Напоминание

"Русские народные праздники" в подготовительной группе


Автор: Кононенко Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27 Д\С "Росинка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Русские народные праздники" в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад «Росинка» №27

Творческий проект

«

Русские народные

праздники

»

в подготовительной

«Ручеёк»

Воспитатель

Кононенко О.Ю.

2023-2024 уч. Год

Введение

У каждого

народа

есть

свои

праздники

,

которые

пришли

из

глубины

веков

.

Народные

праздники

России

,

самые

любимые

и

известные

это

,

снежное

и

морозное

Рождество

,

ранневесенняя

Масленица

,

указывающая

дорогу

весенним

и

солнечным

дням

,

светоносное

торжество

Пасхи

,

весенне

-

летняя

Троица

.

Все

они

,

кроме

Пасхи

,

взаимосвязаны

с

миром

природы

,

с

ее

оживанием

,

расцветанием

.

Все

народные

праздники

наполнены традициями

,

ритуалами

,

обрядами

.

Праздники

в

русской

деревне

прошлого

составляли

важную

сторону

общественной

и

семейной

жизни

.

Крестьяне

даже

говорили

:

«

Мы

целый

год

трудимся

для

праздника

».

Праздник

воспринимался

как

нечто

священное

,

противоположное

будням

повседневной

жизни

.

Праздник

предполагал

также

полную

свободу

от

всякой

работы

.

В

этот

день

запрещалось

пахать

,

косить

,

жать

,

шить

,

убирать

избу

,

колоть

дрова

,

прясть

,

ткать

,

то

есть

выполнять

всю

повседневную

крестьянскую

работу

.

Праздник

обязывал

людей

нарядно

одеваться

,

для

разговора

выбирать

темы

приятные

,

радостные

,

иначе

вести

себя

:

быть

веселым

,

приветливым

,

гостеприимным

.

Характерной

чертой

праздника

было

многолюдье

.

Тихое

в

будни

село

заполнялось

зваными

и

незваными

гостями

нищими

,

странниками

,

богомольцами

,

вожаками

с

медведями

,

балаганщиками

,

кукольниками

,

ярмарочными

торговцами

,

коробейниками

.

Праздник

воспринимался

как

день

преображения

деревни

,

дома

,

человека

.

Праздники

справлялись

из

года

в

год

,

из

века

в

век

в

определенном

порядке

,

установленном

традицией

.

Среди

них

был

главный

праздник

Пасха

.

Праздники великие

:

Рождество

,

Троица

,

масленица

,

Иванов

и

Петров

дни

и

малые праздники

,

еще

их

называли

полупраздники

,

были

связаны

с

начало

м

разного рода

крестьянских

работ

:

первый

день

сева

зерновых

,

заготовка

н

а

зиму капусты

и

другие

.

1.

Актуальность

.

В

настоящее

время

назрела

необходимость

обращения

к

истокам

народной

культуры

.

Важно

познакомить

с

ними

детей

,

приобщить

к

истокам

народной

культуры

.

Праздник

,

особенно

народный

,

помогает

детям

выразитьсвои

чувства

в

музыке

,

познакомить

с

новыми

произведениями

художественной

литературы

,

проявить

себя

в

продуктивной

деятельности

,

даёт

детям

новые

впечатления

.

Основная

направленность

воспитание

моральных

и

нравственных

качеств

ребёнка

.

Паспорт

проекта

.

Возраст

детей

:

дети

6 – 7

лет

.

Участники

проекта

:

дети

,

воспитатели

группы

,

родители

.

Срок

реализации

проекта

:

декабрь

2023

май

2024

г

.

Продолжительность

:

долгосрочный

2.

Цель

:

Приобщение

детей

к

истокам

народной

культуры

,

знакомство

с

народными

праздниками

.

3

.

Задачи:

Обучающие:

вызвать желание глубже ознакомиться с народными праздник

ами, вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в к

оллективной предпраздничной деятельности совместно с родителями, сформ

ировать основы праздничной культуры;

Развивающие

:

развивать творческую активность детей, любознательность,

смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;

Воспитательные

:

воспитывать чувство патриотизма, основанное на

традициях народа.

4. Методы

работы

по

проекту

с

детьми

:

1.

Наглядные

наблюдения

,

демонстрация

реальных

объектов

,

иллюстрации

и

т

.

д

.

2.

Практические

-

творческие

задания

,

упражнения

,

художественное

тво

рчество.

3.

Игровые

дидактические

,

подвижные

игры

,

народные

игры.

5.

Словесные

-

рассказ

педагога

,

беседа

,

чтение

художественной

литер

атуры

Методы

работы

по

проекту

с

родителями

:

1.

Наглядные

:

родительские

уголки

.

2.

Индивидуальные

:

беседы

,

индивидуальные

задания

,

рекомендации

,

консультации

.

3

.

Привлечение

родителей

к

проведению

праздников

.

5.

Ожидаемый

результат

:

увеличить

познавательную

мотивацию

дошкольников

,

развить

моторные

навыки

при

выполнении

заданий

,

пов

ысить

речевую

активность

.

У

детей

расширить

знания

о

народных

праздниках

,

обычаях

,

обрядах

,

народной

культуре

.

1.

План – график мероприятий

Этапы

:

1.

Предварительный

:

-

Мониторинг

знаний

детей

-

Подбор

детской

художественной

литературы

для

чтения

детям

.

-

Работа

с

методическим

материалом

,

литературой

по

данной

теме

.

