутить и
беспричинный смех. С другой стороны, в психологии маниакального
состояния есть стремление к юмору депрессивному. Результаты некоторых
исследований позволяют говорить о том, что в маниакальном состоянии
возникает стремление к юмору, но не к любому, а к особому его виду:
цинично-пессимистическому, т.е., по сути своей-депрессивному.
2.3.
Тревожные расстройства
Взаимосвязь между получением удовольствия от шутки и тревожностью
неоднозначна даже в контексте психического здоровья. Большинство
исследователей соглашаются с тем, что тревожность снижает эффект
комизма. Некоторые анекдоты могут содержать в себе «триггеры», которые
могут повысить уровень тревоги или даже вызвать приступы у пациентов с
тревожным расстройством. Однако, имеющиеся эмпирические данные не
позволяют увидеть различия между высоким уровнем тревожности у
здоровых людей и тревожностью как клиническим синдромом. В связи с
этим необходимо проведение дальнейших исследований.
2.4.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Люди с РАС испытывают большие трудности с пониманием юмора, который
требует «считывания» скрытых смыслов и намерений другого человека.
Люди с РАС не могут считывать невербальные сигналы (тон голоса,
ухмылку, подмигивание), поэтому они склонны воспринимать
саркастическое заявление буквально или как ложь и грубость.
Но, стоит отметить, что человек с РАС может шутить, но его шутки могут
казаться странными, неуместными или педантичными.
9
2.5.
Психопатия
Исследования fMRI (функциональная магнитно-резонансная томография)
показали сниженную активность миндалины и орбитофронтальной коры в
ответ на эмоциональные стимулы при психопатии. Это объясняет, почему
люди с психопатическими чертами понимают логику агрессивного юмора, но
не испытывают эмпатического отклика или сочувствия к объекту шутки. Их
система вознаграждения может, напротив, активироваться на такой юмор.
2.6.
Псвевдобульбулярный аффект (насильственный плач и
смех/паралогизм выражения)
Псвевдобульбулярный аффект-это яркий пример «отрыва» моторного
компонента от эмоционального. Возникает при повреждениях мозжечка,
ствола мозга и кортикобульбулярных путей. При данном аффекте человек
смеется или плачет непроизвольно, без соответствующего эмоционального
переживания, что демонстрирует независимость механизмов генерации
смеха от субъективного чувства юмора.
2.7.
Синдром деменции (болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция,
лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви и другие)
При прогрессировании деменции нарушаются исполнительные функции (за
которые отвечает префронтальная кора) и память. Человек может забыть
начало анекдота и не понять его концовку. Или же, из-за потери способности
к сложным когнитивным операциям человек может в целом не понять шутку.
10
3.
Гелотофобия (патологический страх насмешки)
Впервые феномен гелотофобии выделил и описал на клиническом материале
М. Титц. Он понимал гелотофобию как особую форму социфобии, при
которой пациенты испытывают тревогу, связанную со страхом осмеяния
другими людьми. В случае выраженного страха насмешки возникает
«синдром Пиноккио», при котором больные не способны воспринимать
юмор позитивно и непринуждённо. Больные смеются неохотно и против
воли. Для таких больных характерна мышечное напряжение, вплоть до
онемения и других психофизиологических симптомов. «Деревянный вид»-
важный критерий клинической оценки гелотофобии, поэтому М. Титц провел
параллель с фигурой Пиноккио.
11
4.
Диагностика чувства юмора и его патологий
Диагностика чувства юмора и его патологий-это специализированная
область на стыке психологии личности, психометрики и клинической
психологии. Существуют как стандартизированные опросники, так и
проективные методики.
4.1.
Тесты для оценки «нормального», здорового чувства юмора:
Существуют разные методики, направленные на измерение стилей юмора,
его направленности и функций в повседневной жизни здорового человека.
1)
Опросники стилей юмора (Humour Styles Questionnaire, HSQ)
Это самый известный и научно обоснованный подход, разработанный Родом
Мартином и его коллегами.
Суть: методика делит чувство юмора на четыре стиля по двум осям:
направленность (на себя/на другого) и характер (добрый/враждебный).
Что измеряет: аффилиативный юмор (добрый, направленный на других):
использование юмора для укрепления социальных связей, рассказывание
безобидных шуток; самоутверждающий юмор (добрый, направленный на
себя): способность с юмором относиться к своим недостаткам и жизненным
трудностям, самоирония. Это здоровый стиль, тесно связанный с
психологическим благополучием и устойчивостью к стрессу; агрессивный
юмор (враждебный, направленный на других): использование сарказма,
подколок, юмора, унижающего других. Может быть связан с низкой
доброжелательностью и враждебностью; саморазрушающий юмор
(враждебный, направленный на себя): попытки рассмешить других за счет
унижения себя, обесценивание собственных проблем. Высокие показатели
коррелируются с депрессией, тревогой и низкой самооценкой.
12
Применение: HSQ не является клиническим тестом, но очень полезен в
консультативной и коучинговой работе. Высокие показатели по
агрессивному и саморазрушающему стилю могут указывать на зоны
психологического неблагополучия.
2)
Методики оценки способности к восприятию и созданию юмора
Эти тесты измеряют когнитивный компонент юмора.
Тест («Три измерения юмора») Виллибальда Руха:
Суть: испытуемому предлагается набор карточек со смешными и
несмешными надписями. Он должен оценить, насколько каждая из них
смешна.
