Напоминание

«Национальные виды спорта и игры как духовное и патриотическое воспитание»


Авторы: Филиппов Петр Михайлович, Бочкарев Павел Николаевич
Должность: учитель физкультуры и ОБЗР, старший тренер -преподаватель отделения мас- рестлинга
Учебное заведение: МАОУ "Рассолодинская СОШ им. Г.И. Соловьева", МБУ ДО « Детско-юношеская спортивная школа» МР «Мегино – Кангаласский улус»
Населённый пункт: село Рассолода
Наименование материала: Проект
Тема: «Национальные виды спорта и игры как духовное и патриотическое воспитание»
Раздел: среднее образование





Назад




Проект

: «

Национальные виды спорта и игры как

духовное и патриотическое воспитание

»

Традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять

достойное место в

учебном

процессе.

Национальные виды спорта и народные игры –

это опыт конкретного этноса, который передается из поколения в поколение в виде

знаний, умений и навыков.

«Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в

этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и

развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2

Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились

трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта.

Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной

системой физического воспитания, готовили детей к труду. Игры, состязания всегда были

отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие

народные праздники.

Национальные виды спорта- это:

- Возрождение культуры каждого народа. Национальные виды спорта и игры отражают

образ жизни, национальные традиции, обычаи. Их сохранение и развитие — залог ещё

большего расцвета самобытной национальной культуры.

- Развитие всесторонне развитой гармоничной личности. Этнокультурный компонент,

включающий национальные виды спорта и игры, способствует развитию творческих

возможностей ребёнка, даёт более полное представление о богатстве национальной

культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и

ценностях.

- Повышение мотивации к занятиям физической культурой. Введение национальных

игр и видов спорта в образовательный процесс приводит к росту интереса обучающихся к

урокам физической культуры, что положительным образом отражается на спортивных

достижениях учеников.

Актуальность: Подрастающее поколение отдаляется от обычного уклада жизни,

ведет сидячий образ жизни, не интересуется традициями своего народа, увеличивается

количество учащихся с низкой физической подготовкой. Отсюда следует, что уроки

физкультуры и занятия ВУД должны быть нацелены на привлечение учащихся к занятию

спортом через национальные виды спорта и игры.

Цель проекта: Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,

традициям народа, к его духовным ценностям.

А также вовлечение учащихся

в

систематические занятия физической культурой и спортом.

Формирование у них

мотивации и устойчивого интереса к здоровому образу жизни

Задачи:

- Реализации здорового образа жизнедеятельности в условиях школы,

в других

жизненных ситуациях.

- Организация внеурочной деятельности по национальным видам спорта.

- Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре и видам спорта.

- Участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

Возможности применения национальных видов спорта и народных игр в условиях

школы широки и многообразны. С их помощью мы решаем не только проблемы

физического совершенствования в двигательных умениях и навыках, но и формирования

духовно-нравственных основ школьников. В связи с этим в учебном материале

преобладают якутские национальные виды спорта, игры и состязания. Мы в урочные и

внеурочные формы занятий включаем якутские национальные виды спорта и игры.

Внеурочная деятельность

В нашей школе работают секции по таким национальным видам спорта как мас –

рестлинг и хабылык, хаамыска.

“Мас-рестлинг”

Цель программы: привитие учащимся интереса к национальным видам спорта;

применение народных игр для укрепления здоровья, достижение спортивных успехов

по мас - рестлингу.

Задачи:

- создание у учащихся представления о мас - рестлинге; ознакомление с инвентарем

и оборудованием;

- обучение технике и тактике перетягивания палки в мас - рестлинге;

-

освоение способов развития основных физических

качеств, необходимых

спортсмену по мас – рестлингу (силы, выносливости, быстроты, координации), а

также специальное обучение и тренировка умению кратковременно напрягать все

мышцы;

-воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, осознанного

применения умений и навыков в целях спортивной тренировки и повседневной

жизни;

- приобретение минимума знаний в области гигиены и оказания первой

медицинской помощи. Правильно организовать свой режим дня.

“Хабылык, хаамыска”

Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной

игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к

традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый

ребёнок может успешно учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и

демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных

детей.

Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче

развивать

с

младшего

школьного

возраста. Настольные игры

призваны

способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических,

интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных

успехов сообразно способностям.

Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр

хабылык ,хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах

Задачи:

содействие правильному физическому и психическому развитию;

воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;

обучение основной технике настольных игр: хабылык, хаамыска, тыксаан,

тырыынка, куерчэх, умсаах;

Традиционные школьные соревнования по национальным видам спорта

Спортивные соревнования в общеобразовательной школе рассматриваются как

одна из ведущих учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по

физическому воспитанию. Объединяясь с другими формами физического воспитания

единством цели, спортивные соревнования характеризуются разной направленностью

содержания,

широким

спектром

методов

организации

и

проведения,

высокой

эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявлять свои качества.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных

форм внеклассной работы. Они решают основную задачу – привлечение учеников к

систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитие массовости

физкультурного движения школьников, способствуют укреплению здоровья, физическому

развитию и физической подготовленности детей, сплачивают детский коллектив.

Мы ежегодно проводим такие соревнования :

«Ороссолуода хоһууна» (февраль)

- Воспитание настоящих мужчин.

- Популяризация национальных видов спорта и игр

«Дьиэ кэргэн күрэҕэ» (март)

-

Повышение статуса семьи в современном обществе, пропаганда здорового образа

жизни через сохранение семейных, национальных спортивных традиций.

Соревнование по многоборью “Боотур холото” (июнь)

-

Возрождение, развитие национальных видов спорта.

-

Формирование здорового образа жизни, физическая и нравственная закалка

молодежи.

Вывод

1.

Воспитание учащихся знающих традиции, физически подготовленных, сильных

патриотов.

2.

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в физкультурно-

спортивных и оздоровительных мероприятиях внутри улуса и республики.

3.

Положительная динамика.



В раздел образования