Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ И УВАЖЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ


Автор: Белозорова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Подгоренская основная общеобразовательная школа" (дошкольная группа)
Населённый пункт: с.Подгорное
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ И УВАЖЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ И УВАЖЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ

Введение

Формирование личности ребенка – многогранный и сложный процесс,

в котором особое место занимает патриотическое воспитание.

Определение сущности данного понятия в контексте дошкольного

возраста предполагает осмысление его как целенаправленного

воздействия на формирование у детей основ гражданственности,

любви к своей Родине, уважения к ее истории, культуре и традициям.

Период дошкольного детства является сензитивным для усвоения

базовых ценностных установок, что делает его оптимальным для

заложения фундамента будущей гражданской позиции. В этой статье

мы рассмотрим теоретические основы патриотического воспитания

дошкольников, его основные направления, а также практические

аспекты его реализации в образовательном процессе.

Теоретические основы патриотического воспитания

дошкольников

Понятие “патриотизм” в научном дискурсе трактуется как сложная

социально-психологическая категория, характеризующаяся глубокой

привязанностью к своему Отечеству, готовностью служить его

интересам, гордостью за его достижения и переживанием за его

судьбу. Применительно к дошкольному возрасту, патриотизм

предстает не в форме осознанной гражданской позиции, а как

первичные, еще неосознанные, но уже формирующиеся

эмоциональные реакции и установки. Это, прежде всего, чувство

привязанности к родному дому, семье, детскому саду, городу, а затем

и к стране в целом.

Ключевыми принципами, лежащими в основе патриотического

воспитания дошкольников, являются:

Принцип народности: Ориентация на национальные ценности,

культуру, язык, традиции, которые составляют основу

самобытности народа.

Принцип доступности: Материал и методы воспитания должны

соответствовать возрастным и психофизиологическим

особенностям детей дошкольного возраста, быть наглядными,

эмоциональными и понятными.

Принцип системности и последовательности: Формирование

патриотических чувств должно осуществляться планомерно,

поэтапно, от простого к сложному, от ближнего окружения к

более широкому.

Принцип интеграции: Патриотическое воспитание должно быть

пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка в детском

саду – образовательную, игровую, трудовую, познавательную,

художественно-эстетическую.

Принцип опоры на положительный пример: Демонстрация

образцов патриотического поведения, героизма, служения

Отечеству, любви к своей земле.

Фундаментальное значение для патриотического воспитания имеет

развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к миру.

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к близким

людям, к окружающему миру, который ребенок непосредственно

воспринимает. Это чувство развивается на основе позитивного опыта

взаимодействия с окружающей средой, с людьми, с культурным

наследием.

Основные направления патриотического воспитания

дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников реализуется по нескольким

взаимосвязанным направлениям, каждое из которых вносит свой

вклад в формирование целостного образа Родины и чувства

причастности к ней.

1. Формирование представлений о родном крае и его

истории: Это направление предполагает знакомство детей с

ближайшим окружением – улицей, на которой находится детский

сад, городом (или селом), где они живут. Воспитатели знакомят

детей с названиями улиц, парков, достопримечательностей,

рассказывая об их истории и значении. Важным аспектом

является формирование представлений о природе родного края

– его растительном и животном мире, природных особенностях.

Постепенно круг представлений расширяется до региона,

страны. Знакомство с историей страны на уровне дошкольного

возраста осуществляется через доступные формы – народные

сказки, былины, рассказы о великих событиях и героях (в

адаптированной форме), знакомство с государственными

символами (флаг, герб, гимн).

2. Приобщение к культурным традициям и

ценностям: Культурное наследие является неотъемлемой

частью патриотического воспитания. Дошкольники знакомятся с

русскими народными промыслами (хохлома, гжель, городецкая

роспись, дымковская игрушка), народными праздниками

(Масленица, Новый год, Пасха – с акцентом на народные

обычаи), народными песнями, танцами, играми. Важно не просто

познакомить детей с этими явлениями, но и дать им возможность

прикоснуться к ним, почувствовать их красоту и самобытность.

Это может быть участие в народных праздниках, разучивание

народных песен, игра в народные игры, элементарное

знакомство с народными ремеслами через изобразительную

деятельность.

3. Воспитание уважения к государственным символам и

институтам: Государственная символика – флаг, герб, гимн –

является выражением государственности и суверенитета. С

раннего возраста дети должны знакомиться с этими символами,

понимать их значение. Это может быть рассматривание

изображений флага и герба, прослушивание гимна (с

объяснением, что это торжественная песня нашей страны),

проведение тематических бесед. Важно формировать у детей

чувство гордости за свою страну, которое ассоциируется с ее

символами. Также важно формировать уважение к труду людей,

которые строят и защищают страну – строителей, врачей,

учителей, военнослужащих.