2.

Основной

:

Праздник

«

Рождество

Христово

»

Задачи

:

-

познакомить

детей

с

древним

русским

праздником

-

объяснить

его происхождение

;

-

учить

делиться

впечатлениями

с

окружающими

,

используя

художественные

средства

выразительности

;

-

прививать

любовь

к

традиционным

праздникам

;

Д

ат

а

Работа

с

детьми

Работа

с

родител

ями

Совершенствован

ие

предметно

-

развивающей

сре

ды

9.

0

1

Беседа

-

«

Рождество

Христово

».

Консультация

для

родителей

«

Празд

нуем

Рождество

»

Открытка

«

Рождественский

вертеп

»

,

иллюстра

ции

про

Рождество

.

1

0.

0

1

Чтение

:

К

.

Д

.

Ушинский

«

Проказы

старухи

зимы

»,

И

.

З

.

Суриков

«

Зима

»

,

Н

.

А

.

Некрасов

«

Мороз

-

воевода

».

Знакомство

с

куклой

Кол

яда.

Подборка стихов.

Кукла Коляда

1

Д

/

и

«

Узнай

по

описани

Атрибуты

для

д

/

игр

1.

0

1

ю

», «

Найди

лишнее

»

1

2.

0

1

Изготовление

открытки

.

Иллюстрации

ново

годних

елочек

1

5.

0

1

Рисование

«

Наша

наряд

ная

ёлка

»;

Иллюстрации

ново

годних

елочек

1

6.

0

1

с

/

р

игра

«

В

магазин

за

по

дарками

».

Атрибуты

для

с

/

р

иг

ры

Праздник

«

Широкая

масленица

»

Задачи

:

1.продолжать

знакомить

с

русскими

народными

праздниками

.

2. познакомить

с

происхождением

древнего

праздника

Масленица

,

его

традициями

,

объяснить

детям

название

праздника

,

какой

смысл

несет

в

себе

румяный

поджаристый

круглый

блин

,

что

олицетворяет

собой

обряд сжигания

соломенного

чучела

;

3.приобщить

всех

участников

к

традиции

проведения

народного

празд

ника

Масленице

;

Да

та

Работа

с

детьми

Работа

с

родителя

ми

Совершенств

ование

пред

метно

-

развивающе

й

среды

(

амп

лификация

)

11.

Понедельник «Встреча»

Консультация

для

Альбом

с

илл

03

- рассматривание альбома

«Масленица»,

- поговорки и стихи про

масленицу.

-

изг

отовление куклы Масленицы

с детьми.

родителей

« Встречаем

Масленицу»

юстрациями

п

ро

масленицу,

подборка

поговорок и

стихов.

Кукла Маслени

ца , материал д

ля изготовлени

я куклы

12.

03

Вторник «Заигрыш»

- Беседа «Как отмечать

Масленицу»

- п/и

«Гори, гори ясно», «Ручеёк»,

«Гуси – лебеди»

- разучивание масленичных

закличек

Иллюстрации

,

атрибуты

для

игры.

Кукольный

домик для

народных

кукол.

13.

03

Среда «Лакомка»

-Знакомство детей с обрядами

масленичной недели и

праздничной кухней.

- Лепка «Блины», «Пироги»

Иллюстрации

,

14.

03

Четверг

«Разгуляй» -

Рассматривани

е

картин

В

.

И

.

Сурикова

«

Вз

ятие

снежного

городка

»

,

Б

.

И

.

Кустодиев

«

Масленица

»

.

Разучивание народных

подвижных игр

- «Перетягивание каната»

- «Снежный тир»

Рекомендации

родителям

поиграть

в

народны

е

игры

Иллюстрации

картин.

Атрибуты

для

игр.

15.

03

Пятница «Посиделки»

- Развлечение « Проводы

русской зимы»

- лакомство блинами

Испечь

детям

блины

.

Атрибуты

для

игр, угощение

для детей.

«

Пасха

праздник

торжества

жизни

»

Задачи

:

-

познакомить

с

праздником

Пасхой

,

его

значением

в

жизни

наших

предков

,

-

совершенствовать

умение

использовать

полученные

знания

в

собственном

творчестве

;

-

развивать

понимание

народного

праздника

;

-

познакомить

с

символом

праздника

Пасхи

святым

яичком

.

Да

та

Работа

с

детьми

Работа

с

родите

лями

Совершенствование

пре

дметно

-

развивающей

ср

еды

(

амплификация

)

02

05

Беседа

: «

Пасха

главный

христиан

ский

праздник

»

-

Чтение

стихов

:

А

.

Майков

«

Благо

вест

»

Консультация

«

Пр

иобщаем

детей

к

народным

тради

циям

»

Иллюстрации

,

подборка

ст

ихов

03

05

Слушание

пасхальных

песенок.

Русские

народны

е

игры

«

Верба

в

Рассказать

детям

о

семейной

традиции

встречи Пасхи .

Диск

с

пасхальными

песен

ками

,

атрибуты

для

игр

.

ербочка

»,

«

Солнышко

вед

рышко

»

06

05

Изготовление

отк

рытки с детьми

материал

для

изготовлени

я

открытки

07

05

Изготовление

кор

зиночки для

пасхального

яичка

материал

для

изготовлени

я

корзиночки

- 3.

Заключительный

:

-

проведение

,

викторин

-

мониторинг

знаний

детей

-

Составление

альбома

: «

Как

мы

отмечаем

праздники

».



В раздел образования