Автор: Кононенко Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27 Д\С "Росинка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Русские народные праздники" в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад «Росинка» №27
Творческий проект
«
Русские народные
праздники
»
в подготовительной
«Ручеёк»
Воспитатель
Кононенко О.Ю.
2023-2024 уч. Год
Введение
У каждого
народа
есть
свои
праздники
,
которые
пришли
из
глубины
веков
.
Народные
праздники
России
,
самые
любимые
и
известные
—
это
,
снежное
и
морозное
Рождество
,
ранневесенняя
Масленица
,
указывающая
дорогу
весенним
и
солнечным
дням
,
светоносное
торжество
Пасхи
,
весенне
-
летняя
Троица
.
Все
они
,
кроме
Пасхи
,
взаимосвязаны
с
миром
природы
,
с
ее
оживанием
,
расцветанием
.
Все
народные
праздники
наполнены традициями
,
ритуалами
,
обрядами
.
Праздники
в
русской
деревне
прошлого
составляли
важную
сторону
общественной
и
семейной
жизни
.
Крестьяне
даже
говорили
:
«
Мы
целый
год
трудимся
для
праздника
».
Праздник
воспринимался
как
нечто
священное
,
противоположное
будням
—
повседневной
жизни
.
Праздник
предполагал
также
полную
свободу
от
всякой
работы
.
В
этот
день
запрещалось
пахать
,
косить
,
жать
,
шить
,
убирать
избу
,
колоть
дрова
,
прясть
,
ткать
,
то
есть
выполнять
всю
повседневную
крестьянскую
работу
.
Праздник
обязывал
людей
нарядно
одеваться
,
для
разговора
выбирать
темы
приятные
,
радостные
,
иначе
вести
себя
:
быть
веселым
,
приветливым
,
гостеприимным
.
Характерной
чертой
праздника
было
многолюдье
.
Тихое
в
будни
село
заполнялось
зваными
и
незваными
гостями
—
нищими
,
странниками
,
богомольцами
,
вожаками
с
медведями
,
балаганщиками
,
кукольниками
,
ярмарочными
торговцами
,
коробейниками
.
Праздник
воспринимался
как
день
преображения
деревни
,
дома
,
человека
.
Праздники
справлялись
из
года
в
год
,
из
века
в
век
в
определенном
порядке
,
установленном
традицией
.
Среди
них
был
главный
праздник
—
Пасха
.
Праздники великие
:
Рождество
,
Троица
,
масленица
,
Иванов
и
Петров
дни
и
малые праздники
,
еще
их
называли
полупраздники
,
были
связаны
с
начало
м
разного рода
крестьянских
работ
:
первый
день
сева
зерновых
,
заготовка
н
а
зиму капусты
и
другие
.
1.
Актуальность
.
В
настоящее
время
назрела
необходимость
обращения
к
истокам
народной
культуры
.
Важно
познакомить
с
ними
детей
,
приобщить
к
истокам
народной
культуры
.
Праздник
,
особенно
народный
,
помогает
детям
выразитьсвои
чувства
в
музыке
,
познакомить
с
новыми
произведениями
художественной
литературы
,
проявить
себя
в
продуктивной
деятельности
,
даёт
детям
новые
впечатления
.
Основная
направленность
–
воспитание
моральных
и
нравственных
качеств
ребёнка
.
Паспорт
проекта
.
Возраст
детей
:
дети
6 – 7
лет
.
Участники
проекта
:
дети
,
воспитатели
группы
,
родители
.
Срок
реализации
проекта
:
декабрь
2023
–
май
2024
г
.
Продолжительность
:
долгосрочный
2.
Цель
:
Приобщение
детей
к
истокам
народной
культуры
,
знакомство
с
народными
праздниками
.
3
.
Задачи:
Обучающие:
вызвать желание глубже ознакомиться с народными праздник
ами, вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в к
оллективной предпраздничной деятельности совместно с родителями, сформ
ировать основы праздничной культуры;
Развивающие
:
развивать творческую активность детей, любознательность,
смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;
Воспитательные
:
воспитывать чувство патриотизма, основанное на
традициях народа.
4. Методы
работы
по
проекту
с
детьми
:
1.
Наглядные
–
наблюдения
,
демонстрация
реальных
объектов
,
иллюстрации
и
т
.
д
.
2.
Практические
-
творческие
задания
,
упражнения
,
художественное
тво
рчество.
3.
Игровые
–
дидактические
,
подвижные
игры
,
народные
игры.
5.
Словесные
-
рассказ
педагога
,
беседа
,
чтение
художественной
литер
атуры
Методы
работы
по
проекту
с
родителями
:
1.
Наглядные
:
родительские
уголки
.
2.
Индивидуальные
:
беседы
,
индивидуальные
задания
,
рекомендации
,
консультации
.
3
.
Привлечение
родителей
к
проведению
праздников
.
5.
Ожидаемый
результат
:
увеличить
познавательную
мотивацию
дошкольников
,
развить
моторные
навыки
при
выполнении
заданий
,
пов
ысить
речевую
активность
.
У
детей
расширить
знания
о
народных
праздниках
,
обычаях
,
обрядах
,
народной
культуре
.
1.
План – график мероприятий
Этапы
:
1.
Предварительный
:
-
Мониторинг
знаний
детей
-
Подбор
детской
художественной
литературы
для
чтения
детям
.
-
Работа
с
методическим
материалом
,
литературой
по
данной
теме
.