4. Формирование представлений о многонациональном

характере России: Россия – многонациональное государство, и

ознакомление детей с культурой, бытом, традициями различных

народов, проживающих на территории страны, является важной

составляющей патриотического воспитания. Это способствует

формированию толерантности, уважения к представителям

других национальностей, пониманию единства и многообразия

российской культуры. Знакомство может осуществляться через

народные сказки других народов, их костюмы, музыку,

национальные блюда (в элементарной форме).

5. Развитие чувства сопричастности к истории и будущему

Родины: Это направление предполагает формирование у детей

понимания того, что они являются частью большой страны,

имеют к ней отношение и могут внести свой вклад в ее развитие.

Дети должны осознавать, что история страны – это не только

прошлое, но и настоящее, и они сами являются ее частью.

Воспитание бережного отношения к природе, к памятникам

истории и культуры, участие в посильном труде по

благоустройству детского сада и прилегающей территории – все

это способствует формированию чувства ответственности за

свою малую родину и, как следствие, за большую.

Практические аспекты реализации патриотического воспитания в

дошкольном образовательном учреждении

Эффективная реализация патриотического воспитания требует

комплексного подхода, включающего использование разнообразных

форм, методов и приемов работы с детьми.

1. Организация образовательной деятельности:

Тематические занятия: Целенаправленное проведение

занятий, посвященных родному краю, истории России,

государственным символам, народным праздникам и традициям.

Содержание занятий должно быть адаптировано к возрасту

детей, сопровождаться наглядностью (фотографии,

иллюстрации, видеоматериалы, дидактические игры).

Экскурсии и целевые прогулки: Организация экскурсий в

местные музеи, парки, на исторические места (если таковые

имеются в шаговой доступности), а также целевые прогулки по

улицам города с целью ознакомления с его

достопримечательностями.

Чтение художественной литературы: Подбор произведений,

раскрывающих темы Родины, природы родного края,

героических поступков, народных традиций. Сюда относятся

стихи, рассказы, сказки, былины. Важна не только

прослушивание, но и обсуждение прочитанного, анализ

поступков героев.

Занятия по развитию речи: Использование дидактических игр и

упражнений, направленных на обогащение словаря детей

понятиями, связанными с Родиной, ее историей, культурой

(например, “Что такое Родина?”, “Наши символы”, “Мой город”).

Музыкальное и изобразительное творчество: Разучивание

песен о Родине, народных песен. Изобразительная

деятельность, посвященная родным местам, народным

промыслам, государственной символике.

2. Организация игровой деятельности:

Сюжетно-ролевые игры: Создание условий для игр,

моделирующих различные аспекты жизни страны и общества.

Например, “Семья” (с акцентом на семейные традиции),

“Магазин” (с товарами отечественного производства),

“Строители” (строительство дома, детского сада, демонстрируя

важность труда), “Пограничники” (с уважением к защитникам

границ).

Дидактические игры: Игры, направленные на закрепление

знаний о родном крае, государственных символах, известных

людях (в доступной форме). Например, “Собери карту России”,

“Найди лишнее” (с изображением народных промыслов), “Чей

дом?” (с изображением жилищ разных народов России).

Подвижные игры: Использование народных подвижных игр,

знакомство с правилами и их историей.

3. Организация трудовой деятельности:

Труд в природе: Уход за растениями на клумбе детского сада, в

огороде (если есть), сбор природных материалов для поделок.

Это способствует формированию бережного отношения к

природе родного края.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями,

формирование ответственности за живые существа.

Посильный труд по благоустройству: Уборка территории

детского сада, помощь воспитателю в поддержании порядка. Это

формирует чувство личной причастности к созданию

комфортной среды.

4. Организация культурно-досуговой деятельности:

Праздники и развлечения: Проведение тематических

праздников, посвященных Дню защитника Отечества, Дню

Победы, государственным праздникам, народным праздникам.

Важно, чтобы дети не просто пассивно наблюдали, но и

принимали активное участие в подготовке и проведении.

Встречи с интересными людьми: Приглашение в детский сад

ветеранов, работников различных профессий, краеведов,

представителей национальных культур (при наличии такой

возможности).

Просмотр мультфильмов и детских фильмов: Подбор

познавательных и воспитательных материалов, раскрывающих

темы Родины, истории, культуры.

Концерты и выступления: Подготовка детьми концертных

номеров, посвященных Родине, в рамках утренников и

тематических мероприятий.

5. Создание предметно-развивающей среды:

Организация патриотического уголка: Оформление уголка с

использованием государственных символов, карты России,

фотографий родного города/села, иллюстраций, посвященных

истории и культуре страны, образцов народных промыслов.

Наличие краеведческой литературы: Книги, альбомы,

открытки, посвященные родному краю, истории России.

Игрушки и материалы, отражающие национальную

культуру: Куклы в национальных костюмах, народные игрушки,

музыкальные инструменты.

Доступность материалов для творчества: Материалы для

рисования, лепки, аппликации, позволяющие детям воплощать

свои впечатления о Родине.