Что измеряет: тест выявляет предпочтение трем основным типам юмора: 1)
юмор несоответствия: классические шутки, где есть неожиданная развязка,
разрешающая противоречие (большинство анекдотов); 2) несентиментальный
юмор: юмор, где несоответствие полностью не разрешается, создавая
абсурдную ситуацию; 3) сексуальный юмор.
Тест на понимание небуквальных высказываний (например, The Humor
Appreciation Test)
Суть: испытуемому предъявляют истории или картинки и просят выбрать
смешное окончание или объяснить шутку. Это может включать понимание
иронии, сарказма и метафор.
Что измеряет: способность к теории психического-умению понять
намерения и мысли других. Нарушение этого понимания-ключевой маркер
при Расстройствах аутистического спектра (РАС).
13
4.2.
Подходы к диагностике патологий чувства юмора
К сожалению, не существует универсальных «тестов на патологический
юмор». Диагностика проводится клиническим путем, часто с использованием
полуструктурированных интервью и наблюдения.
1)
Клиническое интервью и наблюдение (основной метод)
Клиницист оценивает юмор пациента в контексте:
Адекватность: соответствует ли шутка или смех ситуации? (например,
немотивированный смех при обсуждении трагического события-паратимия,
характерная для шизофрении).
Содержание: о чем шутит пациент? Самоуничижительные, бредовые,
абсурдные, агрессивные темы?
Эмоциональное сопровождение: смех негармоничный, «деревянный»,
(натужный) или искренний?
Спонтанность и продукция: пациент сам шутит (и как) или только реагирует
на шутки?
2)
Проективные методики (как вспомогательный инструмент)
ТАТ (Тематический апперцептивный тест) и его модификации: пациенту
предлагают составить рассказ по картинке с неоднозначным сюжетом.
Наличие в рассказе неадекватных комических элементов, абсурда или
цинизма может быть диагностически значимым;
Метод незаконченных предложений: предложения вроде «Когда я шучу...»
или «Люди смеются...» могут выявить паттерны (например, «...я
контролирую ситуацию»-возможный нарциссический компонент; «...над
моими ошибками»-низкая самооценка);
14
3) Специализированные шкалы в составе крупных клинических опросников
Патология юмора часто является частью более широкого синдрома и
оценивается соответствующими шкалами.
Шкалы оценки позитивных симптомов при шизофрении (например, PANSS -
Positive and Negative Syndrome Scale): качество аффекта, включая его
неадекватность, оценивается в рамках этой шкалы;
Опросники для оценки психопатии: хотя прямой шкалы «юмор» нет, такие
критерии, как «патологическая лживость и манипулятивность», «отсутствие
эмпатии», «поверхностный аффект» напрямую связаны с характерным для
психопатии агрессивным и манипулятивным юмором;
4) Нейропсихологическое тестирование
Поскольку юмор связан с работой префронтальной коры и правого
полушария, при подозрении на органическое поражение мозга используются
тесты на: абстрактное мышление (например, тест на аналогии, толкование
пословиц); когнитивную гибкость (Висконсинский тест сортировки
карточек); теорию психического (как упомянуто выше).
Нарушения в этих тестах косвенно объясняют трудности с пониманием и
генерацией сложного юмора.
15
Заключение
Использование юмора в качестве инструмента клинической диагностики,
очевидно, является привлекательным, поскольку повышает мотивацию и
эмоциональную включенность как пациента, так и врача или психолога,
может сокращать время обследования. Однако научное обоснование такого
диагностического приема пока только делает первые шаги.
В заключение стоит упомянуть о целом направлении работ, посвященных
использованию юмора в психотерапевтических целях. Так, например, в
одном из исследований больным шизофренией систематически и в течение
длительного времени показывали комедийные фильмы (а контрольной
группе-некомедийные фильмы). Результаты показали, что, по мнению
персонала, у пациентов экспериментальной группы снижалась вербальная
(но не поведенческая) агрессия, тревога и депрессия, напряжение.
В настоящее время все большей популярностью начинают пользоваться
различные виды юморотерапии, начиная от тренингов остроумия и
заканчивая клоунадой в онкологических стационарах. Создаются
международные ассоциации, пропагандирующие данный подход к терапии
различных заболеваний-например, Американская Ассоциация
Терапевтического Юмора.
16
Список литературы
1.
Иванова, Е.М., Ениколопов, С.Н. (2009). Психопатология и чувство
юмора. Современная Терапия Психических Расстройств, (1), 19–24.
2.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.:
Азбука, 2021. — 256 с.
3.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
— М.: Эксмо, 2020. — 576 с.
4.
Снежневский А.В. (ред.) Руководство по психиатрии. В 2-х томах. —
М.: Медицина, 1983. — Т. 1: 480 с.; Т. 2: 544 с.
5.
Кирпиченко А.А. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Минск : Вышэйшая
школа, 1996. — 392 с., [2] л. цв. ил. ил., портр.; 20.
6.
Ясковец Т. Б. Нарушение чувства юмора при шизофрении (клинико-
психопатологическое и экспериментально-психологическое
исследование) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.
— 1985. — № 5. — С. 730-735.
7.
Методика «Опросник стилей юмора» (Humour Styles Questionnaire,
HSQ) Р. Мартина. Адаптация О.В. Луньковой, О.В. Стрижовой
Психологическая диагностика. — 2009. — № 4. — С. 65-94.
8.
Карандышев В.Н., Климов Е.А., Маршинин Б.А. и др. Практикум по
общей и экспериментальной психологии с применением
психодиагностических методик. — М.: Лань, 2021. — 384 с.
17