2.
Основной
:
Праздник
«
Рождество
Христово
»
Задачи
:
-
познакомить
детей
с
древним
русским
праздником
-
объяснить
его происхождение
;
-
учить
делиться
впечатлениями
с
окружающими
,
используя
художественные
средства
выразительности
;
-
прививать
любовь
к
традиционным
праздникам
;
Д
ат
а
Работа
с
детьми
Работа
с
родител
ями
Совершенствован
ие
предметно
-
развивающей
сре
ды
9.
0
1
Беседа
-
«
Рождество
Христово
».
Консультация
для
родителей
«
Празд
нуем
Рождество
»
Открытка
«
Рождественский
вертеп
»
,
иллюстра
ции
про
Рождество
.
1
0.
0
1
Чтение
:
К
.
Д
.
Ушинский
«
Проказы
старухи
зимы
»,
И
.
З
.
Суриков
«
Зима
»
,
Н
.
А
.
Некрасов
«
Мороз
-
воевода
».
Знакомство
с
куклой
Кол
яда.
Подборка стихов.
Кукла Коляда
1
Д
/
и
«
Узнай
по
описани
Атрибуты
для
д
/
игр
1.
0
1
ю
», «
Найди
лишнее
»
1
2.
0
1
Изготовление
открытки
.
Иллюстрации
ново
годних
елочек
1
5.
0
1
Рисование
«
Наша
наряд
ная
ёлка
»;
Иллюстрации
ново
годних
елочек
1
6.
0
1
с
/
р
игра
«
В
магазин
за
по
дарками
».
Атрибуты
для
с
/
р
иг
ры
Праздник
«
Широкая
масленица
»
Задачи
:
1.продолжать
знакомить
с
русскими
народными
праздниками
.
2. познакомить
с
происхождением
древнего
праздника
Масленица
,
его
традициями
,
объяснить
детям
название
праздника
,
какой
смысл
несет
в
себе
румяный
поджаристый
круглый
блин
,
что
олицетворяет
собой
обряд сжигания
соломенного
чучела
;
3.приобщить
всех
участников
к
традиции
проведения
народного
празд
ника
Масленице
;
Да
та
Работа
с
детьми
Работа
с
родителя
ми
Совершенств
ование
пред
метно
-
развивающе
й
среды
(
амп
лификация
)
11.
Понедельник «Встреча»
Консультация
для
Альбом
с
илл
03
- рассматривание альбома
«Масленица»,
- поговорки и стихи про
масленицу.
-
изг
отовление куклы Масленицы
с детьми.
родителей
« Встречаем
Масленицу»
юстрациями
п
ро
масленицу,
подборка
поговорок и
стихов.
Кукла Маслени
ца , материал д
ля изготовлени
я куклы
12.
03
Вторник «Заигрыш»
- Беседа «Как отмечать
Масленицу»
- п/и
«Гори, гори ясно», «Ручеёк»,
«Гуси – лебеди»
- разучивание масленичных
закличек
Иллюстрации
,
атрибуты
для
игры.
Кукольный
домик для
народных
кукол.
13.
03
Среда «Лакомка»
-Знакомство детей с обрядами
масленичной недели и
праздничной кухней.
- Лепка «Блины», «Пироги»
Иллюстрации
,
14.
03
Четверг
«Разгуляй» -
Рассматривани
е
картин
В
.
И
.
Сурикова
«
Вз
ятие
снежного
городка
»
,
Б
.
И
.
Кустодиев
«
Масленица
»
.
Разучивание народных
подвижных игр
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»
Рекомендации
родителям
поиграть
в
народны
е
игры
Иллюстрации
картин.
Атрибуты
для
игр.
15.
03
Пятница «Посиделки»
- Развлечение « Проводы
русской зимы»
- лакомство блинами
Испечь
детям
блины
.
Атрибуты
для
игр, угощение
для детей.
«
Пасха
–
праздник
торжества
жизни
»
Задачи
:
-
познакомить
с
праздником
–
Пасхой
,
его
значением
в
жизни
наших
предков
,
-
совершенствовать
умение
использовать
полученные
знания
в
собственном
творчестве
;
-
развивать
понимание
народного
праздника
;
-
познакомить
с
символом
праздника
Пасхи
–
святым
яичком
.
Да
та
Работа
с
детьми
Работа
с
родите
лями
Совершенствование
пре
дметно
-
развивающей
ср
еды
(
амплификация
)
02
05
Беседа
: «
Пасха
–
главный
христиан
ский
праздник
»
-
Чтение
стихов
:
А
.
Майков
«
Благо
вест
»
Консультация
«
Пр
иобщаем
детей
к
народным
тради
циям
»
Иллюстрации
,
подборка
ст
ихов
03
05
Слушание
пасхальных
песенок.
Русские
народны
е
игры
«
Верба
–
в
Рассказать
детям
о
семейной
традиции
встречи Пасхи .
Диск
с
пасхальными
песен
ками
,
атрибуты
для
игр
.
ербочка
»,
«
Солнышко
–
вед
рышко
»
06
05
Изготовление
отк
рытки с детьми
материал
для
изготовлени
я
открытки
07
05
Изготовление
кор
зиночки для
пасхального
яичка
материал
для
изготовлени
я
корзиночки
- 3.
Заключительный
:
-
проведение
,
викторин
-
мониторинг
знаний
детей
-
Составление
альбома
: «
Как
мы
отмечаем
праздники
».