Авторы: Филиппов Петр Михайлович, Бочкарев Павел Николаевич
Должность: учитель физкультуры и ОБЗР, старший тренер -преподаватель отделения мас- рестлинга
Учебное заведение: МАОУ "Рассолодинская СОШ им. Г.И. Соловьева", МБУ ДО « Детско-юношеская спортивная школа» МР «Мегино – Кангаласский улус»
Населённый пункт: село Рассолода
Наименование материала: Проект
Тема: «Национальные виды спорта и игры как духовное и патриотическое воспитание»
Раздел: среднее образование
Проект
: «
Национальные виды спорта и игры как
духовное и патриотическое воспитание
»
Традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять
достойное место в
учебном
процессе.
Национальные виды спорта и народные игры –
это опыт конкретного этноса, который передается из поколения в поколение в виде
знаний, умений и навыков.
«Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в
этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и
развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2
Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились
трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта.
Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной
системой физического воспитания, готовили детей к труду. Игры, состязания всегда были
отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие
народные праздники.
Национальные виды спорта- это:
- Возрождение культуры каждого народа. Национальные виды спорта и игры отражают
образ жизни, национальные традиции, обычаи. Их сохранение и развитие — залог ещё
большего расцвета самобытной национальной культуры.
- Развитие всесторонне развитой гармоничной личности. Этнокультурный компонент,
включающий национальные виды спорта и игры, способствует развитию творческих
возможностей ребёнка, даёт более полное представление о богатстве национальной
культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и
ценностях.
- Повышение мотивации к занятиям физической культурой. Введение национальных
игр и видов спорта в образовательный процесс приводит к росту интереса обучающихся к
урокам физической культуры, что положительным образом отражается на спортивных
достижениях учеников.
Актуальность: Подрастающее поколение отдаляется от обычного уклада жизни,
ведет сидячий образ жизни, не интересуется традициями своего народа, увеличивается
количество учащихся с низкой физической подготовкой. Отсюда следует, что уроки
физкультуры и занятия ВУД должны быть нацелены на привлечение учащихся к занятию
спортом через национальные виды спорта и игры.
Цель проекта: Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,
традициям народа, к его духовным ценностям.
А также вовлечение учащихся
в
систематические занятия физической культурой и спортом.
Формирование у них
мотивации и устойчивого интереса к здоровому образу жизни
Задачи:
- Реализации здорового образа жизнедеятельности в условиях школы,
в других
жизненных ситуациях.
- Организация внеурочной деятельности по национальным видам спорта.
- Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре и видам спорта.
- Участие в спортивных соревнованиях различного уровня.
Возможности применения национальных видов спорта и народных игр в условиях
школы широки и многообразны. С их помощью мы решаем не только проблемы
физического совершенствования в двигательных умениях и навыках, но и формирования
духовно-нравственных основ школьников. В связи с этим в учебном материале
преобладают якутские национальные виды спорта, игры и состязания. Мы в урочные и
внеурочные формы занятий включаем якутские национальные виды спорта и игры.
Внеурочная деятельность
В нашей школе работают секции по таким национальным видам спорта как мас –
рестлинг и хабылык, хаамыска.
“Мас-рестлинг”
Цель программы: привитие учащимся интереса к национальным видам спорта;
применение народных игр для укрепления здоровья, достижение спортивных успехов
по мас - рестлингу.
Задачи:
- создание у учащихся представления о мас - рестлинге; ознакомление с инвентарем
и оборудованием;
- обучение технике и тактике перетягивания палки в мас - рестлинге;
-
освоение способов развития основных физических
качеств, необходимых
спортсмену по мас – рестлингу (силы, выносливости, быстроты, координации), а
также специальное обучение и тренировка умению кратковременно напрягать все
мышцы;
-воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, осознанного
применения умений и навыков в целях спортивной тренировки и повседневной
жизни;
- приобретение минимума знаний в области гигиены и оказания первой
медицинской помощи. Правильно организовать свой режим дня.
“Хабылык, хаамыска”
Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной
игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к
традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый
ребёнок может успешно учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и
демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных
детей.
Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче
развивать
с
младшего
школьного
возраста. Настольные игры
призваны
способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических,
интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных
успехов сообразно способностям.
Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр
хабылык ,хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах
Задачи:
содействие правильному физическому и психическому развитию;
воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
обучение основной технике настольных игр: хабылык, хаамыска, тыксаан,
тырыынка, куерчэх, умсаах;
Традиционные школьные соревнования по национальным видам спорта
Спортивные соревнования в общеобразовательной школе рассматриваются как
одна из ведущих учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по
физическому воспитанию. Объединяясь с другими формами физического воспитания
единством цели, спортивные соревнования характеризуются разной направленностью
содержания,
широким
спектром
методов
организации
и
проведения,
высокой
эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявлять свои качества.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных
форм внеклассной работы. Они решают основную задачу – привлечение учеников к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитие массовости
физкультурного движения школьников, способствуют укреплению здоровья, физическому
развитию и физической подготовленности детей, сплачивают детский коллектив.
Мы ежегодно проводим такие соревнования :
«Ороссолуода хоһууна» (февраль)
- Воспитание настоящих мужчин.
- Популяризация национальных видов спорта и игр
«Дьиэ кэргэн күрэҕэ» (март)
-
Повышение статуса семьи в современном обществе, пропаганда здорового образа
жизни через сохранение семейных, национальных спортивных традиций.
Соревнование по многоборью “Боотур холото” (июнь)
-
Возрождение, развитие национальных видов спорта.
-
Формирование здорового образа жизни, физическая и нравственная закалка
молодежи.
Вывод
1.
Воспитание учащихся знающих традиции, физически подготовленных, сильных
патриотов.
2.
Увеличение количества учащихся, принимающих участие в физкультурно-
спортивных и оздоровительных мероприятиях внутри улуса и республики.
3.
Положительная динамика.