Роль семьи в патриотическом воспитании

Нельзя недооценивать роль семьи в формировании патриотических

чувств у дошкольников. Семейное воспитание создает основу для

усвоения ребенком базовых ценностей, включая любовь к Родине.

Родители являются первыми учителями и образцами для подражания.

Личный пример родителей: Родители, которые сами

проявляют любовь к своей стране, уважение к ее истории и

традициям, своим примером воспитывают эти качества у своих

детей.

Совместное изучение: Семейные прогулки по городу,

посещение музеев, чтение книг о России, обсуждение новостей

(в доступной форме) – все это способствует формированию у

ребенка целостного представления о Родине.

Участие в народных традициях: Совместное празднование

народных праздников, соблюдение семейных традиций.

Разговоры о Родине: Простые, но искренние беседы о

значении слов “Родина”, “Отечество”, о людях, которые сделали

нашу страну сильной и великой.

Педагогические технологии и методы

В процессе патриотического воспитания дошкольников целесообразно

применять следующие педагогические технологии и методы:

Технология проектной деятельности: Реализация

краткосрочных и долгосрочных проектов, направленных на

изучение определенных аспектов Родины (например, “Мой

любимый город”, “Защитники нашей Родины”, “Русские народные

промыслы”). Проектная деятельность позволяет детям быть

активными участниками процесса познания, проявлять

самостоятельность и творчество.

Игровые технологии: Широкое использование разнообразных

игр (сюжетно-ролевых, дидактических, режиссерских,

конструкторских), которые позволяют детям осваивать

социальные роли, познавать мир, развивать воображение и

творческие способности в контексте патриотических тем.

Технология сотрудничества: Организация совместной

деятельности детей, воспитателя и родителей в рамках

образовательного процесса, нацеленной на достижение общих

целей патриотического воспитания.

Метод наблюдения: Целенаправленное наблюдение детей за

окружающим миром, явлениями природы, трудом людей,

памятниками истории и культуры.

Метод беседы: Ведение диалогов с детьми на темы, связанные

с Родиной, ее историей, культурой, государственной символикой.

Беседы должны быть живыми, эмоциональными, с учетом

возрастных особенностей детей.

Метод рассказа: Воспитатель рассказывает детям истории,

легенды, факты из истории страны, своего края, адаптируя их к

восприятию дошкольников.

Метод примера: Демонстрация положительных образцов

поведения, акцентирование внимания на героизме, доблести,

преданности Родине.

Метод проблемно-поисковой ситуации: Создание ситуаций,

требующих от детей поиска ответов на вопросы, связанных с

Родиной, ее историей, традициями, тем самым стимулируя их

познавательную активность.

Оценка эффективности патриотического воспитания

Оценка эффективности патриотического воспитания дошкольников

осуществляется не через тестирование или контрольные работы, а

через наблюдение за поведением детей, их эмоциональными

реакциями, высказываниями, участием в мероприятиях.

Наблюдение за эмоциональными

проявлениями: Проявление интереса к рассказам о Родине,

радость при звучании гимна, гордость за свою страну.

Анализ высказываний детей: Умение детей рассказывать о

родном крае, своих впечатлениях, выражать положительное

отношение к государственным символам.

Уровень включенности в деятельность: Активное участие в

тематических занятиях, играх, мероприятиях, посвященных

Родине.

Проявление бережного отношения: Бережное отношение к

природе, памятникам, предметам, связанным с культурой и

историей.

Сформированность уважения: Уважительное отношение к

государственным символам, к труду людей, к представителям

разных национальностей.

Вызовы и перспективы

Современное патриотическое воспитание дошкольников сталкивается

с рядом вызовов. В условиях глобализации и информационного

общества важно сохранить национальную самобытность, не

отрываясь от общемировых ценностей. Необходимо избегать

пафосности и формализма, делать акцент на личном опыте ребенка,

на формировании искренних чувств.

Перспективы развития патриотического воспитания связаны с

дальнейшим совершенствованием методик, активным

использованием современных технологий, укреплением

сотрудничества между дошкольными учреждениями, семьями и

общественными организациями. Важно помнить, что патриотизм – это

не только знание истории и культуры, но, прежде всего, любовь и

преданность своей Родине, проявляющаяся в поступках и отношении

к жизни.

Заключение

Патриотическое воспитание дошкольников – это непрерывный

процесс, направленный на формирование у подрастающего

поколения любви к Родине, уважения к ее истории, культуре и

традициям. Этот процесс должен быть системным,

последовательным, интегрированным во все сферы

жизнедеятельности ребенка. Реализация данного направления

предполагает комплексное использование разнообразных форм,

методов и приемов работы, тесное взаимодействие детского сада и

семьи. Только через целенаправленное и грамотное воспитание мы

можем вырастить граждан, способных ценить и преумножать

достижения своей страны, любящих свою Родину и готовых служить

ее интересам. Формирование фундамента патриотических чувств в

дошкольном возрасте закладывает основу для становления

ответственных, духовно богатых и культурно ориентированных

личностей, являющихся гордостью своей страны.



В раздел образования